ПРОЕКТ практико-игровой «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЮБКА»
проект по окружающему миру (младшая, средняя группа) на тему
Цель проекта: Развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста и развитие мелкой моторики, средствами дидактических игр и игровых упражнений с применением дидактической юбки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.11 КБ |
![]() | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СИБИРЯЧОК»
ПРОЕКТ
практико-игровой
«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЮБКА»
Руководитель проекта:
педагог-психолог
Дубровина Надежда Юрьевна
воспитатель:
Минакова Светлана Юрьевна
г. Бердск 2016
Обоснование выбора темы проекта
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строиться» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребёнка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Актуальность проекта заключается, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
В группу приходят дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, работала в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Цель проекта: Развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста и развитие мелкой моторики, средствами дидактических игр и игровых упражнений с применением дидактической юбки.
Задачи проекта:
- Создавать условия для обогащения представления детей о многообразии свойств предметов окружающего их мира.
- Стимулировать у детей развитие пяти органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.
- Развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
- Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умение сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, размеру.
- Развивать речь, мелкую моторику детей раннего возраста.
Задачи для воспитанников:
- Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Развитие психических процессов у детей (восприятия, внимания, памяти).
- Развитие творческих способностей, воображения, речи.
- Развитие познавательной и исследовательской активности.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие коммуникативных способностей.
Задачи для родителей:
- Привлекать родителей к участию в проекте и к совместной деятельности.
- Повысить компетентность (информированность) родителей по сенсорному развитию.
- Закреплять опыт детей, приобретённый в детском саду в дома.
- Создавать в семье благоприятные условия для сенсорного развития детей.
Задачи решались в совместной деятельности взрослого и детей и ими самостоятельно в рамках НОД, и при проведении режимных моментов, используя сенсорную юбку.
Работа с родителями:
- Для изготовления сенсорной юбки и дидактических пособий в группу привлекались родители.
- Для родителей были созданы буклеты: «сенсорное развитие в домашних условиях»; «упражнения по развитию мелкой моторики».
- Принимала участие в работе клуба: «Компетентные родители» по развитию мелкой моторики с использованием сенсорной юбки.
- Проводила наглядное информирование родителей по сенсорному развитию, развитию мелкой моторики с использованием фото.
Цель: Повысить компетентность и привлечь родителей принимать активное участие в сенсорном развитии своего ребёнка, и активное участие в жизни группы и ДОУ.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Срок реализации проекта 1 год.
I этап: Подготовительный (разработка проекта – изготовление сенсорной юбки). Март – определение методов и приёмов работы, подбор методической литературы, конспектов занятий, иллюстративного материала, подбор оборудования, изготовление пособий, создание предметной развивающей среды (уголок сенсорики, картотека дидактических игр). Проведение предварительной работы с родителями, составление перспективного плана мероприятий. Разработка диагностики (Л.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой, Э.Г. Пилюгина).
II этап: Практический– Организация практической работы с детьми, формирование устойчивого интереса, положительное отношение детей к занятиям, формирование практических навыков. Работа с родителями воспитанников: наглядное информирование (использование фото) открытые просмотры, консультации, работы детей.
III этап: Заключительный (аналитический) март. – Подведение итогов реализации проекта. Показ открытого занятия по теме проекта. Обобщение результатов работы, формулировка выводов, (выступление на педагогическом совете).
Правила, при создании юбки:
1. Юбка должна быть обучающей и развивающей.
2. Юбка должна быть многофункциональна.
3. Юбка должна быть привлекательна для детей.
4. Юбка должна соответствовать гигиеническим требованиям
5. Юбка должна быть удобна для детей и педагога.
Обоснование выбора материалов
Материалы, из которых изготовлена дидактическая юбка должен быть безопасным для здоровья детей. Ткань должна иметь большую стойкость к истиранию. Не менее важным является и конструкторско-технологическое требование. Материал должен быть прочным, иметь низкую сминаемость и осыпаемость, усадку при стирке.
Выбор оборудования, инструментов, и приспособлений
Для изготовления юбки требуется:
- материал четырёх цветов красный, желтый, синий и зелёный.
На юбку нашиваются:
- карманы;
- пуговицы разных размеров и цветов;
- атласные ленты разной длины, ширины и цвета;
- колокольчики, различные по звучанию;
- молнии (разных цветов);
- геометрические фигуры разные по цвету и размеру;
- мешочки с наполнениями (орехи, фасоль, бусины, вата, греча и т.п.);
- катушки для наматывания ленты;
- бусинки разных цветов и размеров;
- перья;
- ароматические баночки;
- тактильные карандаши.
Экономическое обоснование проекта:
Наименование | Количество | Цена | Стоимость | |
1. | Ткань | 4 м | 100 руб. | 400 руб. |
2. | Молния | 3 шт | 50 руб. | 150 руб. |
3. | Резинка-тесьма | 5м | 20 руб. | 100 руб. |
4. | Пуговицы | 10 шт | 20 руб. | 200 руб. |
5. | Шнур | 3 м | 15 руб. | 45 руб. |
При подсчете, стоимость нашего изделия равна 895 рублям, за эту сумму мы изготовили дидактическую юбку. В магазине подобные вещи не продаются.
Прогнозируемый результат:
- Создание тёплых доверительных отношений педагога с ребёнком.
- Создать условия для обогащения представления детей о многообразии окружающего их мира (создание психологического уголка; уголок сенсорных игрушек).
- Развить интерес у детей к самостоятельному и совместному обследованию предметов, разнообразным действиям с ним.
- Формировать культуру сенсорного развития.
- Развитие эмоционально-волевой сферы, и психических процессов у детей согласно возрастным особенностям.
- Привлечь родителей посещать родительские собрания и принимать активное участие в образовательной деятельности, повышая компетентность по вопросам сенсорного развития, чтобы в дальнейшем использовать полученные знания в домашних условиях.
- Активизировать интерес родителей к участию жизни детей.
Самооценка выполненной работы:
- Дидактическая юбка полна сюрпризов и секретов. Она привлекательна для детей, когда воспитатель её одевает, дети проявляют большой интерес.
- За время работы над проектом обогащался чувственный опыт детей, развивалось умение фиксировать его в речи. Стимулировалось у детей развитие пяти органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Развивались образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавались условия для ознакомления детей с осязаемыми свойствами предметов (тёплый - холодный, твёрдый - мягкий, пушистый и т. д).
- Дети знакомились с разными видами сенсорных эталонов, у них формировалось умение сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, величине.
- Дети получают огромное удовольствие, когда используют юбку в самостоятельной деятельности (расстегивают молнии, пуговицы, учатся шнуровать, заплетать и расплетать длинные мягкие косички).
- Юбка дает положительный результат в период адаптации детей.
- При работе с юбкой использую потешки для игр. Дидактические игры: «Разложи по цвету», « Какой овощ, фрукт…», «Угадай на ощупь», «Что в мешочках», «Волшебные карандаши».
Заключение:
Дидактическая юбка имеет для детей эффект новой игрушки - они инстинктивно тянутся к педагогу, не обращая сначала внимания на того, на ком она надета. Любопытство заставляет ребёнка манипулировать с деталями юбки, двигаясь от одной к другой. Когда не получается справиться самому, малыш вынужден обратиться к воспитателю. Между взрослым и ребёнком устанавливается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания тёплых и доверительных отношений. А когда видишь, что детям интересно, я испытываю чувство радости и удовлетворения, что моя задумка нравится другим. Поставленные цели и задачи были реализованы, и я буду использовать это в дальнейшей своей работе.
В результате реализации проекта была проделана следующая работа:
1. Разработан перспективно-тематический план, по данной теме (Приложение№1).
2. Заседание родительского клуба «Компетентные родители» по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (игры, упражнения по сенсорному развитию) (Приложение№2).
3. Родительское собрание в группе по теме: «Актуальность сенсорного развития в раннем возрасте» (Приложение№3).
4. Разработаны консультации для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»; «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (Приложение№4).
5. Для родителей созданы буклеты: - «Упражнения по развитию мелкой моторики»; - «Игры направленные на сенсорное развитие» (Приложение№5).
6. Создана картотека дидактических игр (Приложение№6).
7. Проводила открытое развивающее занятие в рамках декады психологии для детей младшего дошкольного возраста «Белая шубка для мишки» «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (Приложение№7).
8. Презентация проекта «Дидактическая юбка» на городском методическом объединении воспитателей групп раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Используемая литература:
-Н.Е. Веракса; Т.С. Комарова; М.А. Васильева «ФГОС От рождения до школы». 2014 г-. С.360.
-Н.Е. Веракса; А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников».2014 г.
-О.В. Дыбина « Ознакомление с предметным и социальным окружением». 2015г.
-Т.В. Вострухина; Л.А. Кондрыкинская «ФГОС ДО знакомим с окружающим миром детей». 2011г.- С.126.
-Л.Ю. Павлова» Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». 2011г.
-Н.Е. Веракса; О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». 2014г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Развитие у ребенка всех психических процессов Способствует положительной адаптации детей Для познания окружающего мира От умственного развития зависит успешность обучения ребенка в школе
Цель: Развитие сенсорных представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений с применением дидактической юбки
Задачи: Стимулировать у детей развитие органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса; Развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними; Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умение сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, размеру; Развивать речь, мелкую моторику детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Какой должна быть юбка? Привлекательной для детей Многофункциональной Обучающей Соответствовать гигиеническим требованиям Способствующей положительной адаптации детей
Область применения В познавательной деятельности В экспериментальной деятельности В совместной образовательной деятельности В режимных моментах
Познавательная деятельность
Д/и “ Назови животного ”
Д/и “ Разложи по цветам ”
Экспериментальная деятельность
Д/и “ Угадай на ощупь ”
Режимные моменты
Д/и “ Пуговичная поляна ”
Д/и “ Застегни замочек ”
Художественно- эстетическое развитие
Д/и “ Волшебные карандашики ”
Открытое занятие “ Белая шубка для мишки ”
Результаты Дети легко адаптируются к условиям детского сада; Созданы тёплые доверительные отношения педагога с ребёнком и его родителями; Дети ориентируются в многообразии свойств предметов окружающего их мира; У детей развит познавательный интерес к самостоятельному и совместному обследованию предметов и разнообразным действиям с ним; Родители принимают активное участие в образовательной деятельности, повышая свою компетентность. Посещают родительские собрания , в дальнейшем используют полученные знания в домашних условиях.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-130356-1352621320.jpg)
Практика игровой деятельности. Дидактические игры на развитие моторики от рождения до школы
Часто, на практике, мы сталкиваемся с тем, что не знаем как подобрать игры на развитие мелкой моторики рук для детей определенного дошкольного возраста, как добавить элементы, усложнить уже усвоенную ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/15/picture-737620-1452887102.jpg)
Практика игровая деятельность "Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук"
Развитие мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. При использовании игр с детьми следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрел...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692303-1445335310.jpg)
Презентация практики Игровая площадка "Домик- клуб"
Презентация практики Игровая площадка "Домик- клуб"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1297158-1607541483.jpg)
Конспект НОД (для детей старшего дошкольного возраста по математике) с применением культурных практик игрового взаимодействия с использованием интерактивных технологий
В ходе Нод происходит обеспечение игрового пространства с применением культурных практик, способствующих развитию познавательных действий. Решаются следующие задачи: совершенствуется умение строить чи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1297158-1607541483.jpg)
конспект нод по математике " Путешествие в страну математики" с применением культурных практик игрового взаимодействия.
В ходе НОД закрепляется материал , изученный за первое полугодие. Занятие проводится в интересной игровой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1297158-1607541483.jpg)
конспект развлечения "День Земли" подготовительная группа с применением культурных практик игрового взаимодейстия и интерактивных технологий.
Развлечение проводится в игровой форме. У детей формируются знания, что 22 апреля - День Земли. В ходе развлечения закрепляются правила поведения в природе. Дети упражняются сажать семена, украшать на...
Педагогическая практика: Формирование двигательных навыков и умений у дошкольников через практику «Игровая ритмика»
Игровая ритмика вносит новизну и разнообразие в двигательную деятельность ребёнка на основе сочетания физических упражнений с музыкальным сопровождением. Игровая ритмика рассматривается как важн...