Конспект НОД по познавательному развитию Сравнительная беседа «О домашних животных и диких зверях».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Промская Марина Викторовна

Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности животных от условий среды обитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podvore.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(ознакомление с миром природы)

Тема недели:  «Подворье»

Тема НОД: Сравнительная беседа «О домашних животных и диких зверях».

Программное содержание: способствовать формированию умений выделять характерные признаки домашних животных (живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве, человек о них заботится); пониманию того, что домашние животные отличаются от диких – они не приспосабливаются жить в лесу: не могут устраивать жилище, добывать корм, защитить себя от врагов. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности животных от условий среды обитания. Воспитывать интерес к жизни животных, желание заботиться о них.

1.Приобщение к искусству. Рассматривание картин из серии «Мир животных», «Домашние животные».Цель: развивать художественное восприятие произведений (картин).2.Физическая культура. Ритмическая гимнастика «Мы покажем вам животных».Цель: упражнять в красивом, грациозном выполнении физических упражнений под музыку.

РППС: Предметные картинки с изображением животных, мяч, музыка

Ход.

Ребята, поступило сообщение, что на ферме в селе, домашние животные ушли в лес. Поможем хозяйке вернуть домашних животных.

Игра с мячом «Назови животное».

Дети стоят по кругу, воспитатель в – центре. Воспитатель бросает мяч детям по очереди. Ребенок, который поймал мяч, называет любое животное - дикое или домашнее, главное, чтобы названия животных не повторялись.

— Молодцы, ребята, хорошо знаете названия животных.

-А почему это животные?

Дети:- Это животные, так как тело покрыто шерстью, 4 лапы или 4 ноги, когти, морда, хвост.

Воспитатель:- Чем отличаются ноги животного от лап животного?

Дети:- На ногах у животного копыта, а на лапах животного подушечки и когти.

А теперь попробуйте отгадать загадки.

Загадки.

1. Кто в берлогу спать ложится –

Волк, медведь или лисица? (Медведь)

Воспитатель показывает предметную картинки с изображением бурого медведя.

— Расскажите, какой медведь? (Косолапый, большой, сильный, бурый) .

— Покажите, как ходят медведи. (Дети изображают, как ходят медведи) .

— Что медведь кушает? (Мед, ягоды, рыбу) .

2. С ветки на ветку

Быстрый, как мяч,

Прыгает по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он

Шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. (белка)

Показ картинку белки.

— Обратите внимание на её пушистый хвост, он помогает белке прыгать с дерева на дерево, с ветки на ветку.

-Как думаете, чем белка питается? (орехи, шишки, грибы)

А ещё у белки зимой на ушах вырастают кисточки, чтоб в морозную погоду не отморозить кончики ушей. Посмотрите на её шерсть, она пушистая, мягкая, теплая. Вот и подумайте, какое значение для человека она имеет?

3.Всех зверей она хитрей,

Шуба рыжая на ней

Пышный хвост её краса

А зовут её:. (лиса)

Показ картинки  лисы

-Ей нужен пышный хвост для того, чтобы заметать на снегу свои следы от охотников, собак. Она очень хитрая. Не зря её в сказках называют Лисой Патрикеевной.

— Обратите внимание на её мех.

Подумайте, что получает человек от лисы?

4. Летом серый, а зимой белый. (Заяц)

Воспитатель показывает предметную картинку с изображением серого зайца.

— Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, серый) .

Воспитатель показывает предметную картинку с изображением белого зайца.

— Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, белый) .

— Как белая шерсть помогает зайцу зимой? (Белого зайца не видно на снегу) .

— А как он прячется от врагов? (Дети приседают, над головой изображают ушки с помощью рук) .

— Что любит заяц? (Кору деревьев, морковь, капусту) .

5.У меня есть пятачок,

Вместо хвостика – крючок,

В луже я лежать люблю

И похрюкивать: «Хрю-хрю! ». (Свинья)

Выставляется картинка с изображением свиньи.

Дети описывают свинью (клинообразная голова, заканчивающаяся пятачком, большие стоячие уши и маленькие глаза, толстое округлое тело, хвост – колечком и стройные ноги с копытцами) .

Воспитатель. Свиньи хорошо приспособлены к прохладному климату: толстый слой жира защищает их от мороза и от непогоды, а вот жару животные переносят плохо. Свиньи неприхотливы в еде. Свиньи – симпатичные и добродушные животные. Они знают и любят своих хозяев.

6. То мурлычет, то играет,

То куда-то удирает,

Убегает далеко.

А когда придет обратно,

То мяукает и с блюдца

Пьет сырое молоко.

— Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?

— Домашнее.

— Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей.)

-А какую пользу приносит кошка? Собака ?

7.Кто не прядёт, не ткёт,

А людей одевает (овца) – картина овцы

-А как она одевает людей?

8.Посреди двора

Стоит копна, Спереди -вилы,

Сзади- метла (корова) 

-Какая польза от коровы?

 9.Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал-(конём)-

-Для чего людям лошадь?

Выберите себе картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша.

Д/и «Мама и детки»

— А теперь назовите животное и его детеныша.

— У собаки – щенок.

— У кошки – котенок.

— У коровы – теленок и др.

— У зайца – зайчонок.

— У волка – волчонок.

— У белки – бельчонок и др.

Ритмическая гимнастика «Мы покажем вам животных»

Давным-давно жили на Земле человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись человека, а были и такие, которых боялся Человек. Какое животное Человек приручил первым?

Правильно, первым домашним животным стала собак. Она стала полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала человеку пасти, охранять их. Со временем Человек одомашнил и других животных.

 У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, каких из них вы знаете?

Д/и «Домашнее животное –его дикие предки»

(Воспитатель называет домашнее животное, а дети – дикого предка.) 

Собака – волк,

 кролик – заяц,

 свинья – кабан,

корова –лось,

кошка – рысь и т.д.)

Воспитатель. Ребята, если бы животные поменялись местами, смогли бы они жить так ? Ответы детей.  Почему ?

Игровая ситуация «Что было бы,  если бы….?»

(рассматривание картин с изображением животных)

-Что будет со свиньей, если она окажется в лесу, сможет ли она выжить

(не сможет быстро бегать, т. к. толстая, ноги короткие, у нее светлая окраска - ее хорошо видно в лесу, она погибнет от холода нет щетины, как у кабана, от голода - не может сама добыть корм и построить убежище.

Свинья привыкла к заботе человека о ней.

-Аналогично сравниваем лося и корову.

 (При затруднении дополнить).

-Домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они не умеют строить себе жилье самостоятельно, добывать себе корм, защищаться от врагов и природных условий. Дикие животные не могут жить рядом с человеком, так как они боятся человека, будут лишены привычных условий жизни, им нужно много мясной пищи. Образ жизни диких животных (спячка, ночной) не совпадает с образом жизни человека.

Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природы, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.

Словесная игра «Кто где живет».

-Где живет лошадь?- в конюшне

-собака - в конуре

-кролик - в клетке, крольчатнике

-свинья - в свинарнике

-корова – в коровнике, в хлеву

-коза – в хлеву

-овца – в овчарне

А дикие животные?

-лиса – в норе

-заяц – под кустом

-еж – в траве

-медведь – в берлоге

-белка – в дупле

-волк – в логове

Игра «Продолжи предложение».

-Животные бывают…(дикими и домашними)

-Домашние животные отличаются от диких тем, что…(живут рядом с человеком, приносят пользу)

-Что дают человеку домашние животные?

(Молоко, шерсть, пух, перья, продукты питания).

-Кошка домашняя, а медведь…

-Еж спит днем, а охотится…

-как дикие животные приспосабливаются к зимним условиям жизни?(ежи, медведи толстеют и впадают в спячку, белка делает запасы)

Ребята, вы не забыли о чем просила нас хозяйка фермы?

(На столе домик, елочки, картинки животных или игрушки).

Игра «По местам».

Разложить вокруг домика домашних животных, а вокруг деревьев диких животных

Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

Какие вы молодцы, помогли  вернуть всех животных на ферму. А за это вам хозяюшка пришлёт в детский сад вкусного молока и масла от своих коровушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Домашние животные»

Цель: Продолжать знакомить детей с. классификацией (дикие и домашние) животныхЗадачи:Образовательные:Закреплять знания о домашних животных.Расширять кругозор детей через ознакомление с новыми животным...

Примерный план – конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Путешествие в мир животных (домашние и дикие животные и их детеныши)

Примерный план – конспектнепосредственно – образовательной деятельностипо познавательному развитиюТема: «Путешествие в мир животных (домашние и дикие животные и их детеныши)1...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Домашние животные"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Домашние животные"...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего возраста "В мире диких животных"

Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего возраста "В мире диких животных"...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ "Домашние животные и детёныши домашних животных"

План - конспект занятия по познавательному развитию (вторая младшая группа).Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.Задачи. Закрепить знания детей о домашних животных и детеныш...

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Как дикие животные к зиме готовятся»

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастаТема: «Как дикие животные к зиме готовятся»...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Как дикие животные к зиме готовятся»

Цели: Расширить и уточнить представления детей о том, как животные готовятся к зиме.Задачи:- закреплять знания детей о диких животных;- расширять представления об образе жизни лесных зверей осенью, по...