Проект: «Чудо природы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект «Чудо природы» ( смешанная группа 5-7 лет)
1.Название проекта «Чудо природы»
2. Проблема: Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир в процессе исследовательской деятельности.
3.Цель: Способствовать формированию интереса к исследованию.
4.Задачи: Способствовать формированию интереса к исследованию полезного ископаемого – соли, *ее свойств и качеств, характер использования человеком.
Расширить представления о добыче соли.
*Приобщать к элементарному исследованию.
Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
5. И.О.О.: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
6. Сценарий совместной деятельности по решению задач:
· довести до участников проекта важность данной проблемы;
· составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
· подбор методической литературы;
· подбор материала для организации деятельности с детьми и родителями;
· создание предметно-развивающей среды.
7. Описание продукта, полученного в результате проекта:
· У детей сформированы обобщающие понятия.
· Пополнился словарный запас детей.
· Собран и систематизирован материал по теме проекта.
8. Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный
9. Состав участников: дети группы «Росинка», воспитатели группы, родители воспитанников.
10. Направления по образовательным областям:
№ | Названия образовательных областей | Задачи | Содержание |
1. | Познавательное развитие | Создать условия необходимые для исследования соли , определять ее свойства и качества, характер использования человеком. Развивать интерес к получению новых знаний и умений. Поддерживать успешность в самостоятельных действиях.
| Беседа с детьми : «Что мы знаем о соли?», «Соль- друг, соль-враг», «Свойства соли», «Можно ли обойтись без соли?» , «Виды соли».Видео- презентация «Где и как добывают соль?», презентация «Чудо природы». Составление коллекции образцов соли. Проведение исследований: - выращивание кристаллов, - свойства соли, - окрашивание соли, -«тонет – не тонет». Ведение дневника наблюдений за кристаллизацией соли.
|
2. | Речевое развитие | Поддержать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира. Развивать интерес к получению новых знаний. | Знакомство с загадками, с пословицами и поговорками на тему: «соль». Чтение сказки «Про соль». |
3. | Художественно-эстетическое развитие | Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала. | Рисование «Чудо соль». |
4. | Работа с родителями | Донести до сознания родителей важность проблемы.. Способствовать укреплению семейных связей. | Папка-передвижка «Удивительные истории о соли». Сбор образцов соли. Подбор информации через интернет. |
11. Дополнительная информация необходимая для выполнения проекта:
информация из интернета, художественно-методическая литература, обращение к специалистам и т.д.
12. Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта. Наглядные материалы: плакаты, иллюстрации, сюжетные и предметные картинки, альбомы, мультимедийное оборудование.
13. Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
№ | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Поисковый | На основе проблем выбрать с детьми тему для проекта, составить матрицу проекта. Накопление материала, включение в матрицу проекта образовательной деятельности, других видов деятельности. Составление плана работы с родителями. Подбор информации через интернет. Открытое мероприятие. | 2 дня |
2 | Аналитический | Произвести анализ собранного материала с целью соответствия детям данного возраста. | 1 день |
3. | Практический | Пробудить у детей интерес к исследованиям по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств. Способствовать формированию умений проводить исследовательскую деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли. Беседы с детьми , папка-передвижка для родителей . Чтение и обсуждение прочитанного. Ведение дневника наблюдений за кристаллизацией соли.
| В течении 10 дней. |
4. | Презентационный | Видео- фильм «Где и как добывают соль?», презентация «Чудо природы». Составление коллекции образцов соли. Папка-передвижка «Удивительные истории о соли». Выставка рисунков «Чудо соль». | 4 дня |
5. | Контрольный | Вывод: Мы убедились, что данный проект позволил расширить познавательный интерес, пополнить словарный запас детей, любознательность, высокую активность. В ходе проектной исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных исследований с солью, познакомились с одним из способов выращивания кристаллов. Усиленно работали в творческой мастерской : красили соль восковыми мелками, пищевыми красителями , мелками и декорировали ими баночки, рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес. Также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными! | 1 день |
14. Организационные формы работы над проектом.
№ | Формы работы | Название | Сроки |
1. | НОД | «Чудо природы» | 1 день |
2 | Беседы | Беседа с детьми : «Что мы знаем о соли?», «Соль- друг, соль-враг», «Свойства соли», «Можно ли обойтись без соли?» , «Виды соли».Видео- фильм «Где и как добывают соль?», презентация «Чудо природы».
| регулярно |
4 | Самостоятельная работа с родителями | Беседы, папка-передвижка.Сбор образцов соли. Подбор информации через интернет. | 10 дней |
6. | Исследовательская деятельность | Составление коллекции образцов соли. Проведение исследований: - выращивание кристаллов, - свойства соли, - окрашивание соли, -«тонет – не тонет». Ведение дневника наблюдений за кристаллизацией соли. Рисование солью.
| 10 дней |
6. | Групповое обсуждения | Подведение итогов, определение задач для новых проектов. | 1 день. |
15. Форма проведения презентации.
НОД «Чудо природы».
Цель:
Поддержка детской инициативы
Задачи:
Способствовать формированию представления о соли, как о природном явлении.
*Стимулировать интерес к изучению неживой природы.
Побуждать формированию знаний о свойстве соли и значимости её .
Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы.
Развивать связную речь, мелкую моторику, любознательность.
Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
РППС:
Раздаточный материал: соль, ложки, стаканчики, вода, ёмкости с солью, нарукавники, стаканчики с выращенной солью, салфетки
Демонстрационный материал: слайды,музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Мотивационная часть.
Воспитатель: Добрый день , дорогие гости! Мы приглашаем вас в нашу лабораторию. И хотим показать и рассказать много интересного вам и поделиться своими знаниями с теми детьми , которые не смогли присутствовать при наших исследованиях .
Основная часть.
Вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: Можно:
Думать, слушать, смотреть, трогать и нюхать, только с разрешения воспитателя.
Нельзя:
Брать в рот, шуметь, разбивать.
И обязательно , взять с собой хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, мы с вами две недели говорили и исследовали одно вещество. Что это за вещество?
Дети: Соль.
Воспитатель: Какие свойства соли мы знаем?
Дети: Соль на вкус солёная. Она белая. У неё нет запаха. Мы рассматривали её через лупу – она похожа на маленькие кристаллы. Она растворяется в воде.
Воспитатель: Какие виды соли бывают?
Дети: В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. (Слайд №1 )Прошло очень много времени, прежде, чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания.(Слайд № 2)Сейчас в наше время при добыче соли используют специальные комбайны – солесосы (Слайд № 3)В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (пищевая: крупная и мелкая, морская )
Воспитатель: Как ещё добывают соль?
Дети: Соль добывают ещё в глубоких рудниках (Слайд № 4).
Воспитатель: Как она туда попала?
Дети: Все очень просто. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты.
Воспитатель: Правильно, превращалась в кристаллы. Давайте рассмотрим кристаллы, которые мы с вами вырастили на прошлой неделе. Что мы делали для того, чтобы вырос кристалл?
Дети: Мы взяли два стакана с водой, в один из них мы растворили 5 ложек соли , а в другом 1 ложку соли. Затем мы привязали к карандашу нитку и скрепку. Поставили эти стаканы на окно, чтобы вода испарялась. Мы стали наблюдать и вести календарь наблюдений. На 6 день вода в стакане, где было 5 ложек соли , вся испарилась и у нас вырос кристалл. Соль кристаллизовалась.
Воспитатель: Какой второй у нас был опыт по кристаллизации?
Дети: Мы взяли 2 стакана с водой и в каждом растворили по 3 ложки соли, затем взяли бинт и в каждый стакан положили концы бинта. Между стаканами поставили тарелку. Всё это поставили на окно , чтобы быстрее выпаривалась вода. На 3 день у нас соль кристаллизовалась.
Воспитатель: При помощи соли мы ещё создавали картины.
Дети: Мы на белом картоне нарисовали силуэт , затем каждый из нас свой рисунок намазали клеем и на клей посыпали соль. Потом когда соль приклеелась, мы раскрасили свои картины.
Воспитатель: Давайте, немного отдохнём
Физкультминутка.
У сотрудников науки много дел, нам не до скуки
Нужно вычислить расчёт, чтоб взлетел ввысь самолёт
Чтобы лодка не тонула и не съела нас акула
Чтоб дома наши стояли и земля нас удержала
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём исследования. В стаканах вода, в одном – солёная, а в другом – пресная. Берём яйцо , кладём сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом?
Дети: Оно тонет.
Воспитатель: Теперь кладём в солёную воду. Что происходит с яйцом?
Дети: Оно не утонуло.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать ?
Дети: В солёной воде предметы не тонут.
Воспитатель: Что ещё мы узнали о соли?
Дети: «Хлеб-соль»-так встречали на Руси гостей.(Слайд № 5) Это пожелание добра. Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль- значит, дружить. Отсюда и народная примета: рассыпал соль -к соре, к неудаче. Потому что, в древние времена соль считалась драгоценностью. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение.
Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать:
Кому нужна соль?
Дети: людям, животным, растениям.
Воспитатель : Для чего нужна соль человеку?
Дети: Для усвоения пищи, для лечения, для движения мышц, для мытья посуды, для хранения продуктов, для производства лекарств, ткани, мыла, стекла, рисовать картины.
Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, как мы красили соль? При помощи чего?
Дети: цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем декорировать ёмкости цветной солью. Но сначала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. (трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.( «моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем( поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем.( гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать)
(пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.( каждый палец зажимаем в кулачке)
Воспитатель: Теперь, прошу пройти в нашу художественную мастерскую. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости. Делается это так: у вас у всех на столах стоят ёмкости с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль ложками. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышкой.
Самостоятельная работа под музыку.
Заключительная часть: Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Чему научились? Что вам понравилось?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
загадки и пословицы про соль | 465.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадки про соль
В воде родилась, в огне крестилась,
как на воду пала, так и пропала.
(Ответ: Соль)
В воде родится, да воды боится.
(Ответ: Соль)
Меня не едят,
Но и без меня мало едят.
(Ответ: Соль)
Меня одну не едят,
А без меня мало едят.
(Ответ: Соль)
Одну меня не едят,
А без меня редко едят.
(Ответ: Соль)
Отдельно — я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна.
(Ответ: Соль)
Мясо любит и капуста,
Помидор, арбуз и сало,
Огурец, растёт что густо.
Может, хватит или мало?
(Ответ: Соль
Пословицы про соль:
- Солью сыт не будешь, думою горя не размыкаешь.
- Помяни соль, чтоб дали хлеба!
- Отец мой жил не ровно: хлеб есть — так соли нет; соль есть — так хлеба нет; а я, добрый молодец, живу ровно: ни хлеба, ни соли.
- То не соль, что не солит; то не клей, что не клеит.
- За хлебом-солью всякая шутка хороша.
- На соль пьется, на хлеб спится.
- Хлеб-соль — отплатное дело.
- Подавая соль — смейся, не то поссоришься (общее поверье).
- Добра соль, а переложить — рот воротит.
- Кто соль любит, пить станет, склонен к пьянству.
- С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
- Хлеб да соль, и обед пошел.
- Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
- К ненастью соль волгнет (сыреет).
- Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай!
- За хлеб-соль не платят, кроме спасиба.
- Щи капустою пригожи, а солью укусны.
- Челом бьем на хлебе да на соли.
- Соль просыпать нечаянно — к ссоре (причем, чтобы ссоры не было, посыпают просыпанною солью голову).
- Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай!
- От хлеба-соли не отказываются.
Пословицы, загадки, поговорки про соль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект в подготовительной группе "Бабочки – красота и чудо природы!"
Долгосрочный проект в подготовительной группе "Бабочки – красота и чудо природы!"...
Проект на тему: "Бабочка-чудо природы"
Мы с детьми и родителями обследовали окрестности города и территории детского сада на наличие бабочек...
Проект "Цветы-чудо природы"
Тип проекта: информационно – творческий.Вид проекта: групповой.Интеграция образовательных областей: познавательная, социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, речевая.Продолжительность...
Паспорт проекта "Радуга - чудо природы"
Цель работы: узнать причину появления радуги, получить радугу в домашних условиях....
Презентация проекта "Радуга - чудо природы"
Цель работы: узнать причину появления радуги, получить радугу в домашних условиях....
Экологический проект "Чудо природы - вода"(1)
Экологический проект - 1...
Экологический проект "Это чудо природы-цветы"
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образован...