НОД по ОО «Познавательное развитие». Тема: «Я и моя семья. Генеалогическое древо»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
НОД Познание. «Я и моя семья. Генеалогическое древо»
Цель: создание условий для познавательной и конструктивной деятельности детей в ходе изготовления генеалогического дерева.
Задачи:
• познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»;
• учить составлять связный рассказ о своей семье;
• учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи; • расширять представление «семья», расширить знания о своих близких родственниках;
• активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов по темам «Семья», «Профессии».
Развивать: монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов; выразительность движений в ходе физпаузы.
Воспитывать: уважение к старшим членам семьи; умение почувствовать энергию своего рода; аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа.
Материал:
• кувшин с водой для игры, чашки; • мольберт, листы белой бумаги, цветные карандаши. • кисти, клей, салфетки, клеенки;
Предварительная работа с детьми:
1. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек.
2. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями
Ход НОД:
1. Организационный момент
Воспитатель: Проводится пальчиковая игра «Семья»:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.
2. Объяснение темы (в группе) .
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
- Как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)
-Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
-Есть ли у вас братья, сёстры, бабушки и дедушки?
- Кто может быть членом семьи? А кто это –родственники?
- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?. -Все ли члены семьи живут в одно время?
Рассказ 2-3 детей о семье.
-Давайте встанем в кружок и вспомним пальчиковую гимнастику «Семья»:
Раз, два, три, четыре
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Вас могу пересчитать;
Папа, мама, брат, сестрёнка
Кошка Мурка, два котенка
Мой сверчок, щегол и я
Вот и вся моя семья!
Дети садятся на места. На мольберте модель генеалогического древа. Рассказ воспитателя.
- С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
3. Рассматривание генеалогического древа.
(дети рассматривают макет «генеалогического древа») .
- Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?
Вверху - маленькие. А внизу - большие.
- Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Справа папа, слева мама, в серединке я как раз.
Сколько будет вместе нас? (Трое.)
-Послушайте слово «Семья» - «Семь Я».
-Кто ещё является членами Вашей семьи?
Воспитатель:
-А теперь давайте поиграем и вспомним всех членов семьи:
4. Дидактическая игра «Сравни-кто старше? Кто младше?»
Папа- дедушка:/Дедушка старше, а папа младше/
Мама-бабушка
Дедушка-внук
Бабушка-внучка
Брат-сестрёнка
«Скажи наоборот»
Дедушка старый, а внук …
Папа высокий, а сын….
Брат трудолюбивый, а сестра…
Папа наказывает, а мама….
А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево.
Включается музыка.
-Дети, встаньте удобно на ковре.
5. Психогимнастика
Представьте себе, что вы сморщенное семечко
(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками) .
С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься) .
У него раскрываются листочки
(руки убирают с головы и тянут вверх) .
Растет стебелек
(вытягивается тело) .
Появляются веточки с бутонами
(руки в стороны, пальцы сжаты) .
Наступает радостный момент — бутоны лопаются.
(резко разжимаются кулачки) .
Росток превращается в цветущее дерево. А сейчас я предлагаю вам научиться самостоятельно изготовить семейное дерево.
6. Составление генеалогического древа (Самостоятельная работа за столами) . Дети занимают рабочие места, звучит музыка.
- На тарелочках лежат листочки- «ваши родственники». Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой «портрет» и свои родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас.
-До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше.
-А у кого есть прабабушки и прадедушки?
По окончанию работы дети берут свои деревья и садятся возле коврика. -Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды.
Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение.
7. Подвижная дидактическая игра «Кувшин доброты».
-У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела.
–Дети, подойдём все к кувшину.
Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.
Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.
-Вода получила от вас очень хорошую энергию.
Воспитатель раздает всем «волшебную» водичку и дети пьют.
8. Заключение.
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (ответы детей)
-что нового узнали? Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наш проект "Моя семья", "Генеалогическое древо". Работа с родителями.
Наш проект "Моя семья ", "Генеалогическое древо ". Работа с родителями.Проект «Моя семья».«Генеалогическое древо».Задачи проекта:-формирование у детей представлений о семье как о людях, которые живут ...
Конспект НОД» для детей 2 – 3 лет по познавательному развитию. Тема: «Петушок и его семья»
Цель: знакомить детей с понятием «семья», рассматривание игрушек: курочка, цыплята и петушок, развивать навыки общения...
Конспект НОД по познавательному развитию Тема «Я и моя семья»
Продолжать формировать представления детей о семье, её членах, учить правильно называть членов семьи ,формировать понятие: мой дом, моя семья. Развивать представления о семье как о людях, ко...
Сценарий совместной образовательной деятельности. Тема «Семья. Генеалогическое древо».
Сценарий совместной образовательной деятельности.Тема «Семья. Генеалогическое древо»....
Методическая разработка по совместной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности Тема: «Семья. Генеалогическое древо»
Цель: расширение представлений детей о семье и её истории.Задачи:Формировать представление о генеалогическом древе.Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаи...
Методическая разработка по совместной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности Тема: «Семья. Генеалогическое древо»
Цель: расширение представлений детей о семье и её истории....
Открытое занятие на тему "Семья. Генеалогическое древо"
Формировать представление о генеалогическом древе. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, ч...