Конспект занятия по окружающему миру "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Тема : Насекомые

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okr_miru_nasekomye_1.odt31.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Подготовила Васильева Наталья Павловна

Воспитатель МБДОУ ДС №46 «Аленушка» 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Тема: «Насекомые»

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Методы и приемы:

  • Наглядные (показ, демонстрация);
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
  • Практические (занимательные упражнения, опыты);
  • Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
  • Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки.

Цели:

1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

2. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

3. Развивать зрительную и слуховую память.

4. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.

5. Развивать связную речь.

6. Развивать образность речи.

7.  Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

8. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

9. Развивать общую моторику, координацию.

10. Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Предварительная работа: отгадывание загадок, наблюдения, чтение сказок  К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка  с изображением насекомых, рассматривание  игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.  

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка –   гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Ход занятия:

1.Введение

Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

        «Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

         Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

         Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

- Ребята, посмотрите, куда же мы пришли? Мы на лесной полянке. (воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)

Когда в душистом сосняке,

Присядешь весною на пеньке.

Внимательно вглядись вокруг,

Ты многое заметишь вокруг!

- Дети, а кто у нас живет в траве, на цветах, в земле, на деревьях, кустах? (ответы детей).

Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злая ведьма  заколдовала нас, помогите, нам, пожалуйста!»

Воспитатель: - Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? (ответы детей).

Воспитатель: - А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

- Закройте все глаза и повторяйте за мной:

-  Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь.  А вот и первое задание от злой ведьмы: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

2.Загадки. 

Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на стол.

1. У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель: - Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

2. Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

Воспитатель: - Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

3. Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. ( муравей).

Воспитатель: - Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

4.Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

  И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель: - Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

5.Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

Воспитатель: - А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

-  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

-  А паук – это насекомое?

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

- Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

-  Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

3.Физминутка «Сороконожка»

Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня) по сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.) - Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи), обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).

И потопаю потом (дети топают ногами) - Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель: - Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

4. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель: (воспитатель показывает картинки)

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

(Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.)

Воспитатель: - Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

5. Игра «Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель: - Посмотрите,  какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить бабочек по группам. Даша, разложи бабочек. 

 Воспитатель: - Даша, по какому признаку  ты разложила бабочек? Ребенок объясняет: 

-Я разложила бабочек по форме.

Воспитатель: - А сейчас Дарина разложит бабочек на группы, но по – другому. Дарина, а ты по какому  признаку разложила бабочек? Ребенок:

- Я разложила бабочек по цвету.

Воспитатель: - А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей: (по размеру) Воспитатель: - Алисия, разложи бабочек по размеру.

Воспитатель: - Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук).

Воспитатель: - Продолжим  путешествие. (Дети садятся на стульчики)

6. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

Воспитатель: -Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

- Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей: (бабочка откладывает яйца).

Воспитатель: - Кто появляется из яйца? Ответы детей: (из яйца появляется гусеница).

Воспитатель: - Что делает гусеница? Ответы детей: (она питается листьями и растет).

Воспитатель: - В кого она превращается? Ответы детей: (гусеница превращается в куколку).

Воспитатель: - Кто выходит из куколки? Ответы детей: (из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель: - Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по  картинкам. 

7.Физминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон». Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)  

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем). Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

8. Рассказы детей по цепочке:

- Бабочка отложила яички на цветке.

- Потом появилась   гусеница.        

- Гусеница питалась листьями и росла.       

- Потом гусеница превратилась в куколку.         

-  Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

9. Итог занятия.

Воспитатель: -Вот и подошло наше  путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

-  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Воспитатель: - Вам понравилось быть насекомыми?

- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

- Какая игра вам больше всего понравилась?

- Вы все сегодня были молодцы!

10. Релаксация. «Порхание бабочки»

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.

 Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните, как вы были насекомыми.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам

Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...