Проект "Родная сторонка"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Новикова Наталья Сергеевна

План работы по дополнительному образованию

Кружок «Родная сторонка»

(старший возраст)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Родная сторонка"188.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад   № 27 «Садко»

Принято                                                      Утверждаю

На Педагогическом совете                       заведующий МБДОУ «Детский сад № 27 «Садко»

30.08.016 года протокол № 1                    приказ от  30.08.2016 года № 345

_________________ С.Н. Черемисова

 План работы по дополнительному образованию

кружок «Родная сторонка»

(старший возраст)

Руководители: воспитатель  Новикова Н.С.

                                                                                                         

Смоленск  2017

Введение

Как много может сделать человек.

Когда он сердцем обращен к Отчизне.

И для себя не представляет жизни

Без русских нив и величавых рек.

А. Татьяничева

Смоленская земля — наша Родина. Нам дорога ее история, ее культура, питающая сегодняшний день. Мы должны осознать, что без прошлого нет будущего. Без знания своих корней невозможно развитие личности, ее духовное становление.

Основной источник впечатлений детей дошкольного возраста - их ближайшее окружение, та среда, в которой они живут. Любовь к своей малой Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знание детьми доступного им краеведческого материала будет основой понимания своеобразия других далеких краев.

Каждый уголок Смоленщины имеет свою историю, замечательных людей, прославивших свой край.

Учитывая, что дети дошкольного возраста восприимчивы к содержательной выразительности национальной культуры, задача воспитателя - пробудить у них интерес к своему родному краю, помочь осознать, что Смоленская земля — наша Родина, формировать целостное представление о культуре своего народа.

Знакомя детей с родным краем, педагог должен сам его хорошо знать и любить, выделять характерные для своей местности объекты, о которых следует рассказать детям. Необходимо сформировать первые представления о географии своего края (название населенного пункта, реки, озера, на котором он расположен, что находится вокруг него, ведущую отрасль современного производства и т д.).

Очень важно найти формы работы, интересные малышам, адекватные психологическим особенностям возраста, уровню их развития. Предлагаемая программа поможет в определении целей, задач, направлений, содержания и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Программа кружка  опирается на Программу «Край мой Смоленский» - региональную программу, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Она интегрируется с  основной общеобразовательной программой, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, может являться основой для разработки части Программы, формируемой участниками образовательного процесса (образовательные области «Социализация», «Познание»,  «Художественное творчество»)

Цель программы

Развитие у детей интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование на этой основе духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей малой Родине.

Задачи программы

  1. Приобщать детей к окружающему миру через ознакомление с ближайшим природным, социальным миром, историей и культурой родного края.
  2. Развивать познавательные способности, расширять кругозор, любознательность, наблюдательность детей.
  3. Формировать доброе, заботливое отношение к природе, людям, своему городу, поселку.

Принципы построения программы

Краеведческий принцип. Отбор содержания  по изучению истории родного края идет на основе непосредственных наблюдений за явлениями окружающей жизни, посещения краеведческих музеев, встреч с интересными людьми и др.

Принцип научности. Программа строится на основе научных источников известных краеведов Смоленщины, содержание материалов адаптировано с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Принцип доступности и посильности. Содержание каждого раздела программы строится от простого к сложному. Задачи и содержание усложняются с учетом возраста и уровня развития детей, ориентации на интересы, эмоциональную и мотивационную сферу ребенка.

Принцип наглядности. Программа предоставляет большие возможности для реализации этого принципа, так как содержанием работы является ближайшее окружение и достаточное его сопровождение: фотографии, альбомы, книги, предметы быта и др.

Принцип интеграции. Программа строиться с учетом принципа интеграции с основной частью общеобразовательной программы и интеграцией      образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Культурологический принцип. Содержание программы направлено на формирование у ребенка представлений о социальных, духовно-нравственных и эстетических ценностях, ориентацию на интересы, эмоциональную и мотивационную сферу ребенка.

Эстетический (художественный) принцип. Программа предполагает использование музыки, фольклора, произведений литературы и искусства, что способствует развитию у детей эстетического отношения к окружающему миру.

Нравственный принцип. Отбор природного, исторического, литературного материала способствует воспитанию любви и привязанности к малой Родине, чувства сопереживания и сопричастности к людям, событиям, истории родного края, выработке эмоционально-нравственного и действенного отношения к окружающему миру.

Принцип вариативности. Структура и объем программы предполагает вариативное их использование в зависимости от местности, особенностей культуры, быта и т.д. Педагогу предоставлена возможность выбора тем, форм, методов работы с детьми.

Комплексно-тематический принцип. Все  разделы программы, мир природы, мир культуры и мир истории, взаимосвязаны между собой и направлены на формирование у детей целостного представления о своей малой Родине.

Образовательная деятельность

В соответствии  с ФГТ образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной, чтения) через:

  • непосредственно образовательную деятельность;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных  

   моментов;

  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей.

 Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от культурных и региональных особенностей, контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, от квалификации педагога.

Формы организации образовательной деятельности

        Образовательная деятельность осуществляется как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов:

  • экскурсии по улицам города (поселка), в природу;
  • рассказы воспитателя об интересных фактах и событиях;
  • беседы;
  • чтение и обсуждение произведений детской и научно-популярной  

 литературы;

  • просмотры диапозитивов, фильмов;
  • занятия на базе музеев и других культурных центров микрорайона, города
  • игры дидактические,  сюжетно-ролевые, подвижные,  театрализованные;  
  • создание альбомов, книг и др.;
  • проектная деятельность,
  • познавательно-исследовательская деятельность, конструирование;
  • викторины;
  • создание макетов, коллекций и их оформление;
  • оформление выставок работ народных мастеров, книг с иллюстрациями,    

   фотоматериалов, детского творчества и др.;

  • продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный

   труд);

  • слушание и обсуждение народной, классической музыки смоленских

   композиторов, пение, танцы, хороводы Смоленского края;

  • развлечения, праздники и др.;
  • участие в праздниках, фестивалях, конкурсах, акциях.

Самостоятельная деятельность детей

 В  группе организовать  мини-музей Смоленска, выставку материалов  о родном крае.

 В группе следует выделить место для краеведческого уголка, оснащенного материалами, накопление и обновление которого идет в течение всего года в соответствии с образовательной деятельностью. Это  позволит детям выбирать занятия по интересам: рассматривать иллюстрации, фотографии, слушать музыку, рисовать, конструировать, играть, экспериментировать и др.

 Материалы для совместной со взрослыми  и самостоятельной деятельности детей:

  • книги, альбомы, фотографии, иллюстрации, слайды, видеофильмы,  

  аудиозаписи;

  • атрибуты старины: домашняя утварь, элементы костюма Смоленской губернии, изделия смоленских мастериц, смоленская игрушка, смоленская  

          керамика и др.;

  • атрибуты для сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных игр;
  • материалы для продуктивной деятельности;
  • карты, схемы, макеты;
  • постоянно действующая выставка: детского (совместно со взрослыми) творчества, изделий народных мастеров, материалов к памятным датам и др.;
  • уголок природы, гербарии, материалы для экспериментирования;

Формы взаимодействия с родителями

  • разработка планов (проектов) маршрутов выходного дня к историческим,  

           памятным местам;

  • совместные экскурсии в музеи, по городу создание совместных проектов (разработка планов мероприятий) праздников, важных для города событий и их реализация;
  • участие в акциях по уборке территории ДОУ;
  • организация совместных выставок, посвященных истории родного края.

Программа рассчитана на  1 год для детей старшей группы.

Программа  включает 3 раздела:

I. Мир природы (образовательная область «Познание», интеграция с образовательными  областями: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Труд», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Художественное творчество»).

II. Мир истории (образовательная область «Социализация»,  интеграция с образовательными областями: «Познание», «Физическая культура», «Музыка», «Коммуникация», «Труд»,», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»)

III. Мир культуры (образовательная область «Художественное творчество», интеграция с образовательными областями: «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература», «Физическая культура» «Чтение художественной литературы», «Труд», «Социализация»).

 Планируемые показатели освоения программы:

- у детей  развит интерес к родному краю;

- дети имеет  некоторые представления об истории, природе и культурных

  традициях народа;

-  дети испытывают чувство сопричастности к своей малой Родине, гордятся ею.          

    -  у детей сформировано позитивное, заботливое отношение к природе, людям, своему городу

Примерное тематическое планирование

Старшая группа

Тема

Содержание

Срок

Итоговое мероприятие

История малой родины

-Возникновение родного города, поселка, происхождение названия, чем знаменит, место расположения

- Ближайшее окружение (улицы, парки, скверы, памятные места и др.)

- Наиболее известные памятники

Сентябрь-ноябрь

Выставка  детских рисунков «Я люблю свой город»

Как жили наши предки

-Жилища и предметы быта, смоленская керамика, смоленская игрушка, вышивка

-Как одевались в старину. Костюм Смоленской губернии.

Посиделки

Культурная жизнь       нашего края

-Народные праздники, особенности их проведения

-Современные праздники и традиции

В течение года

Праздники в

соответствии с содержанием обязательной части программы

Природа нашего края

В течение года

Известные люди Смоленщины

Ю.А.Гагарин, М.И.Глинка, И.Соколов-Микитов, С.Т.Коненков, М.В.Исаковский, А.Т.Твардовский, А.Мишин, В.В. Ельчанинов, Микешин, А.Сергеев, Ю.Никулин, А. Папанов и др. по выбору педагога

В течение года

Праздник «День космонавтики»

Викторина «Знай свой край» (совместно с родителями)

Смоленск-город ключ

История города, герб, памятные места: крепостная стена, собор, известные памятники, музеи, театры, здания, место расположения,

Март-апрель

Игра –путешествие «Смоленск-город ключ»

Смоленщина – мой край родной

-Чем славится Смоленщина: героическая история, известные люди, современные производства (АЭС, з-д «Кристалл», авиационный завод, льноводство, животноводство и др.),

-Известные города Смоленщины: Гагарин, Вязьма, Ельня, Дорогобуж и др.

- Реки, озера, заповедники, полезные ископаемые

- Международные и всероссийские фестивали, конкурсы, спортивные соревнования

Май

В течение года

Праздник «Моя родная сторона»

Блок I. Мир природы

Задачи (старшая группа)

  1. Углублять и конкретизировать представления детей о природных и географических особенностях Смоленской области. Учить использовать для ориентировки на местности простые картосхемы. Продолжать знакомить с различными картами (район, область).
  2. Формировать представления детей о реках, водоемах нашей области, учить находить их на карте Смоленской области.
  3. Закреплять и углублять представления о растительности леса, луга, сада; о диких животных, птицах, характерных для нашего региона.
  4. Продолжать знакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Смоленской области. Дать представление о необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных родного края, независимо от того, нравятся они ребенку, взрослому или нет.
  5. Упражнять в умении собирать коллекции природного материала, характерного для нашего края, учить классифицировать и обобщать их по различным признакам.
  6. Познакомить с деятельностью людей по охране памятных мест природы родного края. Привлекать к участию в экологических акциях, праздниках, проводимых в области, районе, городе, ДОУ.

Содержание

Неживая природа

Природные особенности.

  • Карта Смоленской области.
  • Географические особенности нашего края (холмы, овраги, равнины).
  • Погодные условия в зависимости от сезонов года (климат). Календарь с народными приметами и поговорками.
  • Экспериментирование с природными материалами, характерными для Смоленщины: песок, глина, известняк, мел, торф, бурый уголь и др. Изучение их свойств, возможностей использования.
  • Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.
  • Реки Смоленской области: Днепр, Десна, Каспля, Вазуза; озера: Акатовское, Баклановское, Сапшо и др.

Живая природа

Растения. Разнообразие растительного мира нашего края.

  • Растения хвойных лесов. Деревья: ель, сосна, лиственница и др. Ягоды: черника, брусника, земляника и др. Травы: кислица обыкновенная, папоротник обыкновенный, мхи и др.
  • Растения лиственных лесов. Деревья: береза, осина, сосна, дуб, клен, липа, ясень, рябина, ива и др. Кустарники: малина, ежевика, орешник, калина, шиповник и др. Травы: герань лесная, ландыш майский и др.
  • Луговые растения: одуванчик лекарственный, тимофеевка луговая, мятлик луговой, клевер луговой, колокольчик раскидистый, ромашка непахучая и др.
  • Грибы нашего края: съедобные (опенок, белый гриб, подосиновик, подберезовик, шампиньон, рыжик, масленок, груздь и др.) и ядовитые (ложный опенок, желчный гриб, бледная поганка, мухомор и др.). Особенности строения и использования. Правила сбора грибов.

Животные. Разнообразие животного мира нашей области.

Особенности внешнего вида и повадок (на примере отдельных представителей). Приспособленность живых организмов к условиям жизни.

  • Насекомые: мухи, стрекоза, комары, кузнечики, бабочки, муравьи, пчелы, шмели, божьи коровки и др. Вредители и полезные насекомые.
  • Рыбы: щука, окунь, линь, карась, плотва, сом.
  • Животные озер, рек: лягушки, жабы, тритоны. Змеи: уж, гадюка.
  • Птицы. Перелетные птицы: дрозд, аист, грач, скворец, жаворонок, утка, журавль, ласточка. Зимующие птицы: кочующие – прилетающие на зиму из северных краёв (снегирь, синица, свиристель и др.) и оседлые – живущие в нашем крае во все времена года (ворона, сорока, галка, воробей, дятел, глухарь и др.). Польза птиц в уничтожении вредителей лесов, полей, садов, огородов.
  • Звери: белка, заяц-беляк, лиса, волк, барсук, куница, еж, кабан, рысь, лось, медведь, бобр, выдра и др.

Охрана природы

  • Красная книга Смоленской области.
  • Редкие растения, птицы и звери нашего края, меры по их охране.
  • Охраняемые природные территории: природные заповедники, памятники природы, национальные парки и др.
  • Правила поведения в природе.

Формы и тематика работы по разделу «Мир природы»

  • Беседа «Мой край родной». Задачи: познакомить с географическими особенностями Смоленщины, природным ландшафтом, многообразием растительного и животного мира.
  • Изучение карты области (района). Цель: учить детей ориентироваться по карте, находить на ней знакомые объекты (город, река, озеро и др.)
  • Составление карт-схем (парка, экологической тропы детского сада).
  • Коллекционирование природных материалов, характерных для Смоленщины (песок, глина, известняк, мел, торф, бурый уголь и др.).
  • Рассматривание собранных образцов.
  • Экспериментирование: изучение свойств природных материалов.
  • Д.и. «Что из чего».
  • Беседа о возможностях их использования человеком. Цель: расширять представления детей о свойствах природных материалов, характерных для нашей области, возможностях их использования человеком и значении.
  • Беседа «Осенняя природа родного края». Задачи: закреплять знания детей об осени и осенних изменениях в природе. Систематизировать представления о погодных и климатических условиях, характерных для средней полосы России.
  • Экологическая акция по сбору ягод рябины, семян деревьев и кустарников, произрастающих на участке для зимней подкормки птиц.
  • Наблюдения за изменениями, происходящими в неживой и живой природе в своей местности.
  • Знакомство со смоленскими пословицами, поговорками, приметами об осени.
  • Беседа «Реки и озера Смоленского края». Цель: продолжать формировать представления дошкольников о водоемах Смоленщины (названия, многообразие, месторасположение), мерах по их охране.
  • Нахождение рек и озер на карте Смоленской области, района.
  • Беседа «Рыбы Смоленских рек и озер». Цель: расширять знания детей о рыбах (щука, окунь, линь, карась, плотва, сом и др.), их внешнем виде, особенностях питания и взаимосвязи со средой.
  • Беседа «Животные озер, рек». Цель: формировать представления детей о животных, населяющих смоленские реки и озера (лягушка, жаба, тритон, уж, гадюка): название, внешний вид, место обитания.
  • Игра «Путешествие по реке Днепр».
  • Чтение художественной и познавательной литературы о животных и растениях, живущих в реках и озерах. Обсуждение прочитанного.
  • Познавательные рассказы педагога о рыбах «А знаете ли вы, что…?»
  • Отгадывание и составление загадок о рыбах и др.
  • Экскурсия на луг «Кто живет на лугу?». Цель: продолжать знакомить с живыми обитателями луга (кузнечик, божья коровка, бабочка, пчела, шмель и др.), их функциями.
  • Экскурсия на луг «Что растет на лугу?». Цель: продолжать знакомить детей с растениями луга (одуванчик лекарственный, тимофеевка луговая, мятлик луговой, клевер луговой, колокольчик раскидистый, ромашка непахучая и др.), внешний вид, взаимосвязь с местом произрастания.
  • Наблюдения за насекомыми, травами.
  • Чтение познавательной и художественной литературы об обитателях луга. Обсуждение прочитанного.
  • Рассматривание иллюстраций, изображающих травы и насекомых луга.
  • Отгадывание и составление загадок о насекомых и растениях.
  • Экспериментирование с насекомыми.
  • Создание гербария «Растения луга».
  • Д.и. «Что растет на лугу».
  • Коллекционирование семян луговых растений.
  • Беседа «Луг и его обитатели». Цель: расширять и конкретизировать знания детей о растениях и насекомых луга.
  • Моделирование природного ландшафта луга с помощью предметных картинок.
  • Прогулка на луг «С лукошком в зеленую аптеку». Цель: учить детей узнавать лекарственные травы по внешнему виду, правильно их собирать.
  • Д.и. «Лекарственные растения Смоленского края».
  • Чтение познавательной литературы о лекарственных растениях. Обсуждение прочитанного.
  • Познавательные рассказы педагога о лекарственных растениях «А знаете ли вы, что …?».
  • Обсуждение названий лекарственных растений (Например: «Почему растение называется «зверобой»?)
  • Работа над проектом «Лекарственные растения Смоленской области» (результатом может быть создание гербария, альбома, содержащего фотографии и рисунки детей, краткие сведения о растениях и особенностях их использования, а также правила сбора).

  • Беседа «Грибы нашего края». Цель: продолжать знакомить со съедобными (опенок, белый гриб, подосиновик, подберезовик, шампиньон, рыжик, масленок, груздь и др.) и ядовитыми (ложный опенок, желчный гриб, бледная поганка, мухомор и др.) грибами, их строением, местом произрастания, особенностями использования.
  • Чтение познавательной литературы о грибах. Обсуждение прочитанного.
  • Познавательные рассказы педагога о грибах «А знаете ли вы, что…?»
  • Отгадывание и составление загадок о грибах.
  • Д.и. «Грибы Смоленского края».
  • Работа над нормативным проектом «Правила сбора грибов».
  • Экскурсия в краеведческий музей и знакомство с экспозицией «Грибы».
  • Экскурсия в лиственный лес (парк). Цель: познакомить детей с понятием «лиственный лес», продолжать знакомить с деревьями и кустарниками, характерных для лиственного леса средней полосы.
  • Беседа «Лиственные леса Смоленщины». Цель: расширять представления детей о растениях лиственных лесов (деревья: береза, осина, сосна, дуб, клен, липа, ясень, рябина, ива и др.; кустарники: малина, ежевика, орешник, калина, шиповник и др.; травы: герань лесная, ландыш майский и др.), многообразие, особенности внешнего вида, их использование человеком.
  • Чтение художественной и познавательной литературы о растениях лиственных лесов. Обсуждение прочитанного.
  • Наблюдения за различными лиственными деревьями.
  • Д.и. «Найди растения лиственного леса».
  • Познавательные рассказы педагога о растениях лиственного леса «А знаете ли вы, что…?»
  • Экспериментирование с растениями.
  • Коллекционирование семян деревьев.
  • Отгадывание и составление загадок о растениях лиственных лесов.
  • Моделирование природного ландшафта лиственного леса с помощью предметных картинок.

  • Экскурсия в хвойный лес. Цель: познакомить детей с понятием «хвойный лес», расширять представления о деревьях и кустарниках, характерных для хвойного леса средней полосы.
  • Наблюдения за различными лиственными деревьями.
  • Д.и. «Растения хвойного леса».
  • Экспериментирование с хвойными деревьями.
  • Коллекционирование шишек и семян.
  • Чтение художественной и познавательной литературы о растениях хвойных лесов. Обсуждение прочитанного.
  • Познавательные рассказы педагога о растениях хвойного леса «А знаете ли вы, что…?»
  • Беседа «Хвойные леса Смоленского края». Цель: расширять представления детей о растениях хвойных лесов (деревья: ель, сосна, лиственница и др.; ягоды: черника, брусника, земляника и др.; травы: кислица обыкновенная, папоротник обыкновенный, мхи и др.), название, особенности внешнего вида, взаимосвязь с местом обитания, значение для человека.
  • Моделирование природного ландшафта хвойного леса с помощью предметных картинок.
  • Экскурсия в парк. Цель: познакомить детей с понятием «смешанный лес», расширять представления о деревьях и кустарниках, характерных для смешанного леса средней полосы.
  • Моделирование природного ландшафта смешанного леса с помощью предметных картинок.
  • Организация детских исследований «Звери наших лесов». Цель: систематизировать и расширять представления детей о животных представителях лесов Смоленщины (белка, заяц-беляк, лиса, волк, барсук, куница, еж, кабан, рысь, лось, медведь, бобр, выдра и др.); учить проводить самостоятельные исследования с использованием различных способов получения информации.
  • Беседа «Живет ли воробей в неволе?». Цель: расширять и уточнять представления детей о птицах, живущих в условиях города (голубь, ворона, галка, воробей и др.), их повадках и особенностях питания, приспособленности к месту обитания и погодным условиям.
  • Экскурсия в краеведческий музей и знакомство с выставкой «Птицы».
  • Беседа «Птицы наших лесов». Цель: расширять и уточнять представления детей о лесных птицах (дрозд, сорока, дятел, глухарь, коршун, свиристель и др.), название, внешний вид, особенности питания и поведения. Значение птиц в жизни человека.
  • Рассматривание иллюстраций птиц.
  • Чтение художественной и познавательной литературы о птицах. Обсуждение прочитанного.
  • Д.и. «Птицы смоленского края».
  • Познавательные рассказы педагога о птицах «А знаете ли вы, что…?»
  • Экспериментирование (с птицами) «Кто что любит». Цель: определить вкусовые предпочтения городских птиц, учить устанавливать связь между особенностями пищи и способом ее употребления.
  • Реализация творческого коллективного проекта «Кормушки для птиц».
  • Экологическая акция «Поможем птицам зимой» (размещение кормушек на территории детского сада и ближайших улицах, организация разнообразной подкормки зимующих птиц).
  • Беседа «Красная книга Смоленской области». Цель: сформировать представление об охраняемых растениях и животных нашего края (название, внешний вид, место произрастания или обитания).
  • Рассматривание иллюстраций в Красной книге и чтение доступной информации об охраняемых видах.
  • Определение на карте Смоленской области мест, где встречаются охраняемые растения, птицы, звери.
  • Составление альбома группы «Растения (или птицы или …) Красной книги … района» (Н-р: Велижского, Краснинского и др.)
  • Д.и. «Определи охраняемое животное (растение) Смоленского края».
  • Беседа «Заповедные места Смоленской области». Цель: сформировать у детей представления о природных заповедниках, памятниках природы, национальных парках и др.
  • Экскурсия в краеведческий музей и знакомство с выставкой «Растительный и животный мир Смоленщины».
  • Викторина «Знаешь ли ты свой родной край».

Блок II.  Мир культуры

Задачи (старшая группа)

  1. Расширять знания о культурном наследии и духовных традициях города (села), области; о музеях, памятниках культуры. Дать знания элементарных правил поведения по охране памятников культуры нашего края.  
  2. Продолжать развивать эстетические и нравственные качества личности ребенка.
  • раскрывать яркость, образность, меткость, выразительность малых фольклорных жанров Смоленского края;
  • показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия;
  • развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов;

3.  Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости, любви и уважения к  

     землякам, прославившим город (село); желания быть похожим на них в    

     своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам культуры.

    4.  Развивать познавательную активность дошкольников, творческие

         способности, интерес к русским традициям.

Содержание

Жилища и предметы быта.

  • Жилище: изба, хата. Рассматривать с детьми деревянную резьбу на наличниках, фронтоне, калитках, крылечках.
  • Мебель: стол, лавки, палата, зыбка, сундук и др. хозяйственная утварь: ушат, ларь, дежка, ковш, ухват, чугун, корзина, коромысло, рубальник, пранник, прялка и др.
  • Убранство жилища: домотканые половики, вышитые полотенца, настольники, подузорники… Знакомить детей с оригинально и художественно оформленными сувенирами,  отражающими  местные особенности,  памятные даты, выдающиеся события (нагрудные значки, памятные медали, керамическая игрушка, настенная тарелка ...).
  • Посуда: познакомить детей с образцами смоленской керамики: мисками, бокалами, кувшинами, вазами, чайными сервизами, нас¬тенными панно и др.  Обратить внимание на форму, функциональное назначение изделий, их декоративное оформление (углубленный рельеф, роспись, глазурь, налепы...)

Познакомить детей с процессом изготовления керамических изделий с особенностями традиционной смоленской керамики: толстостенная посуда,   украшенная   по   венчику   и   плечику ногтевым орнаментом, ямками,     бороздками,  волнистыми прочеркиваниями. Цветовая гамма традиционной   смоленской керамики - коричневая.

  • Игрушка: рассказать детям об игрушках, с которыми играли дети в старые времена: куклы тряпичные, деревянные, из льна, мочала, соломы; глиняные и деревянные свистульки, яйца, бирюльки...

Показать детям способы изготовления некоторых игрушек, создавать условия, побуждающие детей делать их и играть с ними. Организовывать встречи с народными умельцами своего города.

Культурная жизнь нашего края.

  • Народные праздники.
  • Современные праздники.
  • Бабушка-Загадушка.
  • За сказками к бабушке Арине.
  • Знакомство с фольклором Смоленского края.

ПрослаМ.И. Глинка

  • С. Т. Коненков
  • М.В.Исаковский
  • А.Т.Твардовский
  • В.В. Ельчанинова

Формы и тематика работы по разделу «Мир культуры»

  • Чудо-сундук бабушки Арины (знакомство с крестьянским смоленским костюмом, расшитыми полотенцами, настольниками, подузорниками, головными уборами).
  • Одежда: домотканые шерстяные понёвы, сарафаны, андараки, полотняные рубахи, фартуки, кафтаны, душегрейки, тулупы;
  • головные уборы: платок, повойник, кокошник, сорока, лента, повязка;
  • обувь: лапти, сапоги.
  • Украшения. Детская одежда.

Показать детям красоту старинной крестьянской одежды: полотняные рубахи, насовки. чепцы, пояса, нашивки на сарафанах, расшитые характерной смоленской черно-красно-белой вышивкой.

Обратить внимание на особенности вышивки: «двуликость» (двусторонность) узора, «ромб» - главная фигура узора, узор состоит из отдельных самостоятельных фигур.

Рассматривать с детьми скатерти, полотенца, подузорники, находить характерные смоленские "украсы" в тканье, вышивках.

  • " Скатерть - самобранка "  (об изделиях из Смоленского льна).
  • Знакомство с навыками по вышиванию, плетению, вязанию и др.
  • Оформление горницы для куклы Машеньки.
  • Наряды для куклы Маши (сарафан, рубаха, передник, кокошник, ленты, поясок, бусы).
  • Знакомство с декоративно-прикладным искусством Смоленского края на базе выставок, музеев, мини-музеев в дошкольном учреждении.
  • Смоленская керамика ("Сказка глиняного горшочка о приключениях комочка глины", "В гости к мастеру-гончару" -наблюдение за процессом изготовления изделий из глины. "Рассказ о Гнеэдовской керамике".
  • "Радужная сказка о стекле" (об изделиях из стекла).
  • Встречи с местными мастерами умельцами (фильм) (резьба по дереву, чеканка, ковка, плетение, вязание, ткачество, вышивание).
  • Лепка по мотивам смоленской керамики: посуда, панно, украшения, игрушки.
  • Декоративное рисование: составление узоров для полотенец, скатертей, подузорников, для украшения одежды с использованием элементов "смоленских украс".
  • Выставки детского творчества.
  • Вечера развлечений, праздники по народному календарю с использованием местного фольклора.
  • Культурная жизнь нашего края.
  • Народные праздники. Порядок и время их проведения. Игры и хороводы.
  • Современные праздники. Современная культурная жизнь нашего края.
  • Театры, студии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины.
  • Бабушка-Загадушка в гостях у ребят. Знакомить детей  с   устным   народным  творчеством   своей местности: поговорками, закличками, пестушками, частушками, пословицами, использовать их в повседневной жизни, во время развлечений, праздников.
  • За сказками к бабушке Арине. Рассказывать сказки Смоленского края: "Как чистота красоту понесла на высоту", "Сказка о бедном и богатом братьях", "Как барин лошадей высиживал", "Сказка про Ивана-дурачка", "Жар-птица" и др. (по выбору воспитателя).
  • Побуждать детей ставить спектакли по сказкам, готовить к ним декорации, костюмы и т.д.
  • Знакомство с фольклором Смоленского края. Познакомить детей песенным фольклором: "Благослови, мати, весну загукати" (весенняя закличка), "Эх вы, пташечки, канареечки" (веснянка), "Пойдемте, девки, в луга гулять", "Вы, кумушки, голубушки" и другие.
  • Организовать встречи с фольклорными коллективами своего города, совместные концерты со школьниками и взрослыми, слушать музыку в грамзаписи.
  • Создание  фольклорных групп взрослых и детей в детском саду.
  • Посещение библиотеки (рассказы, беседы детей с библиотекарем на темы: "Где живет сказка", "Песенки да потешки Смоленского края", "Писатели и поэты Смоленщины", "Художники нашего края", "Песни Смоленщины".
  • Прославленные имена.
  • Дать детям доступные знания о выдающихся людях, родившихся на Смоленской земле и прославивших нашу Родину своими достижениями в культуре и искусстве.
  • М.И. Глинка, гениальный русский композитор. Рассказать детям, где родился М.И. Глинка, о его семье, родовом имении в Новоспасском. Чтение отрывков из книги Г.Сальникова "Глинка в Смоленске". Прослушать музыку ("Камаринской", отрывки из опер "Руслан и Людмила", "Жизнь за царя", симфонические произведения, песни, романсы "Я помню чудное мгновенье", "Ах, ты, душечка", "Жаворонок" и др.). Побуждать детей высказывать свои впечатления о прослушанной музыке, вызывать интерес к творчеству композитора, к истории создания музыкальных произведений.
  • Творчество С. Т. Коненкова. Волшебный резец мастера». Работа с сайтом - заочная экскурсия в музей С.Т.Коненкова. Познакомить детей с работами мастера, выполненными в мраморе ("Ниночка"» "Марфинька"), резными деревянными скульптурами ("Лесовик", "Жар-птица", "Наяда", "Пан, играющий на дуде", "Старичок-полевичок" и Ар.), с резной мебелью: кресло "Сказка", кресло «Лебедь» (по выбору воспитателя). Видеофильм «Музей С.Т. Коненкова»,  познакомить с альбомами о его творчестве, с отрывками из книг художника; "Земля и люди", "Слово к молодым", "Мой век". Создание детьми композиций из природного материала. Проектно-игровая деятельность «Мы скульпторы». Театрализованная игра «Герои работ Конёнкова». Изготовление макетов творческих работ с использованием камня и пластилина. Пробудить у детей интерес к работе скульптора и желание самим создавать выразительные образы в лепке.
  • М.В.Исаковский, поэт, мастер лирического пейзажа. Познакомить детей с творчеством М.В. Исаковского, показать яркий образный язык художественных произведений, помочь ребенку вместе с автором почувствовать особенности родных мест, красоту природы, взаимоотношений. Читать детям стихи и слушать песни на слова Исаковского по выбору воспитателя: "Край мой Смоленский", "Русская женщина", "Поезжай за моря океаны", "Катюша", "Летят перелетные птицы", "Ой, туманы мои...", "Родное".
  • А.Т.Твардовский, известный поэт. Рассказать детям о месте рождения поэта, о его детских годах, о творчестве. Читать отрывки из поэмы "Василий Теркин", "Страна Муравия" и др., стихотворения "Шофер", "Перед дождем", "Сельское утро" и другие по выбору воспитателя. Рассматривать иллюстрации О. Верейского к поэме Твардовского "Василий Теркин*.
  • Знакомить детей с живописью В.В. Ельчанинова ("Август", "Лен цветет"), с графикой Н.И.Агеевой, с эстампами и акварелями В.Самариной, с работами скульптора А. Сергеева, с творчеством современных писателей и поэтов Смоленщины (А.Мишин, Р.Ипатова, Б.Максимов и другие).

Блок III. Мир истории

Задачи (старшая группа)

  1. Расширять знания детей о своем городе, поселке, истории образования, достопримечательностях, памятных местах, прославленных земляках.
  2. Познакомить детей с гербом Смоленска и своего города (главные элементы, их символика). Знакомить с местными событиями, интересными новостями
  3. Расширять ориентировку в своем микрорайоне, поселке.
  4. Привлекать детей к посильному участию совместно со взрослыми в общественной жизни своего города, поселка. Воспитывать любовь, привязанность, чувство сопереживания и сопричастности к людям, истории родного края.

Содержание

  • Беседа об истории Смоленского края. Знакомство с Гербом города, создание своего герба.
  • Экскурсии-путешествия по городу. Улицы, здания, общественно-культурные, производственные объекты.
  • Посещение краеведческого (исторического) музея. История родного края, наиболее яркие события, знаменитые люди.
  • Знакомство с памятниками далекого прошлого. События,  о которых они свидетельствуют.
  • Знакомство с памятниками Великой Отечественной войны.
  • Беседа о славных именах в истории края, встречи с интересными людьми.
  • Цикл рассказов, бесед о городе Смоленске. Место расположения, история возникновения,  герб, достопримечательности (крепостная стена, Успенский собор,  памятники, музеи, театры) награды г.Смоленска.
  • Рассказ воспитателя о Смоленщине. Героическая история, известные люди, современные производства (АЭС, з-д «Кристалл», авиационный завод, льноводство, животноводство и др.), города Смоленщины (Гагарин, Вязьма, Ельня, Дорогобуж и др.). Международные и всероссийские фестивали, конкурсы, спортивные соревнования проводимые в области.
  • Сбор иллюстративного материала, фотографий, карта Смоленской области, фотоальбомы, книги краеведческого содержания, макеты, дидактические игры краеведческого содержания
  • Оформление альбомов, книг, выставок.
  • Викторины, конкурсы, дидактические игры, проекты по краеведению.
  • Выставка детских работ краеведческого содержания.
  • Участие в праздниках, связанных с событиями родного края.
  • Участие в мероприятиях по уборке, озеленению своего микрорайона.

Формы и тематика работы по разделу «Мир истории»

  • Беседа: «Ожерелье Смоленска».
  • Знакомство детей со словами "кривичи", "смола", "зодчий", "битюг", "реставрация", "бойница", "смолить", раскрыть их смысловое значение.
  • Видео обзор: территория наших предков, их занятия.
  • Рассматривание иллюстраций: Великие водные пути через Смоленск.
  • Устройство древнего города; древние города Смоленщины.
  • Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска
  • В. И. Герасимова «Герб Смоленска»
  • Военное прошлое. Сущность понятия «город-воин».
  • Наши предки. Кривичи – предки смолян
  • Города Смоленщины. Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края.
  • Смоленская крепостная стена. Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.
  • Рассказ как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громовая.
  • Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов;Гроза 1812 года;
  • Суровые годы с фашизмом
  • Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда»
  • Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, М.В.Исаковский, П.С.Нахимов, Н.М.Пржевальский

Литература

  1. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». - СПб., 1996.
  2. Куликова Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. — М., 1985.
  3. Материалы и оборудование для детского сада : пособие для воспитателей и заведующих / под ред. Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой. — М., 2003.
  4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие. — М., 2001.
  5. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей: метод, рекомендации для дошкольных учреждений. — М., 1993.
  6. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. — М., 1999.
  7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. — М., 2003.
  8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. —М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках» (мир природы)

Арктика и Антарктика. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Высоко в горах. - М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Деревья и листья. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Домашние животные. —М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Домашние птицы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.

Животные — домашние питомцы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.

Животные средней полосы, — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.

Морские обитатели. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Насекомые, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Овощи. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Рептилии и амфибии, —М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.

Собаки—друзья и помощники. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Фрукты.-М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Цветы. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Ягоды лесные. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Ягоды садовые, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Серия «Рассказы по картинкам»

Времена года. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Зима. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Осень. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Весна. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Лето. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Родная природа. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

В деревне, — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Плакаты большого формата

Овощи. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Фрукты. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Дидактические материалы:

  • Картотека памятников и памятных мест Смоленской области.
  • Картотека знаменитых людей Смоленской области.
  • Плакаты «Символика города Смоленска».
  • Презентации: «Юбилейные плакаты, значки, монеты с символикой города», «Город Смоленск на карте нашей Родины», «Гнездовские курганы», «Башни Смоленской крепостной стены», Военное прошлое Смоленщины», «След ВОВ на Смоленщине», «Места боевой славы города Смоленска», «А.Т.Твардовский Смоленский поэт», «Храмы Смоленска», «Успенский кафедральный собор», «М.К.Тенишева и ее роль в развитии русского искусства 19 века.

  • Фотоальбомы: «Смоленск», «Памятные места города Смоленска», «Монумент «Героическим защитникам Смоленска в сражении 4-5 августа 1812г.».
  • Видеофольмы: «Каменный храм Владимира Монамаха», «Великий водный путь «из варяг в греки», «История строительства Смоленской крепости», «Храм Петра и Павла», «Музей С.Т.Коненкова».
  • Музыкальные композиции: «Гимн Смоленска», музыкально-поэтическая увертюра на тему 1812 года, народные и классические произведения смоленских авторов, песни на слова Исаковского М.В., произведения Глинки М.И.», «Памятники героям и замечательным людям в городе-герое Смоленске».
  • Репродукции картин: П.Кривоногов «Оборона Смоленщины», иллюстрации О.Верейского к поэме «Василий Теркин», С.Т.Коненков «Автопортрет», икона Божьей Материи «Смоленская Одигитрия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

"Это русская сторонка-это родина моя!"

Конспект занятия в мини музее "Русская изба", с использованием проектора, кукол в национальных костюмах, картин и предметов быта....

Тематическое развлечение "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Способствовать проявлению патриотических чувств, любви к Родине; средствами музыки развивать эстетическое восприятие окружающей действительности; развивать творческое воображение, музы...

МИНИ-ПРОЕКТ по духовно-эстетическому развитию дошкольников средствами патриотического воспитания «ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»

Любовь к Родине зарождается в детстве, и поэтому я считаю, что работа по духовно-эстетическому воспитанию детей должна начинаться с дошкольного возраста. Мой авторский педпроект дает широкие возм...

Кружок "Русская сторонка" (планирование)

Годовое планирование по кружку "Русская сторонка" в рамках приобщения дошкольников к русской культуре....