"Значение игры в экологическом воспитании дошкольников при формировании безопасного поведения в природе
консультация по обж на тему

Чехова Наталья Владимировна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №853»

 дошкольное отделение №3

Консультация для воспитателей

«Значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста при формировании безопасного поведения в природе.»

                                                                                         Подготовила воспитатель

                                                                                         Чехова Н.В.

Москва

Список литературы

  1. Белая К.Ю., Зимонина В.Н, Как обеспечить безопасность дошкольников. Книга для воспитателей детского сада и родителей – М. 1998.
  2. М.Д.Маханева. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. С.Н. Николаева, И.А. Комарова «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. Пособие для педагогов и родителей.  – М: Гном. 2011.
  4. Цуркова Н.Е. Игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

      Проблемы окружающей среды, с которыми мы встречаемся каждый день, очень серьезны - потепление климата, разрушение озонового слоя, уничтожение леса, загрязнение водных бассейнов и т. д. Эти явления напрямую влияют на здоровье и жизнь людей. Человек  ежедневно подвергается риску природных бедствий и опасностей. И поэтому еще с  раннего возраста у детей необходимо целенаправленно развивать качества, которые будут содействовать и  сохранению природы, и  здоровья и жизни.

    Дошкольный возраст самоценный этап для воздействия, направленного на усвоение системы знаний, содействующих  экологическому воспитанию и адекватному ориентированию в окружающей среде. С раннего возраста нужно воспитывать чувство самосохранения, умения в критической ситуации реально оценивать опасность. Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста должно начинаться с понимания, что здоровье - одна из самых важных ценностей в жизни, а его сохранение зависит от образа жизни, питания, отдыха,  гигиены и жизни среди природы.

     Значение игры в экологическом воспитании дошкольников  в целом и в частности безопасного поведения в природе, трудно переоценить. Игра – это ведущий вид деятельности в данном возрастном периоде. Именно в игре складываются и эффективно развиваются главные новообразования дошкольного возраста. Через игру ребенок познает окружающий мир, усваивает социальный опыт, овладевает духовными ценностями. Кроме того игра - эмоциональная деятельность. В правильно организованной игре ребенок находится в хорошем настроении, он активен и доброжелателен. Он лучше и легче сосредотачивается, больше запоминает, чем при прямом задании взрослого. И на этом доброжелательном фоне процесс воспитания и образования, в том числе, и экологического, более эффективен.

     Во время игры ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других. Так возникают предпосылки для формирования  социального поведения в  природе и социуме, самоконтроля за собственными действиями и поступками. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности.

     Разумеется, не каждую игру можно отнести к разряду экологических по своим целям и содержанию.

     Существует ряд требований для игр экологической направленности.

  • Игра подбирается с учетом закономерностей развития детей и тех экологических задач, которые решаются на данном возрастном этапе;
  • Игра должна давать ребенку возможность реализовать уже имеющийся опыт и знания, а также стимулировать к усвоению новых;
  • Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, полученным в процессе других видов деятельности;
  • Игровые действия должны производиться в соответствии  с правилами поведения на природе;
  • Предпочтение отдается тем играм,  которые кроме решения собственно экологических задач, позволяют решать и другие задачи развития дошкольников;
  • Для того чтобы игра была эффективным средством экологического воспитания необходимо прослеживать внутреннюю связь между предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать на какой имеющийся опыт будет опираться ребенок, и каким будет новый шаг в его развитии;

Одним из основных методов формирования у детей безопасного поведения в природе является метод моделирования игровых ситуаций. Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. При этом важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

  • использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;
  • предварительное разыгрывание  ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;
  • введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
  • «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
  • поддержание адекватного эмоционального фона.

      Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные  к реальности. В целях профилактики детских страхов из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждую игровую ситуацию следует позитивно. В тоже время не следует превращать в односторонне веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

     Игровые ситуации «В парке», «Ядовитые растения», «Собака – друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дошкольники знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей.  

Для закрепления полученных в ходе  моделирования игровых ситуаций знаний можно использовать и другие виды игр, например,  дидактические игры-классификации: съедобное, не съедобное; дикие или домашние и т.д. А также игры загадки-описания о мире живой и неживой природы, о явлениях природы.

     Какой бы виды игр мы не использовали в работе,  все они делают понятным смысл запретов и способов  действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных  для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи  образа жизни и здоровья человека.  Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком игровой ситуации позволит  ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»

Консультация на тему:«Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»...

Консультация на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»

Консультация на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»...

статья на тему:"Значение прогулок в экологическом воспитании дошкольников".

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию статью на тему:"Значение прогулок в экологическом воспитании дошкольников"...

«Формирование безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста»

Доклад о формировании безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста....

Формирование безопасного поведения на природе с детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии В. Воскобовича  «Сказки Фиолетового леса».

—Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При наиболее интересной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формир...

Конспект занятия по формированию безопасного поведения на природе с детьми подготовительной группы. Игра тренинг «Поможем жителям Фиолетового леса».

Сформировать у детей  элементарные  правила безопасного поведения в природе, способности  предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, по необходимости  - действовать....