Проект: «Чудо природы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Литвинова Светлана Николаевна

Проект «Чудо природы» ( смешанная группа 5-7 лет)

 

1.Название проекта «Чудо природы»

2. Проблема: Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир в процессе исследовательской деятельности.

3.Цель: Способствовать формированию  интереса к исследованию.

4.Задачи: Способствовать формированию  интереса к исследованию полезного ископаемого – соли, *ее свойств и качеств, характер использования человеком.

Расширить представления о добыче соли.

*Приобщать к элементарному исследованию.

Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

 Развивать коммуникативные навыки.

Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.

5. И.О.О.: познавательное развитие,  художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

6. Сценарий совместной деятельности по решению задач:

·         довести до участников проекта важность данной проблемы;

·         составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;

·         подбор методической литературы;

·         подбор материала для организации деятельности с детьми и родителями;

·         создание предметно-развивающей среды.

7. Описание продукта, полученного в результате проекта:

·         У детей сформированы обобщающие понятия.

·         Пополнился словарный запас детей.

·         Собран и систематизирован материал по теме проекта.

8. Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный

9. Состав участников: дети  группы «Росинка», воспитатели  группы,  родители воспитанников.

10. Направления по образовательным областям:

Названия образовательных областей

Задачи

Содержание

1.

Познавательное развитие

Создать условия необходимые для исследования соли , определять ее свойства  и качества, характер использования человеком.

Развивать  интерес к получению новых знаний и умений. Поддерживать успешность в самостоятельных действиях.

 

Беседа с детьми : «Что мы знаем о соли?», «Соль- друг, соль-враг», «Свойства соли», «Можно ли обойтись без соли?» , «Виды соли».Видео- презентация «Где и как добывают соль?», презентация «Чудо природы».

Составление коллекции образцов соли. Проведение исследований:

- выращивание кристаллов,

- свойства соли,

- окрашивание соли,

-«тонет – не тонет».

Ведение дневника наблюдений за кристаллизацией соли.

 

2.

Речевое развитие

Поддержать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира. Развивать интерес к получению новых знаний.

Знакомство с загадками, с пословицами и поговорками на тему: «соль». Чтение сказки «Про соль».

3.

Художественно-эстетическое развитие

Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала.

Рисование «Чудо соль».

4.

Работа с родителями

Донести до сознания родителей важность проблемы.. Способствовать укреплению семейных связей.

Папка-передвижка «Удивительные истории о соли». Сбор образцов соли. Подбор информации через интернет.

11. Дополнительная информация необходимая для выполнения проекта:

информация из интернета, художественно-методическая литература, обращение к специалистам и т.д.

12. Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта. Наглядные материалы: плакаты, иллюстрации,  сюжетные и предметные картинки, альбомы, мультимедийное оборудование.

13. Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1.

Поисковый

На основе проблем выбрать с детьми тему для проекта, составить матрицу проекта. Накопление материала, включение в матрицу проекта образовательной деятельности, других видов деятельности. Составление  плана работы с родителями.  Подбор информации через интернет. Открытое мероприятие.

2 дня

2

Аналитический

Произвести анализ собранного материала с целью соответствия детям данного возраста.

1 день

3.

Практический

Пробудить у детей интерес к исследованиям по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств. Способствовать формированию умений проводить исследовательскую  деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли. Беседы  с детьми , папка-передвижка для родителей . Чтение и обсуждение прочитанного. Ведение дневника наблюдений за кристаллизацией соли.

 

В течении 10 дней.

4.

Презентационный

Видео- фильм «Где и как добывают соль?», презентация «Чудо природы».

Составление коллекции образцов соли. Папка-передвижка «Удивительные истории о соли». Выставка рисунков «Чудо соль».

4  дня

5.

Контрольный

Вывод:  Мы убедились, что  данный проект позволил  расширить познавательный  интерес, пополнить   словарный запас детей, любознательность, высокую активность. В ходе  проектной исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных исследований с солью, познакомились с одним из способов выращивания кристаллов. Усиленно работали в творческой мастерской : красили соль восковыми мелками, пищевыми красителями , мелками и декорировали ими баночки, рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес.  Также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

1 день

 

14. Организационные формы работы над проектом.

Формы работы

Название

Сроки

1.

НОД

«Чудо природы»

1 день

2

Беседы

Беседа с детьми : «Что мы знаем о соли?», «Соль- друг, соль-враг», «Свойства соли», «Можно ли обойтись без соли?» , «Виды соли».Видео- фильм «Где и как добывают соль?», презентация «Чудо природы».

 

регулярно

4

Самостоятельная работа с родителями

Беседы, папка-передвижка.Сбор образцов соли. Подбор информации через интернет.

  10 дней

6.

Исследовательская деятельность

Составление коллекции образцов соли. Проведение исследований:

- выращивание кристаллов,

- свойства соли,

- окрашивание соли,

-«тонет – не тонет».

Ведение дневника наблюдений за кристаллизацией соли. Рисование солью.

 

10 дней

6.

Групповое обсуждения

Подведение итогов, определение задач для новых проектов.

1 день.

 

15. Форма проведения презентации.

НОД «Чудо природы».

 

 

Цель:

Поддержка детской инициативы

 

Задачи:

Способствовать формированию представления о соли, как о  природном явлении.

*Стимулировать интерес к изучению неживой природы.

Побуждать формированию знаний о свойстве соли и значимости её .

Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы.

Развивать связную речь,  мелкую моторику, любознательность.

Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, речевое  развитие, художественно-эстетическое развитие.

РППС:

Раздаточный материал: соль, ложки, стаканчики, вода, ёмкости с солью, нарукавники, стаканчики с выращенной солью, салфетки

Демонстрационный материал: слайды,музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Мотивационная часть.

Воспитатель: Добрый день , дорогие гости! Мы приглашаем вас в нашу лабораторию. И хотим показать и рассказать много интересного вам и поделиться своими знаниями с теми детьми , которые не смогли присутствовать при наших исследованиях .

Основная часть.

Вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети: Можно:

Думать, слушать, смотреть, трогать и нюхать, только с разрешения воспитателя.

Нельзя:

Брать в рот, шуметь, разбивать.

 И обязательно , взять с собой хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, мы с вами две недели говорили и исследовали одно вещество. Что это за вещество?

Дети: Соль.

Воспитатель: Какие свойства соли мы знаем?

Дети: Соль на вкус солёная. Она белая. У неё нет запаха. Мы рассматривали её через лупу – она похожа на маленькие кристаллы. Она растворяется в воде.

Воспитатель: Какие  виды соли бывают?

Дети: В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. (Слайд №1 )Прошло очень много времени, прежде, чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания.(Слайд № 2)Сейчас в наше время при добыче соли используют специальные комбайны – солесосы (Слайд № 3)В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Производится соль в разных видах:  неочищенная (каменная) и очищенная (пищевая: крупная и мелкая, морская )

Воспитатель: Как ещё добывают соль?

Дети: Соль добывают ещё  в глубоких рудниках (Слайд № 4).

Воспитатель: Как она туда попала?

Дети: Все очень просто. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты.

Воспитатель: Правильно, превращалась в кристаллы. Давайте рассмотрим кристаллы, которые мы с вами вырастили на прошлой неделе. Что мы делали для того, чтобы вырос кристалл?

Дети: Мы взяли два стакана с водой, в один из них мы растворили 5 ложек соли , а в другом 1 ложку соли. Затем мы привязали к карандашу нитку и скрепку.  Поставили эти стаканы на окно, чтобы вода испарялась. Мы  стали наблюдать и вести календарь наблюдений. На 6 день вода в стакане, где было 5 ложек соли , вся испарилась и  у нас вырос кристалл. Соль кристаллизовалась.

Воспитатель: Какой второй у нас был опыт по кристаллизации?

Дети: Мы взяли 2 стакана с водой и в каждом  растворили по 3 ложки соли, затем взяли бинт и в  каждый стакан положили концы бинта. Между стаканами поставили тарелку. Всё это поставили на окно , чтобы быстрее выпаривалась вода. На 3 день у нас соль кристаллизовалась.

Воспитатель: При помощи соли мы ещё создавали картины.

Дети: Мы на белом картоне нарисовали силуэт , затем каждый из нас свой рисунок намазали клеем и на клей посыпали соль. Потом когда соль приклеелась, мы раскрасили свои картины.

Воспитатель: Давайте, немного отдохнём

Физкультминутка.

У сотрудников науки много дел, нам не до скуки

Нужно вычислить расчёт, чтоб взлетел ввысь самолёт

Чтобы лодка не тонула и не съела нас акула

Чтоб дома наши стояли и земля нас удержала

 

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём исследования. В стаканах вода, в одном – солёная, а в другом – пресная. Берём яйцо , кладём сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом?

Дети: Оно тонет.

Воспитатель: Теперь кладём в солёную воду. Что происходит с яйцом?

Дети: Оно не утонуло.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать ?

Дети: В солёной воде предметы не тонут.

Воспитатель: Что ещё мы узнали о соли?

Дети: «Хлеб-соль»-так встречали на Руси гостей.(Слайд № 5) Это пожелание добра. Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль- значит, дружить. Отсюда и народная примета: рассыпал соль -к соре, к неудаче. Потому что, в древние времена соль считалась драгоценностью. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение.

Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем.  Я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать:

Кому нужна соль?

Дети: людям, животным, растениям.

Воспитатель : Для чего нужна соль человеку?

Дети: Для усвоения пищи, для лечения, для движения мышц, для мытья посуды, для хранения продуктов, для производства лекарств, ткани, мыла, стекла, рисовать картины.

Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, как  мы красили соль? При помощи чего?

Дети: цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем декорировать ёмкости   цветной солью. Но сначала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. (трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.( «моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем( поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем.( гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать)
(пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.( каждый палец зажимаем в кулачке)

 

Воспитатель: Теперь, прошу пройти в нашу  художественную мастерскую. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости. Делается это так: у вас у всех на столах стоят ёмкости  с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль ложками. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышкой.

Самостоятельная работа под музыку.

 Заключительная часть: Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Чему научились? Что вам понравилось?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon загадки и пословицы про соль465.5 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки про соль

В воде родилась, в огне крестилась,
как на воду пала, так и пропала.

(Ответ: Соль)

В воде родится, да воды боится.

(Ответ: Соль)

Меня не едят,
Но и без меня мало едят.

(Ответ: Соль)

Меня одну не едят,
А без меня мало едят.

(Ответ: Соль)

Одну меня не едят,
А без меня редко едят.

(Ответ: Соль)

Отдельно — я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна.

(Ответ: Соль)

Мясо любит и капуста,
Помидор, арбуз и сало,
Огурец, растёт что густо.
Может, хватит или мало?

(Ответ: Соль

Пословицы про соль:

  • Солью сыт не будешь, думою горя не размыкаешь.
  • Помяни соль, чтоб дали хлеба!
  • Отец мой жил не ровно: хлеб есть — так соли нет; соль есть — так хлеба нет; а я, добрый молодец, живу ровно: ни хлеба, ни соли.
  • То не соль, что не солит; то не клей, что не клеит.
  • За хлебом-солью всякая шутка хороша.
  • На соль пьется, на хлеб спится.
  • Хлеб-соль — отплатное дело.
  • Подавая соль — смейся, не то поссоришься (общее поверье).
  • Добра соль, а переложить — рот воротит.
  • Кто соль любит, пить станет, склонен к пьянству.
  • С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
  • Хлеб да соль, и обед пошел.
  • Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
  • К ненастью соль волгнет (сыреет).
  • Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай!
  • За хлеб-соль не платят, кроме спасиба.
  • Щи капустою пригожи, а солью укусны.
  • Челом бьем на хлебе да на соли.
  • Соль просыпать нечаянно — к ссоре (причем, чтобы ссоры не было, посыпают просыпанною солью голову).
  • Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай!
  • От хлеба-соли не отказываются.

Пословицы, загадки, поговорки про соль

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\20433.medium.jpg

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\16477.medium.jpg

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\про.jpg

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\sg_63.jpg

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\img20.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект в подготовительной группе "Бабочки – красота и чудо природы!"

Долгосрочный проект в подготовительной группе "Бабочки – красота и чудо природы!"...

Проект на тему: "Бабочка-чудо природы"

Мы с детьми и родителями обследовали окрестности города и территории детского сада на наличие бабочек...

Проект "Цветы-чудо природы"

Тип проекта: информационно – творческий.Вид проекта: групповой.Интеграция образовательных областей: познавательная, социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, речевая.Продолжительность...

Паспорт проекта "Радуга - чудо природы"

Цель работы: узнать причину появления радуги, получить радугу в домашних условиях....

Презентация проекта "Радуга - чудо природы"

Цель работы: узнать причину появления радуги, получить радугу в домашних условиях....

Экологический проект "Это чудо природы-цветы"

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образован...