НОД в подготовительной группе "Играем с шахматами"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Шахматная игра - увлекательная игра для детей. но в месте с тем необходимо поддерживать к ней интерес, как традиционными, так и нетрадиционными методами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_nod_shahmaty_podg.gr_.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие».
Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
в подготовительной группе
Составила: воспитатель Шайнурова А.В.
г. Югорск, 2017
Цель – Формирование представлений воспитанников об учебной деятельности, интереса к интеллектуальной деятельности, обеспечения самостоятельной поисковой деятельности через игру в шахматы.
Задачи:
- Образовательные:
- продолжать учить ориентироваться на шахматной доске: различать горизонталь, вертикаль, диагональ; знакомить с названиями шахматных фигур; правилами хода и взятия каждой фигуры, расстановкой фигур перед игрой;
- учить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
- Развивающие:
- развить интерес к шахматной игре, стремление к познавательной деятельности;
- развивать творческое воображение, логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
- Воспитательные :
- воспитывать коммуникативные навыки, уверенность в себе, стремление к преодолению трудностей;
- воспитывать навыки работы в паре.
Материалы и оборудование: шахматная доска напольная, большие шахматные фигуры; мяч; дорожка для линейной «Да-нет-ки» с кармашками (11 штук); морфотаблица с элементами ее заполнения; раздаточный материал: карточки-схемы на планшетах для составления текстов сказочного содержания, шаблоны шахматных фигур, фишки (по 5 штук на команду), простые карандаши.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации. | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность воспитанников |
Организационный этап (3 мин) | Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Развивать стремление к познавательной деятельности, интерес к шахматной игре. | Беседа. Сообщение информации. Игровое упражнение «Что мы знаем о шахматах». | Воспитатель с детьми приветствуют гостей, предлагают пройти. - Вставайте, пожалуйста, в круг, чтобы мы хорошо видели друг друга. Вы, конечно уже знаете о чем мы сегодня с вами будем говорить? О шахматах. Как хорошо вы знакомы с шахматами нам поможет узнать этот мяч… Воспитатель бросает детям по очереди мяч и задает вопросы: -Сколько горизонталей у шахматной доски? -Не люди, не звери, не часы, а ходят? -Самая сильная шахматная фигура -Как называется черная или белая клетка? -Самая слабая фигура -Как ходит конь? -Как по другому называют ферзя? -Что такое диагональ? -Назовите главную цель игрока в шахматы -Где были изобретены шахматы? | - Здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь. Встают в круг. Осознают и принимают поставленную задачу. Дети по очереди ловят мяч, отвечают на вопрос педагога. -8 -шахматные фигуры - ферзь - поле - пешка - буквой Г - королева - поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии - поставить мат королю противника - в Индии |
Актуализация (3 мин) | Актуализация имеющихся знаний, представлений. | Беседа, дидактическая игра «Да-нет-ка» (линейная). | -Молодцы, ребята, вы уже знаете о шахматах не мало. Недавно дети из старшей группы попросили у нас таблицу-подсказку для игры шахматы, которой мы раньше пользовались. Но вот задача – оказывается она иногда и нам бывает необходима для решения спорных вопросов. Я предлагаю составить новую таблицу. Вы согласны? -Игра «Да-нет-ка» нам поможет узнать с какой фигуры начнем… Итак, я загадала фигуру… | Дети сидят на ковре. - Да Дети задают вопросы, на сужение поля поиска… -Пешка |
Закрепление и систематизация имеющихся знаний и умений (10 мин) | Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи, развивать логическое мышление, мыслительные операции; продолжать учить ориентироваться на шахматной доске. Учить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. Воспитывать коммуникативные навыки, уверенность в себе, стремление к преодолению трудностей. | Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Моделирование. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа. Наблюдение. Обсуждение. | Воспитатель демонстрирует детям пустую таблицу: 4 горизонтали (изображение шахматной фигуры, ее название, количество, схема ходов) и 6 вертикалей для каждого вида фигур. После обсуждения каждой фигуры звучит вопрос или практическое задание «Живые шахматы» на напольной доске. -Молодцы. Наша таблица готова. | Сидят на ковре Дети рассматривают таблицу, участвуют в обсуждении и заполнении таблицы. Отвечают на вопросы. Выполняют задание «Живые фигуры» перевоплощаясь в конкретную шахматную фигуру. |
Динамическая пауза (2 мин) | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. Закреплять представление о расстановке фигур перед игрой. | Игровое упражнение «Расставь фигуры». | Вы конечно знаете, что шахматисты перед игрой должны правильно расставить свои фигуры. Объявляю маленькое соревнование «Кто быстрей расставит фигуры». Белые против черных. | Дети принимают задачу и на счет «Раз, два, три» – выставляют фигуры согласно правилу. |
Практическая работа 10 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений: продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему. Развивать творческое воображение. Воспитывать навыки работы в паре. Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами. | Выполнение практической творческой работы «Составление текста сказочного содержания». Фантазирование, моделирование (использование схем). Парные формы организации деятельности. | -Ребята, вы знаете много сказок и даже сами умеете их придумывать. Но вот о шахматах сказок придумано очень мало. Вы со мной согласны? Тогда предлагаю сегодня стать шахматными сказочниками, которые смогут рассказать истории из Шахматного королевства… Для этого мы воспользуемся планшетами-схемами и простыми карандашами. Прошу выбрать себе пару и распределить, кто из вас будет выбирать с помощью считалки героев и их характер, а кто зарисовывать историю с помощью обозначений. Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок. | Дети встают вокруг шахматной доски. Дети с помощью считалок и шаблонов заполняют морфологическую дорожку на планшете. Выполняют работу, взаимодействуя в паре (договариваются, распределяют действия). |
Заключительный этап. Рефлексия (2-3 мин) | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки. | Индивидуально-коллективная работа | -Ребята, я предлагаю вам подойти к гостям и рассказать новую шахматную историю. Если у гостей появятся к вам вопросы, вы обязательно на них найдете ответ. | Дети подходят к гостям, рассказывают свои сказки и отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в страну шахмат"
Цель:1. Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат.Задачи:1. Воспитывать у детей интерес к шахматам.2...
Конспект НОД по шахматам в подготовительной группе: "Рокировка и всё о ней."
Этот материал поможет при подготовке к открытому просмотру НОД по шахматам....
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в шахматы "Путешествие на шахматную планету"
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в шахматы"Путешествие на шахматную планету".Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развит...
Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»
Цель занятия:Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Прививать интерес к мудрой и полезной...
Мастер – класс для родителей воспитанников подготовительной группы по обучению игре в шахматы.
Познакомить родителей воспитанников с правилами игры в шахматы, с историей возникновения шахмат, тем самым способствовать формированию навыков игры в шахматы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Квест-игра «Путешествие по шахматному королевству» с родителями и детьми подготовительной группы по шахматам
Квест-игра направлена на формирование педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуального развития детей посредством шахматного образования.Задачи:1. Повысить компетентность родителей...