Конспект по познавательному развитию с методом экспериментирования во второй младшей группе "Как мы солнышко искали".
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему
Формирования интереса детей к познавательной экспериментально - исследрвательской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию с методом экспериментирования во второй младшей группе
«Как мы солнышко искали».
Воспитатель: Выборова Марина Васильевна.
Цель: Формирование интереса детей к познавательной экспериментально – исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Познавательное развитие:
Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни;
Стимулировать использование исследовательских действий;
Учить детей практическим познавательным действиям экспериментального характера, в совместной деятельности с взрослыми;
Обогатить представления детей о свойствах воды (прозрачная, растворяет краску, может менять свой цвет);
Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, обозначать результаты сравнения словами « большой», «средний», «маленький»; сравнивать количество предметов в группах, обозначать совокупности словами «много», «мало»;
Закреплять умение ориентироваться в пространстве;
Закрепить знание о зеленом, белом, желтом и синем цветах;
Воспитывать интерес и любовь к природе.
2. Речевое развитие:
Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Активизировать словарный запас: подснежники, берлога, прозрачная, окрасилась, Красная Книга.
3. Социально – коммуникативное развитие:
Приучать детей к вежливости (напоминать, что нужно здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
Формировать интерес детей к совместной деятельности.
4. Физическое развитие:
Развивать умение выполнять движения в игре легко и непринужденно.
5. Художественно – эстетическое развитие:
Вызывать радость от восприятия результата работы.
Развивать умение двигаться в соответствии с музыкой.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие».
Методы и приемы:
Практические (обследование, экспериментирование, игровые упражнения, решение проблемных ситуаций, игра с элементами массажа, сюрпризные моменты).
Наглядные (показ, демонстрация, прослушивание аудиозаписи).
Словесные (диалог, пояснения, вопросы, указания, дополнения, поощрение).
Оборудование: атрибуты для снеговика: маленький, средний и большой комки с липучками, шарфик, шляпка, глаза, нос – морковка, ветки, рот; 2 белые простыни для имитации сугробов, 3 стола, 8 стульев, 2 ёлочки, 2 баночки с водой, подснежники: 3 маленьких и 6 больших, игрушка - медведь, 10 шишек в корзинке, мольберт с магнитами, солнышко без лучиков, 10 лучиков, маленькие солнышки – 8 штук, на столах: 18 баночек с водой, краски – желтая и синяя, 9 кисточек, клеенка, влажные салфетки, музыка, «ручеек».
Ход НОД:
Воспитатель в костюме весны: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Какие вы все нарядные, красивые, как цветочки! Вы меня узнали? Кто я?
Дети: Весна.
Воспитатель: Я Волшебница - Весна! В гости к вам пришла, тепло и радость принесла. Вы рады мне?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте с вами спляшем мою весеннюю пляску. (Музыка «Весенняя пляска», дети и Весна танцуют)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, скажите, а снег уже весь растаял?
Дети: Нет.
Воспитатель: А, что нужно для того, чтобы снег растаял на улице?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Но солнышко где-то спряталось, что, же нам делать?
Дети отвечают.
Воспитатель: А я предлагаю нам отправиться на поиски солнышка. Вставайте друг за другом.
В лес по сказочной тропинке
С вами вместе мы пойдем.
Аккуратно друг за другом
Все преграды обойдем!
Воспитатель: (Весна обращает внимание детей на комочки) Ребята, что это?
Дети: Комочки.
Воспитатель: А какой они формы?
Дети: Круглой.
Воспитатель: Как вы думаете, что бы это могло быть и почему они здесь?
Дети предлагают разные версии.
Воспитатель: А, я поняла, кажется, это был снеговик! Но, что-то с ним случилось, и он рассыпался? А давайте мы его с вами соберем и узнаем, что же с ним произошло.
Игра «Собери снеговика»
Воспитатель: Ребята, а давайте внимательно посмотрим. Комочки по размеру разные или одинаковые?
Дети: Разные.
Воспитатель: Этот комок какой? (Показываю на большой).
Дети: Большой.
Воспитатель: Правильно! А этот какой? (Показываю на средний)
Дети: Поменьше, средний.
Воспитатель: А этот какой по размеру?
Дети: Маленький!
Воспитатель: Правильно! Теперь мы можем слепить снеговика! Какой вниз поставим комок?
Дети: Большой!
Воспитатель: Верно! ( Ставлю большой ком.) Какой сверху поставим?
Дети: Поменьше!
Воспитатель: (Ставлю средний ком.)Остался маленький комок, куда мы его поставим?
Дети: Наверх!
(Ставлю последний ком.)
Воспитатель: Получился снеговик, но у него чего- то не хватает! Чего?
Дети: Глаз, шляпы, рук, рта и т.д.
Воспитатель: Давайте вместе прикрепим оставшиеся детали!
(Крепим с детьми снеговику глаза, морковку, рот, шляпу, ветки.)
Воспитатель: Вот теперь у нас получился настоящий снеговик! Посмотрите, снеговик улыбнулся! «Здравствуйте», говорит он нам. Давайте и мы с ним поздороваемся.
Дети: Здравствуй, снеговик!
Воспитатель: Ребята, снеговик говорит: «Спасибо, вам, ребята, за то, что вы меня собрали. Я спешил домой к дедушке Морозу, солнышко освещало мне дорогу, но вдруг налетел сильный ветер, подул, закружил все вокруг, подхватил солнышко и унес с собой, а я рассыпался».
Воспитатель: Не расстраивайся, снеговик, мы с ребятками как раз идем солнышко искать. А ты поспеши к Дедушке Морозу. Давайте попрощаемся со снеговиком.
Дети: До свидания, снеговик!
Воспитатель: Ребята, а мы пойдем дальше, солнышко искать.
Воспитатель: Вот мы с вами оказались в лесу на полянке. Ой, смотрите, что это?
Дети: Сугробик.
Воспитатель:
Как у ёлки снег, снег.
И под ёлкой снег, снег.
А под снегом спит кто, ребята?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно, медведь! Тихо, тихо не шуметь!
Воспитатель: Заглянем под этот сугроб, только тихо-тихо. (Приподнимаем ткань, а там игрушка-медведь).
Воспитатель: В лесу уже весна, а медведь еще спит. А кто из вас знает, как называется жилище медведя, в котором он спит всю зиму?
Дети: Берлога.
Воспитатель: Правильно! А кто еще просыпается весной после зимней спячки?
Дети: Ёж.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами разбудим медведя. Повторяйте со мной слова только шепотом, чтоб его не испугать:
«Мишка, Мишенька, вставай,
Вместе с нами поиграй!» (Проговариваем слова вместе)
Воспитатель: А теперь чуть громче. (Проговариваем слова)
Воспитатель: А теперь можно в полный голос. (Проговариваем в полный голос).
Воспитатель: Ой, смотрите, Мишки просыпается.
Воспитатель: Мишка, как ты долго спал. Поиграй с ребятками.
Игра и массаж ладоней «Собери шишки» (Корзинка с шишками, воспитатель рассыпает шишки)
Мишка по лесу ходил, (Идем, как мишки)
Много шишек находил.
Будем шишки собирать,
Будем с шишками играть! (Дети берут по одной шишке, одну шишку даем медведю и одна у воспитателя)
Будем с шишками играть,
Между ручками катать! (Прокатываем шишки между ладонями)
В ручку правую возьмем (Шишку берем в правую руку)
И сильней её сожмём (Сильно сжимаем шишку в правой руке)
В ручку левую возьмём (Перекладываем шишку в левую руку)
И сильней её сожмём (Сильно сжимаем шишку в левой руке)
Ручку быстро разжимаем,
Между ручками катаем! (Прокатываем шишки между ладонями)
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть!
А теперь сложим шишки в корзинку. (Собираем шишки в корзинку)
Воспитатель: (Обращаюсь к медведю) Мишенька, тебе понравилось с ребятами играть?
Воспитатель: Мишка сказал, что ему очень понравилось с вами играть. Давайте скажем Мишеньке, до свидания.
Дети: До свидания, Мишка!
Воспитатель: А мы отправляемся дальше солнышко искать. (Подходим к следующему сугробу).
Воспитатель: Посмотрите, еще один сугроб. Давайте заглянем под сугроб и посмотрим, что там?
( Заглядываем под сугроб)
Воспитатель: Что это под сугробом?
Дети: Подснежники.
Воспитатель: Конечно подснежники!
Весна приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветет.
Воспитатель: А что вы знаете о подснежнике? (Ответы детей)
Воспитатель: Это первый весенний цветок, который растет прямо из-под снега, поэтому его так и назвали – подснежник. А давайте рассмотрим с вами подснежники. Они по размеру разные или одинаковые?
Дети: Разные!
Воспитатель: Правильно. (Показываю большой цветок) Этот цветок какой? Большой или маленький?
Дети: Большой.
Воспитатель: Верно! А этот, какой?
Дети: Маленький.
Воспитатель: Правильно! Теперь посмотрим, сколько маленьких подснежников?
Дети: Много.
Воспитатель: Правильно! А больших?
Дети: Мало.
Воспитатель: Молодцы! Скажите, а можно рвать подснежники?
Дети: Нет!
Воспитатель: Подснежники рвать нельзя! Цветок-подснежник занесен в Красную Книгу и находится под охраной. Если вы увидите подснежники, не рвите их, ребята, а просто полюбуйтесь их красотой.
Воспитатель: Пока мы подснежники рассматривали, что – то ручки стали замерзать, а давайте исполним солнечную пляску, может и солнышко выглянет и ручки согреются.
( Песня «Солнышко», Весна и дети пляшут)
Воспитатель: Вот и дождик прошел. Вы не промокли? Посмотрите, сколько водички в стаканчики набралось. Пройдите к столам и сядьте за них.
(Дети садятся за столы).
Воспитатель: Что у нас это? (показываю баночки с водичкой).
Дети: Водичка.
Воспитатель: Давайте рассмотрим водичку, какого она цвета?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: Правильно, прозрачная. А я Волшебница – Весна могу водичку сделать цветной. (Трясу баночку и произношу слова)
Фокус: «Ты, вода, водица, светлая, как иней.
Стань ты, непрозрачной, стань водица, желтой!» (музыка)
Воспитатель: Какого цвета стала водичка?
Дети: Желтого!
Воспитатель: А давайте, и вы теперь тоже станете маленькими волшебниками, и мы вместе поколдуем с водичкой. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы водичка стала желтой?
Дети отвечают.
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столах стоят краски. Какого они цвета?
Дети: Желтая и синяя.
Воспитатель: Мы можем покрасить водичку желтой краской?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите кисточки и наберите желтую краску, а потом прополощите кисточки в водичке.
Дети выполняют.
Воспитатель: Какого цвета стала водичка?
Дети: Желтого.
Воспитатель: Посмотрите на кисточку, на ней осталась краска?
Дети: Нет.
Воспитатель: А куда же она делась?
Дети: Краска растворилась в воде.
Воспитатель: Правильно! Краска в воде растворилась. Вода растворяет краску! А что нужно сделать с водичкой в другом стаканчике, чтобы она стала синего цвета?
Дети: Добавить синюю краску.
Дети выполняют.
Воспитатель: Какого цвета стала водичка?
Дети: Синего.
Воспитатель: Посмотрите на кисточку, на ней осталась краска?
Дети: Нет.
Воспитатель: А куда же она делась?
Дети: Краска растворилась в воде.
Воспитатель: А сейчас я покажу еще один опыт (Трясу баночку с водичкой).
«Ты, вода, водица, друг ты наш студеный.
Стань ты, непрозрачной, стань, вода, зеленой!»
Воспитатель: Какого цвета стала вода?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: Это мой любимый цвет – цвет весны. Весной травка зеленеет, листочки на деревьях распускаются. Что надо сделать, чтобы получить зеленый цвет?
Дети отвечают.
Воспитатель: У нас на столах нет зеленой краски. Как же нам сделать водичку зеленого цвета?
Воспитатель: Я же Волшебница, сейчас мы совершим настоящее волшебство! Возьмите баночку с синей водичкой, и перелейте из неё водичку в баночку с желтой краской.
Воспитатель: Какого цвета стала водичка?
Дети: Зеленого!
Воспитатель: Правильно, зеленого.
Воспитатель: Что мы сделали, чтобы получить зеленый цвет?
Дети: Мы смешали желтый цвет с синим.
Воспитатель: Правильно! Мы смешали два цвета и получили новый цвет! Вот какое волшебство!!! А давайте мы еще раз закрепим. Вода имеет цвет?
Дети: Нет, она прозрачная.
Воспитатель: Что мы добавляли в водичку, чтобы она стала цветной?
Дети: Краску.
Воспитатель: Что с краской происходит в воде?
Дети: Она растворяется.
Воспитатель: Как мы получили зеленый цвет?
Дети: Смешали два цвета: желтый и синий.
Воспитатель: Вы такие молодцы! Сегодня вы были настоящими волшебниками!
Воспитатель: Сейчас мы встанем с вами в кружок и возьмемся за ручки (дети встают в круг). Посмотрите, какой у нас красивый получился кружок, как солнышко! Ребята, посмотрите, нашу полянку пригрело солнышко (Обращаю внимание детей на грустное солнышко на магнитной доске)!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а какое солнышко?
Дети: Грустное.
Воспитатель: А как вы думаете, почему оно грустное?
Дети: Потому что у него нет лучиков.
Воспитатель: Мы можем подарить солнышку лучики (показываю лучики), назовите, что вам сегодня понравилось в нашем путешествии, чему вы научились.
Игра «Подари солнышку лучики»
Воспитатель: Мне понравилось, что вы сегодня были дружные ( дарит солнышку первый лучик). А вам что понравилось?
Дети отвечают (Ребенок, ответивший на вопрос, подходит и дарит солнышку лучик, а воспитатель вручает детям подарки от солнышка)
Воспитатель: А солнышко вам в знак благодарности будет дарить маленькие лучики – солнышки.
Воспитатель: Посмотрите, ребята!
Солнышко проснулось,
Деткам улыбнулось!
Побежали лучики,
Обгоняя тучки.
К деткам прикоснулось,
И улыбнулось! (Воспитатель меняет мимику солнышку - улыбка).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие маленькие солнышки вам дарит это солнышко. Оно вам дарит частичку себя и желает, чтобы эти маленькие солнышки вас всегда согревали своим теплом, чтобы у вас всегда было радостное настроение. Вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию "Зимние забавы" для детей второй младшей группы
Итоговое занятие по познавательному развитию«Зимние забавы» для детейвторой младшей группыПрограммное содержание: обогащать и закреплять знания о зиме, ее характерных признаках; уточнить знания об оде...
Конспект НОД познавательное развитие с элементами аппликацией во второй младшей группы «Путешествие с Зайкой»
Цель занятия: обогащать представления детей о животном мире...
Сценарий утренника к 8 марта для детей второй младшей группы «Как Солнышко искало золотые лучики».
Развлечение для детей и родителей...
Конспект по познавательному развитию на тему "Космос " во второй младшей группе.
Цель: формировать первоначальные знания о космосе, о профессии космонавта.Задачи:Образовательные: дать представление о космосе, звёздах, солнце, о космонавтах.Развивающие: развивать у детей речь, вооб...
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием экспериментирования во II младшей группе на тему: «Опыты с бумагой»
Цели: Познакомить детей со свойствами бумаги. Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта.Задачи:-Учить детей обобщать. Учить детей давать более полные ответы.-Развивать речь ...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в 1 младшей группе «Поможем кукле Маше…»
Занятие помогающее сформировать познавательный интерес у детей, посредством опытно – экспериментальной деятельности, через знакомство со свойствами камня и ваты....