познавательно- исследовательский проект "Маленькие помощники"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Познавательно- исследовательский проект
«Маленькие помощники»
во второй младшей группе № 16.
Составила воспитатель:
Биннатова Гунель Асим кызы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт проекта
2. Пояснительная записка
3. План работы над проектом
4. Приложение
5. Список литературы
Тип проекта– познавательно- исследовательский
Участники проекта- воспитатели, дети, родители.
Тип проекта по продолжительности – краткосрочный (1 месяц)
Актуальность проекта:
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание. Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности. Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации. Узнать, что комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами.
Цель проекта: расширять представления детей о комнатных растениях.
(рост, размножение, уход)
Задачи проекта:
Образовательные области: коммуникативная, продуктивная, познавательная и экспериментально-исследовательская деятельность.
Активизировать и расширить представление о многообразии и пользе комнатных растений; познакомить с таким комнатным растениям как: фиалка; учить ставить проблему и искать пути ее решения; учить рисовать и лепить растение; Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами; совместная работа с родителями.
Развивающие: развивать связную речь детей через составление описательных рассказов,; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, развивать интерес к строению, развитию и росту растений, наблюдательность, любознательность, умения передавать в рисунке знакомый образ комнатных растений; развивать эстетическое восприятие; развивать мелкую моторику рук через изобразительную деятельность: лепку, рисование.
Воспитательные: Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира. формировать доброжелательное отношение друг к другу; формировать эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность.
Планируемые результаты
1. У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.
2. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Дети узнают значение воды, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.
5. Изготовить паспорт комнатных растений.
Этапы реализации проекта:
1 этап проекта – проблематизация.
Детей заинтересовал старый вянущий цветок с гниющими и засыхающими листьями в центре «природы». Перед детьми встал вопрос: «Что случилось с растением?» и вследствие этого определилась проблема: «Что сделать, чтобы помочь растению?»
2 этап – целеполагание.
Предположения детей: сухой, надо полить. После проверки выясняем, что земля влажная. Какая причина может быть ещё? Предположения детей: жарко, холодно, скучно, состарился. После обсуждения каждого предположения выясняем, что фиалка наша действительно уже старая и она погибает от старости.
Цель детей: расширить свои знания о способах размножения растений (фиалки), и посадить новые растения.
Задачи:
Рассмотреть комнатные растения группы, узнать их строение.
Познакомиться поближе с таким растением, как фиалка, ее строением, методом размножения.
Узнать, какие условия необходимы для роста растений.
Научиться уходу за комнатными растениями.
3 этап – планирование деятельности, реализация.
Цель- сохранить растение в группе.
Узнать можно ли использовать листья фиалки для размножения.
Форма работы: задание на дом: спросить родителей, поискать в интернете.
Цель: побуждать самостоятельно находить ответы и решения.
4 этап – заключительный: обобщение результатов деятельности.
План работы на месяц:
1 неделя
- Подбор художественной литературы, брошюр, статей и иллюстраций из журналов и газет, по теме для просмотра и сравнения.
1. Экспериментально-исследовательская деятельность: «Почему в центе природы погибает фиалка, как помочь растению?», "Надо ли полить растение?". Рассматривание растения, почвы.
цель: познакомить детей с растением- фиалка. Формирование у детей избирательного подхода к поливу растений: по осязанию (сырая земля -липкая, сухая -сыпучая). Развитие сенсорного опыта.
2. Чтение экологической сказки "Как человек приручил растения"
3. Нод: Лепка "Фиалка" (нанесение пластилина на поверхность)
цель: познакомить с комнатным растением - фиалкой, учить изображать цветок с помощью нанесения пластилина на картон, закреплять приемы лепки.
4. Нод: по развитию речи "Растения вокруг нас"
цель: расширять представления о комнатных растениях, их назначении, правилах ухода за ними. умение описывать внешний вид.
5. Раскраски "Комнатные растения" (Фиалка, фикус).
цель: сравнение растений по внешнему виду, найти сходства и различия.
2 неделя
1.Экспериментально-исследовательская деятельность: черенкование листов фиалки.
Форма работы: показ с объяснением. (срезаем у старой фиалки нижние листочки, которые послужат черенками, помещаем их в воду)
Цель: дать детям наглядное представление о способе размножения черенкованием, побуждать участвовать в трудовых действиях.
2. -Пока черенок находится в воде, наверное он как-то будет меняться. Пройдёт много времени, и как бы нам не забыть, каким он был.
Предложения детей: сфотографировать (Но я сегодня забыла фотоаппарат дома, как быть, зарисовать.
Форма работы: рисование черенка в баночке с водой.(заранее нарисовать прозрачные баночки, а дети дорисовывают листок и воду.)
Цель: поддержать интерес к наблюдению.
3. Д. игра "Угадай по описанию"
цель: учить различать комнатные растения по внешним признакам, запоминать названия.
4.НОД: ИЗО «Стебель и листочки»
5. Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Цветы маленькой Иды»
6.Рассматривание альбома «Комнатные растения», Д. игра "Собери целое из частей".
цель: учить узнавать по внешнему виду и называть комнатные растения.
3 неделя
1. Форма работы: беседа о том, что когда мы посадим нашу молодую фиалочку, она может одна заскучать.
Цель: подвести детей к самостоятельному решению того, что растению тоже нужны друзья.
Форма работы: задание на дом: вместе с родителями дома поставить в воду черенки разных комнатных растений и наблюдать за ними, затем посадить их в землю. Нарисовать с родителями эти растения.
Цель: привлечь родителей к поддержанию интереса у детей к проекту, к совместной деятельности детей и родителей. Привлекать родителей участвовать в жизни группы, предоставить детям самостоятельность в выборе «друга» для фиалочки.
2. Экспериментально-исследовательская деятельность:
Форма работы: наблюдение с зарисовками изменений у черенка (появление корней)
Цель: поддерживать интерес, вызвать чувство ожидаемого переживания за будущий результат.
3. П. игра «Цветочная полянка»
Учить выкладывать цветок из крупных элементов мозаики.
4. Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)
Тема: «На цветочной поляне»
5. Д. игра "Собери целое из частей".
цель: учить узнавать по внешнему виду и называть комнатные растения.
4 неделя.
1. Экспериментально-исследовательская деятельность:
Форма работы: посадка черенка с корнями в землю, полив. Пополнение центра природы принесёнными детьми растениями.
Цель: дать детям почувствовать значимость их работы, увидеть результаты своего труда.
2. Форма работы: беседа о комнатных растениях. (спросить детей, что нужно цветам для нормального роста (свет, тепло, вода, воздух, земля, чтобы наша фиалка и её друзья- цветы не погибли (ухаживать за ними).
Цель: пополнить знания детей о растениях и их потребностях.
3.Форма работы: вопросы по определению работы в центре природы на будущее.
Цель: помочь осмыслить необходимость ухода за комнатными растениями и дежурства( с учетом возрастных особенностей) в центре природы.
-кто хочет помочь нашим цветам, ухаживать за ними, чтобы им у нас было хорошо?
-а вы знаете, как правильно это делать?
-чтобы никому не было обидно, ухаживать за цветами будут все по очереди. Дети, чья очередь подошла, будут называться дежурными в центре природы.
4. Художественно- эстетическое развитие: « Декорирование цветочного горшка»
цель: вызвать желание создать красоту своими руками.
5. Д.И. «Назови ласково»
Итог проекта: Пополнение центра природы новыми фиалками.
Итоговое мероприятие –Изобразительная деятельность. Рисование на тему: «Растение, которое мне нравится»
Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.
Используемая литература:
Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
Мирджалилова С. С. Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы [Текст] / С. С. Мирджалилова // Молодой ученый. — 2012. — №11.
Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
О. В. И. Серпухова «Комнатные растения», М., 1991 г. В. Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М. ,1973 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_fialka.docx | 406.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно- исследовательский проект
«Маленькие помощники»
во второй младшей группе № 16.
Составила воспитатель:
Биннатова Гунель Асим кызы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт проекта
2. Пояснительная записка
3. План работы над проектом
4. Приложение
5. Список литературы
Тип проекта– познавательно- исследовательский
Участники проекта- воспитатели, дети, родители.
Тип проекта по продолжительности – краткосрочный (1 месяц)
Актуальность проекта:
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание. Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности. Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации. Узнать, что комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами.
Цель проекта: расширять представления детей о комнатных растениях.
(рост, размножение, уход)
Задачи проекта:
Образовательные области: коммуникативная, продуктивная, познавательная и экспериментально-исследовательская деятельность.
Активизировать и расширить представление о многообразии и пользе комнатных растений; познакомить с таким комнатным растениям как: фиалка; учить ставить проблему и искать пути ее решения; учить рисовать и лепить растение; Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами; совместная работа с родителями.
Развивающие: развивать связную речь детей через составление описательных рассказов,; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, развивать интерес к строению, развитию и росту растений, наблюдательность, любознательность, умения передавать в рисунке знакомый образ комнатных растений; развивать эстетическое восприятие; развивать мелкую моторику рук через изобразительную деятельность: лепку, рисование.
Воспитательные: Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира. формировать доброжелательное отношение друг к другу; формировать эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность.
Планируемые результаты
1. У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.
2. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Дети узнают значение воды, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.
5. Изготовить паспорт комнатных растений.
Этапы реализации проекта:
1 этап проекта – проблематизация.
Детей заинтересовал старый вянущий цветок с гниющими и засыхающими листьями в центре «природы». Перед детьми встал вопрос: «Что случилось с растением?» и вследствие этого определилась проблема: «Что сделать, чтобы помочь растению?»
2 этап – целеполагание.
Предположения детей: сухой, надо полить. После проверки выясняем, что земля влажная. Какая причина может быть ещё? Предположения детей: жарко, холодно, скучно, состарился. После обсуждения каждого предположения выясняем, что фиалка наша действительно уже старая и она погибает от старости.
Цель детей: расширить свои знания о способах размножения растений (фиалки), и посадить новые растения.
Задачи:
Рассмотреть комнатные растения группы, узнать их строение.
Познакомиться поближе с таким растением, как фиалка, ее строением, методом размножения.
Узнать, какие условия необходимы для роста растений.
Научиться уходу за комнатными растениями.
3 этап – планирование деятельности, реализация.
Цель- сохранить растение в группе.
Узнать можно ли использовать листья фиалки для размножения.
Форма работы: задание на дом: спросить родителей, поискать в интернете.
Цель: побуждать самостоятельно находить ответы и решения.
4 этап – заключительный: обобщение результатов деятельности.
План работы на месяц:
1 неделя
- Подбор художественной литературы, брошюр, статей и иллюстраций из журналов и газет, по теме для просмотра и сравнения.
1. Экспериментально-исследовательская деятельность: «Почему в центе природы погибает фиалка, как помочь растению?», "Надо ли полить растение?". Рассматривание растения, почвы.
цель: познакомить детей с растением- фиалка. Формирование у детей избирательного подхода к поливу растений: по осязанию (сырая земля -липкая, сухая -сыпучая). Развитие сенсорного опыта.
2. Чтение экологической сказки "Как человек приручил растения"
3. Нод: Лепка "Фиалка" (нанесение пластилина на поверхность)
цель: познакомить с комнатным растением - фиалкой, учить изображать цветок с помощью нанесения пластилина на картон, закреплять приемы лепки.
4. Нод: по развитию речи "Растения вокруг нас"
цель: расширять представления о комнатных растениях, их назначении, правилах ухода за ними. умение описывать внешний вид.
5. Раскраски "Комнатные растения" (Фиалка, фикус).
цель: сравнение растений по внешнему виду, найти сходства и различия.
- неделя
1.Экспериментально-исследовательская деятельность: черенкование листов фиалки.
Форма работы: показ с объяснением. (срезаем у старой фиалки нижние листочки, которые послужат черенками, помещаем их в воду)
Цель: дать детям наглядное представление о способе размножения черенкованием, побуждать участвовать в трудовых действиях.
2. -Пока черенок находится в воде, наверное он как-то будет меняться. Пройдёт много времени, и как бы нам не забыть, каким он был.
Предложения детей: сфотографировать (Но я сегодня забыла фотоаппарат дома, как быть, зарисовать.
Форма работы: рисование черенка в баночке с водой.(заранее нарисовать прозрачные баночки, а дети дорисовывают листок и воду.)
Цель: поддержать интерес к наблюдению.
3. Д. игра "Угадай по описанию"
цель: учить различать комнатные растения по внешним признакам, запоминать названия.
4.НОД: ИЗО «Стебель и листочки»
5. Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Цветы маленькой Иды»
6.Рассматривание альбома «Комнатные растения», Д. игра "Собери целое из частей".
цель: учить узнавать по внешнему виду и называть комнатные растения.
- неделя
1. Форма работы: беседа о том, что когда мы посадим нашу молодую фиалочку, она может одна заскучать.
Цель: подвести детей к самостоятельному решению того, что растению тоже нужны друзья.
Форма работы: задание на дом: вместе с родителями дома поставить в воду черенки разных комнатных растений и наблюдать за ними, затем посадить их в землю. Нарисовать с родителями эти растения.
Цель: привлечь родителей к поддержанию интереса у детей к проекту, к совместной деятельности детей и родителей. Привлекать родителей участвовать в жизни группы, предоставить детям самостоятельность в выборе «друга» для фиалочки.
2. Экспериментально-исследовательская деятельность:
Форма работы: наблюдение с зарисовками изменений у черенка (появление корней)
Цель: поддерживать интерес, вызвать чувство ожидаемого переживания за будущий результат.
3. П. игра «Цветочная полянка»
Учить выкладывать цветок из крупных элементов мозаики.
4. Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)
Тема: «На цветочной поляне»
5. Д. игра "Собери целое из частей".
цель: учить узнавать по внешнему виду и называть комнатные растения.
- неделя.
1. Экспериментально-исследовательская деятельность:
Форма работы: посадка черенка с корнями в землю, полив. Пополнение центра природы принесёнными детьми растениями.
Цель: дать детям почувствовать значимость их работы, увидеть результаты своего труда.
2. Форма работы: беседа о комнатных растениях. (спросить детей, что нужно цветам для нормального роста (свет, тепло, вода, воздух, земля, чтобы наша фиалка и её друзья- цветы не погибли (ухаживать за ними).
Цель: пополнить знания детей о растениях и их потребностях.
3.Форма работы: вопросы по определению работы в центре природы на будущее.
Цель: помочь осмыслить необходимость ухода за комнатными растениями и дежурства( с учетом возрастных особенностей) в центре природы.
-кто хочет помочь нашим цветам, ухаживать за ними, чтобы им у нас было хорошо?
-а вы знаете, как правильно это делать?
-чтобы никому не было обидно, ухаживать за цветами будут все по очереди. Дети, чья очередь подошла, будут называться дежурными в центре природы.
4. Художественно- эстетическое развитие: « Декорирование цветочного горшка»
цель: вызвать желание создать красоту своими руками.
5. Д.И. «Назови ласково»
Итог проекта: Пополнение центра природы новыми фиалками.
Итоговое мероприятие –Изобразительная деятельность. Рисование на тему: «Растение, которое мне нравится»
Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.
Используемая литература:
Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
Мирджалилова С. С. Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы [Текст] / С. С. Мирджалилова // Молодой ученый. — 2012. — №11.
Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
О. В. И. Серпухова «Комнатные растения», М., 1991 г. В. Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М. ,1973 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ подготовительной общеразвивающей группы на основе познавательно-исследовательской деятельности по ПДД Тема: «Наши помощники на дороге».
КОНСПЕКТОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ подготовительной общеразвивающей группына основе познавательно-исследовательской деятельности(образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Без...
Конспект НОД с элементами познавательно-исследовательской деятельности «Наши помощники – органы чувств» (из цикла ЗОЖ « Радуга здоровья»).
Данное занятие помогает осознанию детьми важности органов чувств – слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания для жизнедеятельности человека. Ребята в игровой форме приобщаются к элеме...
Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Золушкины помощники»
Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Золушкины помощники»Интеграция образоват...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники – песок и глина"
Применение квест-технологи при организации образовательной деятельности в области познавательно-исследовательского развития...
НОД «Познавательно – исследовательская деятельность» для детей 2-3 лет «Бабушкины помощники».
Цель: Закреплять знания детей об овощах.Задачи:Слушать стихотворный текст и выполнять соответствующие движения;Вызвать положительные эмоции.Расширить знания детей об овощах;Обогатить и активизиро...
Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Золушкины помощники»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что на основе различий свойств веществ можно разделять смеси....
Познавательно - исследовательский проект «Наши помощники ручки»
Познавательно - исследовательский проект «Наши помощники ручки»Манойло А. А., воспитательМБДОУ «Детский сад» «Радуга»Тип проекта: познавательно-исс...