Конспект НОД в старшей группе по теме: «Путешествие в Носандию»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект занятия по ознакомлению детей с фразеологизмами с ключевым словом "нос"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_nosandiya_bez_foto.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по теме:
«Путешествие в Носандию»
Автор конспекта: Морозова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ МО
Плавский район «ЦРР –детский сад «Теремок»
Образовательная область «Познание»
Задачи: знакомить детей с фразеологизмами, с их лексическим значением и происхождением; вводить в активный словарь детей фразеологические обороты о носах, учить понимать переносное значение этих фразеологизмов.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Коммуникация»
Активизировать речь детей, обогащать ее образными выражениями, поощрять стремление обмениваться своими впечатлениями.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Вызвать у детей эмоциональный отклик на образность фразеологизмов, знакомить детей с русскими пословицами, с юмористическими стихами о носах.
Образовательная область «Художественное творчество»
Знакомить детей с юмористическими рисунками на темы фразеологизмов, самим придумывать сюжеты рисунков на понравившийся фразеологизм, развивать воображение.
Словарная работа:
Носандия, фразеологизм, орган обоняния; зарубить себе на носу, остаться с носом, водить за нос, держать нос по ветру, показывать нос, выспаться в носу, повесить нос.
Предварительная работа: чтение сказок, в которых есть фразеологизмы, заучивание стихотворений, пословиц, вне занятий – беседы с детьми с использованием различных фразеологизмов, рассматривание рисунков, объясняющих значение фразеологизмов; дидактические игры: «Фразеологический зверинец», «Скажи по-другому».
Материалы и оборудование: рисунки фразеологизмов, игрушка на руку Буратино, атрибуты к инсценированию фразеологизмов, игрушка топор, дощечка, листы бумаги, фломастеры.
Ход НОД
1. Дети получают письмо без адресата, читают его.
«Приглашаю вас в Носандию. Я буду вашим экскурсоводом.
Кто я? Отгадайте. Что за странный
Человечек деревянный,
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? Буратино!
Появляется Буратино.- Здравствуйте, ребята! Молодцы! Быстро отгадали мою загадку.
- А кто такой экскурсовод?
-Хотите побывать в необычной стране Носандии? А название этой страны вам ни о чем не говорит? Скажем вместе: «Носандия».Это СТРАНА НОСОВ И НОСИКОВ.
-Ребята, а зачем вам нужен нос?
(Чтобы дышать, чувствовать запахи; нос охраняет от микробов, согревает, увлажняет воздух)
Воспитатель: А послушайте, дети, как ответил один мальчик на вопрос, зачем нам нужен нос. (Чтение стих-я И.Порфирьева «Как ответить на вопрос…)
Буратино: А если бы у нас не было носа, как бы мы выглядели?
(Ответы детей)
А я знаю одну девочку, которая потеряла свой нос. Хотите про нее узнать?
(Чтение стих-я «М.Гойхмана «Инна потеряла нос…»)
Воспи-ль: Нос – это важный орган обоняния, но у него есть и другой смысл.
Буратино: Вы попадете в мою страну, если отгадаете, кому принадлежат эти носы.
(На веревочке висят или на листах нарисованы носы, дети отгадывают).
(Носы Бабы-Яги, Лешего, клоуна, поросенка)
2 .Буратино приглашает детей сесть на стульчики.
-Вот вы и в необычной стране Носандии. Здесь живут необычные смешные выражения про нос, эти выражения называются фразеологизмами.
Будьте внимательны!
На доске рисунок , изобр.выражение «зарубить на носу».
-Что изображено на этом рисунке? (Буквально: на носу делают зарубки)
-Кто из вас слышал выражение «зарубить себе на носу», от кого? Что оно означает?
Оно означает – запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда
Дело в том, что на Руси делали зарубки на палочках, которые назывались НОСЫ. Отсюда и пошло выражение "Заруби себе на носу". Поэтому когда мы говорим, что нужно что-то «зарубить себе на носу», это означает, что нужно что-либо «запомнить крепко-накрепко, раз навсегда.
«Остаться с носом»
Фразеологизм оставить с носом означает ‘оставить ни с чем, обмануть, одурачить’, а остаться с носом – ‘оказаться одураченным, потерпеть неудачу’.
Но при чем же тут нос? Дело в том, что этот фразеологизм возник тогда, когда в русском языке существовало еще одно слово нос (однокоренное слову носить) со значением ‘подношение невесте как выкуп за нее’. Если сваты приходили с таким подношением в дом невесты и получали в этом доме отказ, то их подношение не принималось, они и оставались со своим «носом». Слово нос с таким значением вышло из употребления и сохранилось лишь в составе фразеологизма. Но в языке существует другое слово нос, обозначающее часть лица, совпадающее по звучанию с утраченным, поэтому мы теперь связываем фразеологизм с оставшимся словом.
Инсценировка фразеологизма (Полина - невеста, Никита – жених, двое детей – сваты)
«Водить за нос».
Эта фраза пришла к нам из Средней Азии. Приезжих часто удивляет, как маленьким детям удается справляться с огромными верблюдами. Животное послушно следует за ребенком, ведущим его за веревку. Дело в том, что веревка продета через кольцо, находящееся у верблюда в носу. Тут уж хочешь, не хочешь – а приходится подчиняться ! Кольца вдевали в носы и быков, чтобы сделать их нрав более покладистым.
Если человек обманывает кого-нибудь или не исполняет обещанное, то о нем также говорят, что он» водит за нос».
«Держать нос по ветру»
Буратино показывает ребятам парусный корабль.
Какое отношение парусник имеет к носу? Оказывается , самое прямое.
В славные времена парусного флота передвижение корабля полностью зависело от направления ветра, от погоды. Штиль, безветрие – и паруса напоминали тряпку. Дует противный ветер в нос корабля –приходится думать уже не о плавании, а уже о том. чтобы все якоря бросить, то есть « стать на якорь» и убрать все паруса, чтобы воздушный поток не выбросил судно на берег. Чтобы выйти в море, требовался попутный ветер, который надувал паруса и направлял судно вперед в море. Капитану и морякам все время нужно было держать нос по ветру, подстраиваться под попутный ветер. Выражение «держать нос по ветру» пришло к нам от моряков. Теперь это выражение означает в переносном смысле – приспосабливаться к каким - либо обстоятельствам.
«Совать свой нос» - вмешиваться в чужие дела, быть излишне любопытным.
Буратино: - А какой фразеологизм спрятался в этом рисунке?
-Какую пословицу вы знаете?
Ответ детей: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали».
Буратино: -Наверное, каждый из вас хоть раз побывал такой Варварой!
Чтение стихотворения А.Усачева «Совать свой нос»
Любопытная Варвара
Приходила на базар.
И во все свой нос совала:
В сапоги, в сметану, в сало,
В мед, в горчицу, в скипидар…
- Что купили? Как продали?
-Где украли самовар?
Взяли тут
И нос Варваре
Оторвали
На базаре.
«Выспаться в носу» - так говорят об очень доверчивом человеке, которого легко обмануть.
3. Буратино:
- Предлагаю немного отдохнуть- размять наши носики.
Встаньте, поставьте кончик указательного пальца на нос. Делайте движение вверх-вниз, вправо-влево, а теперь вращайте носик в одну сторону, а потом в другую. Сделайте глубокий вдох через нос, резкий выдох через рот - 2 раза.
Молодцы! А какие вы знаете фразеологизмы про нос? Может быть, ваши родители употребляют или бабушки с дедушками?
( Ответы детей)
4. Воспитатель: А про нос сложено много пословиц в народе.
Пословицы
1.Не суй свой нос не в свое дело.
2.Чем носовитей, тем красовитей.
3.Чем не молодец, коли нос с огурец!
4.Всякая птица своим носом сыта.
5.Береги нос в большой мороз.
6.Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
7.Лучше иметь длинный нос, чем длинный язык.
8.Сыт – весел, голоден – нос повесил.
9.Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глазки продирает.
Приметы
1.В носу свербит – к радостной вести.
2.Гусь прячет под крыло нос – к холоду.
5. Буратино: Как много вы знаете пословиц!
- Вам понравилось у меня в Носандии?
- Тогда я хочу , чтобы вы нарисовали понравившийся вам фразеологизм про нос и подарили мне на память. Проходите за столы.
(Дети рисуют стоя) Рисунки выставляются на доску.
Буратино прощается с ребятами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в сказку» ( Детям о правах )
Конспект занятия в старшей группена тему:«Путешествие в сказку»( Детям о правах )...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в старшей группе На тему: «Путешествие по стране дорожных знаков"
Правила безопасного движения при выходе из траспорта. Закрепить все знания полученные по этой теме....
Конспект НОД в старшей группе на тему " Путешествие по стране геометрических фигур"
Содержание этого конспекта позволяет в интересной, занимательной форме обобщить и уточнить знания детей об основных геометрических фигурах, их свойствах, развивать умение детей выделять характерные пр...
Конспект НОД в старшей группе на тему " Путешествие по стране геометрических фигур"
Содержание этого конспекта позволяет в интересной, занимательной форме обобщить и уточнить знания детей об основных геометрических фигурах, их свойствах, развивать умение детей выделять характерные пр...
Конспект НОД в старшей группе на тему: « Путешествие в деревню Простоквашино»
Конспект НОД в старшей группе на тему:« Путешествие в деревню Простоквашино»...
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Путешествие на транспорте».
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме: «Путешествие на транспорте».Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы...
Конспект НОД в старшей группе на тему : "Путешествие на станцию "Веселая неделя"". Май 2016
Поддерживать желание, выполнять задания, принимать активное участие в играх....