Конспект занятия "Зимующие птицы"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Познакомить детей с птицей клёст. Где живёт, чем питается, как выглядит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект "Зимующие птицы"16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в подготовительной группе

по окружающему миру

« Зимующие птицы»

Подготовила воспитатель Герасименко О.П.

Задачи: Познакомить с зимними птицами, и их особенностями, обобщить знания детей о зимующих птицах; продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями; воспитывать доброе и заботливое отношение к природе; закреплять умение создавать коллективную композицию; продолжать упражнять в вырезании; воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваясь хорошего качества своего изображения.

Оборудование: Ноутбук, презентация «Зимующие птицы», загадки о птицах, модель дерева с кормушкой для коллективной работы детей, шаблоны птиц для каждого ребёнка, ножницы, цветные карандаши, клей.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом на ковре.

Воспитатель задаёт детям вопросы: 1. Ребята, какое время года наступило? (зима)

2. Как вы догадались, что зима – какие признаки зимы вы знаете? ( дети перечисляют холодно, снег и т.д.)

3. Скажите пожалуйста, а что происходит с животными зимой ? (меняют шубки на тёплые, впадают  в спячку)

4. А с птицами? (улетают в тёплые края)

Правильно вот об этом мы сегодня с вами и поговорим. Не все птицы улетают . А кто помнит как называются эти  птицы?(перелётные)

У нас в городе есть много разных птиц это- ворона, воробей, голуби, сорока – эти птицы остаются с нами круглый год. Как называют этих птиц? (зимующие)

Зимующие птицы не боятся морозов. У них оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой.

Как живётся зимой птицам? (голодно) Почему? ( мало корма находят птицы - насекомые в спячке, семена трав под снегом). Правильно, перьевые шубки защищают птиц от холода, но не от голода и в суровые холодные зимы очень много птиц погибает.

А сейчас мы с вами немного поиграем: вы знаете многих зимующих птиц и легко определите их по описанию.

Дидактическая игра: «Узнай по описанию» - презентация.

1.( Слайд 1)

Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей)

Питается зернышками и семенами растений. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться. Зимуют в щелях стен, под крышами домов и заброшенных гнёздах. Воробьи селятся стайками. Если сторож воробей заметит опасность, то сразу начинает чирикать и птицы улетают.

2.(Слайд 2) Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстук, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое. (Синица)

Очень прожорливая птичка – ест целый день, даже если и не голодная. Делает она это для того,что бы спрятать еду в укромном месте – дупле, расщелине. А потом кого проголодается съесть её.

3. (Слайд 3)  Эта птица с черной головой, крыльями и хвостом, спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый. (Снегирь)  

Снегирь -  доверчивая птица. Они прилетают перед первым снегом. И народ заметил, как только прилетели снегири значит завтра или послезавтра пойдёт снег. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует скрытая в ветках.

4.( Слайд 4)  Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, словно стрела. (Сорока)

5.( Слайд 5) Ребята, посмотрите, а это что за птица? Давайте её опишем ( Какая она? Какого она цвета? Какой у неё клюв?)  Называется это птица клёст. Это небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. Она не боится мороза  и только зимой выводит птенцов, а вы знаете почему она зимой выводит птенчиков?   (показ слайда и рассказ воспитателя о птице) Кто такой клест?

Есть в хвойных лесах пернатый житель – птица клест. Размером эта птичка больше воробья, но меньше скворца. Птица эта уникальна. Дело в том, что клест выводит птенцов зимой. Это факт удивительный, однако и такому факту есть объяснение. И объяснение состоит в том, что клесты питаются семенами шишек, чаще еловых, но годятся для них также сосновые и пихтовые. Кстати, именно поэтому клюв у клеста имеет такую необычную крестообразную форму: добывать из шишек семена с помощью такого клюва очень удобно!

«Еловая каша» для малышей

Птенцов своих клесты кормят «еловой кашей» – семенами еловых шишек, которые взрослые птицы в своем клюве измельчают и смачивают слюной. И птенцы в течение дня съедают такой «каши» немало! В хвойных лесах шишки созревают как раз в самые холода, вот почему клесты выводят птенцов зимой. В другое время года, когда нет такого количества созревших семян, деток просто нечем будет кормить!

Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием.

- А как вы думаете, легко ли птицы переживают зимнее время года?

Ответы детей.

- Для птиц зимой страшнее всего голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях.

деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

- Чем человек может помочь зимующим птицам?

Ответы детей: - Верно! Это сделать кормушки и подкармливать птиц зимой.

- Сегодня мы с вами, выполним коллективную композицию «Зимующие птицы», но сначала немного отдохнем – превратимся на минутку в желтогрудых синичек.

Физкультминутка:

скачет шустрая синичка (прыжки на месте на двух ногах),

ей на месте не сидится (прыжки на левой ноге),

прыг-скок, прыг-скок (прыжки на правой ноге),

завертелась как волчок (кружимся на месте),

вот присела на минутку (присели),

почесала клювом грудку (встали, наклоны головы вправо – влево),

и с дорожки на плетень,

тири - тири, тень-тень-тень (прыжки на двух ногах)

Воспитатель: Приступим к выполнению нашей композиции. У меня уже готова основа (на большом листе бумаги нарисовано дерево, на ветке которого висит кормушка, но не хватает птичек. Ваша задача обвести шаблон птички, прорисовать клюв, глазки, лапки, крылья. Раскрасить в соответствии с тем, какую зимующую птицу вы решили изобразить. После выполнения этого задания вырезать свою птичку по контуру и приклеить на основу коллективной композиции. (Рассказ воспитателя сопровождается показом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая замечательная работа у нас с вами получилась!

- Кто из вас запомнил как мы их называем? (Зимующие)

- Почему мы их так называем? (ответы)

- Как люди помогают зимующим птицам?

- С какой новой для вас птицей вы сегодня познакомились?

Молодцы, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...