Конспект НОД с детьми по познанию в старшей группе на тему «Как звери узнали, кто весну делает?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Дети закрепляют знания о признаках весны. Развивают способности сравнивать и обобщать, знать отличия птиц, зверей, насекомых; умеют группировать животных, используя обобщающие слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zveri_uznali.docx | 314.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №79 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД с детьми
по познанию в старшей группе
на тему «Как звери узнали, кто весну делает?»
Подготовила и провела:
воспитатель гр. «Заячий островок»
Богачева Н.Г.
2015-2016 уч. год
Образовательные задачи
- Закреплять знания признаков весны.
- Развивать способности сравнивать и обобщать, знать отличия птиц, зверей, насекомых; уметь группировать животных, используя обобщающие слова.
- Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
- Закреплять умение подбирать глаголы к существительным, обогащая словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
- Упражнять детей в четком произношении звука -ж-.
- Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
- Упражнять в координации речи с движениями.
Развивающие задачи
- Закреплять умение самостоятельно пользоваться блоками Дьенеша.
- Формировать зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур.
- Развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, ориентацию в пространстве.
- Учить детей эмоциональной, интонационно-выразительной речи в передаче настроения, характера сказочного героя. Формировать умение перевоплощаться в образ.
Воспитательные задачи
- Формировать желание больше знать о родной природе.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивать культуру речевого общения.
- Создавать положительную эмоциональную атмосферу на занятии.
- Активизация словаря
Существительные: весна, время года, март, лужи,
ручьи, льдины, подснежник, сосульки, верба, птицы…
Прилагательные: ранняя, поздняя, теплая, холодная, дождливая, солнечная, голосистые, проворные, быстрые, трудолюбивые, веселые, крупные, мелкие, заботливые…
Глаголы: наступила, пришла, разливается, затопляет, журчит, прилетают, щебечут, поют, вьют гнезда, линяют, просыпаются…
- Обогащение словаря
Проталины, разлив, половодье, брод, первоцветы, перелески, длинноногий, оперенье…
Форма проведения – игровая обучающая ситуация.
Материалы и оборудование
- Демонстрационный материал «Весна», размещенный на фланелеграфе.
- Письмо в конверте с дидактическими заданиями.
- Магнитофонная запись «пение птиц в весеннем лесу».
- Плоскостные фигурки зверей и птиц по количеству детей.
- Весеннее дерево, пенек, бревнышко.
- Игрушка – майский жук – на тонкой (невидимой) леске.
- "Река».
- Блоки Дьенеша.
- Мольберт-фланелеграф, разделенный на 9 квадратов, где расположены 9 предметных картинок с изображениями бабочка, аист/.
- Костюмы для персонажей к сказке Э. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце».
- Сюрпризный момент: игрушка-белка с корзинкой, в которой на ниточках связки «сушеных грибов» для детей (печенье «Опята»).
Предварительная работа
- Рассматривание иллюстративного и наглядно-дидактического материала о весне.
- Чтение рассказов и сказок серии «Лесная газета» В.В.Бианки, Н.И.Сладкова «Капли солнца. Март.»
- Загадывание загадок.
- Дидактические игры:
- «Подбирай, называй, запоминай»,
- Лото,
- «Зашумленные рисунки»,
- «Нелепицы»,
- «Что без чего не бывает?»,
- «Что с чем?».
Интеграция с другими образовательными
областями
- Образовательная область «Коммуникация»
- Развитие связной речи при составлении описательных рассказов о весне по мнемотаблице.
- Развитие мелкой и крупной моторики, речи с движением.
- Умение подбирать антонимы, находить различные существительные к прилагательному.
- Умение подбирать глаголы с приставкой «до».
- Развитие речи-доказательства.
- Активизация речевой деятельности.
- Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Расширение и уточнение представлений о признаках весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе.
- Чтение сказки Э.Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце».
- Создание выразительных образов в инсценировке сказки.
- Образовательная область «Социализация»
- Развитие игровой деятельности.
- Развитие взаимопомощи, сотрудничества.
- Развитие умения слушать товарища, не перебивая его.
- Образовательная область «Художественное творчество»
- Барельеф «Тающие сосульки» - пластилин.
- Аппликация «Куст вербы».
- Рисование «И подснежник маленький, и весна большая».
Образовательные технологии, используемые в работе
- Метод создания проблемных ситуаций.
- Элементы ТРИЗ.
- Мнемотехника.
- Логические задачи.
- Рифмы-чистоговорки.
- Речь-доказательниество.
- Технология сотрудничества, взаимопомощи.
- Создание ситуаций успеха и комфортности.
Ход игровой обучающей ситуации
Педагог. Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На сугробах ломкие льдинки-кружева,
Первая проталинка, первая трава.
Как вы думаете, о каком времени года это стихотворение?
Дети. Это стихотворение о весне.
Педагог. Что такое проталинка?
Дети. Весной начинает пригревать солнце, снег тает, и открывается земля. Это и есть проталинка. Вспоминают строчку из стихотворения И.Токмаковой:
На снегу проталины черные видны,
Видно очень теплые ноги у весны.
Педагог. Ребята, а что хорошего в том, что пришла весна?
Дети.
- Стало тепло и можно больше гулять на улице.
- Весной можно снять теплые вещи – одежду.
- На улице радостнее: ярче светит солнце, набухают почки, скоро появятся первые листочки.
- Весной прилетают птицы.
- На проталинках расцветают первоцветы.
- Из-под земли пробивается первая травка.
- Весной просыпаются насекомые.
- Весной дни становятся длиннее, можно дольше гулять.
Педагог. А что плохого в том, что пришла весна?
Дети.
- Снег растаял, нельзя кататься на санках, лыжах, коньках, с горки.
- Весной погода обманчива, можно заболеть.
- Ранней весной много грязи, луж, приходится ходить в резиновых сапогах.
- Сосульки под солнцем тают и могут упасть на прохожего.
- Весной не слепить снеговика.
- Весной зацветают растения, и у некоторых людей может быть аллергия.
- Весной просыпаются клещи и могут укусить
Педагог. Какие вы молодцы: увидели много хорошего в приходе весны, заметили и плохое в ней.
Подумайте, про что можно сказать «весенний»?
Дети называют подходящие существительные и вспоминают приметы или пословицы.
День (весенний день, что ласковое слово). Вечер.
Дождь (весенний дождь лишним не бывает). Ручей.
Лед (весенний лед толст, да прост, осенний тонок, да цепок).
Ледоход. Подснежник. Цветок.
Аромат. Гриб. Гром.
Педагог. А к чему подойдет слово «весенняя»?
Ночь. Погода. Гроза.
Капель. Оттепель. Пора.
Сказка. Песня. Птица.
Простуда (весною сверху печет, а снизу морозит). Грязь.
Вода. Лужа. Верба.
Примета (март с водою, апрель с травою;
ветрено в марте, в апреле дожди, в мае фиалок и ландышей жди).
Педагог. Про что можно сказать «весеннее»?
Утро. Солнце. Настроение.
Воскресенье. Небо. Наводнение.
Время. Дерево. Половодье.
Дыхание. Поле. Пальто.
Стук в дверь. Сорока приносит письмо от лесных зверей.
Воспитатель читает:
«Здравствуйте, дорогие дети. Нам, лесным зверям, сорока, - а она всегда все новости первая узнает – сказала, что вы все знаете о весне.
Помогите нам, пожалуйста, разобраться и понять, кто весну в лесу делает?
К лесной опушке, где мы вас будем ждать, приведут
- Полянка с игрушками.
- Окошки с картинками.
- Речка без мостика.
Подпись: лесные звери и птицы.»
Педагог. Хотите оказаться в весеннем сказочном лесу?
Дети. Да-а!!
Педагог. Как туда мы можем добраться? Ребята называют глаголы с приставкой »до».
Дети.
Дойти. Долететь. Доехать.
Добежать. Домчаться. Доскакать.
Дотопать. Доплыть. Допрыгать.
Доползти. Докатиться.
Педагог. Наше путешествие начинается с главной реки нашего города. Как она называется?
Дети. Нева!
Педагог. Упражнение на речевое дыхание.
Ветер дует на Неве.
Дети дуют в «трубочку»
Мы плывем на корабле.
На эту и последующие строчки – волнообразные движения сцепленными в замок руками.
За волной бежит волна,
Вдаль уносит нас она.
Педагог. Пересаживаемся на вертолет.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Вверх взлетает вертолет,
Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и им выполнять круговые движения.
Вертолет лети, лети,
Лопасти быстрей крути.
Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).
Педагог. Пересели на лошадку, едем и поем:
Дети. Мы едем-едем-едем в далекие края.
Дети врассыпную подскоком скачут по группе.
Мы дружные соседи, веселые друзья… Стоп.
Педагог. Вот мы оказались на полянке с игрушками-животными. На фланелеграфе врассыпную стоят плоскостные фигурки животных по количеству детей:
Медведь. Мышка. Сова.
Лось. Кабан. Стрекоза.
Заяц. Сорока. Пчела.
Ежик. Ворона. Паук.
Белка. Цапля. Лягушка.
Каждый ребенок выбрал себе игрушку и присел на «полянке». Сейчас каждый из вас к названию своего животного придумает слово-признак.
-Рома, твой зайчик какой?
-Мой зайчик длинноухий, короткохвостый, трусливый.
-Марина, твоя лягушка какая?
-Моя лягушка зеленая и полезная.
Ответивший садится на «бревнышко». Если ребенок затрудняется подобрать прилагательное к существительному, даю косвенную подсказку, используя игру «Наоборот»:
-Наташа, твоя белка тяжелая и медлительная?
- Нет, моя белка легкая, быстрая, ловкая, шустрая.
-Миша, твой ежик квадратный и мягкий?
-Нет, мой ежик круглый и колючий.
Игрушки положили на пол. Дети подскоком прыгают врассыпную между лежащими на «поляне» игрушками под песню.
Дети. Мы едем-едем-едем в далекие края.
Мы дружные соседи, веселые друзья… Стоп.
Дети останавливаются возле других игрушек.
Педагог. Сейчас каждый из вас к названию своего животного придумает слово-действие.
- Нина, твой медведь что делает?
-Мой медведь рычит.
-Почему?
-…потому что он голодный.
-Леня, твоя стрекоза что делает?
-Моя стрекоза быстро-быстро машет крылышками.
-И…
-…скоро улетит к другим стрекозкам.
Ребята, смотрите! К нам на «полянку» жук прилетел! Беру игрушку «майский жук» на длинной тонкой леске и выполняем упражнение на координацию речи с движением
Дети.
На полянку жук влетел, Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж…» | Плавные взмахи руками. Плавные взмахи руками. |
Вот он вправо полетел, Каждый вправо посмотрел. «Ж-ж-ж…» | Правую руку отвести в сторону Плавный поворот головой в правую сторону. Поворот вокруг себя в правую сторону. |
Вот он влево полетел, Каждый влево посмотрел. «Ж-ж-ж…» | Левую руку отвести в сторону. Плавный поворот головой в левую сторону. Поворот вокруг себя в левую сторону. |
Жук на нос хочет сесть, Не дадим ему присесть. | Указательным пальцем коснуться кончика носа. Энергичные отталкивающие движения. |
Жук наш приземлился, Зажужжал И закружился. «Ж-ж-ж…» | Плавные взмахи руками при одновременном приседании на корточки. Плавно поднимаясь, вращать рукой перед собой. |
Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко. | Показать правую ладонь. Левой ладонью как бы поглаживать жука. |
Жук, вот левая ладошка, Посиди и тут немножко. | Показать левую ладонь. Правой ладонью как бы поглаживать жука. |
Жук наверх полетел И на веточку присел. | Взгляд устремлен вверх. Плавный подъем рук. |
На носочки мы привстали, Но жука мы не достали. | Подъем на носки. Сожалеющий жест. |
Хлопнем дружно: Хлоп-хлоп-хлоп, | Три хлопка в ладоши. |
Чтобы улететь он смог. «Ж-ж-ж…» | Медленно вдохнув, плавно руки из положения «в стороны» опускать вдоль туловища вниз. Одновременно с опусканием рук «жужжать» громко (руки в стороны) - тихо - еще тише -замолчать (руки внизу). Жук улетел. |
Педагог. Смотрите, жук прилетел к окошкам с картинками.
Ставлю мольберт-фланелеграф, разделенный на 9квадратов, в которых размещены предметные картинки животных.
-Воробей, голубь, дятел, аист.
Педагог. Предлагаю вам рассмотреть эти изображения и ответить на следующие вопросы:
- Как можно назвать всех, кто нарисован в верхнем ряду?
- Птицы.
- Сколько всего птиц на таблице?
-Четыре.
Назовите их.
- Кого в таблице больше: зверей или насекомых?
-Больше насекомых.
- На сколько групп можно разделить всех животных?
-На три группы: звери, птицы, насекомые.
- Кто лишний в нижнем ряду?
- Волк – он не летает, у него нет крыльев;
-- он просто серый, а бабочка и аист – разноцветные
- Аист – он улетает на юг, а волк и бабочка зимуют.
- Бабочка – она не выкармливает своих детенышей, а волк и аист выкармливают; -- слово «бабочка» - самое длинное, в нем 7зуков, а в словах «волк» и «аист» - по 4звука.
6. Кто лишний в правом столбике?
- Жук – он насекомое, а дятел и аист – птицы.
- Аист – он перелетная птица, а дятел и жук здесь зимуют.
- Дятел – он умеет лечить больные деревья.
7. Кто лишний в среднем ряду?
- Лиса – она зверь, а оса и жук – насекомые; -- она не умеет летать; -- у нее 4 длинные лапы, а у насекомых – по 6 коротеньких; -- слово «лиса» самое длинное, в нем 4звука, а в словах «оса» и «жук» - по 3 звука.
8. Кто лишний в левом столбике?
- Воробей – он не умеет кусаться и жалить.
- Волк – он живет только в лесу, а воробья и осу можно встретить в городе, в парке.
- Оса – слово «оса» начинается с гласного звука, а слова «волк» и «воробей» - с согласного звука «в».
Педагог. Молодцы… А вот и речка без мостика.
Подумайте, как можно попасть на другой берег?
Дети.
Перейти, если мелко… Переплыть…
Перебросить дерево и по нему перебраться…
Леня: «Набросать круглые камушки и по ним перейти»…
Построить плот, мост, лодку…
Педагог. Молодцы!.. Какие вы удивительные фантазеры!
Мы будем строить мосты, но не простые, а из разных геометрических фигур.
Выкладываю на полу достаточно длинную «речку», чтобы на одном «берегу» свободно могли расположиться 4подгруппы ребятишек с наборами блоков Дьенеша. Каждой группе строителей даю разные задания с использованием отрицания «не».
Илья, детали вашего моста должны быть не толстые.
Саша, детали вашего моста должны быть не синие.
Ксюша, детали вашего моста должны быть не треугольные.
Егор, детали вашего моста должны быть не мелкие.
Проверяя постройки детей, спрашиваю:
Илюша, вы правильно построили свой мост?
Дети.
Правильно, потому что детали нашего моста не толстые. И т.д.
Педагог. Вот и последняя полянка, на которой нас ждут звери да птицы. Показываем игру-инсценировку по сказке Э. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце», в которой все роли, в том числе ведущего /Вед./, исполняют дети.
Персонажи – Камень, Ручей, Сосулька и Солнце – надевают костюмы, остальные дети – медальоны с плоскостными фигурками животных. (К медальону фигурка крепится на липучке).
Вед. Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денек! В лесу тепло, от ясного солнышка – из-за ширмы появляется ребенок-Солнышко - тепло, капель весело перезванивает.
Звери да птицы радуются: зайцы балабочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.
Благодать в лесу.
На опушке старый камень-валун хвалится: --- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!
--Неужели ты, дедушка? (Дети - хором).
Вед. Спрашивают звери да птицы.
Камень-валун.
--Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие… Вокруг меня снег тает, рядом со мной травка показалась, ко мне бабочки летят греться.
Кабы не я, и весны не было бы!
--Ах, ты, старый лежебока! (ребенок-Ручей).
Вед. Кричит с полянки звонкий Ручей.
--Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай все мне кланяются, пускай меня благодарят!
--Значит, ты, Ручей, весну делаешь? ( Дети - хором).
Вед. Спрашивают звери да птицы.
Ручей.
--Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка – я снег растапливаю, деревья и кусты живой водой пою…
Какая же без меня весна?!
--Ай, болтун! (ребенок-Сосулька).
Вед. Кричит Сосулька с еловой лапы.
--Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите!
--А разве ты, Сосулька, весну делаешь?
Вед. Спрашивают звери да птицы. ( Дети - хором).
--Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить, как стану булькать на весь лес, - вот вам и весна… Разве иначе весна начинается?! Разве иначе…
Вед. Не успела Сосулька договорить «кап» - и умолкла. Почему? А потому что Солнышко – ребенок-Солнышко уходит за ширму – за лес закатилось.
Закатилось Солнышко, спряталось – тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел (дети «застывают»), и Сосулька обмерзла. Молчат. И сразу стало ясно, кто весну-то делает.
Педагог. Кто же самый главный весной, благодаря кому весна приходит?
Дети. Солнышко самое главное! Это оно нагревает Камень, Ручей и Сосульку.
Педагог. Кто вспомнит поговорки о солнце, весне?
Дети.
- Солнышко с мартовской горки в лето катится.
- Матушка-весна всем людям красна, как ясно солнышко.
Педагог. Молодцы! Ребята, вам Белочка приготовила лесной гостинец /в лапках игрушки корзиночка, в которой лежат «связки» на ниточке грибочков/. Запасливая Белочка, угощая вас, благодарит от имени зверей да птиц за то, что вы им помогли понять, кто же весну делает.
Литература
- Аверина Е.И. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис дидактика, 2006.
- Алябьева В.А. Итоговые дни по лексическим темам. Книга 1, книга 2. М.: Творческий центр Сфера, 2007.
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. М.: Астрель, 2006.
- Волина В.В. В гостях у природы России. СПб: «Виктория – специальная литература», 1997.
- Волина В.В. Игры в рифмы. СПб: Дидактика Плюс, 1997.
- Волкова В.Н. Золотая коллекция. Пословицы и поговорки. Минск: Харвест, 2006.
- Журналы: Дошкольное воспитание №1-2001. Дошкольная педагогика №1-2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познание» в старшей группе По теме: «Театры и музеи Москвы»
Управление общего образования Администрации Ртищевского Муниципального района Саратовской областиМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский с...
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе «Как звери зимой в лесу живут»
- способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;- упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;- развивать любознательност...
Конспект открытого занятия образовательная область "Познание" в старшей группе на тему: "Удивительный мир камней"
Цель занятия: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, вместе с детьми классифицировать камни по признакам, развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление, ...
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме: Произведение М.Ю. Лермонтова «Парус».
Цель: - освоение поэтического наследия М.Ю. Лермонтова; - создание благоприятных условий развития творческого потенциала каждого ребенка.Задачи: Образовательные: - Знакомство с годами жизни...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Как звери к зиме готовятся».
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Как звери...
Конспект НОД с детьми по познанию в старшей группе компенсирующей направленности на тему «В гости в осенний лес»
Закрепить знания детей о диких зверях наших лесов, особенностях их жизни осенью....