Методическая разработка по знакомству детей среднего дошкольного возраста с колыбельными песнями
методическая разработка (средняя группа)
Цель работы: Сформировать у детей представление о жанре русского народного творчества – колыбельной и ее разновидностях через развитие речи, пение, игру на музыкальных инструментах и активное слуховое восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_malyuhova_yum.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребенка – детский сад « 232»
Методическая разработка
по знакомству детей среднего дошкольного возраста с колыбельными песнями
Подготовила:
Воспитатель Малюхова Ю.М.
Цель: Сформировать у детей представление о жанре русского народного творчества – колыбельной и ее разновидностях через развитие речи, пение, игру на музыкальных инструментах и активное слуховое восприятие.
Отрывок из мультфильма «Зеленая карета»
Дети свободно входят с зал, становятся вокруг колыбельки.
Воспитатель (покачивая колыбельку)
Наш Ванюша устал –
Целый день играл
А чтоб Ванечка уснул, нужно спеть ему песенку.
- Ребята, а какую песенку нужно спеть малышу, чтобы он хорошо отдохнул?
- Правильно, конечно колыбельную.
«Колыбельная», р.н.п.
Котя-котенька, Коток,
Котя, сереньких хвосток.
Приди, котик, ночевать.
Мою деточку качать:
«Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай».
Музработник:
Мы сегодня отправимся с вами в гости к коту Баюну. Это сказочный персонаж. Кот Баюн обладает волшебным голосом; он усыпляет своими сказками случайно встретившихся ему путников и малых ребят. Само по себе слово «баюн» означает «говорун, рассказчик». В сказках говорится о том, что баюн сидит на высоком волшебном столбе. Он усыпляет каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний.
(МУЛЬТИМЕДИА) Вот кот Баюн поведал мне такую историю:
Давным-давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы, укладывая детей спать, пели им баиньки. А баиньки эти были не простые, а волшебные, они усыпляли малыша. Баюкальщик собирал свою песенку, словно бусинки на нитку, ведь петь нужно было до тех пор, пока малыш не уснет. А бусинки-то были удивительными, и похожими друг на друга и нет. Сверкали баиньки или колыбельные песенки неземными искорками. Недаром их так и называют: колыбельные. ВИДЕО колыбельные: «УМКА, КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
- Как вы думаете, зачем мамы пели колыбельные? (ответы детей)
- Правильно, ведь колыбельные помогают маме уложить ребенка спать. А еще для того, чтобы малышу приснился волшебный сон.
- А кто может исполнить колыбельную песенку, которую поет ему мама?
Индивидуальное исполнение колыбельной песенки детьми.
Воспитатель. А вам, ребята, понравилось, как спела Света? (ответы детей)
Воспитатель. А почему?
- А что вы почувствовали, когда колыбельную исполняла Света?
- Ребята, а какие нежные слова поются в песне?
Дети: Гуленьки, люленьки, ворковать, колыбелька.
Воспитатель. А почему же они такие ласковые?
Музыкальный руководитель. В колыбельных песенках часто упоминается кот, наверное это наш кот Баюн, который ласково мурлычет, воркующие голуби-люли, сон, дрема. А сейчас я вам спою колыбельную песенку.
Баю-баю, баю-бай,
Ты собаченька не лай,
Белолапа не гуди,
Мою детку не буди.
Ребята, прежде чем спеть с вами песню, давайте расскажем, как мы будем ее исполнять?
- В каком темпе?
Дети. Медленно. Тихо.
Музыкальный руководитель. Правильно, исполнять будем вполголоса, напевно и мягко брать дыхание.
Исполнение колыбельной песни с детьми.
Музыкальный руководитель. Молодцы, спасибо. Я думаю, что после такого исполнения детям будут сниться самые приятные сны.
А вот и наши мальчики Антон и Саша знают, что колыбельная песенка поется и исполняется так, как качается колыбелька.
- Саша, как нужно исполнять колыбельную песенку?
Ребенок. Тихо, ласковым голосом, напевно.
Игра на музыкальных инструментах (колокольчики)
«У кота-воркота» р.н.п.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, как выглядит колыбелька и ее постелька?
Колыбелька хороша,
Колыбелька золота.
И постелюшка мягка,
Люля точенная,
Позолоченная.
Одеялочко тепленькое,
Да подушечка мяконькая.
Воспитатель. А давайте поиграем в игру, я буду говорить слово, а вы его произнесете ласково.
Музыкальный руководитель. А кто же создал такие красивые песни, вызнаете? Их придумали люди, мамы и бабушки, которые баюкали детей. Мама сочинила и спела своей дочке, дочка передала своей подружке, а подружка напела своему младшему братику… Так и сохранились колыбельные песни до наших дней.
А вы, ребята, знаете, что колыбельные создаются и в наше время?
Современный композитор Андрей Варламов сочинил много колыбельных песен. Его колыбельные песни мы сейчас и послушаем.
Музыкальный руководитель. Ребята, мир музыки огромен. В симфонической сказке «Кикимора», композитора Лядова мы встретимся с вам с колыбельной песней, которую поет кот Баюн Кикиморе. Кто такая Кикимора? (ответы) Да, это злое, сказочное существо. А вы как думаете, кто такой кот Баюн? (ответы). Правильно, это тоже сказочный герой, но добрый, мягкий, пушистый, ласковый, который любит детей, поет им песенки, читает сказки.
Музыкальный руководитель. Ребята, внимательно послушайте и определите, где звучит тема Кота и где Кикиморы?
Слушание темы Кикиморы и Кота из симфонической сказки
«Кикимора» композитора Лядова
Музыкальный руководитель. Как вы определили, что сначала звучала тема Кота, а затем Кикиморы?
Дети. У Кикиморы музыка злая, колючая, а у Кота мелодия тихая, спокойная, похожая на колыбельную песенку.
Музыкальный руководитель. А давайте мы с вами изобразим, так как вам подсказывает музыка, Кикимору и Кота Баюна.
Дети под музыку изображают, как двигается Кикимора и Кот Баюн.
Музыкальный руководитель. А почему Кот Баюн поет такую красивую мелодию такому злому и коварному существу?
Дети. Кикимора исправится, слушая добрую, напевную мелодию.
Музыкальный руководитель. Да, ребята, если песни поют мамы своим детям, сочиняют современные композиторы, встречаются они в таких крупных жанрах, как симфоническая сказка, то я думаю, что колыбельные песни нужны людям.
Воспитатель. Ребята, колыбельные песенки поют детям их мамы. А почему бы и нам не спеть для мам песенку, тем самым поздравив ее с днем Матери.
1 ребенок. Чтоб повседневные заботы
С лица улыбки не сгоняли
Чтоб приходили вы с работы
Без тени грусти и печали
2 ребенок. Нас качая в колыбели
Мамы песенки нам пели
Вот теперь пора и нам
Песню спеть для наших мам.
ПЕСНЯ «МАМА – СОЛНЫШКО МОЕ,,,»
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, кто герои песен кота Баюна? (животные и птицы). Я предлагаю отправиться вам в нашу мастерскую и нарисовать нашим мамам этих героев в подарок.
РИСОВАНИЕ
Спасибо вам за участие в этом занятии. Теперь вы знаете, что колыбельные песенки помогают вам расслабиться и крепко уснуть, и что народ придумал эти песни давным-давно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по знакомству детей среднего дошкольного возраста с ПДД
В современной жизни невозможно представить человека отдельно от участия в дорожном движении, поэтому любой пешеход является участником дорожного движения, даже самый маленький. Проблема детского дорож...
Методическая разработка "Знакомство детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с музыкальным инструментом - органом"
В методической разработке описано для чего и как знакомить старших дошкольников с музыкальным инструментом - органом....
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Знакомство детей младшего дошкольного возраста с колыбельной песней"
Целю образовательной деятельности является формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о колыбельной песне...
Методическая разработка. Знакомство детей среднего дошкольного возраста с блокадой Ленинграда в дни Великой Отечественной войны и жизнью детских садов в блокадные дни
В данной методеской разработке рассматривается практический опыт знакомства детей 4-5 лет с событиями ВОВ. Кто-то считает, что в этом возрасте рано затрагиать данную тему. Но здесь рассказывается, что...
Методическая разработка «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с этнографическим музеем через сюжетно – ролевую игру»
Данная методическая разработка направлена на знакомство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с Этнографическим музеем. В данной работе представлено:1. Аткуальность темы;2. План предварительной ра...
Проект в средней группе на тему: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»
Проект в средней группе на тему:«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»...