Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Большой дом для маленьких жителей"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Милютина Елена Александровна

Материал направлен на формирование экологической культуры дошкольников, знакомство с миром насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_malenkie_zhiteli_bolshogo_doma.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 комбинированного вида

Невского района Санкт - Петербурга

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста c ТНР речи.

 «Маленькие жители большого дома».

                                                                                 Воспитатель:

Милютина Елена Александровна

Санкт-Петербург

2018


Цель:  Формирование основ экологической культуры.

Задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать представлений  детей о насекомых муравьях: познакомить с их строением, особенностями  жизни, строении муравейника, о пользе приносимой муравьями; уточнить представления о профессии- энтомолог; совершенствовать характер и содержание исследовательских действий.

Развивающие: Развивать связную речь детей,  словарный объём; упражненять  в употреблении в речи предлогов, пространственных наречий; упражнять в образовании однокоренных слов; развивать эмоциональное восприятие загадок, пословиц и поговорок.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; развивать коммуникативные навыки и познавательные интересы.

Предварительная работа:  чтение: рассказа Л. Толстого «О муравьях», В. Бианки «Приключения муравьишки»; изучение, беседы, рассматривание картин о строении и образе жизни насекомых; разучивание стихотворений, пословиц о муравьях, отгадывание загадок, дидактические игры.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, презентация, макеты муравейников, плакат «строение муравья», палочки Кюизенера, схемы построек, пазл «муравейник», карточки «развитие муравья».

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Ход занятия:

Дети входят в зал. Здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами станем учёными. А чтобы узнать, что мы будем изучать отгадайте загадку:

Всех разновидностей не счесть,
Размером малые, но есть у них,
Три пары ног, глаза и крылья,
Вредят порой непоправимо.
А могут пользу приносить

И красотой нас удивить

Кто же это?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Правильно. Как вы догадались?

Дети: У всех насекомых три пары ног, у некоторых есть крылья, одни насекомые приносят пользу, а другие вред.

 Воспитатель: Как называют учёных, которые изучают насекомых?

Дети: Энтомологи.

Воспитатель:  Совершенно верно. Сегодня мы с вами будем энтомологами. Проходите, присаживайтесь (дети рассаживаются перед экраном)

Первый слайд:  

Воспитатель: Посмотрите на экран. Кого вы видите.

Дети: Энтомологов,  которые изучают насекомых.

Воспитатель: Какими инструментами они пользуются?

Дети: Микроскопом, лупой, сачком.

Второй слайд:

Воспитатель: А вы узнали насекомых, которых они изучают?

Дети: называют насекомых

Воспитатель: Совершенно верно. Мы уже изучали с вами этих насекомых. А какими должны быть  энтомологи?

Дети: внимательными, терпеливыми, наблюдательными

Воспитатель: Вот и мы с вами сейчас станем очень внимательными и наблюдательными, чтобы узнать, какого насекомого мы сегодня будем изучать.

Третий слайд:  Лес с спрятанными муравьями.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран. Кого вы там видите?

 Дети: Видим муравьёв.

Воспитатель: Расскажите, где вы нашли муравьёв.

Дети:  В нижнем правом углу под листочком и т.д.

Воспитатель: Молодцы, всех муравьёв нашли. Давайте, как настоящие энтомологи рассмотрим строение муравья.

 (Дети подходят к магнитной доске с крупным изображением муравья)

Воспитатель: Мы с вами уже рассматривали других насекомых, поэтому вы мне сами расскажите о строении муравья.

Дети показывают указкой и называют части муравья.

Муравей состоит из головы, груди и брюшка.

На голове расположены пара усиков и глаза.  

Воспитатель: Как у всех насекомых, у муравьев есть усики – антенны. У муравьев плохое зрение, но, шевеля усиками, муравьи все обнюхивают и ощупывают. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», по запаху следов находят дорогу домой, к муравейнику. С  помощью усиков – антенн муравьи общаются друг с другом.

Четвёртый слайд: общение муравьёв.

Воспитатель: Посмотрите на экран, видите, как общаются муравьи.

Воспитатель: Давайте продолжим рассматривать строение муравья.

Дети: Передвигаются муравьи при помощи шести тонких лапок.

Воспитатель: Правильно, лапки у муравья тонкие, но очень сильные. И  на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость.  Как вы думаете для чего?

Дети: Чтобы ходить по наклонным и вертикальным поверхностям и не падать.

Дети: У муравья есть челюсти.

Воспитатель: Да, муравей имеет пару больших, сильных челюстей. Челюсти открываются и закрываются боком, как ножницы. А ещё их называют жвало.

Воспитатель: Молодцы. Теперь мы знаем, как устроены муравьи. Давайте изучим, как же они живут.  Присаживайтесь на стульчики перед экраном.

Пятый слайд:

Воспитатель: Муравьи самые умные насекомые. Они живут большой дружной семьёй, по научному  это называется – колония. В колонии муравьёв у каждого есть свои обязанности.

Шестой слайд:

Воспитатель: Как вы думаете, какую работу выполняют эти муравьи?

 Дети: Они добывают пищу.

Воспитатель: Верно. Муравьи едят грибы, листья растений, семена, нектар цветов, других насекомых. Вся пища, которую собирают муравьи, относится в муравейник и уже там распределяется между всеми членами семьи.

Воспитатель: Почему муравьёв называют «санитарами леса»?

Дети: Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». 

Седьмой слайд:

Воспитатель: Что за работа у этого муравья? Сидит на самом верху, как в дозоре?

Дети: Он охраняет муравейник.

Воспитатель: Правильно догадались. Все входы и выходы в муравейнике охраняются муравьями солдатами.

Восьмой слайд:

Воспитатель: Кем работают эти муравьи?

Дети: Строителями.

Воспитатель: Совершенно верно. Муравьи строители несут к муравейнику строительный материал. А вы знаете, какой природный материал собирают муравьи для своего муравейника?

Дети: Веточки, соломинки, прутики, сосновые иголочки, листочки.

Воспитатель: Муравей самое сильное насекомое. Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. А если муравью самому не справиться, то ему на помощь всегда придут другие муравьи. Недаром про муравьёв сочинили, так много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Вставайте, будем передавать друг другу муравьишку и рассказывать пословицы и поговорки:

Муравьи сообща и льва одолеют.

Муравей слаб, но камень рушит.

Мал муравей телом, да велик делом.

Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу.

У муравья голова с просяное зернышко, а ума — чулан.

Муравей не велик, а горы копает.

Трудолюбив, как муравей.

Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц и поговорок. А вы знаете кто в муравейнике самый главный?

Дети: Муравьиная царица.

Воспитатель: Правильно.  Муравьиная царица откладывает яйца и обеспечивает рождение всех новых жителей муравейника. А давайте разложим по порядку, как же появляется на свет муравей.  

Дети выкладывают цепочку развития муравья и объясняют этапы:

Матка откладывает яйцо, из него вылупляется личинка, которая затем превращается в куколку, а потом из куколки выходит муравей.

Воспитатель: Молодцы ребята, всё выложили по порядку. Давайте отдохнём вместе с муравьями тружениками.

Девятый слайд: Музыкальная пауза.

Воспитатель: Отдохнули. Давайте поработаем, поможем муравьям построить муравейник, соберём пазл.  (Дети собирают пазл)

Десятый слайд: Муравейник.

Воспитатель: Ребята, а можно в лесу трогать  или разорять муравейники?

Дети: Нет, нельзя. Муравейники нужно охранять, ведь муравьи приносят большую пользу для леса.

Воспитатель: Молодцы, всё правильно собрали. И муравьи в благодарность разрешают нам рассмотреть, как устроен муравейник внутри.

Муравьи великолепные строители. Муравейник – это многоэтажный дом с множеством комнат, которые в науке называются камерами, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией. Над землёй находится только видимая часть муравейника, а под ним под землёй находятся нижние этажи муравейника.

Наверху насекомые проживают в теплый сезон, а в нижних этажах зимуют, и складывают запасы пищи.  

Как вы думаете, чья это комната?

Дети: Это комната царицы.

Воспитатель: Правильно, в ней проживает царица - матка и откладывает яйца. За ней ухаживают рабочие муравьи, помогающие перекладывать яйца в комнату для яиц. Здесь помещение для личинок. Есть муравьи няньки, которые следят за личинками и кормят их.

Воспитатель: Посмотрите, для чего эта камеры?

Дети: Для хранения запасов.

Воспитатель: С какими запасами вы видите камеры?

Дети: Камеры для семян, для зерен, для насекомых.

Воспитатель: Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте и у них даже есть мусорный склад. Камеры соединяются между собой многочисленными ходами тщательно,  охраняемых солдатами. С приближением опасности, наступлением холодов, отверстия муравейника закрываются.

Воспитатель: Какой формы муравейник?

Дети: В форме конуса.

Воспитатель: Как вы думаете, почему муравейник в форме конуса?

Предположения детей.

Воспитатель: Давайте проведём опыт. Посмотрите перед вами два муравейника. Какая у них форма?

Дети: Один в форме конуса, другой в форме цилиндра.

Воспитатель: Как вы думаете, что из природных явлений может навредить муравейнику?

Дети: Дождь.

Воспитатель: Давайте проверим опытным путём, какой из наших муравейников лучше перенесёт дождь из лейки?

Дети поливают из лейки оба муравейника, трогают его поверхность, делают выводы.

Дети: По муравейнику в форме конуса вода стекает вниз, а крыша муравейника в форме цилиндра становится мокрой.

Воспитатель: Форма в виде конуса выбрана неспроста: по стенкам муравейника скатываются дождевые капли, не задерживаясь на поверхности и не просачиваясь внутрь жилища.

Воспитатель: Вот такие замечательные муравейники строят муравьи. Ребята, а давайте посмотрим, какие вы строители, сможете ли по схеме сделать постройку. Присаживайтесь за столы, выбирайте схемы и приступайте.

(По выполнению постройки дети рассказывают, сколько этажей в постройке, какой она формы, какие цвета конструктора использовали)

Воспитатель: Ребята, мы с вами очень подробно познакомились с жизнью таких замечательных насекомых. Что интересного вы узнали, что вам понравилось?

Ответы детей.

У меня для вас сюрприз, вот эта книга. Ведь есть ещё очень много интересных насекомых про которых можно будет узнать из этой книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия по звукопроизношению (старший дошкольный возраст) Тема: «Путешествие маленькой мышки» Этап: Автоматизация звука Ш в слогах, словах.

Задачи:1. Закрепить произношение изолированного звука Ш; продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах, словах.2. Учить определять наличие звука в слове; упражнять в образовании множественног...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Лето - это маленькая жизнь"

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Лето - это маленькая жизнь"...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста " На планете Маленького принца"

Сохранение и укрепление здоровья ребенка с помощью здоровьесберегающих технологий....