Экологический проект "Чудо природы - вода"(1)
проект (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида Туймазинский район с. Первомайское
Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Экологический проект «Чудо природы – вода»
в младше - средней группе
МБДОУ детский сад с. Первомайское
с. Первомайское
Паспорт проекта
- Вид проекта: экологический
- Продолжительность: средней длительности (январь – апрель)
- Автор проекта: воспитатель первой кв. категории Иванова О. В.
- Участники проекта: дети средней группы детского сада « Колосок» с. Первомайского.
- Актуальность темы: Гуляя на улице зимой воспитанников однажды заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?
- Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде; формирование бережного отношения к воде.
- Задачи проекта:
1. Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
2. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);
3. Дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды.
4. Уточнить значение воды для всего живого.
5. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
6. Воспитывать бережное отношение к воде.
Выстроили систему педагогического взаимодействия:
- Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Организованное обучение детей.
8. Предполагаемый результат:
- Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
- Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
- Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
- Воспитать бережное отношение к воде.
9. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии».
10.Формы обучения:
- Диагностика детей на начальном этапе и в конце работы по данному направлению;
- Занятия;
- Экскурсии;
- Продуктивная деятельность - экспериментирование, рисование, аппликация, ведение дневников наблюдений;
- Целевые прогулки;
- Игры: подвижные, дидактические, настольные;
- Организация труда в уголке природы;
- Экспериментирование и поисковая деятельность;
- Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т. д.;
- Художественное слово (потещки, пословицы, загадки, стихотворения, рассказы);
Почему мы выбрали именно этот проект? Потому что вода - одно из главных богатств на Земле.
Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.
Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.
От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для здоровья человека. Поэтому воду - наше главное богатство - ее надо беречь!
Наш проект мы назвали «Что за чудесница, водица - волшебница».
Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека.
В настоящее время многие детские сады занимаются экологическим воспитанием, выделяют для этого специальные комнаты, оборудованные под лаборатории. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях.
Почему была выбрана тема «Что за чудесница, водица - волшебница»? Да просто потому, что это заинтересовало самих воспитанников. Они сами заинтересовались: почему снег тает и превращается в воду, а вода превращается в лёд? Заинтересовал вопрос: какая же бывает вода? Нужна ли она? Вот и возникла проблема – почему так, а не иначе? И началось интересное, длительное путешествие, которое и вылилось в наш проект.
Закружилась наша карусель. А с чего начать? Начали с самого простого, но столь важного – жизнь зародилась в воде. Не имея лаборатории и специального оборудования как это объяснить детям, чтобы они поняли. Ведь недаром в одной мудрой китайской пословице говориться: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом, основой, на которой была построена вся наша деятельность.
Наш проект мы разделили на три этапа.
На первом подготовительном этапе мы вместе с детьми определили цели, задачи. Вместе обсудили ход проекта ( что именно будем делать), средства, возможности и предполагаемый результат. Чтобы реализовать проект, мы вместе с воспитанниками мы изучили познавательную и художественную литературу по теме, рассмотрели плакаты, связанные с объектом неживой природы - водой. Вместе с детьми составляли и создавали опыты, отгадывали загадки, читали стихи, рассказы о воде.
В беседах знакомились с водой, с её назначением. Из полученных знаний определили огромное значение воды в жизни всего живого.
На втором этапе началась практическая часть нашего исследовательского проекта. В ходе экспериментальной деятельности мы знакомились со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
Узнавали с детьми, в каком виде существует вода – экспериментировали с водой, паром, льдом, снегом.
Проводили множество опытов: превращение снега, льда в воду; доказали, что растения пьют воду; лёд легче воды; вода нужна растениям для роста и что вода даёт жизнь всему живому.
Ведь без неё не растут цветы, деревья; не может обходиться без воды и человек и животные.
Значение воды очень огромно. С детьми ходили на экскурсию в прачку, на кухню.
Вместе с детьми проводили наблюдения за сосульками, снегом, льдом на прогулке.
Интересными для детей были занятия: «Берегите воду», «Что мы знаем о воде?», «Снег и лёд», «Вода в природе», «Что за чудесница, водица – волшебница», «Тучи по небу бежали», «Сосульки на крыше», «Деревья в инее».
Помимо занятий и экспериментов мы провели большой цикл наблюдений «Вода в природе». Одним из наблюдений стало наблюдение за изморозью. Рассматривали деревья, растущие на территории детского сада.
После дождя провели наблюдение за «ручейками» на асфальте. Наблюдали за снежинками, за снегом, за льдом, за морозными узорами на стекле, за таянием сосулек, снега и все это зарисовывали, делали аппликацию.
На заключительном этапе мы провели итоговое занятие « Праздник воды».
В котором мы с детьми постарались рассказать всем о том, как важно охранять и заботиться о чистоте водоемов, которые находятся рядом с нами. Оформили агитационные плакаты о правильном поведении в природе, в том числе на берегу реки.
Организуя работу с детьми, старались, чтобы дети были не просто слушателями, наблюдателями, но и полноправными их участниками. Ребята сами делают выводы: бросил мусор в реку – загрязнил дом лягушек, рыб; убрал мусор на берегу – они здоровы; забыл полить комнатное растение – оно погибло по твоей вине. В группе для детей подготовлена выставка детской литературы, связанная с тематикой воды и водных ресурсов нашей планеты. Ребята с удовольствием отгадывали загадки, рисовали, слушали рассказы, читали стихи.
Такая целенаправленная работа обязательно принесет свои плоды - ребята будут заботливыми и будут бережно относиться к тому, что их окружает.
Полезная, нежная, просто безбрежная,
Жизнь нам дарящая, гордая, властная,
Холодная, жгучая, в гневе могучая.
В мир ты приходишь рекой, океанами,
В доме встречаешь открытыми кранами,
Каплей росы, что укрыла трава,
Слезным дождем, что нам шлют небеса.
Жизнь без тебя на Земле невозможна,
И будем действовать мы осторожно,
Чтоб сохранилась твоя чистота —
Незаменимая наша вода.
Вывод: в ходе реализации проекта воспитанники узнали многое о воде, об огромном значении воды, о свойствах воды. Мы добились результата – дети осмысленно, со знанием проблемы дефицита чистой воды, не пройдут мимо включенного крана. Не смогут бросить и пройти мимо мусора возле водоема и в сам водоем. Не сорвут растения, растущие в воде и вокруг водоемов. Будут бережно относиться к родникам. Вырастут экологически грамотными людьми.
Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь прежде чем изменить мир, начни изменять себя.
Проведя диагностику детей в начале и в конце работы над проектом, мы получили следующие результаты:
На начало года низкий уровень знаний детей: о состоянии воды в природе, участие детей в экспериментах, наблюдениях; воспитания бережного отношения к воде - составил 52%; а вот на конец года он уже составлял 10%, средний уровень - 20%, а на конец года повысился и составил – 48%. Высокий уровень на начало года было всего – 18%, а вот уже на конец – 42%, повышение составило 24%.
Продолжительность проекта составила четыре месяца: с января по апрель.
В работе были использованы методические разработки, а также составлены авторские конспекты, досугов, игры, художественные произведения.
Мы надеемся, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по окружающему миру Лаборатория неживой природы"Вода-волшебница""
Закрепить с детьми знания о свойствах воды,состоянии через опыты,игры,стихи,загадки,привлечение детей к познавательно-исследовательской деятельности....
экологическое занятие "Природа, климат и вода в информационную эру"
этот материал поможет вам в работе с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию...
Авторская разработка по экологическому воспитанию"Экологический куб"Природа мой дом"
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план , им уделяют все ребольше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе .Кажды...
Конспект НОД по экологическому воспитанию-"Круговорот воды в природе"
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старше-подготовительной группе На тему: «Круговорот воды в природе».Цель: расширять представления детей о свойствах воды.Задачи:1. Обучающие: по...
Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка" «В дружбе с природой»
Форма проведения: деловая играФорма проведения: круглый стол.Участники: родители, педагогиЦель: повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически...
Экологический проект «Круговорот воды в природе»
Закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года.Учить выдвигать гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.Развивать наблюдательность, интерес к природным...