Перспективный план
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему

Шестакова Наталья Викторовна

В современных условиях перспективное планирование в детском саду является одним из самых важных условий для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности

Месяц

Название опыта

и место проведения

Цели и задачи

Материалы

Примечание

(карточки)

сентябрь

"Волшебница вода"

(в помещении)

Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода это «дом» для многих растений и животных, необходимость охраны утих животных и среды их обитания, о необходимости экономно использовать воду в быту. Упражнять в соблюдении природоохранных правил поведения в природе.  

Цветик-семицветик, посылка, плакат «круговорот воды в природе», картинки с изображением водных животных и растений, природоохранные знаки; стол, оборудование под лабораторию; силуэты капелек

Конспект №1, приложение №1

Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

( в помещении)

Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

Бумажные салфетки – 2 штуки.   

Маленький кусочек пластилина 

 Кастрюля с водой.

Конспект №2,

приложение №2

«Окрашивание воды» ( в помещении)

Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Конспект№3,

приложение№3

«Чудо — прическа»

(в помещении)

Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

Конспект №4,

приложение №4.

«Почему песок хорошо сыплется?»

( в помещении)

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком и глиной; емкости для  пересыпания; микроскоп; ширма, сито.  

Конспект №5,

приложение №5

«Что нужно для питания растения?»

( в помещении).

Установить, как растение ищет свет.

Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.

Конспект №6,

приложение №6

«Как устроены перья у птиц»

( в помещении).

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Перья куриные, гусиные, микроскоп, замок молния, свеча, волос, пинцет.

Конспект №7,

приложение №7

«Есть ли у растений органы дыхания?»

( в помещении).

Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, микроскоп.

Конспект №8,

приложение №8

октябрь

 «Играем с красками».

( в помещении)

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.

Конспект№9,

приложение№9

Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

(в помещении)

Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

 Мелкие игрушки.

Конспект №10,

приложение№10

«Соль выпаривается и кристаллизуется» (в помещении)

Показать кристаллизацию соли в солевом растворе.

Стаканчик с водой, соль.

Конспект №11,

приложение№11

«Рассеянный песок»

( на прогулке)

Установить свойство рассеянного песка.

Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

Конспект№12,

приложение №12.

«Живые камни»

(в помещении)

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.    

Конспект №13,

приложение №13

ноябрь

Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

(в помещении)

Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.    

 Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

 Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей

Конспект№14,

приложение №14

«Ходит капелька по кругу» (в помещении)

Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Две емкости с водой

Конспект№15,

приложение №15

«Легкий – Тяжелый»

( в помещении)

Дать представление о свойствах дерева, деревянных предметов.

Деревянный и металлический бруски, ёмкости с водой.

Конспект №16,
приложение №16

«Нужен ли корням воздух?»

( в помещении)

Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.

Ёмкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Конспект №17,

приложение №17.

декабрь

 «В какую бутылку нальётся вода быстрее?».

(в помещении)

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

Конспект№18,

приложение №18

Воздух может перемещаться

( в помещении)

Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

Сдутый воздушный шарик.

  Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

Конспект№19,

приложение №19

«Замерзшая вода»

(на улице)

Закрепить знания детей о льде, доказать, что лед не тонет

Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картина с изображением айсберга.

Конспект№20,

приложение №20

«Почему снег греет» (на улице)

Доказать, что снег сохраняет тепло

Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Конспект№21,

приложение №21

«Почва»

( в помещении)

Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

Конспект №22,

приложение №22

январь

Из закрытого пространства воздух не перемещается

(в помещении)

Доказать, что из закрытого пространства воздух не может переместиться.

Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

 Стеклянная кастрюля с водой.

 Устойчивый кораблик из пенопласта с мачтой и парусом из бумаги или ткани.

Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

Сдутый воздушный шарик.

Конспект №23,

приложение№23

 «Что бывает с паром при охлаждении?» ( на улице)

Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Чайник с горячей водой

Конспект №24,

приложение№24

«Вкус»

( в помещении)

Выявить, как язык определяет вкус.

Зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, кусочком лимона), деревянные палочки (с ваткой на конце), стаканы с водой (для смачивания палочек) по количеству детей.

Конспект №25,

приложение №25

«Разноцветные шарики»

( в помещении)

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

Конспект №26,

приложение №26

февраль

Воздух всегда в движении

(в помещении)

Доказать, что воздух всегда в движении.

Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

  Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

Конспект№27,

приложение№27

«Куда делась вода»

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Две мерные одинаковые ёмкости.

Конспект№28,

приложение№28

«Тающий лед»

Показать детям, что в горячей воде лед тает быстрее, чем в холодной.

Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки

Конспект№29,

приложение№ 29

«Свет повсюду»

(в помещении)

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Конспект №30,

приложение №30

март

Воздух содержится в различных предметах

( в помещении)

Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

Стеклянная кастрюля с водой.

Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

Конспект№31,

приложение№31

«Друзья»

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.

Стакан и бутылка с водой, закрытые пробкой, салфетка из ткани.

Конспект№32,

приложение№32

«Разная вода»

Продолжать знакомить со свойствами воды; показать детям способ очистки воды через фильтр.

Стакан воды, песок, марля.

Конспект№33,

приложение№33

«Живая вода»

Познакомить детей с животворным свойством воды

Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Конспект№34,

приложение№34

апрель

Воздух имеет объем

( в помещении)

Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.

 Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном).

Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

Кастрюля с водой.

Конспект№35,

приложение№35

.

Конспект№36,

приложение№36

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Конспект№37,

приложение№37

«Из чего птицы строят гнезда?»

( нам прогулке)

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Конспект №38,

Приложение №38

май

Воздух имеет вес, который зависит от его объема (в помещении)

Доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема.

Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

Весы с двумя чашами.

Конспект№39,

приложение№39

«Какая лужа высохнет быстрее?» ( на улице)

Узнать, большая или маленькая лужа высохнут быстрее.

Бутылка с водой

Конспект№40,

приложение№40

«Как влияет солнце на растение»

( в помещение)

Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

Лук, ёмкость, колпак.

Конспект №41,

приложение №41

«Когда магнит вреден»

( в помещении)

Познакомить с тем, как магнит действует на окружающее.

Магнит, компас.

Конспект №42,

приложение №42

июнь

Объем воздуха зависит от температуры.

( в помещении)

Доказать, что объем воздуха зависит от температуры.

Стеклянная пробирка, герметично закрытая тонкой резиновой пленкой (от воздушного шарика). Пробирка закрывается в присутствии детей.

Стакан с горячей водой.

Стакан со льдом.

Конспект№43,

приложение№43

«Как вытолкнуть воду?» (в помещении, на улице)

 Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы

Мерная ёмкость с водой, камешки, предметы в ёмкости.

Конспект№44,

приложение№44

 «Из чего состоят песок и глина?»

( на прогулке)

Познакомить со свойством песка  и глины.

Глина, песок, лупа.

Конспект №45,

приложение №45

«Выращивание сталактитов»

( в помещении)

Уточнить знания с опорой на опыты. Вызвать радость открытий полученных из опытов.

Сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка.

Конспект №46,

приложение №46

июль

Воздух помогает рыбам плавать.

(в помещении)

Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

Бутылка газированной воды.

Стакан.

Несколько некрупных виноградин.

Иллюстрации рыб.

Конспект№ 47,

приложение№47

«Вкус воды»(на улице)

Выяснить имеет ли вкус вода

Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Конспект№ 48,

приложение№48

«Бабочка летит»

( в помещении)

Выяснить, действует ли притяжение магнита через картон

Магнит, бабочка из картона.

Конспект №49,

приложение №49

«Родственники стекла»

( в помещении)

Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.

Конспект №50,

приложение №50

август

Плавающий апельсин.

( в помещении)

Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух

2 апельсина.  Большая миска с водой.

Конспект№51,

приложение№51

«Солнечная лаборатория»

( в помещении)

Показать предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Различные предметы, листы белого и чёрного цвета.

Конспект №52,

приложение №52

«Дождевые черви»

( на прогулке)

Показать передвижение дождевых червей.

Банка, песок, сухие листья, дождевые черви.

Конспект №53,

приложение №53

«Секрет сосновой шишки»

( в помещении)

Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

Две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани.

Конспект №54,

приложение №54



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы на метеоплощадке.

Название группы: «Солнышко»

Возраст:6-7лет

Месяц

Неделя

Название мероприятия

Цель мероприятия

Сентябрь

1 неделя

Беседа» Что такое погода»

Обьяснить детям ,что такое погода .Дать представление о понятии «климат»

2 неделя

Знакомство с календарём погоды.

Познакомить детей с календарём погоды, условными обозначениями.

3 неделя

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы.

4 неделя

Словесные игры «Подбери слова , противоположные по смыслу»

Закрепление времени года, расширение словарного запаса.

Октябрь

1 неделя

Проведение опыта» пусть пойдёт дождь»

Дать детям знания о дожде, как о природном явлении.

2 неделя

Знакомство с оборудованием на метеоплощадке.

Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначении.

3 неделя

Дидактические игры «Когда это бывает» «Что сначала, что потом»

Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами.

4 неделя

Рисование на участке на тему « Унылая пора»

Учить отражать в рисунке осенние явления

Ноябрь

1 неделя

Беседа «Как рождается дождь»

Дать детям представление о количестве воды на земле, её состоянии в разные времена года.

2 неделя

Проведение опыта «Ветер- это движение воздуха»

Познакомить детей с таким природным явлением, как, ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

3 неделя

Экскурсия на метеостанцию

Продолжать знакомить детей с работой метеостанции

4 неделя

Итоговое мероприятие «Осень проходит»

Закрепить представление детей об осенних явлениях природы. Формировать умение пользоваться календарём погоды, формировать умение анализировать, сравнивать.

Декабрь

1 неделя

Беседа « Первые синоптики»

Познакомить детей , как по поведению птиц можно предсказать погоду.

2 неделя

Игровое занятие «Декабрь-студень».

Познакомить с народным названием месяца, приметами.

3 неделя

Рисование снежинок палочками на снегу.

Закрепление образа снежинки.

4 неделя

Знакомство детей с термометром.

Познакомить детей с термометром, обьяснить принцип его работы.

Январь

1 неделя

Игровое занятие «Январь-просинец»

Познакомить детей с народным названием месяца,его приметами.

2 неделя

Рисование « Дым столбом-мороз за окном»

Учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы. Развивать творчество.

3 неделя

Беседа»Снежная шуба»

Познакомить детей с зимними явлениями природы:снегопад, позёмка,пороша, вьюга.

4 неделя

Опыты с водой.

Показать на опыте , что при замерзании вода превращается в лёд.

Февраль

1 неделя

Игровое занятие ««Февраль-бокогрей»

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами.

2 неделя

Развлечение «Весёлые снежинки»

Создать приятную атмосферу, вызвать весёлое настроение.

3 неделя

Наблюдение за домашними животными.

Продолжать знакомить детей с животными -синоптиками.

4 неделя

Итоговое занятие «Прошла  зима холодная»

Закрепление знаний детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарём погоды.

Март

1 неделя

Игровое занятие «Март- протальник»

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами.

2 неделя

Беседа « Погода и человек»

Дать представление детям о том, как погода влияет на человека , его деятельность.

3 неделя

Дидактическая игра  «На что похоже облако»

Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые.

4 неделя

Работа с календарём природы.

Закреплять умение работать с календарём природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках.

Апрель

1 неделя

Игровое занятие  «Апрель-снегогон»

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами.

2 неделя

Дидактическая игра  «Найди нужный цветок»

Познакомить детей с растениями-барометрами.

3 неделя

Развлечение «Праздник ветерка»

Создать весёлое ,бодрое настроение. В увлекательной форме закрепить представление о природном явлении. Развивать творчество, воображение.

4 неделя

Рисование « Грач на горе-весна на дворе»

Продолжать учить детей отображать в рисунках погодные явления , приметы.

Май

1 неделя

Игровое занятие «Май- травень».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами.

2 неделя

Развлечение «Дождик»

Закрепить представление о дожде, как природном явлении. Развивать наблюдательность, Любознательность. Создать хорошее настроение у детей.

3 неделя

Беседа « Насекомые –предсказатели погоды»

Продолжать знакомить детей с работой метеостанции. Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду.

4 неделя

Итоговое мероприятие на тему «Весна-красна»

Уточнить представление детей о весенних явлениях природы. Сформировать представление о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных.

Июнь

1 неделя

Игровое занятие «Июнь-червень»

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами.

2 неделя

Наблюдение за шишками на метеостанции.

Показать детям ,как меняется форма шишек от погодных условий.

3 неделя

Опыты с водой.

Познакомить детей с понятием – испарение.

4 неделя

Наблюдение за птицами.

Закрепить название птиц, прилетающие на участок.

Июль

1 неделя

Игровое занятие «Июль-липец»

Познакомить детей с народным названием месяца,приметами..

2 неделя

Рисование мелом на асфальте «Моё любимое время года»

Развивать воображение, чувство цвета.

3 неделя

Наблюдение за деревьями на территории детского сада

Закрепить название деревьев и кустарниках.

4 неделя

Хороводная игра «Кукушка»

Создать радостное настроение, атмосферу праздника.

Август

1 неделя

Игровое занятие «Август-серпень»

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами.

2 неделя

Дидактическая игра «Чего не стало».

Закрепить зрительную память,названия  животных, растений.

3 неделя

Наблюдение за облаками.

Закрепить виды облаков .Учить отображать их в рисунках.

4 неделя

Итоговое мероприятие « Вот и лето прошло».

Закрепить представления детей о летних явлениях природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....

Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.

Сентябрь1.  Консультативная деятельность для вновь поступающих детей.    Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое?    2....