«Путешествие в страну «Докорупо»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Новикова Ольга Ивановна

План - конспект

образовательной деятельности

с детьми 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

План - конспект

образовательной деятельности

с детьми 5-6 лет на тему:

«Путешествие в страну «Докорупо»

                        Подготовила:

воспитатель

I квалификационной категории

филиала «Дружба»

МБДОУ «Первомайский детский сад»

Новикова Ольга Ивановна

                                                   р.п. Первомайский

2015г.

Программное содержание.

1.Углубить        и обобщить знания детей о свойствах воды, песка, камней; подтверждать на опытах;

•        сформировать первоначальное представления о вулканах;

•        учить самостоятельно делать выводы на основе практических опытов;

•        практиковать детей в рисовании нетрадиционным способом «по мокрому листу»;

•        совершенствовать навык рисования цветными мелками,

•        познакомить с разнообразием изобразительного материала (камни

2.Развивать интерес детей к окружающему нас миру, развивать наблюдательность, словотворчество, внимание;

•        развивать творческие способности, воображение.

3.Воспитывать        любовь к природе, аккуратность при работе с водой, песком, камнями;

•        воспитывать самостоятельность.

Оборудование: пробирка с водой, картофель, спиртовка, спички, зажим, колба с водой, маркер, сосуд с водой, лист бумаги, салфетка. резиновая груша, банка с крышкой, песок. макет гор, сода, уксус, колба с подкрашенной водой маленькие бутылки с газированной водой, тарелочка.

пемза, лупа, тарелочка, стакан с водой,  деревянная палочка, салфетка минералы: каменный уголь, каменная соль, известняк.

Ход занятия

1. Вводная беседа.

-В сказочном царстве - волшебном государстве жил был чародей. Он умел творить разные чудеса: захочет - речку вспять повернет, захочет - гору с места сдвинет, захочет - лягушку в царевну превратит, море в пустыню и наоборот. А сколько у него сапог-скороходов, ковров- самолетов, шапок-невидимок было и не сосчитать.

Однажды задумал чародей неслыханное чудо совершить - очутиться в настоящем, не сказочном, взаправдашнем мире. Пробормотал он свое самое волшебное, самое длинное заклинание и вышел из сказки, точнее, из книги «Сказки». А надо сказать, что лежала та книга на столе у ученого, экспериментатора, который все-все знает.

 -Как вы думаете кто этот ученый?

-Дедушка Знай ничуть не удивился неожиданному гостю.

-Как вы думаете, зачем он вышел?

-Он прибыл в наш настояший мир, показывать свои чудеса, удивлять нас. Ребята, а разве в нашем мире бывают чудеса? (нет)

-        Сегодня мы с вами будем доказывать, что в нашем настоящем, взаправдашнем мире чудес не бывает, но сначала нам надо попасть в лабораторию Деда Зная в страну Докорупо.

-Давайте послушаем и вспомним, что же это за страна такая.

(Чтение стихотворения ребенком)

-Что же это за страна такая?

Даже сквозь самую сильную лупу глупо на карте искать Докорупо,

Поскольку великая эта страна на карту не может быть нанесена.

В ту страну не идут поезда, и самолет не летит туда.

Но если всмотреться внимательным взглядом

Во все, что с тобою находится рядом.

То не придется дорогу искать в страну, до которой рукою подать!

-Итак, давайте возьмемся за руки, закроем глаза и три раза произнесем заветные слова (раз, два, три в Докорупо попади).

-Открываем глазки и смотрим на все, что нас окружает глазами исследователя, экспериментатора.

-А где же Д.З.? Кто же нам будет помогать? Одежда здесь?! Записка! (Прошу прощения срочно выехал на важный эксперимент).

-Ребята Д. 3. уехал, придется мне помогать вам. Давайте примем соответствующий экспериментатору внешний вид, наденем халаты, шапки. Вот теперь мы готовы.

2.0сновная часть

-Первое чем хотел нас удивить чародей, он решил с лица земли стереть бесследно все реки, моря, океаны, т.е. всю-всю воду.

-ребята, а может ли вода бесследно исчезнуть?

-Давайте проверим на опыте и узнаем, что может произойти с водой.

Опыт №1 (Вода испаряется) (Проводит воспитатель)

Проведение: нагреваем пробирку с водой, вода закипает, пар выталкивает пробку, воды в пробирке становится меньше.

Вывод делают дети: (вода не может бесследно исчезнуть, она может испариться).

 -Думал, думал чародей какое чудо совершить и придумал « Я могу зайти в воду и выйти оттуда совершенно сухим».

-Как вы думаете, получилось ли это у чародея?

-        А вот получилось или нет, мы сейчас узнаем.

Опыт №2 (Вода смачивает и размывает) (Проводят дети)

Проведение:

-Давайте возьмем сухой лист бумаги и осторожно положим его на поверхность воды в широком сосуде.

-Что стало с листом бумаги?

-Действительно вода проникает в волокна ткани и смачивает его, точно также вода смочила одежду чародея.

-Ребята, а что же нам теперь делать с этим мокрым листом бумаги?

Воспитатель изо:

-        Ребята, а что будем рисовать отгадайте загадку.

а) Поднялись ворота.

Всему миру красота.

Приказало солнце: «Стой, семицветный мост крутой!»

б) Крашеное коромысло

Над землей повисло. (Радуга.)

Рисование радуги «по мокрому»

При рассматривании работ прочитать потешку.

Ах ты, радуга - дуга Ты высока и туга!

Не дай дождичка.

Дай нам ведрышко,

Чтобы деткам погулять.

Чтоб теляткам поскакать.

Нужно солнышко,

Колоколнышко!

-Какую роль сыграла вода, при рисовании «по мокрому»? ( помогала краскам соединиться, влиться цвет в цвет).

Физкультминутка (песня - танец «Радуга»)

-Следующее чем хотел удивить нас чародей, он решил дунуть и построить песчаный дворец. Давайте посмотрим, что же может получиться, если сильно дуть на песок.

Опыт№3 (Песчаная буря) Проводят дети.

Проведение:

-Возьмите в руки грушу, давайте создадим в банке сильный поток воздуха - игрушечный воздух.

-Что происходит с песчинками? (сдуваются, легко двигаются)

-Получается ли у вас построить дворец? (нет)

-И у чародея ничего не получилось, как думаете, почему?

Вывод детей: песок рыхлый, сыпучий, от ветра только рассыпается в разные стороны.

 Начал чародей злиться, что чудеса не выходят. Открыл книгу сказок, начал вспоминать, какие чудеса он совершал в сказках и вспомнил: «Сейчас,- говорит, взмахну рукавом, и исчезнут горы, в сказках это хорошо получалось».

-Ребята, а вы как думаете, могут ли горы без следа исчезнуть от одного взмаха руки?

-        Конечно же, нет, горы могут только разрушаться, а от чего разрушаются горы? (от сильных ветров, ураганов, от смены температуры).

Беседа о вулканах

Горы еще разрушаются из-за вулканов. На земле сушествуют необычные горы, когда они «спят», то ничем не отличаются от других гор, когда просыпаются, из вулканов вырываются пламя и раскалённые камни, горы окутываются дымом, по их склонам течёт раскалённая лава - настояший огненный поток! ( Показ иллюстраций). Вулканы, как и все горы, бывают большими и не очень, молодыми и старыми. Лава - это раскалённые камни. Температура внутри Земли такая высокая, что камни из твёрдых превращаются в жидкие: как из крупы получается вязкая каша, так из раскалённых камней получается вязкая лава.

-        А хотите прямо здесь, и сейчас увидеть извержение вулкана?

Опыт№4 (Извержение вулкана) Проводит воспитатель

Проведение:

-        Перед вами горный массив, одна из этих гор «спящая», сейчас она на ваших глазах проснётся, и вы увидите, как из горы вырывается раскалённая лава.

( Воспитатель добавляет уксус и соду в кратер с подкрашенной водой)

-А теперь я вам предлагаю разбудить «спящую гору».

Опыт№5(Извержение вулкана) Проводят дети

Проведение:

-Возьмите бутылку с газированной водой, хорошо встряхните, аккуратно, над тарелочкой попробуйте открыть бутылку.

-Вот вы видите, как раскалённая лава стекает вниз по горе, затем она застывает,- получаются «камни», называемые вулканическими бомбами.

Опыт№5 (Рассматривание пемзы) Проводят дети

Проведение: Дети рассматривают камень через лупу.

Вывод делают дети: лёгкая, тёмного цвета, много дырочек, поверхность неровная, есть трещинки.

Опыт№6 (Пемза плавает) Проводят дети

Проведение:

-А теперь давайте возьмём и опустим кусочек пемзы в стакан с водой.

-Что видите? (не тонет)

-Почему? (в порах воздух, лёгкая).

-На какой камень похожа пемза? (керамзит)

-Вот видите, какой интересный камень получается в результате извержения вулканов.

З.Подведение итогов работы в лаборатории:

-В комнате этой - «стране», не зря названной Докорупо, мы узнали много нового и интересного о том, что происходит в окружающем нас мире (вода, горы не исчезают бесследно, ничего не происходит от одного взмаха руки.

Мы убедили чародея, что чудеса возможны только в сказках.

Хоть Докорупо - страна для детей.

Отсюда ведут сотни взрослых путей.

Выберешь путь, подрастёшь - и тогда Ты попадёшь в мир большого труда,

В мир увлекательных дел и событий.

Славной работы и новых открытий!

(Дети снимают халаты и шапочки)

4. Заключительная часть (роспись камней цветными мелками)

(Звучит грохот грома, появляется Хозяйка медной горы).

X. м. г.: Услыхала я, что о моих сокровищах речь ведете, и не смогла усидеть в горе каменной, самоцветы свои вам принесла. Даром, что не живые они, а переливаются-то как! Вот, глядите, на каменья мои, аль знакомы вам какие из них? (Дети разглядывают и узнают минералы: каменный уголь, каменная соль, известняк)

А знаете ли вы, что каменья мои людям издавна служат?

Кто скажет, как и где используют камни?

Есть камни которые используют для украшений.

Посмотрите на мои украшения с драгоценными камнями.

Вижу, много вы о подземных богатствах всего знаете, порадовали меня горную красавицу. А вот древние люди могли делать наскальные росписи.

Показ иллюстраций.

А вы хотите попробовать расписать цветными мелками мои камни?

Дети цветными мелками расписывают камни.

Вот какие красивые получились камни - сувениры, а сувениры принято дарить.

Дарю вам их. Ну, а мне пора возвращаться к своим сокровищам. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Тема занятия: "Путешествие по стране Математика"

Описание материала:   Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие по стране Математика». Материал подобран и структурирован в соответствии с задача...

Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа «Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа

Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа«Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста Тема: «Путешествие в страну «Геральдика» НОД «Путешествие в страну «Геральдика. Флаг Минераловодского района»

Образовательные области: «Познавательное развитие », «Социально- коммуникативное развитие », «Художественно-эстетическое развитие », «Речевое развитие »...

Интегрированное занятие по развитию речи « Путешествие в страну ДОКОРУПО»

ЦЕЛИ:КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Расширять и систематизировать знания детей о разновидностях часов в прошлом и настоящем, их деталях, истории возникновения, о принципе работы в жизни человека.Познако...

Открытое занятие в средней группе «Путешествие в страну «Путешествие в страну Геометрию».

Закреплять представление детей о числовом ряде, числах и цифрах от 1 до 5, тренировать умение соотносить цифру с количеством. Развивать умение сравнивать предметы по величине, по цвету, развивать глаз...