НОД по познавательному развитию "Воздух-невидимка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие на тему «Воздух-невидимка» - это занятие познавательно – исследовательское. В ходе проведения занятия был исрользован метод исследовательской деятельности - опыты, главное достоинство которого непосредственный контакт с предметами и материалами. Его применение дало детям реальное представление о воздухе, познание его свойств, качеств. Для активизации детей были использованы следующие методы: наглядный (показ способов действий); словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение); игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент); практический (экспериментирование).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh-nevidimka.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Мишутка»
Непосредственная организованная деятельность
по познавательному развитию
Тема: Воздух – невидимка
Воспитатель:
Хертек Долана Севээн-ооловна
Ак-Довурак 2017
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
- Обучающая: обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха
- Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
-Воспитательная: воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Словарная работа : активизировать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.
Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная
Методы:
- Наглядный (показ способов действий);
- Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение);
- Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент);
- Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, кораблики, таз с водой.
Предварительная работа:
Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».
Ход занятия
1. Вводная часть
Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся! Дети действуют в соответствии с текстом
Организация проблемной ситуации.
Воспитатель:
- Ребята послушайте загадку и отгадайте её:
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это? (Воздух.)
- А хотите узнать, что такое воздух? (Да.)
- Это очень интересно. Встанем друг за другом и поедем на паровозике в «лабораторию чудес». Вот мы приехали на «лабораторию чудес».
- Лаборатория - это помещение, где проводят опыт и работают там ученые.
Основная часть
Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет.)
- А раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Прозрачный, бесцветный.)
Давайте проведем первый опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да.)
Опыт № 1. Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (Дети подтверждают.)
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:
- Что внутри пакета? (Воздух.)
- На что похож мешок? (На подушку, шар.)
- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (Пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).
- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Опыт № 2. Пузырьки в стакане.
Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки.)
- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные.)
Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.
Игра с мыльными пузырями.
Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров в свободном пространстве.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные.)
- Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух.)
Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.
Воспитатель предлагает пройти и сесть за столы.
- Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем).
- Давайте проверим ваши предположения. Физминутка
Встали дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши
И друг другу повернулись,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два,
Чтоб не болела голова.
И закончим отдыхать
Дальше будем узнавать
Опыт № 3. Движение салфетки
Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.
- Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается.)
Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.
- На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, кораблик, парус.)
Воспитатель: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите устроить ветер?
Игра « Кораблики»
Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт № 4. Игра с веером
Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.
- Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок.)
- Как получается ветер? (Движется воздух.)
Воспитатель: Это мы проверим с помощью веера и султанчика. Возьмите в руки султанчики и помашите веером на султанчики. Это движение воздуха, похожий на ветерок.
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся.)
Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
Заключительная часть
Рефлексия.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей.)
Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные. На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем друг за другом и поедем на паровозике обратно вернуться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.
В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду
материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
Методический комплекс...
Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности»
Уважаемые коллеги! Может быть эта консультация пригодится вам в практической работе....
ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные
ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...