КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА «ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА «ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА «ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА» | 635.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Сергиево-Посадского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 30»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Толстого 3-А,
тел. 8(496) 540-65-58, факс 8(496) 540-65-58
Email: dou351960@yandex.ru
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА «ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»
Подготовили:
воспитатель 1 квалификационной категории – Махова Е.А.
воспитатель 1 квалификационной категории – Егорова Е.А.
г. Сергиев Посад
ноябрь 2017 г.
Цель: развивать познавательно – исследовательскую деятельность дошкольников.
Задачи:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Ход занятия.
Воспитатель: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно, здравствуйте, сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Он нам нужен чтоб, дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем ставить опыты, как настоящие учёные.
Воспитатель: А знаете ли вы, для чего нам нужен воздух?
Дети: Воздух нужен для того, что бы мы могли дышать.
Воспитатель: А кому ещё нужен воздух?
Дети: Воздух нужен рыбам, животным, растениям.
Воспитатель: Правильно, всему живому. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто такие ученые?
Дети: Это умные люди, которые делают опыты.
Воспитатель: Ребята, ученые работают там, где много приборов для опытов, называется это место – лаборатория. В лаборатории, ребята, учёные носят специальные халаты и шапочки и соблюдают правила безопасности.
( входит Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, невидим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Незнайка: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Незнайка: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Для этого я приглашаю вас и тебя, Незнайка, в научную лабораторию, где мы с вами будем проводить настоящие опыты с воздухом.
А чтобы наши опыты прошли успешно, нужно соблюдать правила безопасности. Поэтому без моего указания мы ничего не трогаем. Договорились?
Незнайка: я ничего не буду трогать без разрешения.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха. Воздух занял всё место в пакете.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можно почувствовать воздух?
Дети: нет
Воспитатель: Хорошо, давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек, поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Дети: воздух
Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Незнайка!
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его и почувствовали.
Незнайка: А мне этот пакет что-то напомнил!
Он мне напомнил подушку, мячик, воздушный шарик.
Опыт 2. «Имеет ли воздух вес»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня на столе лежит мячик, резиновая игрушка и кусок резины. Возьмем кусок резины и опустим его в воду. Что произошло?
Дети: резина утонула.
Воспитатель: А теперь опустим в воду мячик, резиновую игрушку.
Что мы наблюдаем?
Дети: игрушка и мячик не тонут.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что в мячике и резиновой игрушке есть воздух, а в куске резины его нет.
Незнайка: Значит, если внутри чего-то есть воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок).
Дидактическая игра: «Тонет – не тонет». (дети поочередно достают из сундучка игрушки и раскладывают в два контейнера).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли ! Теперь ты знаешь, Незнайка, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столы.(на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).
Незнайка: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?
Воспитатель: Как выдумаете, ребята? Давайте проверим?
Опыт 3. Воздух в человеке.
Воспитатель: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдет.
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они так оказались? В стакане была только вода.
Дети: Мы подули в трубочку.
Незнайка: Я понял, пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, надо сначала вдохнуть новый воздух. Значит, он есть внутри нас. Но как воздух к вам попадает, ребята?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.
Незнайка : Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Что ты, Незнайка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 4. «Не дышу»
Воспитатель: Давайте проверим, ребята, сможем ли мы обойтись без воздуха. (Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать).
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, а мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Без воздуха мы чувствуем себя плохо.
Но знайте, ребята, так делать нельзя – это очень опасно для жизни. Без воздуха человек может погибнуть.
Воспитатель: Незнайка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Незнайка: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? Каким воздухом полезно дышать?
Дети: Чистым, свежим.
Воспитатель: А какой воздух вреден для нашего здоровья?
Дети: грязный
Воспитатель: Из – за чего загрязняется воздух?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Дети: Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, сажать больше деревьев, растений, потому что они очищают воздух, не бросать мусор.
Воспитатель: Правильно, ребята, Нужно:
- сажать деревья;
- в помещении сажать комнатные растения;
- делать влажную уборку в жилых помещениях;
- гулять на свежем воздухе.
Незнайка: - Посмотрите на фотографии, и выберите, в каком городе каждый из вас хотел бы жить. Почему? (ответы).
Воспитатель: Да ребята, чистый воздух очень полезен для нашего здоровья, и мы должны с вами беречь нашу природу, заботится о ней.
Незнайка: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух легче воды;
- воздух можно «поймать»;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха невозможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер – движение воздуха.
Воспитатель: Незнайка, куда ты пропал? Что ты там делаешь?
Незнайка: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!
Литература:
- Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30», 2017г.;
- Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью, старшая и подготовительная группа»;
- Иванова А. И. «Естественно - научные наблюдения в детском саду» -М., 2007г.;
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Детство-Пресс, 2011г.;
- БондаренкоТ. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, 2004 г.;
- Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991 г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно-образовательной деятельности "Воздух-невидимка"
познакомить детей со свойствами воздуха, его назначением......
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воздух-невидимка» для воспитанников старшей группы
Задачи:- дать представления о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый;- развивать речевое дыхание;- развивать мелкую моторику, сообразительность, мышление;- развивать умение ориентироваться в простра...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...
Образовательное событие "Воздух-невидимка"
Образовательное событие по ознакомлению с окружающим миром "Воздух-невидимка" в старшей группе (конкурс "Воспитатель года 2011")...
конспект образовательной деятельности Воздух -невидимка
экспериментирование в средней группе...
Образовательная деятельность "Воздух-невидимка"
С помощью Мышонка Знай, дети узнают, как можно обнаружить воздух, даже если он невидим......
Конспект образовательной деятельности: «Воздух – невидимка».
Средствами поисково-исследовательской деятельности выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста....