конспект НОД по окружающей жизни
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Подшивалкина Елена Владимировна

Формирование представлений об электричестве, электрической лампе и электроприборах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в

старшей  группе   на

тему:

«ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

                                    Вос-ль: Подшивалкина Е.В.

                                             22 мая 2018г

Цель: формирование представлений об электричестве, электрической лампе и электроприборах.

Задачи:

1.познакомить с историей открытия электричества;

2.формировать представления у детей о связи между прошлым и настоящим;

3.познакомить детей с понятием «электричество», активизировать его в словаре;

4.закрепить у детей знания о безопасном поведении с электрическими приборами.

Оборудование: лучина, свечка, керосиновая лампа, фонарик, батарейки, иллюстрации с изображением молнии, пещеры, о технике безопасности, магнитофон.

Ход занятия:

- Ребята, электричество было не всегда. Раньше давным-давно, избы освещали лучинками – тонкими деревянными щепками, которые вставляли в специальные приспособления – Светцы. Светцы можно было переносить в нужное место.

- Светло ли было от лучины в доме? Нет, светло было только рядом с лучиной. Вечерами возле них пряли пряжу, вязали, вышивали. Лучины догорали очень быстро, их постоянно приходилось менять.

А большие дворцы освещали факелами. Позже люди заметили, что если обмакнуть в масло кусочек веревки, то она горит долго. Так появились первые масляные светильники, но масло разливалось, и начинался пожар. Тогда люди придумали свечку. Пожаров стало меньше, но света от свечки было тоже немного.

Потом появились керосиновые лампы. Но керосиновые лампы не сильно освещали помещение, и надо было постоянно покупать керосин и доливать его в лампу. Люди долго думали, как улучшить освещение своих домов, и наконец, придумали электричество. Теперь наши дома, детские сады, школы, больницы, улицы освещает электрическая лампочка, самая удобная и надежная.

- Вот мы с вами и узнали, как появилась электрическая лампочка.

- А вы хотите узнать, как к нам в дом приходит электричество? Тогда садитесь поудобнее и слушайте.

- Ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.

- Посмотрите картинку. Это гидроэлектростанция. Под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается электричество, которое по проводам бежит к нам домой, на улицу, туда, где люди не могут обойтись без электричества.

- А на что похож электрический ток(На прутики, ниточки).

Электрический ток похож на реку. В реке течет вода, а по проводам маленькие частицы – электроны (ток).

Электричество людям нужно не только для освещения, но и для пользования электроприборами.

- Попробуйте отгадать загадки об электроприборах.

Пыль увижу – заворчу,

Заверчу и проглочу!

(Пылесос)

В неё сначала бельё загружай,

Насыпь порошок и в розетку включай,

Программу для стирки задать не забудь,

А после ты можешь пойти отдохнуть. (Стиральная машина)

Помялось платье? Ничего!

Разглажу я сейчас его,

Работать мне, не привыкать.

Готово! Можно надевать.

(Утюг) Живут там разные продукты,

Котлеты, овощи и фрукты.

Сметана, сливки, колбаса,

Сосиски, молоко и мясо.

(Холодильник)

Он может волосы сушить,

И аккуратно уложить.

В этом маленьком предмете

Поселился теплый ветер.

(Фен)

Есть у нас в квартире

Волшебное окно.

Что происходит в мире

Покажет нам оно.

(Телевизор)

- Иногда заряды могут издавать звук. Этот звук мы слышим в природе. Правильно, это гром и молния.

- Американец Бенджамин Франклин в 1752 году доказал, что молния – это электрический разряд. Он запустил воздушного змея с металлической пластиной в грозовую тучу. Когда молния ударила в пластину, из неё посыпались искры. Этот опыт очень опасный и повторить его никто не смог. Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в облаке мощный электрический заряд. Эти заряды перескакивают с облака на землю или на соседнее облако. В результате возникает мощная искра. Это и есть молния.

- А как вы думаете, почему мы сначала видим молнию, а потом слышим гром?

- Гром и молния рождаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, мы видим сначала молнию, а затем слышим гром.

- Итак, ребята, мы узнали, что предметы могут электризоваться и быть проводниками электричества, мы доказали это своими опытами. А теперь подумайте и скажите, какую пользу несет электричество людям?

Оно дает людям свет, тепло, приводит в движения различные механизмы, облегчает труд людей. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас мы просто не можем без него обойтись.

Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает правила безопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами.

- Ребята, электричество было не всегда. Раньше давным-давно, избы освещали лучинками – тонкими деревянными щепками, которые вставляли в специальные приспособления – Светцы. Светцы можно было переносить в нужное место.

- Светло ли было от лучины в доме? Нет, светло было только рядом с лучиной. Вечерами возле них пряли пряжу, вязали, вышивали. Лучины догорали очень быстро, их постоянно приходилось менять.

А большие дворцы освещали факелами. Позже люди заметили, что если обмакнуть в масло кусочек веревки, то она горит долго. Так появились первые масляные светильники, но масло разливалось, и начинался пожар. Тогда люди придумали свечку. Пожаров стало меньше, но света от свечки было тоже немного.

Потом появились керосиновые лампы. Но керосиновые лампы не сильно освещали помещение, и надо было постоянно покупать керосин и доливать его в лампу. Люди долго думали, как улучшить освещение своих домов, и наконец, придумали электричество. Теперь наши дома, детские сады, школы, больницы, улицы освещает электрическая лампочка, самая удобная и надежная.

- Вот мы с вами и узнали, как появилась электрическая лампочка.

- А вы хотите узнать, как к нам в дом приходит электричество? Тогда садитесь поудобнее и слушайте.

- Ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.

- Посмотрите картинку. Это гидроэлектростанция. Под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается электричество, которое по проводам бежит к нам домой, на улицу, туда, где люди не могут обойтись без электричества.

- А на что похож электрический ток(На прутики, ниточки).

Электрический ток похож на реку. В реке течет вода, а по проводам маленькие частицы – электроны (ток).

Электричество людям нужно не только для освещения, но и для пользования электроприборами.

- Попробуйте отгадать загадки об электроприборах.

Пыль увижу – заворчу,

Заверчу и проглочу!

(Пылесос)

В неё сначала бельё загружай,

Насыпь порошок и в розетку включай,

Программу для стирки задать не забудь,

А после ты можешь пойти отдохнуть. (Стиральная машина)

Помялось платье? Ничего!

Разглажу я сейчас его,

Работать мне, не привыкать.

Готово! Можно надевать.

(Утюг) Живут там разные продукты,

Котлеты, овощи и фрукты.

Сметана, сливки, колбаса,

Сосиски, молоко и мясо.

(Холодильник)

Он может волосы сушить,

И аккуратно уложить.

В этом маленьком предмете

Поселился теплый ветер.

(Фен)

Есть у нас в квартире

Волшебное окно.

Что происходит в мире

Покажет нам оно.

(Телевизор)

- Иногда заряды могут издавать звук. Этот звук мы слышим в природе. Правильно, это гром и молния.

- Американец Бенджамин Франклин в 1752 году доказал, что молния – это электрический разряд. Он запустил воздушного змея с металлической пластиной в грозовую тучу. Когда молния ударила в пластину, из неё посыпались искры. Этот опыт очень опасный и повторить его никто не смог. Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в облаке мощный электрический заряд. Эти заряды перескакивают с облака на землю или на соседнее облако. В результате возникает мощная искра. Это и есть молния.

- А как вы думаете, почему мы сначала видим молнию, а потом слышим гром?

- Гром и молния рождаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, мы видим сначала молнию, а затем слышим гром.

- Итак, ребята, мы узнали, что предметы могут электризоваться и быть проводниками электричества, мы доказали это своими опытами. А теперь подумайте и скажите, какую пользу несет электричество людям?

Оно дает людям свет, тепло, приводит в движения различные механизмы, облегчает труд людей. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас мы просто не можем без него обойтись.

Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает правила безопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Познавательное развитие. Явления окружающей жизни. «Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдёшь.

Уточнить знания детей о детском саде. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. Воспитывать интерес к профессиям....

Конспект НОД по окружающему миру "Наблюдение за жизнью растений"

конспект по опытно-экспериментальной деятельности об исследовании почвы и песка с детьми средней группы...

Конспект занятия по окружающему миру на тему "Без воды нет жизни на земле"

Вода - это самое важное вещество на Земле, без кторого не может существовать ни один живой организм....

Конспект Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство обогащение словаря, на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка»

   Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей ,так и для педагогов. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения пробл...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Жизнь диких животных зимой"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе....