Загадки природы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Жулькова Мария Анатольевна

Цель:

 Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем). Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении,  каких – либо живых организмов в составе сообществ изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Воспитывать экологическое сознание, желание оберегать природу.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

Закрепить знания, полученные в процессе НОД  по развитию экологических представлений.

Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.
Развивать познавательную активность детей (экспериментирование, создание проблемных ситуаций).

Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать доказательную речь.
Воспитывать доброе отношение к  природе.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

Воспитывать умение договариваться  друг  с другом для решения общей задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_prirody_otkrytoe_zanyatie.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад №1387»

 Управления делами Президента Российской Федерации

Занятие по познавательному развитию
«Загадки природы»

                                                                               

                                                                                                                                       Подготовила:

 воспитатель первой квалификационной категории

М.А. Жулькова

                                                                                   

 Москва 2018 г.

Интегрированная НОД по экологии «Загадки природы»

Цель:

 Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем). Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении,  каких – либо живых организмов в составе сообществ изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Воспитывать экологическое сознание, желание оберегать природу.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

Закрепить знания, полученные в процессе НОД  по развитию экологических представлений.

Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.
Развивать познавательную активность детей (экспериментирование, создание проблемных ситуаций).

Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать доказательную речь.
Воспитывать доброе отношение к  природе.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

Воспитывать умение договариваться  друг  с другом для решения общей задачи.

Активизировать словарь (экология, ядовитые отходы, выхлопные газы.)

Методы организации учебно-познавательной деятельности: 

словесные – рассказ, объяснение, беседа;  

наглядные – использование ТСО (интерактивная доска), иллюстраций,  

практические – использование метода наглядных моделей, проведение опытов.

Планируемы результаты:

 Развитие интегративных качеств:  любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, способный решать интеллектуальные и личностные задачи.

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация, эмблемы зелёного цвета; иллюстрации с изображением леса и леса после пожара; иллюстрации насекомых, птиц и зверей; 3 банки, 3 банки с грязной водой, 3 воронки, вата, марля.  

Ход занятия:  

Воспитатель: Дети  сегодня мне на электронную почту пришло письмо от учёных – экологов (показ письма на интерактивной доске).

«SOS!» Природа в опасности! Заводы загрязняют воздух, водоёмы. Пожары уничтожают леса. Погибают растения и животные. Природа нуждается в помощи. Много работы, мы не справляемся!

Воспитатель:  Ребята, вы согласны помочь?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте отправимся в спасательную экспедицию. Прежде чем отправляться, нужно хорошо подготовиться, так как  путешествие может оказаться долгим и опасным. Как вы думаете, что нам может понадобиться в дороги?

Дидактическая игра « Что возьмем с собой в поход»

Дети перечисляют предметы, которые им пригодятся (еда, вода, лодка, резиновые сапоги, компас, головные уборы, аптечка, и т.д.).

Воспитатель: Дети предлагаю выбрать, на каком транспорте мы отправимся в путешествие.

(работа на интерактивной доске)

Дети отправляются к месту первой остановки.

 

Первая остановка (Открывается демонстрационная карта на интерактивной доске  « Лес после пожара».)

Воспитатель: Как вы думаете, что здесь произошло? Почему это могло случиться? (ответы детей)

Воспитатель: Послушайте, как плачет лес.

От лесного пожара и дыма нечем дышать, дым закрывает солнце, огонь пробирается глубоко в землю и губит корни растений. Почву ничто не держит, ее уносят ветер и вода, образуя овраги. Все обитатели леса исчезают и гибнут. Нужна помощь. Ребята, почему после пожара лес умирает?

( Дети выстраивают экологическую цепочку:  погибли растения – негде жить и нечем питаться зверям, птица, насекомым. Погибшие растения не выделяют кислород, это вредит здоровью людей.)

Воспитатель: Ужасная картина погибшего леса! Но можем ли мы чем – то помочь лесу, чтобы он возродился? (Ответы детей.)

( Дети предлагают посадить новые растения.)

 Дидактическая игра «Кто вернется в лес?»

 (работа с интерактивной доской)

( Дети выстраивают экологические цепочки, используя картинки: выросла трава – появились насекомые, мелкие грызуны – появились насекомоядные птицы и хищники; выросли кустарники и деревья – появились звери и птицы, живущие на них.) 

Воспитатель: Для рождения нового леса нужно очень много времени, поэтому очень важно беречь лес от пожара, не доводить его до такого состояния. Как вы думаете,  какие правила для этого необходимо соблюдать? ( Ответы детей.)

Воспитатель: А для напоминания всем о правилах поведения в лесу оставим здесь свои знаки.

 ( Дети выбирают и выкладывают знаки (работа на интерактивной доске) «Береги лес от пожара», «Не разжигай костров у деревьев», «Уходя из леса, потуши костер» и т.д. После выполнения заданий дети  отправляются к месту следующей остановки.)

Физкультминутка музыкальная ( Под музыку Е.Железновой  «Разминка»)

Вторая остановка (Открывается демонстрационная картина на интерактивной доске «Загрязнённая река»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту речку. Как вы думаете, кто сможет выжить в такой воде? Раньше в этой речке водилась рыба, но теперь она исчезла. Что случилось? (Ответы детей.) Действительно, из-за загрязнения погибли животные и растения в реке. А почему никого не видно на берегу, почему нет водоплавающих птиц, лягушек, насекомых?

(Дети выстраивают цепочки исчезновения животных и растений: исчезли водоросли, нечем стало питаться рыбам, насекомым, улетели водоплавающие птицы и т.д.)

Воспитатель: Как мы можем исправить положение?

Дети: Нам нужно очистить воду.

Практическая часть.

Воспитатель: Тогда проходите  в лабораторию. В лаборатории находятся: ёмкости для воды, в воде мусор, масло, опилки; воронка, фильтр, ёмкость для чистой воды.

Воспитатель: Ребята, эта вода из местного водоёма. Что вы о ней можете сказать?

Дети: Вода загрязнена, масляные отходы.

Воспитатель: Чем опасна загрязнённая вода?

Дети: Гибнут рыбы, птицы, растения.

Воспитатель: Что мы можем сделать? Из чего можно сделать фильтр? Где ты об этом слышал? ( Ответы детей.)

Воспитатель: У нас в лаборатории всего 3 рабочих места, а нас сколько? Как нам поступить?

Дети: Разбиться на пары.

Воспитатель: Очистить воду от загрязнения вам поможет алгоритм (на мольберте). Приступайте к работе.

Воспитатель: Сравните,  какая была вода и какая стала? Где же масляные пятна? Как вы думаете, мы справились с заданием? (Ответы детей.)

Воспитатель: Дети, какие правила необходимо соблюдать, чтобы водоемы были чистыми? ( Ответы детей.)

Воспитатель: А для напоминания всем о правилах поведения возле водоемов оставим здесь свои знаки.

 ( Дети выбирают и выкладывают знаки (работа на интерактивной доске) «Не бросай мусор в воду», «Не мой машину в реке», «Не бросай в воду стекло», «Не рви водные растения» и т.д.)

Воспитатель: Посмотрите, как изменилась природа. (Открывается демонстрационная карта на интерактивной доске   «Лес»).

 Теперь здесь смогут жить насекомые, птицы и звери?

Дети: Да

Воспитатель: Но чего-то здесь не хватает? 

Дети: Не хватает животных птиц.

(Дети выстраивают экологическую цепочку: растения – насекомые – птицы – звери.  Дети заселяют лес, выбирают и выкладывают картинки ( работа на интерактивной доске) « Бабочка», «Синичка», «Белка», «Волк», «Заяц», «Лиса» и т.д.)

Воспитатель: Дети пока вы заселяете живыми существами наш лес, предлагаю вам послушать стихотворения.

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге море и леса
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус –
Шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу.

Воспитатель: Если здорова природа, будет здоров человек. Дети мы с вами молодцы, в нашем лесу теперь могут жить животные, птицы, насекомые. Мы с вами никогда не сделаем ошибки, так как  знаем как вести себя в лесу и рядом с водоемами. Попрощаемся с нашим лесом.

(Дети «возвращаются» в детский сад. В вечернее время детям предлагается зарисовать свои впечатления от экспедиции, а затем составить общий журнал путевых заметок.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайны и загадки природы. Экологическая викторина

Викторина, состоящая из трех туров, посвящена загадочным животным....

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Загадки природы"

НОД разработана в соответствии с ФГОС. Включает в себя интеграцию таких образовательных областей как,«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Реч...

Нод в средней группе "Познание" "Загадки природы"

В данном конспектн НОД детям предлагается выяснить особенности сезонных изменений в живой природе. Закрепить и углубить знания о природе....

Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Тверской области Ржевского района Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольно...

Презентация "Извержение вулканов" и конспект НОД по эксперементальной деятельности "Загадки природы:вулканы".

Презентация к НОД по экспериментальной деятельности«Загадки природы: вулканы». ...

Загадки природы (родительское собрание-КВН)

                                Загадки природы(родительское собрание-КВН)Участвуют две команды: «Капелька», «Пла...