Конспект НОД по познавательному развитию Сравнительная беседа «О домашних животных и диких зверях».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности животных от условий среды обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
(ознакомление с миром природы)
Тема недели: «Подворье»
Тема НОД: Сравнительная беседа «О домашних животных и диких зверях».
Программное содержание: способствовать формированию умений выделять характерные признаки домашних животных (живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве, человек о них заботится); пониманию того, что домашние животные отличаются от диких – они не приспосабливаются жить в лесу: не могут устраивать жилище, добывать корм, защитить себя от врагов. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности животных от условий среды обитания. Воспитывать интерес к жизни животных, желание заботиться о них.
1.Приобщение к искусству. Рассматривание картин из серии «Мир животных», «Домашние животные».Цель: развивать художественное восприятие произведений (картин).2.Физическая культура. Ритмическая гимнастика «Мы покажем вам животных».Цель: упражнять в красивом, грациозном выполнении физических упражнений под музыку.
РППС: Предметные картинки с изображением животных, мяч, музыка
Ход.
Ребята, поступило сообщение, что на ферме в селе, домашние животные ушли в лес. Поможем хозяйке вернуть домашних животных.
Игра с мячом «Назови животное».
Дети стоят по кругу, воспитатель в – центре. Воспитатель бросает мяч детям по очереди. Ребенок, который поймал мяч, называет любое животное - дикое или домашнее, главное, чтобы названия животных не повторялись.
— Молодцы, ребята, хорошо знаете названия животных.
-А почему это животные?
Дети:- Это животные, так как тело покрыто шерстью, 4 лапы или 4 ноги, когти, морда, хвост.
Воспитатель:- Чем отличаются ноги животного от лап животного?
Дети:- На ногах у животного копыта, а на лапах животного подушечки и когти.
А теперь попробуйте отгадать загадки.
Загадки.
1. Кто в берлогу спать ложится –
Волк, медведь или лисица? (Медведь)
Воспитатель показывает предметную картинки с изображением бурого медведя.
— Расскажите, какой медведь? (Косолапый, большой, сильный, бурый) .
— Покажите, как ходят медведи. (Дети изображают, как ходят медведи) .
— Что медведь кушает? (Мед, ягоды, рыбу) .
2. С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (белка)
Показ картинку белки.
— Обратите внимание на её пушистый хвост, он помогает белке прыгать с дерева на дерево, с ветки на ветку.
-Как думаете, чем белка питается? (орехи, шишки, грибы)
А ещё у белки зимой на ушах вырастают кисточки, чтоб в морозную погоду не отморозить кончики ушей. Посмотрите на её шерсть, она пушистая, мягкая, теплая. Вот и подумайте, какое значение для человека она имеет?
3.Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней
Пышный хвост её краса
А зовут её:. (лиса)
Показ картинки лисы
-Ей нужен пышный хвост для того, чтобы заметать на снегу свои следы от охотников, собак. Она очень хитрая. Не зря её в сказках называют Лисой Патрикеевной.
— Обратите внимание на её мех.
Подумайте, что получает человек от лисы?
4. Летом серый, а зимой белый. (Заяц)
Воспитатель показывает предметную картинку с изображением серого зайца.
— Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, серый) .
Воспитатель показывает предметную картинку с изображением белого зайца.
— Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, белый) .
— Как белая шерсть помогает зайцу зимой? (Белого зайца не видно на снегу) .
— А как он прячется от врагов? (Дети приседают, над головой изображают ушки с помощью рук) .
— Что любит заяц? (Кору деревьев, морковь, капусту) .
5.У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: «Хрю-хрю! ». (Свинья)
Выставляется картинка с изображением свиньи.
Дети описывают свинью (клинообразная голова, заканчивающаяся пятачком, большие стоячие уши и маленькие глаза, толстое округлое тело, хвост – колечком и стройные ноги с копытцами) .
Воспитатель. Свиньи хорошо приспособлены к прохладному климату: толстый слой жира защищает их от мороза и от непогоды, а вот жару животные переносят плохо. Свиньи неприхотливы в еде. Свиньи – симпатичные и добродушные животные. Они знают и любят своих хозяев.
6. То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придет обратно,
То мяукает и с блюдца
Пьет сырое молоко.
— Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?
— Домашнее.
— Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей.)
-А какую пользу приносит кошка? Собака ?
7.Кто не прядёт, не ткёт,
А людей одевает (овца) – картина овцы
-А как она одевает людей?
8.Посреди двора
Стоит копна, Спереди -вилы,
Сзади- метла (корова)
-Какая польза от коровы?
9.Жеребёнок с каждым днём
Подрастал и стал-(конём)-
-Для чего людям лошадь?
Выберите себе картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша.
Д/и «Мама и детки»
— А теперь назовите животное и его детеныша.
— У собаки – щенок.
— У кошки – котенок.
— У коровы – теленок и др.
— У зайца – зайчонок.
— У волка – волчонок.
— У белки – бельчонок и др.
Ритмическая гимнастика «Мы покажем вам животных»
Давным-давно жили на Земле человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись человека, а были и такие, которых боялся Человек. Какое животное Человек приручил первым?
Правильно, первым домашним животным стала собак. Она стала полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала человеку пасти, охранять их. Со временем Человек одомашнил и других животных.
У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, каких из них вы знаете?
Д/и «Домашнее животное –его дикие предки»
(Воспитатель называет домашнее животное, а дети – дикого предка.)
Собака – волк,
кролик – заяц,
свинья – кабан,
корова –лось,
кошка – рысь и т.д.)
Воспитатель. Ребята, если бы животные поменялись местами, смогли бы они жить так ? Ответы детей. Почему ?
Игровая ситуация «Что было бы, если бы….?»
(рассматривание картин с изображением животных)
-Что будет со свиньей, если она окажется в лесу, сможет ли она выжить
(не сможет быстро бегать, т. к. толстая, ноги короткие, у нее светлая окраска - ее хорошо видно в лесу, она погибнет от холода нет щетины, как у кабана, от голода - не может сама добыть корм и построить убежище.
Свинья привыкла к заботе человека о ней.
-Аналогично сравниваем лося и корову.
(При затруднении дополнить).
-Домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они не умеют строить себе жилье самостоятельно, добывать себе корм, защищаться от врагов и природных условий. Дикие животные не могут жить рядом с человеком, так как они боятся человека, будут лишены привычных условий жизни, им нужно много мясной пищи. Образ жизни диких животных (спячка, ночной) не совпадает с образом жизни человека.
Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природы, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.
Словесная игра «Кто где живет».
-Где живет лошадь?- в конюшне
-собака - в конуре
-кролик - в клетке, крольчатнике
-свинья - в свинарнике
-корова – в коровнике, в хлеву
-коза – в хлеву
-овца – в овчарне
А дикие животные?
-лиса – в норе
-заяц – под кустом
-еж – в траве
-медведь – в берлоге
-белка – в дупле
-волк – в логове
Игра «Продолжи предложение».
-Животные бывают…(дикими и домашними)
-Домашние животные отличаются от диких тем, что…(живут рядом с человеком, приносят пользу)
-Что дают человеку домашние животные?
(Молоко, шерсть, пух, перья, продукты питания).
-Кошка домашняя, а медведь…
-Еж спит днем, а охотится…
-как дикие животные приспосабливаются к зимним условиям жизни?(ежи, медведи толстеют и впадают в спячку, белка делает запасы)
Ребята, вы не забыли о чем просила нас хозяйка фермы?
(На столе домик, елочки, картинки животных или игрушки).
Игра «По местам».
Разложить вокруг домика домашних животных, а вокруг деревьев диких животных
Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
Какие вы молодцы, помогли вернуть всех животных на ферму. А за это вам хозяюшка пришлёт в детский сад вкусного молока и масла от своих коровушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-74072-1478428663.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Домашние животные»
Цель: Продолжать знакомить детей с. классификацией (дикие и домашние) животныхЗадачи:Образовательные:Закреплять знания о домашних животных.Расширять кругозор детей через ознакомление с новыми животным...
Примерный план – конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Путешествие в мир животных (домашние и дикие животные и их детеныши)
Примерный план – конспектнепосредственно – образовательной деятельностипо познавательному развитиюТема: «Путешествие в мир животных (домашние и дикие животные и их детеныши)1...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Домашние животные"
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Домашние животные"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-1209831-1579924397.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего возраста "В мире диких животных"
Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего возраста "В мире диких животных"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/12/picture-1225062-1584044175.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ "Домашние животные и детёныши домашних животных"
План - конспект занятия по познавательному развитию (вторая младшая группа).Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.Задачи. Закрепить знания детей о домашних животных и детеныш...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/19/picture-1379343-1642604100.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Как дикие животные к зиме готовятся»
Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастаТема: «Как дикие животные к зиме готовятся»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-494121-1413366944.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Как дикие животные к зиме готовятся»
Цели: Расширить и уточнить представления детей о том, как животные готовятся к зиме.Задачи:- закреплять знания детей о диких животных;- расширять представления об образе жизни лесных зверей осенью, по...