Конспект занятия по окружающему миру по теме "Твердил и жидкий"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нуруллина Эндже Рафисовна
Конспект занятия предназначена для старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ЗАНЯТИЕ ПО НОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

ТЕМА: Твёрдый и жидкий

Цель: Формировать у детей представление о свойствах твёрдых и жидких веществ.
Задачи:
-
Формирование интереса к знаниям о  твёрдых и жидких веществах;

- Развивать  умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;

- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания, расширять активный словарь;
- Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
- Развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук;

- Воспитывать  интерес детей к  экспериментально - исследовательской деятельности.

Оборудование:Деревянная палочка, кусок пластилина, стакан с водой, пустой стакан (на каждого ребёнка), кусок льда, фасоль, молоко, изображение бассейна, электрочайник, зеркало., камень.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель:

Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!

Воспитатель: поздоровайтесь  ребята с  нашими гостями.

Воспитатель:   Какое сейчас время года? (весна).

Какой сейчас месяц? (март).  Что бывает весной?  Отгадайте загадку и тогда узнаете, о чем мы будем говорить.

Загадка:  

Я очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу Даже камень источу.  (вода)

Воспитатель:  Мы сегодня с вами будем говорить о воде.  

Итак, вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо на земле не обходится без воды. - Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи? Ответы детей. – Без пищи мы можем прожить 49 дней. - А сколько мы можем прожить без воды? Ответы детей. – Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.

- Где используется вода? Ответы детей.

- Воды на земле много -2/3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается ¾, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т.к. вся вода соленая, а пресной (не соленой), которую мы можем использовать – всего 2%. (рассматриваем глобус).

- Какой вывод мы можем сделать? (воду надо беречь).

Ребята к нам пришло  письмо.

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом грянул мороз, вторая в это время расчесывала волосы, да так и застыла, превратилась в красивую льдинку. А третья успела спрятаться, и осталась капелькой. Льдинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и паринке родных сестер.  Ребята, помогите!  Докажите, что мы: паринка, льдинка и капелька – родные сестры».

Воспитатель: ребята нам предстоит доказать в каких состояниях бывает вода.

-А где это можно доказать? (в нашей лаборатории «Интересных открытий».)

- Что проводят в лаборатории? (опыты)

- Кто проводит опыты? (ученый – исследователь)

Воспитатель: Кто такой ученый-исследователь? (Это – много знающий и образованный человек, который проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.)

Воспитатель: Вы готовы провести опыты?

 Воспитатель: Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Дети садятся на стульчики перед столами. 
Посередине группы – стол для опытов.  

Опыт №1 «Определение цвета воды»Предлагаю рассмотреть и сравнить стакан с молоком и стакан с водой.Дети делают вывод, что вода бесцветная.

Опыт №2  «Определение вкуса воды»

Предлагаю попробовать и сравнить молоко и воду.

Вывод – вода не имеет вкуса.

Опыт №3 «Определение прозрачности воды»

Предлагаю опустить в стаканы с водой и молоко по одной горошине фасоли и посмотреть в каком стакане видно фасоль, а в каком ее не заметно. Вывод – вода прозрачная.

Опыт №4 «Определение запаха воды»

- Какой запах имеют цветы? Духи? ( приятный, цветочный). Предлагаю понюхать и сравнить запахи духов и воды. Вывод – вода не имеет запаха.

Опыт №5 «Определение формы воды»

- Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в колбу такое же количество воды, что изменится? (вода принимает ту форму, в которую ее переливают).

Опыт №6

Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. 

- Что происходит с водой? (она льется). 

-  Почему она льётся? (потому что она жидкая).

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт №7

Для следующего опыта предлагаю выйти Севе и Данису. Они покажут и расскажут вам о своем исследовании.

- Сева и Данис, с чем вы будете проводить опыт? (Для опыта мы подготовили кубики льда).

-Ребята, сейчас Данис и Сева раздадут вам кубики льда. Возьмите их в руки. Какой он? (Холодный)

-Соприкоснувшись теплом ваших рук, что начало происходить вашим кубиком льда?(Он начал таять) Во что он превращается?(В воду)

-Исследователи Данис и Сева, мне интересно, как же вы получили лёд?(Я налил воду в формочку и поставил в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед.)

-Спасибо вам за проделанную работу.

Вывод: При низкой температуре вода превращается в твердое вещество.

Физминутка:

ПОКАЗ ВИДЕОРОЛИКА

А теперь, ребята продолжим исследование.

Опыт №8

-В проведении следующего опыта нам поможет вот этот прибор. Как он называется? (Электрочайник)

-Мы вскипятили воду. Как вы думаете, почему из чайника выделяется пар?

- Сейчас я приложу к чайнику зеркало, а на зеркале что мы видим?(Капельки воды)

-Почему так получилось? Что стало с паром,во что он превратился.

Вывод: значит пар - это тоже вода.

Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса и т.п.).

ПОКАЗ ВИДЕОРОЛИКА «Путешествие капельки»

Игра: Ребята, а капельки хотят с вами поиграть. Они предлагают вам  придумать слова с частицей «аква».

 Давайте посмотрим, что оно обозначает. «АКВА» – первая часть сложных слов, относящихся к воде.

АКВАРИУМ – что это такое? (Стеклянная емкость с водой для содержания рыб.)

АКВАПАРК – коллега, объясните значение этого слова? (Парк с водными аттракционами.)

АКВАЛАНГ – что обозначает это слово? (Аппарат для дыхания под водой.)

АКВАЛАНГИСТ – (Спортсмен, плавающий с аквалангом.)

Воспитатель: Есть одно слово, которое вы еще не знаете.

 АКВАНАВТ – исследователь, совершающий в специальном аппарате плавание под водой на больших глубинах.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, мы доказали паринке, что они сестры?

Кроме жидких веществ есть ещё твердые вещества.

 У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте её, постучите ей. Какая она?

Дети: Твёрдая.

Воспитатель: Сколько у каждого из вас палочек в руках?(1)

Воспитатель: А теперь сломайте палочку. ( Дети ломают палочку.) Сколько стало палочек?(2)

Воспитатель: Попробуйте опять сделать одну палочку, попробуйте соединить две палочки в одну. Получается?(Нет, не получается.)

Воспитатель: Палочка была целая, вы её сломали, и снова целой её сделать нельзя. Хорошо. Вот вам по кусочку мела. (Воспитатель раздаёт мел.) Мелом пишут в школе на доске. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать?(Белый, твёрдый.)

Воспитатель: А теперь сломайте этот кусок мела. (Дети ломают мел.) Был один кусочек, а стало? (Два.)

Воспитатель: Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один.(Дети пытаются соединить кусочки мела.)

Воспитатель: « Ну что? Не получается?(Не получается.)

Воспитатель: А теперь отложите кусочки мела. Подумайте и ответьте на вопрос: деревянная палочка, и мел – что у них общего?(Они твёрдые.)

Воспитатель: Правильно, и палочка и мел – твёрдые. Если сломать что-то твёрдое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твёрдую игрушку – машинку, например, то твёрдое уже нельзя снова сделать целым – вы видели, что части палочки и части мела не соединяются. Если вы сломаете веточку дерева или оторвёте листочек, то дерево уже не будет целым – оторванный листочек обратно не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты – если твёрдое ломается, то обратно в целое не соединяется».

Воспитатель: Даёт каждому ребёнку стакан с водой и пустой стакан и предлагает: «Сломайте» воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два «кусочка» воды.

(Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой.)

Воспитатель: У всех получилось два стакана воды? А теперь из двух частей сделайте одну.(Дети переливают воду обратно в один стакан.)

Воспитатель: Очень хорошо. Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода. Значит, воду можно «сломать» и сделать опять целой. Вода не твёрдая, а…(Жидкая.)

Воспитатель: Возьмите пластилины.

Воспитатель: Пластилин, какой?(Твёрдый.)

Воспитатель: Давайте помнём его руками вот так. (Показывает, как надо разминать пластилин.) А теперь пластилин твёрдый?(Нет.)

Воспитатель: А какой он?(Мягкий.)

Воспитатель: А теперь сделаем с пластилином то же самое, что и с палочкой, и с кусочком мела – разделим его на две половинки. Сколько у кого получилось кусочков пластилина?(Два.)

Воспитатель: Пластилин твёрдый или жидкий?(Твёрдый.)

Воспитатель: Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет?

Воспитатель выслушивает ответы детей, обращает их внимание на то, что были высказаны разные версии.

Воспитатель: Давайте проверим – сложим эти два куска вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек. Получается, ребята?(Да, получается.)

Воспитатель: Было два кусочка пластилина, а стал опять один. А теперь давайте ответим на вопрос: почему мел нельзя соединить, а пластилин можно?(Потому что пластилин мягкий.)

Воспитатель: Пластилин сразу был мягким? Когда он стал мягким?(Мы его в тёплых руках подержали.)

Воспитатель: Правильно, пластилин в тепле становится мягким, его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое.

А вот твёрдое нельзя сломать и снова соединить. Жидкости можно разливать и снова сливать вместе, наливать куда угодно – в стакан или в блюдце, в тарелку или в аквариум – вода очень легко изменяется, - то она круглая в стакане (показывает), то овальная в ладошке (наливает воду в ладонь), то квадратная (демонстрирует картинку с бассейном). А твёрдые предметы не меняются. Вот кубик (показывает), если мы его положим в стакан (кладёт), то он останется таким же квадратным, и если на ладошку положим, то он не изменится. Если же кубик сломать, то он так и останется сломанным. Поэтому всё твёрдое нельзя ломать – оно не станет целым. А сейчас нарисуйте, пожалуйста, целую палочку и сломанную палочку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Твердое-жидкое"

Цель занятия: формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитиеспособностей к преобразованию. Формирование действия превращения._________________________Задачи занятия формирован...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...

Конспект занятия по окружающему миру старшая группа«Защита окружающей среды от мусора»

Цель: формирование осознанного отношения к проблеме загрязнения окружающей среды бытовом мусоромЗадачи:Образовательные:• уточнить представления детей о причинах возникновения...