Проект Весёлый огород
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Авдиенко Елена Ивановна

Материал позволяет спланировать работу с детьми по ознакомлению с растительным миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesyolyy_ogorod_ml_gr.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект « Весёлый огород ».

Авторы проекта: воспитатель младшей группы «Непоседы» МБДОУ Д\С № 1 «Ромашка» Авдиенко Е.И.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Сроки реализации:   январь, февраль, март.

Материально-техническое обеспечение:  компьютер,  коробки из под кондитерских изделий, забочик (оформление),  пластиковые стаканы,  земля,  лейки,  домик,  фигурки героев (дед, баба) , лук.

Участники проекта:  дети,  родители, педагоги  младшей группы.

Информационное обеспечение:  интернет-ресурсы, детская художественная литература, методическая литература.

Актуальность:

 Данный проект предназначен для детей  младшей  группы ДОУ.  Мир овощей удивительный и многообразный. Каждый ребёнок - внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь, и мир овощей поможет открыть в нём что – то новое, познавательное и интересное. А самое главное его собственное участие, умение вырастить и получить плоды своего труда, вселить в детях чувство гордости и поможет получить ответы на все вопросы, проблемы, возникшие перед началом работы над проектом.

    Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе. Наблюдая за растениями, ребёнок  начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.

По календарю зима, а в группе, на подоконнике уже весна. Совместными усилиями организуется мини - огород, доставляющий радость всем: детям, воспитателям, родителям и гостям группы.

Цель проекта:

Расширять представления детей об окружающем мире;

вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию  растений, развивать интерес к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.

Формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

 Задачи проекта:

Расширять у детей знания и представления об овощах . Обогащать словарный запас, развивать связанную речь детей. Активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно следственные связи, делать обобщения. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Обучающие:

- расширять представления об особенностях строения растений и условиях их роста;

- систематизировать знания о значении воды, света, тепла в жизни растений.

Развивающие:

- развивать творческие способности, поисковую деятельность, познавательную активность, устойчивое внимание, наглядно-действенное мышление, мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие, ответственность, экологическую культуру.

Планируемый результат:

- сформированы представления о выращивании растений, правила ухода за ними, уважительное отношение к труду;

- имеют представления о том, что для роста и развития растениям необходим солнечный свет, тепло, вода, своевременный уход;

- проявляют стремление быть полезными и добиваться результата своей деятельности.

Конечный результат: Создание мини огорода на подоконнике в группе.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I. Подготовительный – 1 неделя

- сбор информации, составление плана по организации деятельности;

- приобретение посадочного и семенного материала, инвентаря;

- творческое оформление мини – огорода в стиле маленького сельского дворика, где живут бабушка и дедушка. Они выращивают овощи,  разводят живность. Вместе с ними живёт ёжик  Пых. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, с орудием труда, наблюдают за ростом растений;

- подобрать  дополнительный материал (иллюстрации, сказки, загадки, пословицы, рассказы, раскраски, трафареты).

II. Основной – 6 недель

- исследование посадочного материала: лук, овёс, пшеница;

- поочередно вместе с детьми высаживаем семена, фиксируем дату посадки;

- наблюдаем за всходами и ростом растений;

- проводим исследовательскую деятельность: посадка лука в грунт и воду;

- экспериментируем: посадка сухих и проросших семян;

- устанавливаем связь: растение – земля, растение – вода, растение – человек.

 III. Заключительный – 2 недели

- анализируем и обобщаем, подводим  результаты, полученные в процессе познавательно – исследовательской деятельности – это составление фотоотчета.

Итог проекта:

- в процессе реализации проекта дети сравнивали, анализировали, делали выводы;

- сформирован навык опытно-исследовательской деятельности;

- углубились знания о пользе витаминов, содержащихся в растениях, для здоровья человека;

- собрали урожай  и с удовольствием это все ели зелёный лук за обедом.

- радовались появлению «иголок» у ёжика Пыха

- Сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за овощными культурами в комнате на подоконнике

- Сформированы знания, что овощные культуры выращивают из семян, их рост зависит от наличия света, тепла, влаги, почвы.

- Называют и узнают овощные растения по внешнему виду, называют их части: корень, стебель, листья,плоды, семена; видят сходства и отличия. С удовольствием наблюдают за изменениями, происходящими в росте овощных культур, делают простые выводы, сравнения.

- Ухаживают за растениями: поливают, рыхлят, переворачивают к свету.

- Делают простые опыты, объясняют результат.

- Словарь пополнен новыми словами, дают точные ответы на вопросы, употребляют новые слова в речи.

Познавательно - исследовательская деятельность:

- беседы: «Всё начинается с семечка», «Растения вокруг нас», «Лагоритм роста растений», «У бабушки на огороде».

- Опыт: «Посадка лука в грунт и воду», «Посадка семян  (проросших и сухих)», «Угадай на вкус, что выросло у нас»;

- Дидактические игры: «Корзинка», «Где что растет?», «Четвертый лишний», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», «От какого овоща часть?».

Изобразительная деятельность:

- рисование: с натуры «Лучок»;

- аппликация: «Зелёная травка».

- лепка:  «Посадили мы лучок»  

- аппликация + рисование:  «Лучок »;

-рисование:  «Солнышко»    /гуашь ;

 Игры:

-сюжетно-ролевая игра: «Овощной магазин»; «Сварим щи»

-музыкальная игра:  «Собирай урожай и в корзину полезай ».

- игра – драматизация сказки «Репка».

-дидактические игры: «Угадай на вкус»; «Четвертый  лишний»; «Определи на ощупь»;  «Чудесный мешочек»;  «Собери овощи-фрукты»; «Покажи и назови»;  «Найди и покажи такой же»;  «Что сначала, что потом»;  « Собери из частей целое»; «Найди пару».

-подвижная игра: «Огуречик – огуречик »; «Мышки в огороде»

НАБЛЮДЕНИЯ . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

-наблюдение  за первыми  всходами  и ростом растений

-« Земля (почва)»  -  какая она»  Цель: Выявить свойства земли  (имеет вес, сыпучая ,  черного цвета,  пропускает  воду…)

-«Семена растений отличаются друг от друга». Цель: Выявить внешние отличия семян друг от друга.

-«Вода и  растение» Цель: Выявить необходимость воды для роста растений.

-наблюдение за ростом корневой системы лука в воде.

-«Земля и растение» Цель: Выявить насколько земля для роста растений.

«Тепло и растение» Цель: Выявить потребности растения в тепле.

«Человек и растение» Цель: Выявить, нуждается  ли растение в уходе человеком.

Художественная литература:

-чтение  и пересказ сказки «Репка»;

-чтение стихотворений    Ю.Тувима «Овощи»;  В.Коркина «Что растет у нас на грядке?»- (с последующим заучиванием);

-отгадывание загадок про фрукты и овощи;

-разучивание  детских  потешек, песен, поговорок, связанных  с  огородом, овощами и фруктами;

РАБОТА  С  РОДИТЕЛЯМИ

-консультация и рекомендации по созданию мини огорода в домашних условиях;

-консультация и рекомендации к созданию мини-энциклопедии о пользе лука

«Чудо-лук»;

-оформление стенда для родителей «Наш огород»

-выставка детских работ для родителей по проекту;

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксёнова З. Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека воспитателя)

2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)

3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.

4. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с

5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфёнова Г, М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 208с

6. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. - М. : Айрис - пресс, 2009.- 96с.

7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 48с

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пословицы и поговорки обо всех овощах

Всякому овощу свое время.

Овощи хороши во щи.

Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.

Пословицы и поговорки о капусте

Капуста не пуста, сама летит во уста.

Без капусты щи не густы.

В одном кармане пусто, в другом капуста.

Пословицы и поговорки о луке

Голо, голо, а луковка во щи есть.

Лук с чесноком - родные братья.

Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.

Пословицы и поговорки о чесноке

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Сердце с перцем, душа с чесноком (т.е. злой человек).

Мать его - лук, отец - чеснок, а сам вырос розовым вареньем. (турецкая пословица)

Пословицы и поговорки о свекле

Красен, как свекла, как кровь, как клюква, как маков цвет.

Красна свекла, хоть и в черной земле растет.

Без свеклы борща не ищи.

Свекла - красная девица, да с зеленою косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится.

Полезна свеколка для нас, ее мы держим про запас.

Пословицы и поговорки о моркови

Огуречик в кадке, а морковь – на грядкПошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту.

В подполе, подполье лежит пирог с морковью: хочется есть, да не хочется лезть.

Редешна задача, да морковный вкус.

Будешь на полатях лежать, моркови не видать.

Морковь прибавляет кровь.

Пословицы и поговорки о бобах

Не чванься, горох, перед бобами, будешь сам под ногами.

Бобы не грибы, не посеешь - не взойдут.

Чужую беду на бобах разведу, а к своей и ума не приложу.

Стихи про овощи

Стихи про кабачок

Раз на грядке кабачок

Отлежал себе бочок

И запел: "Хозяйка!

Ты меня снимай-ка.

Эту песенку я спел,

Потому что я поспел!"

Е. Груданов

Вон пузатый кабачок

Лёг под кустик на бочок,

Словно белый поросёнок

К солнцу поднял пятачок!

Если много их найдём,

То зимой не пропадём:

И икра из них прекрасна,

И оладий напечём!

Стихи про свеклу   М. Борина

Свёклу знают все ребята,

Это овощ очень яркий.

Красным борщ окрасит свекла

Чтоб не выглядел он блекло.

Будет блюдо так красиво,

Да и вкусно, всем на диво.

Если будешь кушать борщ

Будешь весел и не тощ.

Витаминов много в нем,

Мы прекрасно заживем.

Приготовим мы салат,

Будешь ты, конечно рад.

Приготовим винегрет,

Свекла шлет нам свой привет.

Е.Груданов

Вот, как будто в беспорядке,

Свёкла вылезла на грядке:

Посерёдке, на боках,

В самых дальних уголках!

Кверху выставила спину

И торчит наполовину,

Прикрываясь над землёй

Тёмно-красною листвой...

Без неё - зимою нету

Ни борща, ни винегрета,

Ни салатов, ни икры -

Для больших и детворы!

Стихи про патиссон:   Е. Груданов

Нет, то вовсе не был сон:

Возле нашей мойки

Вырос странный патиссон -

НЛО и только!

Мы его купали лейкой,

Куст рыхлили по утрам,

И летающей тарелкой

Он всегда казался нам!

Пусть не верят... Пусть смеются!

Но нельзя смолчать о том,

Что летающие блюдца

Рядом выросли потом!

Скоро выучим примерно,

Будем знать наверняка:

Патиссон - на кухне первый

Заместитель кабачка!

С. Русановская

Посмотри-ка, патиссон!

Удивительный фасон!

Как цветок, как солнце-

Солнце - патиссонце.

А ещё,  похож на зонт

Этот чудо - патиссонт!

Е. Голубенко

Стихи про фасоль

А в стручке живёт фасоль.

Доказать? Ну, что ж изволь.

Расщепи две половинки.

Что внутри?

- Фасолек спинки!

Стихи про редьку:

Редька нас зимой спасает

От хворобы и простуд.

Нам здоровье предлагает

С мёдом редечный сосуд.

Стихи по тыкву  М. Днепровская

Тыква больше всех на грядке,

Будет твой живот - в порядке.

Каша с тыквы - хороша...

Кушай Миша - не спеша!

НОД   Тема: Посадка лука.

Цель: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Задачи:

Образовательные:

• учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

•  обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Развивающие:

• развивать познавательные и творческие способности детей;

• формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объекктам.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям.

Задачи создания развивающей речевой среды:

• Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.

• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог «ребёнок-ребёнок-воспитатель».

• Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.

Оборудование и материал: ящик, совочки, лейка, майонезная банка; луковицы, земля, вода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Весёлый огород"

Современные дети знают больше, чем их ровесники несколько лет назад, владеют компьютерной грамотностью, у них развито логическое мышление. При этом они гораздо реже непосредственно удивляются, восхища...

Проект "Весёлый огород"

Данный проект предназначен для детей младшей группы.Где воспитанники в игровой интересной форме знакомятся с посадкой овощей, следят за их ростом, получают необходимые знания что нужно для роста овоще...

Проект "Весёлый огород"

                      Мы хотим представить наш кратковременный проект, реализованный с детьми средней группы на тему «...

Проект "Весёлый огород"

Проект «Весёлый огород» Информационная карта проекта. Автор проекта: Никулина Н.А. Тип проекта: среднесрочный (3 месяца). Вид проекта: групповой, познавательный, исследовательский,...

Презентация познавательно - исследовательского проекта "Весёлый огород" в старшей группе "Пчёлки".

Презентация познавательно - исследовательского проекта "Весёлый огород" в старшей группе "Пчёлки"....

ОО " Познавательное развитие": презентация проекта " Весёлый огород"

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Весёлый огород»Проект: краткосрочный.Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: 1 месяц.Участники проекта:  дети ст...

Проект "Весёлый огород"

Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с такими понятиями как овощи и фрукты. Для многих детей эти понятия неразделимы, очень сложно их классифицировать. Чтобы помочь детям классифицировать ово...