ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОГО И БЕЗОПАСНОГО ДЛЯ ПРИРОДЫ И ДЛЯ САМОГО РЕБЕНКА ПОВЕДЕНИЯ
статья на тему
В данной статье отражен опыт работы детского сада по осуществлению системного подхода к решению одной из важнейших задач - формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. Раскрыты методы, способы и формы работы по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОГО И БЕЗОПАСНОГО ДЛЯ ПРИРОДЫ И ДЛЯ САМОГО РЕБЕНКА ПОВЕДЕНИЯ.
В данной статье отражен опыт работы детского сада по осуществлению системного подхода к решению одной из важнейших задач - формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. Раскрыты методы, способы и формы работы по данной проблеме.
Бытует мнение, что в экологическом образовании знания большого значения не имеют, а основной акцент необходимо делать на воспитании бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум элементарных экологических знаний, которые помогут им понять суть необходимости вести себя экологически грамотно и безопасно. Экологические проблемы и катастрофы непосредственно связаны с образованностью населения - ее недостаточность или полное отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.
Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш дом стал еще краше и богаче. Поэтому мы должны не только дать детям знания о природе, воспитывать бережное отношение к ней, но и учить ориентироваться в окружающей природной среде и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями.
Так основной целью нашего учреждения стало - формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: подготовить детей к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чрезвычайными и опасными для жизни; научить быть внимательными и осторожными, сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
С учётом особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта мы выделяем следующие группы методов формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения:
- методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности - это поощрение: одобрение, похвала, награждение подарком, эмоциональная поддержка, проявление особого доверия, восхищения, повышенного внимания и заботы; образовательная ситуация; игры; соревнования; состязания;
- методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности – это приучение к положительным формам общественного поведения; упражнение; образовательные ситуации - общие дела, взаимопомощь, взаимодействие с младшими по возрасту детьми, проявление уважения к старшим;
- методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности – это рассказ взрослого; пояснение и разъяснение; беседа; чтение художественной литературы; обсуждение; рассматривание и обсуждение; наблюдение.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников учеными были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на: массовые, групповые, индивидуальные.
- К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, массовые природоохранные праздники и акции; конференции; экологические викторины, сюжетно - ролевые игры, труд на участке.
- К групповым - кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
- Индивидуальные формы предполагают наблюдения за животными и растениями; изобразительная деятельность.
Также одним из важнейших условий экологического воспитания является развивающая предметно – пространственная среда. Поэтому немало сил и времени уделяется созданию соответствующей среды в ДОУ, которая будет способствовать оздоровлению ребенка, эколого – эстетическому и познавательному развитию, формированию нравственных качеств и экологически грамотного безопасного поведения, экологизации различных видов деятельности.
В группах ДОУ созданы Центры «Безопасности», Центры «Природы» в которых сосредоточены различные дидактические игры: «Можно - нельзя», «Опасно – не опасно», «Как правильно», «Берегите лес», «Что лишнее», «Съедобное – не съедобное» и другие; тематические альбомы: «Природа разных стран», «Знаки леса», «Правила поведения в картинках»; плакаты: «Соблюдаем правила поведения в лесу», «Безопасное поведение с животными леса», «Съедобные грибы», «Не съедобные грибы» и другое.
Организована большая библиотека, которая способствует получению детьми новых сведений об окружающем мире, о взаимодействии человека и природы, закреплению правил правильного поведения в экстремальных условиях, пополнение словарного запаса детей. Библиотека помогает увеличить словарный запас, получит новые сведения об окружающем мире, ее целостности, овладеть новыми знаниями, развивает любознательность, побуждает к самостоятельной деятельности. Полученные знания и умения дети закрепляют, участвуя в различных инсценировках, экологических КВН, праздниках, досугах.
Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки совы», «Фиксики», «Лунтик» и другие, которые помогают детям закреплять правила по основам безопасности жизнедеятельности.
Круг проблем связанный с экологической безопасностью детей, невозможно решить только в стенах детского сада, поэтому важно выбрать четкую стратегию взаимодействия с родителями, так как они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями объяснить актуальность и важность этой проблемы.
Формы взаимодействия с родителями:
- Консультации
- Распространение памяток, буклетов
- Оформление родительского уголка
- Беседы
- Акции
- Экскурсии
- Конкурсы
- Рубрика «Вопрос - ответ» на сайте ДОУ
- Тренинги
- Тематические вечера и др.
Вместе с родителями изготавливали разнообразные дидактические пособия по ознакомлению детей с основами экологической безопасности: альбомы «Дети на природе», «Дети и домашние животные», «Правила поведения в лесу, на водоёмах», «Опасные насекомые», «Ядовитые растения».
Формирование основ экологической безопасности у детей дошкольного возраста, прежде всего, направлено на то, что бы развить у них чувство уверенности и ощущения комфортного проживания в тех экологических условиях на Земле, которые имеются в настоящее время; что необходимо сохранить нашу планету красивой и уютной, что мы после себя должны оставить землю такой же и даже лучшей, чем она была до нас.
Наша работа по данной проблеме не заканчивается. Мы планируем продолжать закреплять, обогащать и систематизировать конкретные представления об опасностях окружающей среды и способах защиты от них, используя новые формы работы для того, что бы дети усвоили главное правило: «Правила безопасности важно не только знать, но и соблюдать!».
Библиографический список
- Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы» – Волгоград: Учитель,2012г.
- Коломеец Н. В. «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет» - Волгоград: Учитель, 2013г.
- Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева - Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», 2009г.
- Соломенникова О.В. «Экологическое воспитание в детском саду» - Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, 2014г.
- Щербанёва Е.А. «Занимательная экология» - Комплект рабочих листов для занятий с детьми 3-4 лет, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии воспитания природоохранных знаний, умений и навыков общения у детей с природой.
Игровые технологии воспитания природоохранных знаний, умений и навыков общения у детей с природой....
проект - «Повышение уровня умений и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения»
.Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожн...
Игровые технологии воспитания природоохранных знаний, умений и навыков общения у детей с природой.
Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них начала экологической культуры, занят...
"Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения для природы и для самого ребёнка"
Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения для природы и для самого ребёнка"...
АПО Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на дороге посредством использования игровых технологий
Формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения на дороге....
Игровые технологии воспитания природоохранных знаний, умений и навыков общения у детей с природой.
Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них начала экологической культуры, занят...