Конспект ООД по развитию речи "Во саду ли в огороде"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Афанасьева Гульнара Миннебаевна

НОД по ознакомлению с окружающим миром

в старшем дошкольном возрасте

Тема: «Во саду ли, во огороде выросла картошка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vo_saduli_v_ogorode.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 3 «Салават купере»

Конспект

НОД по ознакомлению с окружающим миром

в старшем дошкольном возрасте

Тема: «Во саду ли, во огороде выросла картошка»

Воспитатель: Афанасьева Г.М.

2017 год

Цель: закреплять у детей  исторические сведения о картофеле. Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний. 
Обогащать и систематизировать знания детей о картофеле. Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.

Словарная работа: Активизировать и обогащать словарный запас детей ( клубни, крахмал, рассыпчатая) .

Индивидуальная работа: Следить   за   речью   детей,   оказывать   помощь   при   ответах   на вопросы,   оказывать   помощь   при   самостоятельной   постановке опытов.

Оборудование: Клубни картофеля разных сортов. Терка. Крахмал, мука.

Методы и приемы:

Вопросы к детям; использование дидактических пособий, наглядного материала, опытов; использование стихотворных форм, загадок;  

Физминутка - игра; релаксация; игровая ситуация;

 Ход занятия.

Организационный момент
Представьте себе, что вы выглянули в окно, а солнышко очень ярко светит. Вы сощурились, солнышко за тучку спряталось – лицо у вас спокойное. Опять солнышко выглянуло – поднесите руку ко лбу, посмотрите на солнышко из-под руки, улыбнитесь солнышку, а потом друг другу. Давайте подарим друг другу наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение. А чтобы много узнать надо быть внимательными, не кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки. Договорились? Вот и замечательно.

Воспитатель .

Друзья, мы пригласили вас,

Чтобы рассказать сейчас

О чуде-пище не простой,

Которая , так вкусно кормит нас!

Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ?   (о картошке)

Правильно о картошке.

В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне-

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе.

О работе в огороде.

О поделках, вкусной пище….

Многое должны узнать

И уже пора начать.

Ребята, это стихотворение я прочитала вам не зря, сегодня мы
будем говорить о картофеле.

Воспитатель:

Весной, когда природа ещё не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь. Хрупкий росток уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле. Заботливые руки человека всё лето ухаживают за кустиком: рыхлят землю, окучивают его, пропалывают сорную траву. А ещё человеку помогает дождик.  Как он помогает?

Дети рассказывают   потешку о дождике .

Дождик, лей, лей, лей,

Крупных капель не жалей!

Помоги немножко

Вырастить картошку!

Воспитатель

Раньше картошку в России не выращивали. Картошка росла только в Америке. Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «золотые яблоки». Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая.  Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом.

Игра с мячом «Отгадай загадку»

Пришло время отгадывать загадки. 

Вот соль тебе,

Вот хлеб и ложка –

Сварилась к ужину …….. (картошка)

Что копали  из земли,

Жарили, варили.

Что в золе мы испекли

Ели и хвали?

 

И зелён и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом картошка

 

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

 

Это чудо плод

Её едим мы круглый год.

Пюре, супы, салат, окрошка –

Везде присутствует картошка.

 

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали.

А когда копать пошли,

Сразу десять вдруг нашли.

Воспитатель :

А теперь   физминутка :

Попрошу всех встать,

Что скажу, то повторять:

Руки вверх и подтянулись,

Наклонились разогнулись,

Вдох и выдох- улыбнитесь,

Потихонечку садитесь.

Ребята расскажите о последовательности посадки клубня картофеля для выращивания рассады

Рассказы детей.

Мы делали ямки, и все по очереди выкладывали туда по одной картофелине, потом ямки засыпали землёй. Всё лето на грядке были зелёные кустики. Мы их поливали, пололи, и окучивали. А осенью мы выкопали картошку. Когда куст выкопали, вместо одной картошки там оказалось несколько.

Воспитатель:

Вы очень интересно рассказали всё, что узнали про картошку. Что должен делать человек, чтобы вырастить хороший урожай картофеля? (Вскопать землю, посадить картошку, окучивать, удобрять, бороться с вредителями, поливать, потом выкопать картошку).

А теперь рассмотрим картофель.

Какого он цвета? А какой он формы? Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это - как у людей, все мы отличаемся друг от друга. У Сабины волосы светлые, а у Сюмбель тёмные. Женя высокий, а Искандер пониже. Так и картофельные клубни отличаются друг от друга.

Картофель какой на ощупь?   Что есть у картофеля? Правильно есть выемки.

Клубни также отличаются по вкусу и по цвету: есть розовые, белые, жёлтые. А теперь рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель ни в коем случае нельзя использовать для приготовления блюд – он ядовит и опасен!

А теперь будем играть в игру

«Собери урожай»

Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд.

Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете как растёт картофельный куст.

Ветер сильный дует- качайте вытянутыми в стороны руками.

И грохочет гром- потопаем ногами.

А картофелю это нипочём.

Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх.

Картофель вырос пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.

Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.

А теперь займите свои места. Картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем. Картофель -очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Кто знает какие - нибудь блюда из картофеля? /ответы/ Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство.
Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!

Воспитатель.

 Картофель известен всем, но мне кажется, что вы об этом овоще не все знаете. Например, знаете ли вы из чего состоит картофель? А почему сваренный картофель рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нём содержится крахмал. Что содержится в картофеле? А как вы думаете для чего нужен крахмал? Правильно крахмал а для чего нужен крахмал, для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.

Воспитатель.

Ребята,кисель, который вы любитепить тоже делают из картофельного крахмала. Именно о крахмале и пойдёт речь. Оказывается, без него мама не сможет ни вкусный кисель сварить, ни накрахмалить белую салфетку или простыню. А кто видел крахмал? Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать? Давайте попробуем. Натираем картофелину на тёрке, кладём в марлю и отжимаем сок в тёмную керамическую тарелку. (Выполняет воспитатель и дети, по желанию). Через некоторое время рассматриваем загустевший сок – появился крахмал.

Опытно - экспериментальная деятельность:

Натертую картофельную кашицу размешать в воде и отстоять. Результат: вода стала беловатой, мутной;

Воспитатель:  Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука. Если белое вещество высушить, то оно станет сухим, как мука.

Сравнение пшеничной муки и крахмала зрительно и на ощупь. Результат: крахмал хрустит, а мука, из которой пекут хлеб мягкая, пушистая, не скрипит.

Воспитатель: Что можете сказать? Отличаются или нет?

Воспитатель: Итак, мы с вами сделали открытие и узнали из чего состоит картофель – из крахмала.

Рефлексия:
Воспитатель.

Ребята, сегодня на занятии вы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас растении как картошка, о том как надо выращивать картошку как заботиться о ней, что картошку можно не только употреблять в пищу, но из неё также получают крахмал. Теперь своими знаниями и умениями вы сможете удивить своих родных и друзей. . Спасибо вам за активную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи. Тема; "Сад и огород"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с учетом ФГОС...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипознавательное развитие«Во саду ли в огороде»            в старшей группе...

Конспект совместной деятельности "Во саду ли, в огороде"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11336080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]    [[{"type":"media","view_mode":"media_large"...

Конспект ООДпо физическому развитию во второй младшей группе

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровьесберегающих технологий. Задачи:Образовательные:-учить детей ходить в колоне по одному-бегать врассыпную-учить прыж...

Пособие из фетра для сенсорного развития «Во саду, ли в огороде»

Игра разработана для детей раннего возраста от 1.5 лет и дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.Игра имеет форму раздвижной книжки, внутренняя поверхность покрыта фетровой тканью, на...

Презентация по познавательному развитию " Во саду ли, в огороде" (часть1).для детей младшего дошкольного возраста

методические разработки по познавательному развитию для младшего дошкольного возраста по теме Овощи и фрукты....

Конспект игры-занятия "Во саду ли, в огороде" для детей старшего дошкольного возраста.

Игра-занятие поможет в игровой форме познакомить ребят с понятиями "сад" и "огород". В занятии использованы такие приемы работы как: сюрпризный момент, загадки, синквейн, дидактиче...