Конспект занятия НОД на тему « Озеро Байкал».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия НОД на тему "Озеро Байкал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdrastvuy_mir_baykal.docx | 588.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия НОД на тему « Озеро Байкал».
в подготовительной группе МБДОУ детского сада «Булжамуур» с. Верхняя Иволга, Иволгинского района, воспитатель Доржиева Туяна Жаргаловна
Цель: познакомить детей с природой озера Байкал
Задачи:
• Формировать обобщенное представление о водоемах, находить их на карте; познакомить с особенностями строения оз. Байкал, его обитателями; учить выделять признаки приспособления животных к определенной среде обитания (рыбы); устанавливать простые причинно – следственные связи;
• Развивать логическое мышление, внимание, диалоговую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас;
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, развивать природоохранную деятельность.
Оборудование: карта Республики Бурятия, фотографии и иллюстрации обитателей озера Байкал, модель строения рыб, карточки к дидактической игре «Что можно, что нельзя», пластилин, стейки, доска для лепки.
Словарь: нерест, холодолюбивые.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, познание, художественное творчество, социализация, здоровье, физ. культура.
Ход:
Дети входят в группу под музыку. Скажите, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, а куда мы отправимся, я думаю, вы догадаетесь сами! Давайте сейчас закроем глаза и прислушаемся, что же будет происходить вокруг нас!
Звучит «Звук волшебства», затем «Шум моря»
Воспитатель : Ребята, что вы слышите? (Шум воды) вы хотите узнать куда мы попали? Давайте откроем глаза и посмотрим куда же мы попали! Сегодня мы с вами очутились на берегу огромного и великого озера, которое у нас в Сибири является жемчужиной, как называется это озеро? Может кто-нибудь знает (ответы детей, что это озеро Байкал).
Презентация 1
Работа с картой
-Посмотрите на карту. Что отмечено синим цветом? (реки, озера).
-Отгадайте загадки.
1. Мы говорим – она течет.
Мы говорим – она играет.
Она бежит всегда вперед,
И никуда не убегает РЕКА
2. Много слов оно создало
И "моряк", и " мореход".
И воды то в нем немало,
Плавает там пароход. (море)
3. Я раннею весной
Родился под сосной
И к Маме-Речке я бегу
Тропинку вытаив в снегу…(Ручей)
4. Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
Молодые березки свои перед ним
поправляют прически.
И месяц, и звезды в нем отражаются.
Как это зеркало называется? ОЗЕРО презент 2
-Река, море, ручей, озеро – как одним словом объединить эти понятия? (водоем)
-Что такое водоем? (скопление воды в углублении - природном или искусственном).
-Найдите на карте самый большой водоем нашего края (озеро Байкал)
-Что означает слово «Байкал»? (тюрк. «Бай-куль» - богатое озеро, бур. «Байгал» - огненное озеро).
Презент 4
-Как хороши закаты на Байкале,
Вода и небо золотом горят!
Все стихло, и лишь только птичьи стаи
Над озером задумчиво кружат.
И тот, кто на Байкале побывает,
Не позабудет больше никогда
Как солнце, опускаясь, запылает,
Как тихая на воду ляжет мгла.
-Ребята, о чем мы будем говорить? (о Байкале)
-Сколько ему лет? (>26 млн. лет)
Байкал – самое древнее озеро на планете. Оно не только самое древнее, но и самое глубокое. (схема сравнения).презент 5
-Его глубина 1642 м. Ученые говорят, что Байкал – это зарождающийся океан. Только в океане вода соленая. А в Байкале? (пресная)
-В Байкале очень большие запасы пресной воды. Что помогает ему пополнять свои запасы? (подземные источники, реки, осадки)
-Именно реки являются основным источником пополнения пресной воды.
-Сколько рек впадает в озеро? (>336)
-Назовите некоторые из них (Турка, Снежная, Баргузин, Иркут, Селенга, Похабиха)
- а в озеро Байкал вытекает единственная река это дочь Байкала- Ангара. Эта легенда гласит, что в местах, где сейчас плещется Байкал, и берет свои воды бурная река Ангара, жил богатырь по имени Байкал. И была у него дочь по имени Ангара. Также у Байкала было 336 сыновей. Суровый отец заставлял сыновей трудиться не покладая рук. Однажды услышала Ангара от странствующих певцов, что живет за горами красавец Енисей. Узнав о его красоте и силе, она полюбила его всем сердцем. Но Байкал запретил своей дочери встречаться с Енисеем. Еще строже стал стеречь старик дочь. Ангара плакала и просила богов помочь ей. Сжалились боги над пленницей и повелели ручьям и рекам размыть хрустальный дворец. Ангара вырвалась на свободу и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
От шума проснулся старый Байкал и бросился в погоню. Но куда ему было угнаться за молодой дочкой! Все дальше убегала Ангара, и тогда разъяренный Байкал метнул в беглянку каменную глыбу, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и называют ее Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все бросал и бросал в дочь осколки скал, но не попадал в нее. Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студёному морю.
-Вода в озере очень холодная. Даже летом не каждый рискнет искупаться в холодной воде
-Почему она такая холодная? (потому что озеро глубокое и вода не прогревается полностью).
Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые. Обитателем водной средыявляются (рыбы, моллюски, рачки, водоросли).
-Посмотрите, какие разнообразные животные обитают в Байкале. Презент.6
-Омуль – рыба, которая обитает только в Байкале. Именно она по-настоящему прославила озеро.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Заселим Байкал»
-Перед вами макет Байкала. Какой он пустой и безжизненный.
-Что мы можем сделать, чтобы он не был таким пустым (заселить животными)
-Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, карась, осетр, голомянка, налим, таймень)
-Сегодня вы будете заселять озеро рыбами, вылепленными вами из соленого теста. Подумайте и выберете рыбу, которую вы будете лепить.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Ребята, а теперь мы с вами слепим из пластилина одного обитателя озера Байкал- Байкальскую нерпу.( Раздаю пластилины, стеки, доски и показываю образец –нерпу). Проводится инструктаж лепки нерпы.
-Молодцы ребята. Посмотрите у кого какие нерпочки получились. Как вы думаете. Где они у нас будут жить?
Конечно, нам с вами нужно из бумаги вырезать озеро Байкал.
Ребята, что мы можем сделать, чтобы в Байкале не перестали водиться различные животные, рыбы и растения? Чтобы природа всегда радовала нас своей красотой?
-Выберете карточки, на которых изображены ситуации, которые нельзя делать.
-Если мы будем беречь и охранять природу, то она будет радовать нас красотой растений и животных, чистотой неба, прозрачностью вод.
Ребята, понравилось вам сегодня наше путешествие? А что вам запомнилось больше всего? (ответы детей). Ну а сейчас нам пора возвращаться в группу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Обитатели самого чистого озера Байкал"
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с озером Байкал и с его обитателями....
Дидактический материал на тему "Озеро Байкал"
Дидактический материал (сборник речевых игр и упражнений для формирования речевой и познавательной активности детей с нарушением речи) на тему "Озеро Байкал".В данном сборнике отражены важны...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «ОЗЕРО БАЙКАЛ - НАША ЖЕМЧУЖИНА»
дать детям представления об озере Байкал, его флоре и фауне....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Озеро Байкал». В подготовительной группе «Непоседы».
Подолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закрепить знания о животном мире Байкала; рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и...
Конспект занятия НОД на тему « Озеро Байкал».
Конспект занятия НОД на тему « Озеро Байкал»....
Краткосрочный проект на тему: «Озеро Байкал-жемчужина Сибири» в старшей группе
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид,...
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода пластилинографии на тему «Озеро Байкал»
Создание условий для знакомства детей со способами изображения озера посредством пластилинографии...