Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Большой дом для маленьких жителей"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Материал направлен на формирование экологической культуры дошкольников, знакомство с миром насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_malenkie_zhiteli_bolshogo_doma.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 комбинированного вида
Невского района Санкт - Петербурга
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста c ТНР речи.
«Маленькие жители большого дома».
Воспитатель:
Милютина Елена Александровна
Санкт-Петербург
2018
Цель: Формирование основ экологической культуры.
Задачи:
Образовательные: расширять и систематизировать представлений детей о насекомых муравьях: познакомить с их строением, особенностями жизни, строении муравейника, о пользе приносимой муравьями; уточнить представления о профессии- энтомолог; совершенствовать характер и содержание исследовательских действий.
Развивающие: Развивать связную речь детей, словарный объём; упражненять в употреблении в речи предлогов, пространственных наречий; упражнять в образовании однокоренных слов; развивать эмоциональное восприятие загадок, пословиц и поговорок.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; развивать коммуникативные навыки и познавательные интересы.
Предварительная работа: чтение: рассказа Л. Толстого «О муравьях», В. Бианки «Приключения муравьишки»; изучение, беседы, рассматривание картин о строении и образе жизни насекомых; разучивание стихотворений, пословиц о муравьях, отгадывание загадок, дидактические игры.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, презентация, макеты муравейников, плакат «строение муравья», палочки Кюизенера, схемы построек, пазл «муравейник», карточки «развитие муравья».
Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами станем учёными. А чтобы узнать, что мы будем изучать отгадайте загадку:
Всех разновидностей не счесть,
Размером малые, но есть у них,
Три пары ног, глаза и крылья,
Вредят порой непоправимо.
А могут пользу приносить
И красотой нас удивить
Кто же это?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Правильно. Как вы догадались?
Дети: У всех насекомых три пары ног, у некоторых есть крылья, одни насекомые приносят пользу, а другие вред.
Воспитатель: Как называют учёных, которые изучают насекомых?
Дети: Энтомологи.
Воспитатель: Совершенно верно. Сегодня мы с вами будем энтомологами. Проходите, присаживайтесь (дети рассаживаются перед экраном)
Первый слайд:
Воспитатель: Посмотрите на экран. Кого вы видите.
Дети: Энтомологов, которые изучают насекомых.
Воспитатель: Какими инструментами они пользуются?
Дети: Микроскопом, лупой, сачком.
Второй слайд:
Воспитатель: А вы узнали насекомых, которых они изучают?
Дети: называют насекомых
Воспитатель: Совершенно верно. Мы уже изучали с вами этих насекомых. А какими должны быть энтомологи?
Дети: внимательными, терпеливыми, наблюдательными
Воспитатель: Вот и мы с вами сейчас станем очень внимательными и наблюдательными, чтобы узнать, какого насекомого мы сегодня будем изучать.
Третий слайд: Лес с спрятанными муравьями.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран. Кого вы там видите?
Дети: Видим муравьёв.
Воспитатель: Расскажите, где вы нашли муравьёв.
Дети: В нижнем правом углу под листочком и т.д.
Воспитатель: Молодцы, всех муравьёв нашли. Давайте, как настоящие энтомологи рассмотрим строение муравья.
(Дети подходят к магнитной доске с крупным изображением муравья)
Воспитатель: Мы с вами уже рассматривали других насекомых, поэтому вы мне сами расскажите о строении муравья.
Дети показывают указкой и называют части муравья.
Муравей состоит из головы, груди и брюшка.
На голове расположены пара усиков и глаза.
Воспитатель: Как у всех насекомых, у муравьев есть усики – антенны. У муравьев плохое зрение, но, шевеля усиками, муравьи все обнюхивают и ощупывают. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», по запаху следов находят дорогу домой, к муравейнику. С помощью усиков – антенн муравьи общаются друг с другом.
Четвёртый слайд: общение муравьёв.
Воспитатель: Посмотрите на экран, видите, как общаются муравьи.
Воспитатель: Давайте продолжим рассматривать строение муравья.
Дети: Передвигаются муравьи при помощи шести тонких лапок.
Воспитатель: Правильно, лапки у муравья тонкие, но очень сильные. И на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость. Как вы думаете для чего?
Дети: Чтобы ходить по наклонным и вертикальным поверхностям и не падать.
Дети: У муравья есть челюсти.
Воспитатель: Да, муравей имеет пару больших, сильных челюстей. Челюсти открываются и закрываются боком, как ножницы. А ещё их называют жвало.
Воспитатель: Молодцы. Теперь мы знаем, как устроены муравьи. Давайте изучим, как же они живут. Присаживайтесь на стульчики перед экраном.
Пятый слайд:
Воспитатель: Муравьи самые умные насекомые. Они живут большой дружной семьёй, по научному это называется – колония. В колонии муравьёв у каждого есть свои обязанности.
Шестой слайд:
Воспитатель: Как вы думаете, какую работу выполняют эти муравьи?
Дети: Они добывают пищу.
Воспитатель: Верно. Муравьи едят грибы, листья растений, семена, нектар цветов, других насекомых. Вся пища, которую собирают муравьи, относится в муравейник и уже там распределяется между всеми членами семьи.
Воспитатель: Почему муравьёв называют «санитарами леса»?
Дети: Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
Седьмой слайд:
Воспитатель: Что за работа у этого муравья? Сидит на самом верху, как в дозоре?
Дети: Он охраняет муравейник.
Воспитатель: Правильно догадались. Все входы и выходы в муравейнике охраняются муравьями солдатами.
Восьмой слайд:
Воспитатель: Кем работают эти муравьи?
Дети: Строителями.
Воспитатель: Совершенно верно. Муравьи строители несут к муравейнику строительный материал. А вы знаете, какой природный материал собирают муравьи для своего муравейника?
Дети: Веточки, соломинки, прутики, сосновые иголочки, листочки.
Воспитатель: Муравей самое сильное насекомое. Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. А если муравью самому не справиться, то ему на помощь всегда придут другие муравьи. Недаром про муравьёв сочинили, так много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Вставайте, будем передавать друг другу муравьишку и рассказывать пословицы и поговорки:
Муравьи сообща и льва одолеют.
Муравей слаб, но камень рушит.
Мал муравей телом, да велик делом.
Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу.
У муравья голова с просяное зернышко, а ума — чулан.
Муравей не велик, а горы копает.
Трудолюбив, как муравей.
Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц и поговорок. А вы знаете кто в муравейнике самый главный?
Дети: Муравьиная царица.
Воспитатель: Правильно. Муравьиная царица откладывает яйца и обеспечивает рождение всех новых жителей муравейника. А давайте разложим по порядку, как же появляется на свет муравей.
Дети выкладывают цепочку развития муравья и объясняют этапы:
Матка откладывает яйцо, из него вылупляется личинка, которая затем превращается в куколку, а потом из куколки выходит муравей.
Воспитатель: Молодцы ребята, всё выложили по порядку. Давайте отдохнём вместе с муравьями тружениками.
Девятый слайд: Музыкальная пауза.
Воспитатель: Отдохнули. Давайте поработаем, поможем муравьям построить муравейник, соберём пазл. (Дети собирают пазл)
Десятый слайд: Муравейник.
Воспитатель: Ребята, а можно в лесу трогать или разорять муравейники?
Дети: Нет, нельзя. Муравейники нужно охранять, ведь муравьи приносят большую пользу для леса.
Воспитатель: Молодцы, всё правильно собрали. И муравьи в благодарность разрешают нам рассмотреть, как устроен муравейник внутри.
Муравьи великолепные строители. Муравейник – это многоэтажный дом с множеством комнат, которые в науке называются камерами, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией. Над землёй находится только видимая часть муравейника, а под ним под землёй находятся нижние этажи муравейника.
Наверху насекомые проживают в теплый сезон, а в нижних этажах зимуют, и складывают запасы пищи.
Как вы думаете, чья это комната?
Дети: Это комната царицы.
Воспитатель: Правильно, в ней проживает царица - матка и откладывает яйца. За ней ухаживают рабочие муравьи, помогающие перекладывать яйца в комнату для яиц. Здесь помещение для личинок. Есть муравьи няньки, которые следят за личинками и кормят их.
Воспитатель: Посмотрите, для чего эта камеры?
Дети: Для хранения запасов.
Воспитатель: С какими запасами вы видите камеры?
Дети: Камеры для семян, для зерен, для насекомых.
Воспитатель: Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте и у них даже есть мусорный склад. Камеры соединяются между собой многочисленными ходами тщательно, охраняемых солдатами. С приближением опасности, наступлением холодов, отверстия муравейника закрываются.
Воспитатель: Какой формы муравейник?
Дети: В форме конуса.
Воспитатель: Как вы думаете, почему муравейник в форме конуса?
Предположения детей.
Воспитатель: Давайте проведём опыт. Посмотрите перед вами два муравейника. Какая у них форма?
Дети: Один в форме конуса, другой в форме цилиндра.
Воспитатель: Как вы думаете, что из природных явлений может навредить муравейнику?
Дети: Дождь.
Воспитатель: Давайте проверим опытным путём, какой из наших муравейников лучше перенесёт дождь из лейки?
Дети поливают из лейки оба муравейника, трогают его поверхность, делают выводы.
Дети: По муравейнику в форме конуса вода стекает вниз, а крыша муравейника в форме цилиндра становится мокрой.
Воспитатель: Форма в виде конуса выбрана неспроста: по стенкам муравейника скатываются дождевые капли, не задерживаясь на поверхности и не просачиваясь внутрь жилища.
Воспитатель: Вот такие замечательные муравейники строят муравьи. Ребята, а давайте посмотрим, какие вы строители, сможете ли по схеме сделать постройку. Присаживайтесь за столы, выбирайте схемы и приступайте.
(По выполнению постройки дети рассказывают, сколько этажей в постройке, какой она формы, какие цвета конструктора использовали)
Воспитатель: Ребята, мы с вами очень подробно познакомились с жизнью таких замечательных насекомых. Что интересного вы узнали, что вам понравилось?
Ответы детей.
У меня для вас сюрприз, вот эта книга. Ведь есть ещё очень много интересных насекомых про которых можно будет узнать из этой книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.
У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится строить....
Конспект занятия по звукопроизношению (старший дошкольный возраст) Тема: «Путешествие маленькой мышки» Этап: Автоматизация звука Ш в слогах, словах.
Задачи:1. Закрепить произношение изолированного звука Ш; продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах, словах.2. Учить определять наличие звука в слове; упражнять в образовании множественног...
конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию " Приключения маленьких человечков в Сладком городе"
конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Лето - это маленькая жизнь"
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Лето - это маленькая жизнь"...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста " На планете Маленького принца"
Сохранение и укрепление здоровья ребенка с помощью здоровьесберегающих технологий....