Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»
материал на тему
Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации детского экспериментирования.
Теоретическая часть: презентация «Организация детского экспериментирования в ДОУ»
Ребенок-дошкольник — природный исследователь окружающего мира. Он изучает все, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию
В ДОУ педагоги создают условия для развития познавательной активности воспитанников. Одно из таких условий является организация детского экспериментирования в детском саду.
Сл.1. Для начала определим содержание терминов «опыт», «эксперимент». Слово «эксперимент» происходит от греческого слова и переводится как «проба, опыт». Термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами.
Сл.2. В условиях ДОУ используем только элементарные эксперименты. Их элементарность заключается:
- во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
- во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий;
- в-третьих, они практически безопасны;
- в- четвертых, в процессе экспериментирования используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Сл.3. С какого возраста педагоги организовывают детское экспериментирование?
Сл.4. Формирование навыков экспериментирования у дошкольников в соответствии с возрастом. (Работа с рабочей программой педагога).
Психологами и педагогами доказано, что детям первых семи жизни присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод соответствует возрастным возможностям. В дошкольном возрасте он является одним из ведущих, а в первые три года - практически единственным способом познание мира. Ведь знания, добытые самостоятельно являются осознанными и прочными. «Что я слышу – я забуду, что увижу-то, запомню, что я сделаю - я пойму». Это выражение отражает сущность восприятие окружающего мира дошкольником.
Сл.5. Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
Сл.6. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
Сл.7. По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке и т. п.
Сл.8. По количеству детей (форма организации):
- индивидуальные (1—4 ребенка);
- групповые (5—10 детей);
- коллективные (вся группа).
Сл.9. По причине их проведения:
- случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в центре природы.
- запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.
- поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
Сл.10. По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
Сл.11. По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
Сл.12. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные, или циклические.
- фронтальные. (эксперимент проводят сами дети)
Сл.13. Алгоритм организации эксперимента:
- постановка проблемы, познавательной задачи (темы исследования);
- выдвижение детьми гипотез, предположений;
- проверка гипотез;
- фиксация результатов и подведение итогов;
- обсуждение работы.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Практическая часть: «От теории к практике»
Педагоги придумывают проблему, тему исследования.
Примеры:
- Воспитатель предлагает детям рассмотреть подготовленный для эксперимента материал, (банка). Специально "смоделированная" воспитателем проблемная ситуация (пустая банка, но в ней что-то есть), Дети должны были определить, что находится в пустой банке. (Тема: «Воздух»)
- Воспитатель привлекает внимание детей к предметам им незнакомым, показ коллекции и другое.
- Помимо проблемной ситуации могут выступать реальные события, происходящие в данный период (яркие природные явления – рассматривание снежинок, сосулек через лупу) результаты человеческой деятельности, события, происходящие в художественном произведении).
- Ребёнок принес в группу мыльные пузыри. Они закончились. Как сделать?
- Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», дети задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать
При выборе темы исследования необходимо соблюдать следующие правила:
- тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его;
- тема должна быть выполнима. Ребенок должен получить новые знания, умения и навыки;
- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Сл. 14 Правила безопасности при проведении экспериментов:
- Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому;
- Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;
- Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно;
- Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);
- Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;
- Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;
- Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;
- После опыта убрать рабочее место
Сл.15. Формы фиксации опытов и экспериментов.
- Дневник наблюдений.
- Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).
- Сравнение с уже известными детям объектами.
- Картинки, фотографии, схематические зарисовки.
- Объемные изображения или игрушки.
- Отдельные буквы и слова.
- Натуральные объекты.
- Записи звуков.
- Зарисовывание объекта.
- Схематическое зарисовывание.
- Использование условных знаков.
- Обведение объектов.
- Планы-схемы.
- Подсчет количества объектов.
- Рисунки-прогнозы.
- Фотографирование.
- Запись воспитателя.
Организуя экспериментальную деятельность с детьми-дошкольниками, необходимо придерживаться определённых правил, позволяющих успешно решить следующие задачи:
- учить действовать самостоятельно и независимо, избегая прямых инструкций;
- не сдерживать инициативы детей;
- не делать за них то, что они уже умеют делать самостоятельно;
- не спешить с вынесением оценочных суждений;
- помогать учиться управлять процессом усвоения знаний.
Экспериментирование воспитатели организуют в процессе в ООД, совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности.
Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:
- взвешивание тяжелых и легких материалов;
- измерение длины с помощью мерок;
- наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;
- изучение смешивания цветов;
- аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности;
- эксперименты организуем во время наблюдений на прогулке (рассматривание снежинок, сосулек через увеличительное стекло; рисование на снегу цветной водой, изготовление цветных льдинок; сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него).
Работа с детьми по организации экспериментирования строится по принципу «от простого сложному».
Все незнакомые этапы осваиваются в определённой последовательности:
- действие показывает педагог;
- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причём тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог, с помощью такого приёма он даёт возможность сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
- действие выполняет ребёнок, который не допустит ошибки;
- действие выполняют все вместе в медленном темпе, чтобы воспитатель смог проконтролировать каждого ребёнка.
Сл. 16. В мини лабораториях может быть выделено:
- Место для постоянной выставки.
- Место для приборов.
- Место для выращивания растений.
- Место для хранения природного и бросового материалов.
- Место для проведения опытов.
- Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что вы понимаете под термином «Опыт» «Эксперимент»?
Эксперимент- Наблюдение за исследуемым явлением в специальных условиях, позволяющих следить за ходом явлений и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
В Условиях доУ используем только элементарные опыты и эксперименты. их элементарность заключается: - В характере решаемых задач : они неизвестны только детям; -в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. -Они безопасны -используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
С какого возраста педагог организует с воспитанниками экспериментирование?
Вторая группа раннего развития (от 2 до 3 лет) дети принимают участие в совместных со взрослыми практических познавательных действиях экспериментального характера. Обследуют предметы окружающей жизни. Младший возраст (от 3 до 4 лет) дети принимают участие в совместных со взрослыми практических познавательных действиях экспериментального характера в соответствии с алгоритмом деятельности. Средний возраст (от 4 до 5 лет) исследуют разные объекты с помощью систем сенсорных этапов. Выполняют действия по алгоритму . понимают и используют модели, предложенные взрослым. Старший возраст ( от 5 до 6 лет) самостоятельно проводят экспериментальные действия. определяют алгоритм собственной деятельности. подготовительная к школе группа ( от 6 до 7 лет ) самостоятельно проводят экспериментальные действия. Выбирают оптимальный способ осуществления.
Классификация экспериментов по: -характеру объектов -месту проведения -количеству детей -продолжительности -по причине проведения -включение в образовательную деятельность. -количеству наблюдений за одним и тем же объектом. -способ применения в аудитории.
Классификация экспериментов по характеру объекта: - с растениями; - с животными; - объекты не живой природы; - объект, который является человек.
Классификация экспериментов по месту проведения: - в групповой комнате; - на участке; - в лесу, в поле.
Классификация экспериментов по количеству детей: -индивидуальные; - подгрупповые; - коллективные.
Классификация экспериментов по причине их проведения: - случайные; - запланированные; - поставленные на вопрос ребенка.
Классификация экспериментов по характеру включаемости в образовательную деятельность: - эпизодические; - систематические.
Классификация экспериментов по продолжительности: - кратковременные; - длительные.
Классификация экспериментов по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: - однократные; - многократные или циклические.
Алгоритм организации эксперимента: - постановка проблемы; -выдвижение детьми гипотез, предположений; -проверка гипотез; - фиксация результатов, подведение итогов; - обсуждения, вывод.
Правила безопасности: - не разбрасывать песок, не тереть глаза руками; - аккуратно пользоваться емкостью для воды; - своевременно поддерживать порядок на рабочем месте; - нельзя пробовать, полученные растворы; - неизвестные семена не пробовать на вкус; - после работы убрать рабочее место
ф ормы фиксации Экспериментов: - дневники наблюдения; - схематические зарисовки; - запись воспитателя; -фотографирование; -подсчет количества объектов; - планы-схемы; -использование условных знаков; - зарисовывание объекта; -составление устного рассказа о рассматриваемом объекте; - отдельные буквы или слова -
Центр экспериментирования - место для выставки, коллекции; - место для приборов; - место для выращивания растений; - место для хранения природного и бросового материала; - место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования"
Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования"...
Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей, через организацию детского экспериментирования"
Буклет для родителей...
«Познавательная активность дошкольников через призму детского экспериментирования»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем окружающего его мира. А особенно в дошкольном возрасте. Как говорится в китайской пословице: «Расскажи – и я забуду, по...
«Развитие познавательной активности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, вс...
Создание условий для развития познавательной активности воспитанников через организацию и проведение мини – музеев.
В наш век высокоразвитых информационных технологий люди все реже вспоминают культуру, традиции и обычаи наших предков. Дети ограничены в возможности узнать историю и культуру страны, познакомиться с п...