"Значение игры в экологическом воспитании дошкольников при формировании безопасного поведения в природе
консультация по обж на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №853»
дошкольное отделение №3
Консультация для воспитателей
«Значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста при формировании безопасного поведения в природе.»
Подготовила воспитатель
Чехова Н.В.
Москва
Список литературы
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н, Как обеспечить безопасность дошкольников. Книга для воспитателей детского сада и родителей – М. 1998.
- М.Д.Маханева. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- С.Н. Николаева, И.А. Комарова «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. Пособие для педагогов и родителей. – М: Гном. 2011.
- Цуркова Н.Е. Игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Проблемы окружающей среды, с которыми мы встречаемся каждый день, очень серьезны - потепление климата, разрушение озонового слоя, уничтожение леса, загрязнение водных бассейнов и т. д. Эти явления напрямую влияют на здоровье и жизнь людей. Человек ежедневно подвергается риску природных бедствий и опасностей. И поэтому еще с раннего возраста у детей необходимо целенаправленно развивать качества, которые будут содействовать и сохранению природы, и здоровья и жизни.
Дошкольный возраст самоценный этап для воздействия, направленного на усвоение системы знаний, содействующих экологическому воспитанию и адекватному ориентированию в окружающей среде. С раннего возраста нужно воспитывать чувство самосохранения, умения в критической ситуации реально оценивать опасность. Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста должно начинаться с понимания, что здоровье - одна из самых важных ценностей в жизни, а его сохранение зависит от образа жизни, питания, отдыха, гигиены и жизни среди природы.
Значение игры в экологическом воспитании дошкольников в целом и в частности безопасного поведения в природе, трудно переоценить. Игра – это ведущий вид деятельности в данном возрастном периоде. Именно в игре складываются и эффективно развиваются главные новообразования дошкольного возраста. Через игру ребенок познает окружающий мир, усваивает социальный опыт, овладевает духовными ценностями. Кроме того игра - эмоциональная деятельность. В правильно организованной игре ребенок находится в хорошем настроении, он активен и доброжелателен. Он лучше и легче сосредотачивается, больше запоминает, чем при прямом задании взрослого. И на этом доброжелательном фоне процесс воспитания и образования, в том числе, и экологического, более эффективен.
Во время игры ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других. Так возникают предпосылки для формирования социального поведения в природе и социуме, самоконтроля за собственными действиями и поступками. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности.
Разумеется, не каждую игру можно отнести к разряду экологических по своим целям и содержанию.
Существует ряд требований для игр экологической направленности.
- Игра подбирается с учетом закономерностей развития детей и тех экологических задач, которые решаются на данном возрастном этапе;
- Игра должна давать ребенку возможность реализовать уже имеющийся опыт и знания, а также стимулировать к усвоению новых;
- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, полученным в процессе других видов деятельности;
- Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами поведения на природе;
- Предпочтение отдается тем играм, которые кроме решения собственно экологических задач, позволяют решать и другие задачи развития дошкольников;
- Для того чтобы игра была эффективным средством экологического воспитания необходимо прослеживать внутреннюю связь между предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать на какой имеющийся опыт будет опираться ребенок, и каким будет новый шаг в его развитии;
Одним из основных методов формирования у детей безопасного поведения в природе является метод моделирования игровых ситуаций. Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. При этом важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:
- использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;
- предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;
- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
- поддержание адекватного эмоционального фона.
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждую игровую ситуацию следует позитивно. В тоже время не следует превращать в односторонне веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.
Игровые ситуации «В парке», «Ядовитые растения», «Собака – друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дошкольники знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.
Моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей.
Для закрепления полученных в ходе моделирования игровых ситуаций знаний можно использовать и другие виды игр, например, дидактические игры-классификации: съедобное, не съедобное; дикие или домашние и т.д. А также игры загадки-описания о мире живой и неживой природы, о явлениях природы.
Какой бы виды игр мы не использовали в работе, все они делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком игровой ситуации позволит ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные направления работы с дошкольниками по формированию безопасного поведения в быту, на дорогах, пожарная безопасность.
консультация по ОБЖ...
Консультация на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»
Консультация на тему:«Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»...
Консультация на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»
Консультация на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»...
статья на тему:"Значение прогулок в экологическом воспитании дошкольников".
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию статью на тему:"Значение прогулок в экологическом воспитании дошкольников"...
«Формирование безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста»
Доклад о формировании безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста....
Формирование безопасного поведения на природе с детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии В. Воскобовича «Сказки Фиолетового леса».
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При наиболее интересной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формир...
Конспект занятия по формированию безопасного поведения на природе с детьми подготовительной группы. Игра тренинг «Поможем жителям Фиолетового леса».
Сформировать у детей элементарные правила безопасного поведения в природе, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, по необходимости - действовать....