Проект. Весенний подоконник.
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Радченко Светлана Владимировна

Как научить ребенка с ОНР видеть и понимать окружающую его природу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnik_na_podokonnike-proekt.docx363.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №321» г.о.Самара

Проект:

«Весенний подоконник»

Автор: Радченко Светлана Владимировна

2018г., Самара

Введение

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы,

с бесконечным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума»

В.А.Сухомлинский.

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Педагогам представлена почетная роль, ввести ребенка в этом мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление.

Как же научить ребенка с ОНР видеть и понимать окружающую его природу?

Общение с природой даёт ребенку с нарушениями зрения более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Дети воспринимают и чувствуют природу более непосредственно, нежели взрослые. Со многими объектами и явлениями природы они знакомятся впервые и они, безусловно, вызывают у них повышенный интерес. Используя этот интерес, педагоги постепенно включают в опыт детей новые неизвестные им ранее предметы и явления.

ОНР приводит к недостаточному накоплению у детей представлений об объектах и явлениях природы. Поэтому знакомство происходит постепенно, начиная  с близких и доступных пониманию ребёнка объектов и явлений природы. Для этого не нужно специально вести ребёнка в Зоосад. Достаточно организовать цветник на подоконнике в группе. Важно учитывать возрастные особенности ребёнка, при этом создать безопасные и благоприятные условия.

Цветник на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать мир природы, формировать экологическую культуру у дошкольников. Он способен расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Для детей с ОНР цветник на подоконнике имеет свою специфику: наряду с наблюдениями и организацией труда в цветнике, сюжетно-ролевыми, подвижными играми и самостоятельной деятельностью детей, проводится индивидуальная коррекционная работа.  

Коррекционная работа включает в себя:

  • узнавание и называние растения;
  • нахождение одинаковых частей растений и растений в целом;
  • нахождение различий в растения;
  • определение цвета, формы, размера, пространственного расположения (реального объекта, иллюстрации);
  • игры на классификацию (цвет, форма, величина);
  • слежение за движущимся объектом (полёт бабочки с цветка, на цветок);
  • рассматривание растений (после чего необходимо перевести взгляд на другие удаленные предметы за окном).

В проекте «Цветник на подоконнике» осуществляется  исследовательская деятельность, пронизанная духом творчества и познания, неугасаемого интереса и радостью новых открытий. В предлагаемом проекте созданы необходимые условия для общения детей между собой, построения новых отношений между детьми и родителями, для их участия в различных познавательных, интеллектуальных мероприятиях, для основной работы по проекту.

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.

Наименование проекта

«Цветник на подоконнике»

Познавательно - исследовательский

2.

Образовательное учреждение, реализующее проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №321» г.о.Самара

Адрес: ул. Аэродромная, 54-а, Самара, Самарская обл., 443074

Телефон:  8 (846) 268-89-11

3.

Участники проекта

Творческая группа:

Радченко Светлана Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №321»

Воспитанники дошкольного возраста (дети старшей группы №8) МБДОУ «Детский сад №321»

Родители воспитанников старшей группы №8 МБДОУ «Детский сад №321»

4.

Актуальность

Организация проектной деятельности обусловлена недостаточными знаниями и представлениями о садовых цветах у дошкольников с ОНР.

В связи с этим перед педагогами стоит задача активизации познавательно - исследовательской деятельности детей с различными нарушениями зрения. Именно в дошкольном возрасте необходимо прививать детям любовь и интерес к природе, правильно знакомить их с объектами и явлениями природы, учитывая их возрастные особенности.

В процессе восприятия природного объекта у детей закладываются основы правильного понимания законов природы. Это способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

5.

Цель

Формирование у детей с ОНР правильного представления о многообразии садовых растений посредством познавательно-исследовательской деятельности.

6

Задачи

1. Создать условия для развития познавательно исследовательской деятельности детей с ОНР.

2. Обобщить и расширить преставления у дошкольников о садовых растениях и их пользе для человека.

3. Формировать у детей с ОНР представление об объектах и явлениях мира природы с помощью сохранных анализаторов.

4. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать данные в дневнике - наблюдения.

7.

Методы

и приемы

  • Экспериментирование.
  • Моделирование
  • Опытно-исследовательская деятельность
  • Сравнительно–исследовательская деятельность
  • Словесные, наглядные методы

8.

Краткое изложение сути проекта

       Проект «Цветник на подоконнике» реализуется в различных формах  совместной деятельности педагогов, детей и родителей способствующей получению знаний о разнообразии садовых растений через познавательно - исследовательскую деятельность.

Новизна и ценность

проекта

Ценность проекта «Цветник на подоконнике» заключается в использовании  принципа интеграции образовательных областей в планировании и реализации мероприятий проекта                

Содержание проектной деятельности учитывает особенности психического и физического развития детей с ОНР, способствует  формированию высокого уровня интегративных качеств.

9.

Срок реализации:

С 01.03.2018г. по  01.05.2018г.

10.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный:

1. Выявление представлений детей о садовых растениях.

2. Определение целей и задач проекта.

3. Информационно – методическое обеспечение проекта.

4. Составление плана мероприятий по реализации проекта

5. Привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта.

6. Обновление содержания предметно-развивающей среды.

2. Основной:

1. Познавательная деятельность с детьми по реализации проекта «Цветник на подоконнике» в соответствии с образовательными областями.

2.  Работа с родителями по заданной теме.

3. Организация сюжетно – ролевых, дидактических и подвижных   игр.

4. Продуктивная деятельность детей по закреплению представлений о садовых растениях.

3. Обобщающий:

1. Фотовыставка «Труд в «Цветочной сказке-Дюймовочка»»

2. Выставка поделок из бросового материала   «Цветы вокруг нас»

3. Конкурс «Цветочные шляпки»

4. Презентация мини – энциклопедии «Путеводитель садовых растений» на родительском собрании ДОУ.

5. Акция «Украсим участки детского сада цветами»

6. Презентация проекта на педсовете ДОУ

11.

Результаты реализации проекта

1. Систематизация знаний детей о садовых цветах.

2. Стремление удовлетворить потребности наблюдаемых живых объектов, самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей

3.  Развитие коммуникативных навыков.

4. Активное участие родителей в реализации проекта.

12.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Информационно – методическая и познавательная литература.

2. Дидактические и настольно – печатные игры.

3. Мультимедийное оборудование, презентации,  аудиозаписи по теме.

13.

Формы представления результатов

1. Фотоотчет о реализации проекта «Цветник на подоконнике»

2. Создание мини – энциклопедии « Путеводитель садовых растений»

3. Презентация проекта педагогической общественности.

  1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Наименование мероприятий

Срок реализации

Исполнитель

Результат

1. Подготовительный этап

1.1

Выявление представлений  детей о садовых цветах  (анкетирование, наблюдение)

Март

Педагоги

Результаты беседы, наблюдения

1.2

Выявление представлений родителей о садовых растениях

Март

Педагоги

Результаты бесед

1.3

Подбор методической, познавательной, художественной литературы о садовых растениях

Март

Педагоги

Картотека стихов, загадок, пословиц, сказок

1.4.

Обновление содержания предметно-развивающей среды

Март

Педагоги, родители

Оснащение дидактическими настольно-печатными играми, плакатами, таблицами, картотеками, атрибутами сюжетно-ролевых и подвижных игр.

Подготовка семян цветов, рассадников.

2. Основной

2.1

Чтение художественной и познавательной литературы:

  • Экологическая сказка «О чем говорят цветы»
  • Экологическая сказка Воротникова Л.Ф. «Как человек приручил растения»
  • Сказка «История одного растения»
  •  Скребцова Л.В. «Душистые ароматы»
  • М. Скребцова «Царица ночи»
  • Андрей Платонов «Неизвестный цветок»
  • Рубцова Т. «Сказка о маргаритках»
  • Л.В.Скребцова «Чудесный домашний садик»
  • Легенда о трехцветной фиалке.
  • Легенда о ландыше
  • Легенда о лилии
  • Легенда о маргаритках
  • Стихи, загадки,  пословицы о комнатных цветах.

Март - май

Педагоги

2.2.

Беседы:

  • «Цветы на участке детского сада»
  • «Как растут растения?»
  • «Мы знатоки садовых растений»
  • «Из чего можно вырастить растение»
  • «Что необходимо для роста растений»

Март - май

Педагоги

2.2

Создание и обсуждение проблемных ситуаций

  • «Рассаду цветов ландыша поставили в темное место»
  • «Рассаду цветов лилии поливали каждый день
  • « Не поливали рассаду  цветов бархатцев»

Апрель

Педагоги  

2.3

НОД по образовательной области «Развитие речи»:

  • «Беседа о садовых растениях»
  • «Поливка садовых растений»
  • «Посадка луковиц лилии»
  • «Правила ухода за садовыми растениями»
  • Комплексное занятие «Садовая фиалка»»

Март - май

Педагоги

2.4

Опытно – экспериментальная деятельность

  • Вода в жизни растения
  • Дышит ли растение? 
  • Влияние музыки на рост растения
  • Реагирует ли растение на ласку?
  • Растение меняет цвет 
  • Свет в жизни растений
  • Чудесный полив
  • Растения теряют воду через испарения

Март - май

.

Педагоги

Проведение опытов, экспериментов

2.5

Социально коммуникативное развитие:

сюжетно – ролевая игра:

  • «Цветочный магазин»
  • «Оранжерея в детском саду»
  • «Цветовод»
  • «День рождения»
  • «Семья»

Март - май

Педагоги

Дидактические игры:

  • «Растения»
  • «Подбери семена к растению»
  • «Угадай растение по описанию»
  • «Собери цветок из частей»
  • «Вылечи человека»
  • «Собери букет садовых растений»
  • «Продайте, то, что опишу»
  • «Подбери контур к цветку»
  • «Цветовод»
  • «Что сначала, что потом?»
  • «Путаница»
  • «Опиши, я отгадаю»
  • «Найди растение по названию»
  • «Чего не стало?»
  • «Цветочный магазин»
  • «Если был бы я цветком»

Март - май

.

Педагоги

2.6

Продуктивная деятельность:

  • Посадка луковиц лилии
  • Сеем семена цветов  в контейнеры
  • Посадка корешков ландыша
  • Пересадка садовых цветов в индивидуальные стаканчики «домики»
  • Уход за садовыми растениями.
  • Ведение индивидуальных дневников наблюдения за ростом и развитием садовых растений

Март – апрель

Педагоги, родители

2.7

НОД по образовательной области «Художественно эстетическое развитие »

  • Рисование  

«Цветы на участке детского сада»

  • Лепка «Роза», «Фиалка»
  • Моделирование из бумаги «Тюльпан»»
  • Конструирование «Выкладывание цветов из мозаики»
  • Аппликация «Красивый цветок»

Март – май

Педагоги

Систематизировать знания детей  о садовых растениях

2.9

 Работа с родителями:

  • Собрание тема: «Цветы на участках дачи»
  • Беседа за круглым столом «Сбережем родную природу»
  • Выпуск информационных листков.

Педагоги

Информационные листки, консультации, беседы

3. Обобщающий

3.1

Проведение итоговой беседы с детьми

Май

Педагоги

Результаты беседы

3.2

Оформление фотовыставки «Труд в «Цветочной сказке-Дюймовочка»

Май

Педагоги

Практическая деятельность детей

3.3

Выставка поделок из бросового материала   «Цветы вокруг нас»

Май

Педагоги,

дети

Совместная работа детей и родителей

3.4

Акция «Украсим участки детского сада цветами»

Май

Педагоги, родители,

дети

Совместная работа педагогов, детей и родителей

3.5

Участие детей в конкурсе «Цветочные шляпки»

Май

Педагоги,

родители, дети

Совместная работа педагогов, детей и родителей

3.6

Презентация  мини - энциклопедии на родительском собрании ДОУ «Путеводитель садовые  растений»

Май

Педагоги и родители

Совместная работа педагогов и родителей

3.7

Презентация проекта педагогической общественности

Май

Педагоги

Итог работы

Заключение

Природа окружает ребёнка с ранних лет, она ему органична, привлекает его своей необычностью, новизной, волшебностью. Природа побуждает ребёнка к передаче чувств, мыслей, к речевой активности.

Нарушение зрения значительно осложняет процесс восприятия ребёнком окружающей его природы. Поэтому проект «Цветник на подоконнике» доступен, интересен и близок детям.

В процессе проектной деятельности родители являются активными участниками проекта, педагоги выступают в роли организаторов, которые дают детям простор самостоятельности, приветствует любую их творческую деятельность.

Проект проходит в игровой форме и носит познавательно - экспериментальный  характер. Дети учатся целенаправленно изучать предмет, выделяя наиболее характерные признаки, сравнивая отдельные части, отмечая существенные и второстепенные. В ходе опытов и экспериментов создавались ситуации, в которых дети самостоятельно анализировали, устанавливали причинно-следственные связи, делали выводы, овладевая представлениями о законах развития растений, явлениях природы.

Одной из важных составляющей проекта стало создание «Цветочной сказки-Дюймовочка» на подоконнике. Сюжетная игра «Цветочная сказка-Дюймовочка» раскрывает творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлекая их в практическую деятельность. Эта деятельность развивает эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Прививая любовь и интерес к природе, у детей с нарушениями зрения формируются положительные качества личности: доброта, желание и умение заботиться о растениях, бережно относиться к ним. При общении с растениями, у детей обогащается кругозор, получают представление о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития.  

Таким образом, реализация проектной деятельности явилось необходимым условием для формирования правильного представления о многообразии садовых растений посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Список литературы

  1. Бондаренко Т.М. Экологические  занятия с детьми 5 - 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159с.
  2. Дыбина О.В., Рахманова М.П. Неизведанное рядом. Творческий центр. Сфера. Москва. 2001 – 76 – 78с.
  3. Дыбина О.В.Ребенок в мир поиска. Творческий центр Москва 2007.- 60с.
  4. Евдокимова Е.С. Техноглогия проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
  5. Зубкова Е.М. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет – М.,2007
  6. Иванова А.И. Эклогические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 56с.
  7. Николаева С.Н. Юный эколог Москва Мозаика – Синтез 2010. – с.3 – 156с.
  8. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников – М., 2003
  9. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под.ред. Л.И.Плаксинрй. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.
  10. Чарова Ю. О природе М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001. – 48с.- Серия («Библиотека Вини – Пуха»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект - весенняя сказка "Снегурочка"

Творческий проект театрализованного представления сказки "Снегурочка" задумывался , как результат воздействия интегрированного подхода к развитию творческих способностей в процессе слушания, исполните...

Презентация проекта "Весенние цветы"

Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка через совместное со взрослыми изготовление весенних цветов из разного материала....

Мини - проект "Проект на подоконнике". "Цвети и процветай любимый город".

Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. Развивать познавательные и творческие способности детей. Прививать любовь к родному городу....

Образовательный проект "Весенняя пора"

Расширение представления детей о весне,формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности.    дать детям элементарные представление о природных изменения...

Экологический исследовательский проект "Весенний огород"

Эколого-исследовательский проект с детьми второй младшей группы. Опытная работа по выявлению условий для роста и развития растений....

Познавательно-творческий проект «Весенний праздник»

мы горим желанием воспитать у детей любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у них любовь к самому близкому, родному человеку – МАМЕ. А ведь это основа нравственно-патриотического воспи...

Экологический проект «Весенний огород на подоконнике» во второй группе раннего возраста детей 2-3 лет.

Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность.1. Дети получат представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.2. Дети получат пре...