Конспект НОД. Тема " Мир русской избы".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Петрова Ирина Сергеевна

Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с особенностями повседневного быта, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.

Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, рубель и т. д.)

Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта.

Развивающие: Развивать познавательные интересы детей; монологическую речь, тренировать аналитическое мышление, умение анализировать и объяснять .Научить детей задавать конкретные вопросы для нахождения быстрого ответа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izba.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  НОД  

Образовательная область - Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.

Тема « Мир русской избы».

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Возраст – подготовительная к школе группа.

Тип занятия: занятие - формирование и совершенствование знаний.

Форма занятия: НОД

Методы: словесный, познавательный, игровой.

Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей и в мини-музей «Русская изба»,  чтение русских-народных сказок, разучивание потешек, пословиц.

Продолжительность занятия – 30-40 минут.

Оборудование:  предметы крестьянского быта, сундучок, ширма – русская изба, видео-монитор.

Раздаточный материал: карточки с картинками, листы бумаги с техникой Друдлы для каждого ребёнка, восковые мелки, карандаши.

Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с особенностями повседневного быта, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.

Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, рубель и т. д.)

Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта.

Развивающие: Развивать познавательные интересы детей; монологическую речь, тренировать аналитическое мышление, умение анализировать и объяснять .Научить детей задавать конкретные вопросы для нахождения быстрого ответа.

 Воспитательные: Вызвать у детей интерес к русской национальной культуре. Положительно воздействовать на эмоции детей. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям. Воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

Словарная работа: Изба, ухват, коромысло, веретено,  рубель.

Предполагаемый результат:

  1. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
  2. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
  3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

 Ход деятельности:

Создание мотивации –  (Организационный момент) -видеописьмо.

 -Ребята, нам сегодня в детский сад пришло видеописьмо. Я предлагаю вам посмотреть от кого оно.

«Здравствуйте, ребята из России! Меня зовут Майкл. Мне шесть лет. Я хожу на подготовку в школу и нам задали такое задание - узнать о прошлом  России, как жили русские люди раньше, как выглядели их дома, но я ничего об этом не знаю, так как живу далеко от вашей страны. Помогите мне пожалуйста».

Обсуждение проблемы.

-Что хочет узнать о нашей стране Майкл?

- Как мы можем помочь Майклу?

- Вы предложили отличные варианты. Но я предлагаю вам совершить экскурсию в прошлое, посетить с вами русскую избу. Но как мы с вами окажемся в прошлом? Придумала, мы с вами окажемся в прошлом с помощью нашего доброго волшебника…?

На экране появляется картинка с изображением волшебника времени. Звучит голос – « Здравствуйте, ребята! Я помогу вам попасть в прошлое, но для этого все встаньте в круг, крепко возьмитесь за руки, идите по кругу и повторяйте такие слова «Кручу, верчу, в прошлое попасть хочу!».

Пока дети « перемещаются» в прошлое, помощник воспитателя устанавливает макет избы, за ним прячется хозяйка избы в русском национальном костюме.

- Ребята. Нам удалось попасть в прошлое. Видите избу, давайте подойдем к ней и постучим.

Перед дверью избы стоит сундук, на крышке сундука надпись -«В заветный бабушкин сундук Ты загляни, любимый внук: Любая вещь из сундука расскажет много про века…»

 -Ребята, давайте с вами посмотрим, что лежит  в сундуке.

- Ребята, а как можно назвать все эти вещи одним словом?

Молодцы ребята, правильно сказали, что это предметы быта русской избы. Давайте сложим все предметы обратно в сундук и постучим в избу.

Основная часть.

Стучим. Выходит хозяйка избы в русском национальном костюме.

Хозяйка – Добро пожаловать, гости дорогие, в мою горницу – так раньше называли избу. Спасибо, что нашли мой сундучок. Но   я вас так просто не впущу. Для этого поиграйте со мной в игру. Называется эта игра «Да – нет ка».

Хозяйка достаёт из сундука предметы и раскладывает их на столе по линии.

Хозяйка объясняет правила игры:

- Нужно найти загаданный мною объект. Отгадывающий игрок должен  задавать вопросы по его поиску, не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть пространства. Для этого нужно определить середину и разделить объекты на « правые» и « левые». На вопросы можно отвечать словами: «Да» , «Нет» , «И да, и нет» (то есть, объект угадан). Чем меньше вопросов будет задано до отгадки – тем больше игроки молодцы)). Но одно условие – вопросы не должны повторяться (то есть не должен повторяться вопрос про местонахождение, форму, цвет, части и материала).

Хозяйка – Я загадала объект. Начинайте его угадывать. Чтобы угадать объект, нужно найти серединку. Какой объект находится в серединке?

- Нет.

- Да.

- Нет.

- Да!

Хозяйка – Молодцы. Быстро разгадали мой объект.

Предлагает ребёнку загадать объект ( двоим –троим детям).

Хозяйка – Молодцы ребята. Понравилась вам моя игра? Прошу вас проходите в мою избу, располагайтесь. Скажите, пожалуйста, а с чем вы ко мне пожаловали?

Хозяйка – Ну что ж, я вам помогу! Слушайте меня внимательно.

Хозяйка избы знакомит детей с предметами русской избы :

Русская печь — основной элемент избы. Свое название русская изба получила именно благодаря печи, которая позволяет топить помещение. А для чего ещё служила печь ? Кто вспомнит русские-народные сказки, в которых присутствует печка?

Самовар -символ добра, домашнего уюта и покоя. А каково значение самовара?

- Правильно. За самоваром собиралась вся большая семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате».

А этот предмет называется ухват. Это предмет народного быта имел непосредственное отношение к русской печи. Ухватом захватывали ,ставили и вынимали  из русской  печи чугунки». Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет - пословица про ухват.

Сито незаменимый предмет утвари в русской избе. Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким».

Предлагает детям просеять муку через сито.

Загадывает загадку :

- Три братца пошли на речку купаться.

Третий на берегу валяется. Искупались, вышли, На третьем повисли.

- Правильно!  Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло. С помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое.

Запевает песню «Крутись, веретёнце, Крутись, веретёнце, Ниточка поёт, разговор со мной ведёт. Крутись веретёнце, У прялочки донце Золотом горит, чудо-сказку говорит. ... Крутись, веретёнце, В окошечке солнце. Круглое оно, как моё веретено.».

- Веретено -это элемент прялки ,то есть «вертящаяся палочка» для скручивания ниток. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку.

- А это ребята рубель ( от слова « рубленный»). Вся поверхность рубеля неровная ( даёт детям потрогать на ощупь). Рубель делали из дерева.  Рубель – это наш  русский старинный деревянный «утюг», точнее, его прадедушка. Рубель еще называли «ребрак», потому что у него есть «рёбра» на поверхности.  На  скалку наматывали одежду или белье. Брали в руки рубель. И хозяйка начинала рубелем катать по столу. У рубеля одна сторона рифленая. Ей и катали по белью. Катали очень-очень долго и с очень большим усилием. Белье становилось намного белее, мягче, поэтому и говорили «не мытьем, так катаньем».

Демонстрирует наглядно. Вызывает одного ребёнка попробовать.

- Вот я вас и познакомила с предметами, которые окружают меня в моей избе. Но в моей избе есть ещё кое-что  - попробуйте угадать, о ком идёт речь?

Загадка :

 В нашем доме, возле печки, старичок один живет.

Носит он фуфайку, лапти, и хозяйство все ведет.

Может в доме прибираться, спрятав что-нибудь твое.

Может кошкой обернуться, и мяукать под окном.

Ну, а если разозлится…,то начнет он всех пугать…

И тогда уж непременно его нужно угощать.

Любит кушать он конфеты, пить парное молоко…

Успокоившись немножко смотрит старичок в окно.

Догадались кто такой? Это добрый ….?

Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

- Ребята, давайте поиграем с Кузей. Порадуем его.

Проводится игра « Домовой».

Физ.минутка. ( 5 минут).

Воспитатель –Ребята , как много интересного мы с вами узнали про прошлое, про русскую избу и про предметы русской избы. Теперь мы сможем рассказать Майклу об этом. А для этого нам надо возвращаться назад в группу. Давайте поблагодарим хозяюшку за гостеприимство.

Слайд с волшебником времени.

- Ребята, понравилось вам наше путешествие? А теперь я предлагаю  нарисовать с помощью любимой вами техники « друдлы»(Приложение № 1). рисунки для Майкла, но задание состоит в том, чтобы рисовать вещи, утварь русской избы, с которыми мы с вами только что познакомились, чтобы Майкл узнал про них.

Детям раздаются листы с уже приготовленными фигурами.(Приложение № 2).

- Но прежде чем мы с вами приступим к заданию, давайте разомнем с вами наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика « Дом».

- Я хочу построить дом ( скрещиваем ладони и поднимаем пальчики вверх, типо крыши).

Чтоб окошко было в нем  ( из пальчиков делаем круг)

Чтобы дверь в доме была ( соединяем ладошки и выворачиваем их наизнанку – дверка открывается).

Чтоб сосна в саду росла  ( тянем высоко пальчики вверх).

Чтоб забор вокруг стоял  ( раздвигаем пальчики широко друг от друга в стороны)

Пёс чтоб дом тот охранял ( сцепляем ладошки в замочек).

Практическая деятельность.( 5 минут)

- Ребята, вы будете рисовать для Майкла рисунки, а я пока напишу ему письмо, расскажу про наше с вами путешествие в русскую национальную избу. Думаю, ему будет очень интересно.

Пока дети рисуют, звучит спокойная музыка русских народных инструментов (релаксация).

- Ребята, давайте с вами посмотрим, что же у нас получилось?

- Вы все молодцы. Справились с заданием. Давайте аккуратно сложим все наши рисунки и моё письмо в этот конверт и отправим его Майклу в Америку.

Продолжение и итог занятия – Сюжетно-ролевая игра « Почта».

Смотрим видеописьмо.

Ответ детей – Майкл хочет узнать о прошлом  России, как жили русские люди раньше, как выглядели их дома.

Ответы детей – Мы можем послать ему книгу с картинками. Мы можем сами нарисовать ему рисунки.

Ответы детей – Волшебника времени.

Дети встают в круг, берут друг друга за руки. Идут по кругу, повторяя слова за волшебником.

Дети подходят к избе.

Ребята по очереди подходят и достают из сундука мини муляжи печи, самовара, ухвата, веретено, сито, рубель, коромысло, скалку. Доставая, дети говорят, что это за предмет. Если они затрудняются дать название предмету, то воспитатель помогает.

Ответ детей – Это предметы старины. Предметы народного быта в русской избе.

Печь.

Дети задают вопрос – Этот объект находится слева от печи?

Дети должны сориентироваться, что если объект находиться не слева от печи, то значит он находиться справа.

Следующий вопрос – Этот объект круглой формы?

- Это самовар?

- Это сито?

Один из детей загадывает объект. Другие задают вопросы.

- Этот объект находиться справа от печи?

- Да.

- Этот объект деревянный?

- Да.

- Это рубель?

- Нет.

- Этот объект состоит из трёх частей?

- Да.

- Это коромысло?

- Да!

Ответы детей – Понравилась.

Дети рассказывают про видеописьмо от Майкла. О том, что решили ему помочь и с помощью волшебника времени попали в прошлое.И они хотят узнать как жили русские люди раньше, как выглядели их дома.

Ответы детей-В печи готовили пищу.

Ответы детей  - « Гуси –лебеди», « По щучьему велению».

Ответы детей – Из самовара пили чай.

Дети пробуют просеять муку сквозь сито.

Ответ детей – Это коромысло.

Дети трогают рубель.

Ответы детей « Домовой».

Выходит домовой  - ребенок ( в костюме домовёнка).

« Домовёнок» рассказывает стихотворение :

Я хозяйственный такой –Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой,рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады –охраняю от беды.

Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.) После физ.минутки Кузя прощается и уходит.

Дети благодарят и  прощаются с хозяюшкой избы.Встают в круг, берутся за руки, идут по кругу, повторяя слова « Кручу, верчу, домой назад попасть хочу»!

Дети рассматривают свои картинки, думают, анализируют, подходит ли их картинка к картинке воспитателя, потом объясняют полным внятным ответом, почему они решили, что именно его картинка подходит.

Дети повторяют за воспитателем.

Дети думают, какой предмет можно дорисовать из фигуры, изображенной на листе.

Дети показывают свои рисунки, объясняют – какой предмет русской избы он нарисовал .

Приложение № 1.

Друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. Друдлы в

переводе с английского означают «каракули». Техника стала известна в 1950 году,

благодаря Леонарду Стерну и Роджеру Прайсу, который был автором – юмористом и

использовал друдлы в качестве развлечения для публики.

Приложение № 2.

4

Актуальность выбранной темы : В современное время, всё чаще педагоги обращаются к истории прошлого русского народа, его традициям и народно-прикладному искусству - это стало актуальной темой патриотического воспитания дошкольников. Воспитывая новое поколение в условиях технического прогресса, мы должны рассказывать малышам о традициях нашей страны, культуре, прививать любовь к своей Родине и гордость за свое прошлое.

Новизна : Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. К таким технологиям относится технология ТРИЗ. Методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления: гибкости, подвижности, системности, диалектичности, поисковой активности, стремления к новизне, развития речи, развитие творческого воображения. В мой конспект я включила новую визуальную арт –технологию, включающую в себя технику « Друдлы», целью которой является раскрытие творческого потенциала. Друдлы  обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Хотя техника стала известна в 1950 году, благодаря Леонарду Стерну и Роджеру Прайсу, но об ней мало что известно, поэтому друдлы стопроцентно можно назвать инновационной технологией!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по художественному творчеству "Русская изба"

Конспект не предполагает отдельного вида деятельности, здесь возможно сочетание аппликации и рисования, конструирования, рисования и аппликации. Конспект рассчитан для ребят старшего возраста, однако ...

Конспект НОД "Посиделки в русской избе"

Конспект направлен на изучение детьми подготовительной группы жизни и быта русского народа....

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»...

«Экскурсия в музей МАДОУ ЦРР д/с № 33 группы «Колокольчик» На тему: «Мир русской избы»

laquo;Экскурсия в музей МАДОУ ЦРР д/с № 33 группы «Колокольчик» На тему: «Мир русской избы»...

Занятие для детей 1 младшей группы на тему: "Посуда русской избы"

Приобщение детей к традициям русской народной культуры через знакомство с мини – музеем «Русская изба». Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому....

Беседы с детьми на тему: История русской избы

Цель: Приобщение детей к традициям русской народной культуры через знакомство с мини – музеем «Русская изба». Изучение бытарусского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи:С...

Конспект занятия по ФЦКМ на тему В русской избе печь - всему голова

Конспект занятия по ФЦКМ на тему В русской избе печь - всему голова...