трудовое воспитание в старшей группе
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Галяуетдинова Лейсан Назифовна

трудовое воспитание в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_v_sarshem_doshk_vozraste.docx126.95 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание деятельности

Образовательные задачи

Воспитательные задачи

Одевание и раздевание

Закреплять самостоятельно, одеваться и раздеваться в определённой последовательности.

Учить чистить одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, помогать устранять их.

Самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в своём шкафу для одежды.

Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Проявлять заботу о товарищах, оказывать помощь, вежливо при необходимости просить помощи.

Воспитывать бережное отношение к своим вещам ( не пачкать, не мять).

Проявлять гуманные чувства по отношению друг к другу.

Умывание

Прочие навыки самообслуживания

Подготавливать к работе своё рабочее место и убирать его. После индивидуальных игр убирать на место то, чем пользовался. Убирать свою постель.  Постоянно следить за своим внешним видом (опрятность одежды, причёски, вовремя просить взрослых подстригать ногти).

        

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться индивидуально полотенцем (снятым и развёрнутым).

Формировать привычку мыть руки после туалета. Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела.

Учить подготавливать к работе материалы, пособия аккуратно, удобно раскладывать, убирать их на определённое место (в шкаф), приводить в порядок свой рабочий стол (убирать пособия материалы в ящик стола, выбрасывать обрезки от бумаги и ткани и пр., протирать при необходимости стол). Знать и соблюдать порядок хранения игрушек, пособий, настольных игр и пр.

Учить аккуратно, заправлять постель, менять постельное бельё на своей кроватке.

Своевременно пользоваться расчёской, носовым платком.

Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения (в помещении не шуметь, не сорить, не мешать другим, вежливо обращаться друг к другу).

Сформировать привычку пользоваться своими предметами личной гигиены.

Формировать привычку к порядку и чистоте.

Воспитывать аккуратность, опрятность.

Учить бережно, относиться к своим личным вещам, проявлять самостоятельность.

В помещении

Приводить в порядок игровые уголки, убирать на место строительный материал, настольные игры, оборудование и предметы для труда.

Проверять, все ли остаётся в порядке перед уходом на прогулку, правильно ли сложена одежда в шкафу. На стульях, какое состояние кроватей после их уборки.

Приводить в порядок кукол (мыть, причёсывать, при необходимости менять одежду, подбирать другую).

Отбирать игрушки, коробки, книги, атрибуты, подлежащие ремонту.

Ремонтировать коробки, подклеивать книги для своей группы и для малышей.

Мыть и протирать игрушки и строительный материал.

Мыть свои расчёски, футляры для зубных щёток, раскладывать мылопротирать пол в умывальной комнате, в групповой, раздевалке (зимой).

Менять полотенце.

Протирать подоконники, мебель, плинтуса, мыть шкафчики для полотенец.

Нарезать салфетки.

Подбирать чистое постельное бельё по комплектам,  на кроватях.

Расставлять стулья в определённом порядке. Наводить порядок в шкафах с оборудованием, материалами и инвентарём, приводить в порядок учебную доску, подготавливать тряпочку.

Относить и приносить по просьбе взрослого предметы. Выполнять поручения и сообщать об этом воспитателю.

Оказывать помощь дежурным.

Подготавливать оборудование в зале для занятия и убирать его.

Нарезать бумагу для аппликаций, рисования и ручного труда.

Тонировать бумагу для изобразительной деятельности для своей группы и для малышей.

Оказывать помощь няне, работающей в младшей группе ( в уборке группового комнаты, раздевалки, умывальной комнаты: протирать пыль, подтирать пол, мыть дверь, чистить ковёр пылесосом и т.д.).

Учить малышей одеваться на прогулку.

Помогать, малышам ухаживать за одеждой и обувью. Отбирать по просьбе воспитателя, музыкального руководителя необходимые игрушки для игр, инструменты, пособия, раскладывать, расставлять на определённые места, убирать после окончания занятия.

Хозяйственно - бытовой труд

Учить поддерживать порядок в шкафах с игрушками, оборудованием, инвентарём. Работать сообща, договариваться об   игрушках, распределении обязанностей. Замечать непорядок, предлагать устранять его, оказывать друг другу помощь при необходимости.

Закреплять навыки ухода за куклами (учить заплетать косички, завязывать красивые банты).

Развивать внимательность, учить действовать по предложению взрослых, замечать непорядок.

Совершенствовать навыки ручного труда, использовать для улучшения прочности коробок, атрибутов и пр.

Аккуратно работать с водой.

Совершенствовать трудовые навыки в процессе работы.

Совершенствовать навыки коллективного труда: самостоятельно, совместно планировать, обсуждать, распределять этапы, обязанности, анализировать работу.

Совершенствовать навыки работы с ножницами. Закреплять навыки работы. Формировать умение вступать в контакт

со взрослым, с малознакомыми людьми, развивать общительность, преодолевать застенчивость. Убирать материалы, приводить в порядок помещение, мыть банки, клеёнки, убирать в шкафы.

Закреплять умение самостоятельно пользоваться оборудованием и инвентарём. Знать, куда следует относить мусор. Выполнять поручения аккуратно. Учить детей сотрудничать друг с другом. Учить трудиться аккуратно, быстро, старательно.

Совершенствовать навыки работы.

Учить общаться с маленькими детьми. Формировать умение правильно развешивать одежду для просушки, чистить одежду, мыть, просушивать обувь.

Старательно выполнять поручения.

Действовать в соответствии с предложением взрослого.

Совершенствовать навыки ухода за игрушками.

Совершенствовать навыки работы с водой и умение работать с лопатами.

Проявлять в работе самостоятельность, совершенствовать  трудовые навыки.

Совершенствовать навыки работы со снегом, умение действовать снегоуборочными лопатами, скребками.

Уметь договариваться друг с другом о распределении работы, планировать её этапы.

Понимать значимость своего труда для других.

Формировать умение самостоятельно организовывать коллективную деятельность.

Воспитывать ответственность, привычку к чистоте и порядку, аккуратность.

Воспитывать бережное отношение

оборудованию, вещам, желание их ремонтировать.

Развивать трудолюбие, старательность, активность, ответственность отношение к порученному делу, умение трудится сообща.

Воспитывать стремление трудиться на общую пользу, старательность, развивать самоконтроль и взаимопомощь.

Воспитывать стремление к совместной деятельности, положительные эмоциональные чувства от общения.

Воспитывать трудолюбие, формировать стремление к труду на общее благо.

Проявлять в работе добросовестность, самостоятельность, желание сделать взрослым приятное.

Развивать у детей чувство ответственности, долга, желание выполнять поручения взрослого быстро, качественно, охотно.

Воспитывать желание помогать товарищам, проявлять дружеские чувства.

Развивать товарищеские связи, тесные дружеские контакты, взаимоотношения, взаимопомощь, обучение.

Воспитывать уважение к работе взрослых.

Прививать любовь к  малышам, желание их опекать.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Воспитывать исполнительность, ответственное отношение к делу,желание трудиться на общую пользу.

Бережно относиться к своим вещам, работать аккуратно, не обливать обувь, одежду, не пачкать.

Воспитывать инициативность, самостоятельность.

Учить проявлять старание, терпение, добросовестность, целеустремлённость в работе.

Развивать дружеские взаимоотношения в процессе труда, стремление к совместной деятельности, чувство взаимопомощи, воспитывать, трудолюбие.

Способствовать проявлению радостных моментов в коллективном труде, желание украшать участок.

Труд в природе

В помещении (под руководством воспитателя)

Ухаживать за растениями (полив, опрыскивание, подготовка воды к поливу), рыбками  (мытьё кормушек, ракушек, камушков, оказание помощи воспитателю в замене воды в аквариуме).

Ухаживать за птицами (канарейка, волнистый попугай) за животными (морская свинка, хомяк, кролик).

Готовить корм (крошить, нарезать, раскладывать, насыпать корм в банки для хранения; мыть кормушки, поилки, наполнять их кормом и водой).

Высевать зерно на зелёный корм животным.

Высаживать лук в ящики (декабрь, январь, февраль, март).

Высаживать в ящики корнеплоды, петрушку, укроп (февраль).

Посадка бобов.  Для наблюдений (март).

Черенковать растения.

Высеивать семена огурцов, помидоров перца на рассаду.

Высеивать семена цветов на рассаду.

Совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов. Знать способы полива, определять степень влажности земли по звуку горшка и пальцем.

Закреплять представления о дифференцированном уходе за влаголюбивыми, светолюбивыми, засухоустойчивыми растениями. Знать названия комнатных растений: камнеломка, аспарагус, фиалка.

Знать разновидности одних и тех же растений: и разницу в способах ухода (например, несколько видов бегонии, герани).

Знать об условиях, необходимых для жизни рыбок, названия  некоторых  (вуалехвост, веерохвост).

Знать об условиях содержания животных в жилом помещении. Насыпать свежий песок и подстилку в чистые поддоны, раскладывать кормушки свежую траву, сено, наполнять поилки, кормушки зерном. Подготавливать корм.

Учить детей подготавливать бороздки, ямки для посева и посадки. Упражнять в умении сажать и сеять самостоятельно.

Формировать умение трудиться индивидуально, проявляя самостоятельность, планировать работу, рационализировать, добиваться цели. Формировать умение трудиться коллективно (соотносить свои желания и действия с другими, осознавать свою деятельность как часть общей деятельности).

Знать названия растений, размножающихся способом листового и стеблевого черенкования (традесканция, бальзамин, колеус, бегония, герань и т.д.)

Различать семена по внешнему виду (3-4 вида овощей и 3-4 вида цветов).

Воспитывать бережное отношение к растениям. Любознательность, стремление ухаживать за растениями.

Воспитывать любовь к живому, желание наблюдать за жизнью живых существ, стремление проявлять о них заботу.

Развивать познавательный интерес, стремление трудиться самостоятельно,

Желание помогать взрослым, друг другу.

Формировать привычку к волевому усилию, развивать трудолюбие.

Формировать умение работать аккуратно, старательно.

На участке (под руководством воспитателя)

Собирать урожай на огороде (в саду).

Убирать огород (очищать от стеблей, перекапывать грядки).

Сгребать опавшие листья, укрывать ими кусты или растения.

Пересаживать цветочные растения из грунта в горшки.

Высаживать под зиму чеснок.

Подкармливать птиц.

Укрывать снегом кусты, нижние части стволов деревьев. Возить снег на грядки и цветники. Перекапывать землю на огороде и цветнике.

Сеять редис, морковь, петрушку и прочие овощи, высаживать лук в грунт (май). Высаживать рассаду огурцов, помидоров, перца. Накрывать рассаду на ночь бумажными кулечками, предохраняющими от заморозков (май, июнь)

Бережно срывать, вырывать из земли, аккуратно складывать плоды в подготовленную тару.

Учить работать в коллективно, выделять этапы работы, распределять работу, добиваться результатов.

Формировать навыки работы, умение пользоваться инвентарём, оборудованием, рационализировать труд.

Учить осторожно, выкапывать растение вместе с комком земли.

Учить работать самостоятельно, применяя полученные навыки.

Знать несколько видов зимующих птиц, каким кормом они питаются.

Знать для чего необходимо, укрывать кусты.

Формировать навыки работы лопатой.

Знать способы ухода за птицами, животными. Формировать трудовые навыки.

Формировать культуру труда: умение сотрудничать, трудится в среднем темпе, не отвлекаться от работы  (научить пользоваться маркером).

Уточнять представление детей о сенокосе.

Способствовать проявлению у детей радостного переживания в связи со сбором урожая, стремление трудиться на общую пользу, дружно работать.

 Формировать волевые усилие, чувство удовлетворения от чистоты и порядка.

Проявлять заботу о сохранении природы.

Развивать наблюдательность и эстетическую отзывчивость.

Воспитывать желание трудиться на общую пользу, стремление оправдать доверие взрослого.

Дать детям возможность ощутить « мышечную радость».  Получить чувство удовлетворения от физического труда.

Формировать умение трудиться сообща, старательно выполнять порученное дело. Проявлять в труде доброжелательность, уважение к работе  других.

Формировать активность инициативность, организованность, добросовестность.

Воспитывать интерес к растениям, животным, желание наблюдать за их развитием, стремление проявлять о них заботу.

Совместный труд детей в природе

Вместе с няней производить уборку в раздевальной комнате; протирать шкафы внутри, мыть дверцы (доля участия: каждому привести в порядок одну секцию).

С няней мыть двери (доля участия: каждый моет одну дверь или сторону). Вместе с няней мыть плинтуса (доля участия: каждый моет плинтус по одной стене).

Вместе с воспитателем ремонтировать книги, атрибуты, изготавливать новые атрибуты, делать пособия (доля участия: вырезать детали, склеивать, намазывать клеем по просьбе воспитателя детали, украшать элементами из бумаги и прочих материалов по своему желанию).

Убирать участок с дворником (доля участия: наводить порядок в отведенном месте территории, уносить, увозить сметённый мусор, снег, посыпать дорожки песком, поливать участок из леек).

Вместе с воспитателем менять воду в аквариуме (доля участия: вычерпывать и уносить воду, мыть камни, ракушки), наполнять аквариум чистой водой.

С воспитателем заниматься посевом и посадками (доля участия: самостоятельно производить посевы или посадки на отведённых грядках; грядка на троих).

Посадка кустов (доля участия: носить чернозём, засыпать в ямы, засыпать землю, поливать посаженные кусты).

Принимать участие по благоустройству территории (доля участия: выполнять посильную работу – подметать, мыть оборудование, малые формы, подбирать уносить мусор и т.д.).

Формировать умение трудиться сообща с взрослыми. Совместно планировать общую работу, распределять обязанности, осознавать значимость своего труда в общем деле.

Закреплять умение самостоятельно пользоваться инвентарём и оборудованием (брать, приводить, а порядок, после работы убирать на место).

Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Совершенствовать имеющиеся трудовые навыки и приобретать новые.

Выравнивать грядку, размельчать землю граблями.

Пользоваться маркером при делении грядки на бороздки, мерными полосками для определения расстояния между лунками.

Воспитывать у детей привычку к чистоте и порядку, желание трудиться на общую пользу, получать моральное удовлетворение от трудовой деятельности.

Вызывать стремление принимать участие в труде с взрослыми.

Воспитывать уважение к результатам общего труда.

Развивать чувство ответственности, долга, желание оправдать доверие.

Воспитывать убеждённость в значимости и необходимости труда для всех.

Формировать представление о социальной значимости труда.

Формировать культуру труда.

Развивать гуманные чувства и положительные взаимоотношения между детьми и по отношению к взрослым. Проявлять стремление всегда прийти на помощь.

Воспитывать активность, инициативность, терпение, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие, взаимопомощь, честность.

Примерное планирование воспитательной образовательной работы на месяц

по трудовому воспитанию в группах старшего дошкольного возраста.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Дни

недели

ПН

В

С

Ч

ПТ

ПН

В

С

Ч

ПТ

ПН

В

С

Ч

Пт

ПН

В

С

Ч

Пт

В

р

е

м

я

в

р

е

ж

и

м

е

Утро

   5

    4

2

     4

    2

   1

   5

    1

 5

5

34

3

1

5

52

14

23

2

4

Прогулка

  5

   

   3

   4

    5

             

    4

    1

    3        

5

   3

   

   3

1

 2

2

4

5

3

4

2

2

3

5

5

1

1

Вечер

     2

             

    4      

  • 5

     3  

   

     3

   

   3

     5

   4

1

2

   3

1

4

12

3

5

4

3

2

Дежурства

    1  

   2

   3              

4 4

    5

1  

   2

    3

   4

   5  

   1

   2

  3

   4

5

1

2

3

4

 5

Примерное планирование

воспитательной образовательной работы на месяц

Старшая группа

Работа с каждой подгруппой в месяц

Всего в группе 5 подгрупп                                             

  1 раз                        

        1 раз

        1 раз

        3 раза
       3 раза

  2 раза

        2 раза

Коллективный труд (фронтальный) в месяц со всеми детьми

         - 2 раза —  хозяйственно - бытовой

(в групповой комнате, в других помещениях, на участке);

        - 1 раз — труд в природе, в помещении или на участке;

   - 1 раз — труд ручной.

Условные обозначения

— самообслуживание в процессе одевания и раздевания;                        

— самообслуживание в процессе умывания;

— прочие навыки самообслуживания;

— поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом;                        - коллективный труд в природе;

— поручения, связанные с трудом в природе;        - коллективный (фронтальный) ручной труд;

— дежурства;        - совместный труд детей и взрослых;

— коллективный (фронтальный) хозяйственно-бытовой труд;        - ознакомление с трудом взрослых.

©          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по эколого-трудовому воспитанию в старшей группе *Обитатели нашего уголка природы*

Цель:Уточнить виды растений,которые имеются в уголке природы,формировать представление о растениях-живые существа,систематизировать знания детей об уходе за ними и их последовательности.Приспособленно...

Трудовое воспитание детей старшей группы

Цели и задачи трудового воспитания детей, виды труда....

Экологический проект по трудовому воспитанию в старшей группе детского сада

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъекто...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по трудовому воспитанию в старшей группе по теме «Сюрприз для мамы».

В конспекте раскрываются принципы организации труда в посадке луковичных цветов и руководства ими, формируются представления о комнатных и садовых растениях....

Трудовое воспитание в старшей группе детского сада.

Трудовое воспитание в старшей группе детского  сада...