План-конспект открытого итогового занятия непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для старшего дошкольного возраста "РАДУЖНАЯ СТРАНА"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Гитьятулина Юлия Ивановна

Открытое занятие  по итогам долговременного проекта " Радужный мир",целью которого было формирование представлений,знаний, умений и навыков в области закономерности многообразия цветов и их оттенков; развить умение находить, видеть, определять и называть их в окружающем мире; знать основные цвета  и самостоятельно получать производные цвета их оттенки , смешивая орновные, цвета между собой,а так же получая пастельные цвета  с помощью добавления либо белил, либо воды; так же эксперементируя со смешиванием черного цвета с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 261» городского округа Самара

План-конспект

открытого  итогового занятия

непосредственно образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

для старшего дошкольного возраста

                                                          Автор

                                                          Гитьятулина Юлия Ивановна,

                                                          воспитатель

                                                          МБДОУ «Детский сад № 261»

                                                          г. о. Самара

Самара, 2018г.

Тема «Радужная страна »

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Цель: Создание условий для развития познавательно – исследовательской и изобразительной деятельности  детей  посредством знаний и умений полученных при  решении поисковых задач .

Задачи:1.Создать условия для развития у детей способности к поиску возможных путей последовательного решения проблемной ситуации (познавательное развитие);                                                                                                                                                                                                      

2. Создать условия для закрепления знания последовательности расположения цветов цветового спектра, видимых и невидимых глазом цветов радуги; названия трех основных цветов (малиновый, синий, желтый), производных цветов, получающихся при смешивании  основных в разных пропорциях упражнять в умении эти цвета различать и получать самостоятельно, работая с гуашевыми красками, рисуя радугу совместно со сверстниками;( художественно-эстетическое развитие).;

3. Создать благоприятные  условия для развития: речевой активности, умения разгадывать загадки, анализировать информацию и высказывать свои умозаключения, воображения, фантазии. (речевое развитие).

4.Создать условия для развития в детях чувства прекрасного, умения видеть и любоваться красотой вокруг себя, эстетического отношения к природе.

5.Обеспечить условия для радостного творческого настроения в работе по подгруппам, в командах (социально-коммуникативное развитие).

Тип – комбинированный                                                                                                                                                                                                                     Методы – словесный(рассказ героя и педагога, беседа, вопросы, пояснения, указания), практический(сюрпризный момент, игровая ситуация, игровой, исследовательский, введение элементов соревнования, работа по группам), наглядный(демонстрация наглядных пособий, образцов и способов действия).                                                                                                                            

Форма – фронтальная и индивидуальная.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

двигательные паузы, эстафеты, физ. минутки.

Игровая

Игровые ситуации с персонажем-гостем, игры с правилами (дидактические)

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, решение проблемных ситуаций

Коммуникативная

Беседы, речевые  ситуации, отгадывание загадок, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы

Изобразительная

рисование

Элементарный бытовой труд(в поме- щении и на улице)-Самообслуживание

практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, задания.

Активизация словаря: фраза: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан;

Материалы и оборудование: На доске за шторой цветное изображение Радужной Страны, прикрытое черно-белым ее изображением ,разделенным на 8 фрагментов, иллюстративные и фотоизображения радуги и других природных явлений, дидактическое пособие «Радуга» (разрезанная на 7 дуг радуга),схема 7-ми видимых глазу цветов радуги с приписанными к ним 1-ми буквами их названий, эмблемы, дидактическое пособие «Птичьи гнезда», краски- гуашь, толстые кисти, баночки с водой, впитывающие салфетки, белые листы бумаги А3,образец рисунка радуги на мольберте, Волшебный Семицветик с заданиями, подарок детям.

Предварительная работа : беседы о явлениях природы (обуславливающих появление радуги ), о взаимосвязи в последовательности цветов цветового спектра; дидактические игры и упражнения по развитию восприятия цветов, их оттенков ( «Радуга», «Птичьи гнезда»-комплекс игр с пособием ), практическая работа на занятиях изо. деятельностью в течении года по сформированию знаний и умений  работы с «основными» цветами смешанными в различных соотношениях для получения «производных» цветов, в свою очередь получения «пастельных» оттенков любых цветов способами добавления воды (прозрачный оттенок) или белил (разбелённый оттенок); чтение познавательной и художественной литературы; развлечение – эксперимент с мыльными пузырями.


Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи с обозн. образ. области

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Моти-ваци-онно-организационный

Форма: Сюрпризный момент-появление Феи. Постановка проблемной ситуации.

Создание дружеской атмосферы для  психологического ком-форта в группе.

Обеспечение интереса и эмоциональности детей.

для развития познавательной 

Воспитатель: Я хотела бы рассказать вам сказку про волшебную страну, в которой живут маленькие Феи. Ее название-РАДУЖНАЯ СТРАНА., а маленькие Феи - это живые волшебные краски! Ребята, а кто это к нам пришел?  

Появляется Фея-Радуга.

Фея: Здравствуйте ребята, я Фея-Радуга, а пришла я к вам за помощью, нашу страну околдовала Колдунья туманного государства своим туманом, которая не любит яркие краски, а любит только тьму и серость. Теперь наш город окутан се-рой дымкой, а все феи-краски лишились своих цветов. Но я узнала, что только вы знаете, как волшебным образом получить цвета радуги. Вы мне поможете?

Сейчас я произнесу заклинание и вы сможете увидеть нашу заколдованную  РАДУЖНУЮ СТРАНУ! «Чудо чудное явись, нашим деткам покажись,  окно волшебное открой, волшебство зови с собой!» (открывается «окно», появляется картина в черно-белых тонах).

       -Но чтобы расколдовать РАДУЖНУЮ СТРАНУ нужно выполнить семь заданий Колдуньи. Вы готовы ребята?

Дети сидят полукругом на стульях

 

 

Дети соглашаются.

Дети соглашаются.

Дея-тель-ност-ный

Худо-жест-венно-продуктив-ный

Создать условия для развития у детей способнос ти к поиску воз-можных путей последовательного решения проб лемной ситуации

Создать благо-приятные  усло-вия для развития речевой актив-ности, умения разгадывать загадки.

Создать условия для развития в детях чувства прекрасного,умения видеть и лю-боваться красо-той вокруг себя, эстетического отношения к природе.

Создать условия для закрепления знания последо-вательности рас положения цве-тов цветового спектра, види-мых и невиди-мых глазом цветов радуги; названия трех основных цветов (малиновый, синий, желтый).

Обеспечить условия для радостного творческого настроения в работе в командах.

Создать условия для закрепления знания названий трех основных цветов(малино-вый, синий, жел-тый), производ-ных цветов,полу чающихся при смешивании  ос-новных в разных пропорциях.

_____________

Обеспечить условия для радостного творческого настроения в работе по подгруппам.

Упражнять в умении эти цвета различать и получать самостоятельно, работая с гуашевыми красками, рисуя радугу совместно со сверстниками.

Форма:Предложение способа решения проблемы-ответы на вопросы Семицветика.

Формирование умения понимать и отгадывать загадки.        

Обеспечение условий для стиму-лирования:

познавательной активности;

умений анализировать и делать выводы из услышанного

для развития и стимулирования речевой активности;

для выражения детьми своих мыслей основанных на полученных ранее знаниях;

для закрепления пройденного материала.

Нам поможет в этом ВОЛШЕБНЫЙ СЕМИЦВЕТИК, каждый из лепестков-это задания. Выполнив их, мы спасем по очереди части РАДУЖНОЙ СТРАНЫ.Отрывать лепестки будете вы сами (начинают с красного…как в радуге)

Отрывается 1-й ЛЕПЕСТОК – Загадки.

Фея: Ребята, для начала нужно отгадать  загадки колдуньи:

1.Шел долговяз,  В сыру землю увяз.(Дождь)

2.Белая вата поплыла куда-то.(Облако)

3.Золотое яблоко по небу катается,С утра улыбается. А улыбка–лучи. Очень горячи! (Солнце)

4Что за чудо-красота? Расписные ворота появились на пути! В них ни въехать, ни войти! (Радуга).

- Молодцы ребята, справились с заданием!

СНИМАЕТСЯ 1-е ОБЛАЧКО С ИЗОБРАЖЕНИЯ РАДУЖНОЙ СТРАНЫ. (Всегда приглашается ребенок)

Отрывается 2 ЛЕПЕСТОК (оранжевый) –Что такое РАДУГА? Беседа о явлении природы -радуге и цветовом спектре.

Воспитатель демонстрирует подборку изображений радуги и рассказывает: -Сегодня мы с вами будем говорить о радуге. В старину ее называли «райская дуга», люди верили, что она приносит счастье. Когда мы ее видим у нас на душе становится РАдостно. Поэтому ее назвали - РА-ДУ-ГА.

-А кто из вас видел настоящую радугу?

-Ребята, а как вы думаете, как появилась радуга? (Радугу построили солнечные лучи и дождевые капли. Вместе. Солнечные лучи попадая на капельки дождя распадаются на разноцветные лучики. Так появляется радуга.)

   -Сколько всего цветов в небесной радуге способен своими глазами видеть человек? (Семь)

Они расположены в строгом, неизменном порядке. Этот порядок называется СПЕКТР .

Но среди этих цветов спектра есть один важный цвет, который в небесной радуге ,когда мы смотрим на нее , наши глаза не различают-такой он нежный ! Вы его знаете. Какой это цвет? (МАЛИНОВЫЙ) Верно, малиновый .

   -А малиновый –основной или производный цвет? (Основной) Какие основные цвета вы еще знаете? (Синий, Желтый) Верно. А почему их назвали основными? (При их смешивании производятся другие знакомые нам цвета и их оттенки) Эти цвета и называются   (Производными). 

-Все вместе они и составляют небесную радугу.

А чтобы не путать очередность расположения ВИДИМЫХ ГЛАЗУ цветов в радуге какую фразу придумали?

(« Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.» )

    Демонстрация воспитателем схемы-цвета радуги с                             приписанными к ним 1-ми буквами их названий.

   -Слово Каждый своей первой буквой (К) указывает на какой цвет ? (Красный,…оранжевый, желтый, зеленый, голубой,  синий, фиолетовый)

СНИМАЕТСЯ 2-е ОБЛАЧКО С ИЗОБРАЖЕНИЯ  

РАДУЖНОЙ СТРАНЫ

Ребенок отрывает лепесток

Дети прослушивают и отгадывают загадки

Ребенок отрывает лепесток.

Ответы и предположения детей :

- 7.

- Спектр.

- Малиновый.

- Основной.

- Желтый, синий.

- Производными.

- « Каждый охотник жела-ет знать, где сидит фазан.»

-К-Красный, О-оранжевый Ж-желтый, З-зеленый, Г-голубой, С-синий, Ф-фиолетовый

форма «Игра малой подвижности «Радуга» с Феей.

Создание условий:

для взаимодействия детей со взрослым;

для понимания и выполнения правил игры;

для тренировки памяти;

для развития умения ориентироваться в пространстве;

для двигательной активности.

Отрывается 3 ЛЕПЕСТОК(желтый) - Игра «Собери радугу» С дидактическим  пособием в виде отдельных дуг 7-ми цветов радуги.

Фея объясняет ход игры:7 приглашенных игроков ,держа в руках по радужной дуге одного из 7 цветов радуги, движутся хаотично во время чтения стихотворения, а в заключении выстраиваются так, как располагаются цвета в радуге.

Фея произносит слова: По лугу гуляли, цветы собирали:

Красный красивый, оранжевый тоже,

Желтый на солнышко в небе похожий.

В зеленой траве цветок голубой,

Синий тебе, фиолетовый мой.

После оценки правильности построения, дети размещают дуги на мольберте в порядке нужной очередности.

Воспитатель с детьми благодарят Фею за игру.

СНИМАЕТСЯ 3-е ОБЛАЧКО С ИЗОБРАЖЕНИЯ РАДУЖНОЙ СТРАНЫ.

Ребенок отрывает лепесток.

7 детей выходят на игру, выбирают цветную дугу и выслушивают правила.

Двигаются хаотично под слова стихотворения, в заключении строятся по порядку расположения цветов в радуге.

Дети выкладывают на мольберте изображение радуги.

форма «Физ. минутка с Воспитателем»

Создание условий:

для взаимодействия детей со взрослым;

для оздоровления детей и разви-тия двигательной активности

Создание дружеской атмосфе-ры для  психологического ком-форта в группе:

обеспечение интереса и эмоциональности детей;

для развития и стимулирования речевой активности;

для выражения детьми своих мыслей основанных на полученных ранее знаниях;

условий для проявления поисковой активности;

для понимания и выполнения правил игры;

для развития умения ориентироваться в пространстве;

для двигательной активности;

для умений анализировать и делать выводы.

Создание условий:

для взаимодействия детей со взрослым;

для оздоровления детей и двигательной активности.

Сформировать условия

для укрепления навыка совместной работы со сверстниками;

для создания дружеской атмосферы, интереса и эмоциональности детей;

для развития, и стимулирования речевой активности;

выполнения инструкции;

условия для развития самостоятельности;

условий для выражения детьми своих мыслей.

Отрывается 4 ЛЕПЕСТОК ( зеленый) -  Физ. минутка.

Воспитатель приглашает детей в круг, произносит слова, сопровождая их движениями:

Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют наклон.)

Разноцветный мостик! (Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу.)

Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют наклон.)

Принимай нас в гости. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы по радуге бегом (Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу (Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.)

Перепрыгнем на бегу (Делают еще четыре прыжка на носках.)

И опять бегом, бегом (Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)

Пробежимся босиком. 

СНИМАЕТСЯ 4 ОБЛАЧКО С ИЗОБРАЖЕНИЯ РАДУЖНОЙ СТРАНЫ.

Форма «Игра-командное соревнование с дидактическим пособием   «Птичьи гнезда».

Отрывается 5-ЛЕПЕСТОК (голубой)-Игра-соревнование «Птичьи гнезда».

Фея: -Надо помочь птенчикам найти свое гнездышко и папу с мамой. Поможем?

Воспитатель объясняет ход соревнования: организует разделение детей на 3 команды по эмблемам и занятие мест у трех гнездышек с парой птичек двух основных цветов    (1) мали-новый-желтый,2) жел-тый-синий, 3) синий-мали новый) соответствующих детским эмблемам.                   Воспитатель уточняет знание детьми названий основных цветов и их производных цветов, образующихся при сме-шивании основных. (Малиново-желтая гамма – малино-вый, малиново-красный, красный, красно-оранжевый, оран-жевый, оранжево-желтый, желтый. Желто-синяя гамма – желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-синий, синий. Сине-малиновая гамма – синий, сине-фиолетовый, фиоле-товый, фиолетово-малиновый, малиновый). После сигнала к началу игры, детям нужно выбрать из разложенных на столе птенчиков тех, чей цвет получен из смешения цветов эмбле-мы ребенка и быстро вложить в гнездо с соответствующими птичками 2 основных цветов. Побеждает команда, первой выполнившая правильно задание.                           Воспитатель и Фея, совместно с детьми проводят  сравни-тельный анализ выполненного задания на усвоение цветооб разования. Благодарят детей п приглашают сесть не стулья. 

СНИМАЕТСЯ 5 ОБЛАЧКО С ИЗОБРАЖЕНИЯ РАДУЖНОЙ СТРАНЫ.

                 Форма «Пальчиковая гимнастика с Феей»

Отрывается 6 ЛЕПЕСТОК(синий) – Пальчиковая гимнастика

Фея приглашает детей на игру, произносит текст, демонстрирует движения.

Гляньте: радуга над нами,
(Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)).
Над деревьями,
(Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).
Домами,
(Руки сложены над головой крышей).
И над морем, над волной,
(Нарисовать волну рукой).
И немножко надо мной.
(Дотронуться до головы).

СНИМАЕТСЯ 6 ОБЛАЧКО С  ИЗОБРАЖЕНИЯ РАДУЖНОЙ СТРАНЫ.

Форма «Рисование красками Радуги»

Отрывается 7 ЛЕПЕСТОК(фиолетовый) – Рисование радуги.

Фея приглашает детей нарисовать радугу:

-Теперь я прошу вас поделится своим волшебством…

Нарисуйте радугу на больших листах толстой кистью. Рисовать ее будете втроем (каждый своим основным цветом. Уточняет с детьми: 1)МАЛИНОВЫМ,2)ЖЕЛТЫМ И 3)СИНИМ). Договоритесь об очередности работы между собой

Воспитатель: Рассматривает  с детьми образец рисунка радуги, обращая внимание, что это легко, ведь они уже раньше смешивали цвета; демонстрирует рисование радуги, акцентируя внимание на очередности цветов(Верхний-мали-новый-широкой густой полосой с достаточным количеством воды, чтобы краска могла смешаться с желтым цветом вто-рой широкой дуги и образовать оранжевый, который в свою очередь смешается с широкой яркой полосой синей краски, образуя зеленый и голубой. А в заключении тонкая дуга малиновой краски, которая при смешивании с синим образует фиолетовый. Также предлагает дополнить рисунок по своему выбору. Предлагает приступить к рисованию.

   Выполненные работы организовываются в выставку, дети коментируют их.

Фея и Воспитатель благодарят детей за их рисунки.

СНИМАЕТСЯ 7 ОБЛАЧКО С ИЗОБРАЖЕНИЯ РАДУЖНОЙ СТРАНЫ.

Ребенок отрывает лепесток.

Дети встают со стульев в круг, повторяют за воспитателем движения.

 

Ребенок отрывает лепесток

Дети делятся на З команды , ориентируясь по двум цветам на эмблемах  у каждого (паре основных цветов:1) мали-новый-желтый,2) жел-тый-синий, 3) синий-мали новый) и строятся у гнезд с соответствующими по цвету эмблем парами птиц Дети отвечают на вопросы об основных и производных цветах.

Дети выслушивают правила и начинают действовать по сигналу- вкладывать птенчиков в соответствующие гнезда.

Дети с воспитателем и Феей проверяют правиль-ность выполнения задания Обсуждают, кто победил.

Дети остаются стоять.

Ребенок отрывает лепесток.

Все дети повторяют движения за Феей.

Дети остаются стоять.

Ребенок отрывает лепесток.

Дети соглашаются нарисо-вать радугу и садятся по 3 за столы подготовленные к рисованию.

Дети отвечают на вопросы

Дети рассматривают образец, высказываются.

Дети наблюдают демонстрацию рисования радуги воспитателем.

Дети, распределив цвета в тройках приступают к рисованию.

Дети составляют из своих работ выставку и рассказы вают о своих работах, ко-ментируют чужие рисунки

Дети подходят к изобра-жению Радужной Страны.

Заключительный

Создать благо-приятные  усло-вия для развития речевой актив-ности, умения анализировать информацию и высказывать свои умозаклю-чения, воображе ния, фантазии.

Рефлексия

форма «Рассматривание и описание РАДУЖНОЙ СТРАНЫ»

Создание условий :

для дружеской атмосферы, инте-реса и  психологического комфорта в группе;

для развития и стимулирования речевой активности;

для развития умения ориентироваться в пространстве.

-------------------------------------------

Создание условий:

для выражения детьми своих мыслей,

для развития и стимулирования речевой активности;

для закрепления нового материала.

Фея:   -Рассмотрите МОЮ СТРАНУ! Правда красивая! Осталось отогнать последнее облачко колдуньи и чары развеятся. Моя РАДУЖНАЯ СТРАНА заискрится всевозможными цветами и оттенками!

Воспитатель:  -Давайте, ребята, соберите все силы, все свое желание, все знания и посмотрите на Радужную Страну. подробно рассмотрите ее и назовите то, что слева, что справа, что вверху, что внизу, что посередине?..(упражнение на ориентировку в пространстве.)

СНИМАЕТСЯ 8 ОБЛАЧКО С ИЗОБРАЖЕНИЯ РАДУЖНОЙ СТРАНЫ.

Все радуются , что коварные чары колдуньи полностью развеялись.

Фея : - Как вы думаете, что теперь будет происходить в моей любимой Стране? А что  по вашему мнению приключится с колдуньей и ее Туманным государством?

Благодарю вас за помощь, доброту и знания, обещаю приходить в гости и на прощание дарю вам подарок. Прощайте. (Уходит.)

Воспитатель:

-Скажите, вам понравилось наше путешествие в Радужную страну? Что вы узнали нового? Чем мы с вами занимались? О чем расскажете дома родителям? Сегодня вы были добры, активны и внимательны. Я горжусь вами!

Дети рассматривают изображение Радужной Страны, эмоционально откликаются на слова Феи и воспитателя и отвечают на вопросы.

Дети выражают радость , высказываются по поводу произошедшего события и фантазируют, отвечая на вопросы Феи.

Дети принимают подарок от Феи и прощаются с ней.

Дети отвечают на вопросы воспитателя о том, чем за-нимались и эмоционально реагируют на произошед-шее с ними.

           

 

               

           

               

                         

                         

                                          

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми средней группы . Тема: «Письмо Деду Морозу»

Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми средней группы . Тема: «Письмо Деду Морозу» ...

Технологическая карта открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Чудо-снежинка" во второй младшей группе

Открытое занятие проведено по лепке. Цель: Знакомство детей с нетрадиционной (смешанной) техникой лепки с использовананием ватных палочек....

Технологическая карта открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Бублики-баранки" во второй младшей группе

Открытое занятие по лепке"Бублики-баранки". Цель: Вызвать интерес у детей к лепке баранок и бубликов; формировать у детей умение раскатывать столбики (цилиндры) и замыкать в кольцо; показать...