"Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения для природы и для самого ребёнка"
статья по окружающему миру на тему

Кандина Ольга Вениаминовна

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения для природы и для самого ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Владимирский детский сад «Ручеек», группа «Родничок»

«Формирование первоначальных умений и навыков

экологически грамотного и безопасного для природы

 и для самого ребёнка поведения»

                                                              Выполнила: Кандина Ольга Вениаминовна

2016 год

 Детский сад – первичное звено системы непрерывного экологического образования. В дошкольном возрасте начинается становление осознанного, правильного отношения к объектам природы, закладываются основные способы познания окружающей действительности. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Благодаря этому у детей возможны формирование экологических знаний, норм и правил, воспитание сопереживания природе, активности в решении некоторых экологических проблем. Вот почему необходимо в дошкольный период детства для воспитывать у детей ценностное отношение к природе. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и самой природой, так как человек только один из её элементов.

Под экологическим образованием дошкольников принято понимать непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на развитие экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдении определённых моральных норм, системе ценностных ориентаций.

Экологическое воспитание– формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между ними и взаимозависимости; выработка правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Экологическая культура предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

 Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет детям не только наблюдать, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством воспитателя. Разнообразный мир растений и животных пробуждает живой интерес к деятельности. Всё это способствует формированию бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость, эстетическое восприятие окружающей среды.

Так как в нашей группе парциальной программой является программа безопасного поведения, то направление, то большое внимание уделяется экологически безопасному поведению.

 Нормально развивающийся ребёнок достаточно доверчиво относится к окружающему миру. Поскольку опасных факторов в окружающей действительности, к сожалению, много, очень важно уделять больше внимания такому направлению, как «Экологической безопасности детей», направленного на достижение целей формирования основ безопасности окружающего мира, собственной жизнедеятельности и предпосылок к экологическому сознанию.

 При этом должны решаться следующие задачи:

- формировать представления об опасных для человека и мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщать к правилам безопасного для человека и природы поведения.

Основные направления работы в нашем детском саду по экологической безопасности:

- усвоение первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;

- развитие способности к предвидению возможной опасности в конкретной ситуации, построению адекватного безопасного поведения.

При работе с детьми делается акцент на следующие вопросы:

- понимание самоценности природы;

- осознание ребёнком себя как части природы;

- воспитание положительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

- понимание того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения;

- воспитание у детей активной жизненной позиции;

- обучение азам элементарной экологической безопасности;

- формирование первоначальных сведений о рациональной трате природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

- формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе, эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, пониманию зависимости его состояния от действий человека;

- понимание неповторимости красоты окружающего мира.

Для реализации целей и задач экологического воспитания предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, взаимодействии детского сада и семьи.

Для воспитанников 3-4 лет идёт обучение элементарным способам взаимодействия с растениями:

- рассматривание растений, не нанося им вреда;- наблюдать за животными, не беспокоя их;

- кормить животных только с разрешения взрослых.

Для детей 4-5 лет:

- кормить животного только с разрешения взрослого;- не гладить чужих животных;

- не приносить животных домой без разрешения взрослых;- не брать на руки бездомных животных.

В детях воспитывается привычка экономить воду, объясняя для чего это нужно.

У детей 5-6 лет продолжается развитие навыков культуры поведения в природе; расширяются представления о том, что в природе всё взаимосвязано (например одно и тоже растение может быть ядовитым для человека, но полезным для животного).

Для наиболее успешной и продуктивной работы по формированию навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения целесообразно использовать такие формы работы , как сюжетно-дидактические игры, игровые обучающие ситуации, проблемные ситуации, ведение проектной деятельности, экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач, создание в группе уголков природы, ведение календарей природы, в зелёной зоне каждой группы  можно организовать «огород» на окне, подбор художественных произведений, альбомы с иллюстрациями, выставки детского творчества, развлечения и досуги,  а также прохождение специально разработанного экологического маршрута – экологической тропы.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

 Экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Они имеют карту-схему с обозначением видовых точек (станций). При выборе маршрута следует учитывать ряд условий: - доступность для посещений; - эстетическая привлекательность;- информационная ёмкость. Экологическая тропа может проходить в здании ДОУ и на его территории, а также в природных или приближённых к ним условиях (парк, сквер, лес…). Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также имеется грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление " солдатиков". Полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, земляника, а на одном тополе – скворечник. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, полоили, объясняли о правилах поведения на прогулке, на отдыхе. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз, особенно в разные сезоны года.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирали разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовали следующие оборудования: песочница, ёмкости с водой совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использовали разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных", игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовали опыты. 

 Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.

 Часто на занятиях использовали художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. (Нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада). Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводила беседу, задавала вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.

 Во время тематических занятий по рисованию,  аппликации,  лепке дети передавали в своих работах впечатления от увиденного. Дети с умилением слушали "звуки природы" и работы получались намного лучше. В детском саду проводились конкурсы детских рисунков  «Времена года», «Листопад" создан макет "Зимушка-зима". Дети вместе с родителями участвовали в  конкурсах "Лучшая поделка из природного материала", в акции «Поможем птицам».

С детьми старших и подготовительных групп проводятся викторины, кроссворды, интеллектуальные игры «Этот жужжащий, летающий, ползающий мир», «Бабочки», «Будь человеком – человек», "Сохрани природу", "День птиц"», Цветочные радости», « Осень» "Подводное царство". Эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.

 Праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу 
личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по формированию  у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОГО И БЕЗОПАСНОГО ДЛЯ ПРИРОДЫ И ДЛЯ САМОГО РЕБЕНКА ПОВЕДЕНИЯ

В данной статье отражен опыт  работы детского сада по осуществлению системного подхода к решению одной из важнейших задач - формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и ...

Консультация для родителей. Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников «Знают родители — знает ребёнок»

Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному...

Педагогический проект «Формирование у детей навыков безопасного поведения в природе»

       Одна из основных задач в работе дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья детей. Взрослые (педагоги и родители) должны оберегать и защищать ребенка, подг...

Педагогический проект «Формирование у детей навыков безопасного поведения в природе»

Одна из основных задач в работе дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья детей. Взрослые (педагоги и родители) должны оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными...