Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования"
материал на тему

Полежаева Инесса Геннадьевна

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по организации детского экспериментирования.

Теоретическая часть: Презентация «Организация детского экспериментирования в ДОУ»

Ребенок-дошкольник — природный исследователь окружающего мира.  Он изучает все, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию

В ДОУ педагоги создают условия для развития познавательной активности воспитанников.  Одно из таких условий является организация детского экспериментирования в детском саду.

Сл.1 Для начала определим содержание терминов «опыт», «эксперимент».  Слово «эксперимент» происходит от греческого слова и переводится как «проба, опыт». Термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами.

Сл.2 В условиях ДОУ используем только элементарные эксперименты. Их элементарность заключается:

  • во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
  • во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий;
  • в-третьих, они практически безопасны;
  • в- четвертых, в процессе экспериментирования используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Сл.3 С какого возраста педагоги организовывают детское экспериментирование?

Сл.4 Формирование навыков экспериментирования у дошкольников в соответствии с возрастом. (Работа с рабочей программой педагога).

Психологами и педагогами доказано, что детям первых семи жизни присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, зкспериментирование, как никакой другой метод соответствует возрастным возможностям. В дошкольном возрасте он является одним из ведущих, а в первые три года -практически единственным способом познание мира. Ведь знания, добытые самостоятельно являются осознанными и прочными. «Что я слышу – я забуду, что увижу-то запомню, что я сделаю-я пойму». Это выражение отражает сущность восприятие окружающего мира дошкольником.

Сл.5. Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

Сл.6.    По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

Сл.7     По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке и т. п.

Сл.8     По количеству детей (форма организации):

- индивидуальные (1—4 ребенка);

- групповые (5—10 детей);

- коллективные (вся группа).

Сл.9     По причине их проведения:

- случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в центре природы.

- запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.

- поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

Сл.10.   По характеру включения в педагогический процесс:

- эпизодические (проводимые от случая к случаю);

- систематические.

Сл.11.  По продолжительности:

- кратковременные (от 5 до 15 минут);

- длительные (свыше 15 минут).

Сл.12.  По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

- однократные;

- многократные, или циклические.

- фронтальные. (эксперимент проводят сами дети)

Сл.13   Алгоритм организации эксперимента:

  • постановка проблемы, познавательной задачи (темы исследования);
  • выдвижение детьми гипотез, предположений;
  • проверка гипотез;
  • фиксация результатов и подведение итогов;
  • обсуждение работы.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Практическая часть «От теории к практике» Педагоги придумывают проблему, тему исследования. Примеры:

  • Воспитатель предлагает детям рассмотреть подготовленный для эксперимента материал, (банка). Специально "смоделированная" воспитателем проблемная ситуация (пустая банка, но в ней что-то есть), Дети должны были определить, что находится в пустой банке. (Тема: «Воздух»)
  • Воспитатель привлекает внимание детей к предметам им незнакомым, показ коллекции и другое.
  • Помимо проблемной ситуации могут выступать реальные события, происходящие в данный период (яркие природные явления – рассматривание снежинок, сосулек через лупу) результаты человеческой деятельности, события, происходящие в художественном произведении).
  • Ребёнок принес в группу мыльные пузыри. Они закончились. Как сделать?
  • Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», дети задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой  поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать

При выборе темы исследования необходимо соблюдать следующие правила:

- Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.

- Тема должна быть выполнима. Ребенок должен получить новые знания, умения и навыки.

- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Сл. 14 Правила безопасности при проведении экспериментов:

  • Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому
  • Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;
  • Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно;
  • Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);
  • Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;
  • Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;
  • Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;
  • После опыта убрать рабочее место

Сл.15. Формы фиксации опытов и экспериментов.

  • ¨Дневник наблюдений.
  • ¨Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте(явлении).
  • ¨Сравнение с уже известными детям объектами.
  • ¨Картинки, фотографии, схематические зарисовки.
  • ¨Объемные изображения или игрушки.
  • ¨Отдельные буквы и слова.
  • ¨Натуральные объекты.
  • ¨Записи звуков.
  • ¨Зарисовывание объекта.
  • ¨Схематическое зарисовывание.
  • ¨Использование условных знаков.
  • ¨Обведение объектов.
  • ¨Планы-схемы.
  • ¨Подсчет количества объектов.
  • ¨Рисунки-прогнозы.
  • ¨Фотографирование.
  • ¨Запись воспитателя.

Организуя экспериментальную деятельность с детьми-дошкольниками, придерживаюсь определённых правил, позволяющих успешно решить следующие задачи:

  • учить действовать самостоятельно и независимо, избегая прямых инструкций;
  • не сдерживать инициативы детей;
  • не делать за них то, что они уже умеют делать самостоятельно;
  • не спешить с вынесением оценочных суждений;
  • помогать учиться управлять процессом усвоения знаний.

Экспериментирование воспитатели организуют в процессе в ООД, совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности.  

Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:

  • взвешивание тяжелых и легких материалов;
  • измерение длины с помощью мерок;
  • наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;
  • изучение смешивания цветов.
  • Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.
  •  Эксперименты организуем во время наблюдений на прогулке (рассматривание снежинок, сосулек через увеличительное стекло; рисование на снегу цветной водой, изготовление цветных льдинок; сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него)

Работа с детьми по организации экспериментирования строится по принципу «от простого сложному».

Все незнакомые этапы осваиваются в определённой последовательности:

- действие показывает педагог;

- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причём тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог, с помощью такого приёма он даёт возможность сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

- действие выполняет ребёнок, который не допустит ошибки;

- действие выполняют все вместе в медленном темпе, чтобы воспитатель смог проконтролировать каждого ребёнка

Сл. 16. В мини лабораториях может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материалов. 5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования

Слайд 2

Что вы понимаете под термином «Опыт» «Эксперимент»?

Слайд 3

Эксперимент- Наблюдение за исследуемым явлением в специальных условиях, позволяющих следить за ходом явлений и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

Слайд 4

В Условиях доУ используем только элементарные опыты и эксперименты. их элементарность заключается: - В характере решаемых задач : они неизвестны только детям; -в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. -Они безопасны -используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Слайд 5

С какого возраста педагог организовывает с воспитанниками экспериментирование?

Слайд 6

Вторая группа раннего развития (от 2 до 3 лет) дети принимают участие в совместных со взрослыми практических познавательных действиях экспериментального характера. Обследуют предметы окружающей жизни. Младший возраст (от 3 до 4 лет) дети принимают участие в совместных со взрослыми практических познавательных действиях экспериментального характера в соответствии с алгоритмом деятельности. Средний возраст (от 4 до 5 лет) исследуют разные объекты с помощью систем сенсорных этапов. Выполняют действия по алгоритму . понимают и используют модели, предложенные взрослым. Старший возраст ( от 5 до 6 лет) самостоятельно проводят экспериментальные действия. определяют алгоритм собственной деятельности. подготовительная к школе группа ( от 6 до 7 лет ) самостоятельно проводят экспериментальные действия. Выбирают оптимальный способ осуществления.

Слайд 7

Классификация экспериментов по: -характеру объектов -месту проведения -количеству детей -продолжительности -по причине проведения -включение в образовательную деятельность. -количеству наблюдений за одним и тем же объектом. -способ применения в аудитории.

Слайд 8

Классификация экспериментов по характеру объекта: - с растениями; - с животными; - объекты не живой природы; - объект, который является человек.

Слайд 9

Классификация экспериментов по месту проведения: - в групповой комнате; - на участке; - в лесу, в поле.

Слайд 10

Классификация экспериментов по количеству детей: -индивидуальные; - подгрупповые; - коллективные.

Слайд 11

Классификация экспериментов по причине их проведения: - случайные; - запланированные; - поставленные на вопрос ребенка.

Слайд 12

Классификация экспериментов по характеру включаемости в образовательную деятельность: - эпизодические; - систематические.

Слайд 13

Классификация экспериментов по продолжительности: - кратковременные; - длительные.

Слайд 14

Классификация экспериментов по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: - однократные; - многократные или циклические.

Слайд 15

Алгоритм организации эксперимента: - постановка проблемы; -выдвижение детьми гипотез, предположений; -проверка гипотез; - фиксация результатов, подведение итогов; - обсуждения, вывод.

Слайд 16

ПРАвила безопасности: - не разбрасывать песок, не тереть глаза руками; - аККуратно пользоваться емкостью для воды; - своевременно поддерживать порядок на рабочем месте; - нельзя пробывать , полученные растворы; - неизвестные семена не пробывать на вкус; - после работы убрать рабочее место

Слайд 17

ф ормы фиксации Экспериментов: - дневники наблюдения; - схематические зарисовки; - запись воспитателя; -фотографирование; -подсчет количества объектов; - планы-схемы; -использование условных знаков; - зарисовывание объекта; -составление устного рассказа о рассматриваемом объекте; - отдельные буквы или слова -

Слайд 18

Центр экспериментирования - место для выставки, коллекции; - место для приборов; - место для выращивания растений; - место для хранения природного и бросового материала; - место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»...

«Познавательная активность дошкольников через призму детского экспериментирования»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем окружающего его мира. А особенно в дошкольном возрасте. Как говорится в китайской пословице: «Расскажи – и я забуду, по...

«Развитие познавательной активности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, вс...

Создание условий для развития познавательной активности воспитанников через организацию и проведение мини – музеев.

В наш век высокоразвитых информационных технологий люди все реже вспоминают культуру, традиции и обычаи наших предков. Дети ограничены в возможности узнать историю и культуру страны, познакомиться с п...