Программа по экологии
методическая разработка по окружающему миру на тему
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования социально-экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию социально-экологических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.doc | 500 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа
"Школа социально-экологических наук".
по социально-экологическому воспитанию и
образованию дошкольников "Малышок"
Содержание программы:
- Пояснительная записка ____________________________________4
- Цели и задачи программы_________________________________8
- Особенности реализации программы.__________________10
- Планируемые результаты освоения детьми программы «Школа социально-экологических наук»_________________________________________________________15
- Формы представления результатов_____________________16
- Учебно - тематический план._____________________________18
- Методическое обеспечение.______________________________21
- Литература__________________________________________________22
“Любить природу – значит
любить Родину”
(М.Пришвин)
Пояснительная записка
Направленность программы.
Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой личности с творческим мышлением, со стремлением ко всему прекрасному. Индивидуальный подход - один из главных принципов современной педагогики. Ребенок – это субъект собственного развития. Однако следует учесть, что одновременно решается вопрос не только становления начал социально-экологической культуры у детей, но и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем социально-экологической культуры - важнейшее условие развития детей).
Программа социально-экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры поселка Яя является авторской и создана с учетом Федеральных государственных требований дошкольного образования. В её основе - годовой цикл народного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных и фольклорных праздников.
Проанализировав понятийный аппарат "Социально-Экологического воспитания" можно сделать вывод, что главной целью социально-экологического воспитания является формирование социально-экологической культуры - совокупностей социально-экологического сознания, социально-экологических чувств и социально-экологической деятельности. А социально-экологическая культура- это часть общей культуры личности. Поэтому ознакомление с природой является одним из средств, всестороннего развития и воспитания.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
От социально-экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее!
Объективная необходимость создания авторской программы "Школа социально-экологических наук" состоит из двух аспектов: теоретического и практического.
Теоретический аспект - это систематизация собственного методического опыта, экспериментальных данных, диагностического материала по социально-экологическому воспитанию старших дошкольников, полученному в ходе наблюдений, бесед с воспитанниками и их родителями.
Практический аспект - это создание единого воспитательно-образовательного пространства по социально-экологическому воспитанию в системе: ДОГ - семьи воспитанников - природоохранные организации.
Вышеперечисленные условия позволяют говорить о сложившихся необходимых и достаточных причинах разработки авторской программы по социально-экологическому воспитанию дошкольников в условиях конкретной ДОГ, её актуальности и педагогической целесообразности.
Новизна программы "Школа социально-экологических наук" в том, что понятие социально-экологического воспитание рассматривается через призму народных традиций и духовной культуры казачества. В основе построения программы, тематики занятий- годовой цикл народного календаря с использованием местных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных и фольклорных праздников.
Отличительные особенности данной программы
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Нами были рассмотрены и современные программы социально-экологического воспитания и образования дошкольников:
"Юный эколог" С. Николаевой, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников, программа Н. А. Рыжовой "Наш дом – природа" (1998), нацеленная на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Наряду с этим следует отметить, что в последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России по разработке программ социально-экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций.
Программа "Школа социально-экологических наук" ориентирована на системный, интегрированный подход в социально-экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.
Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, социально-экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Формирование основ социально-экологической культуры у детей — дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования социально-экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию социально-экологических знаний.
Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Цели и задачи программы.
Цель программы: Формирование у старших дошкольников начал социально-экологической культуры, подразумевающей сформированное социально-экологическое сознание, социально-экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия.
Задачи:
- Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.
- Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм. Знакомить с флорой и фауной Яйского района, как частицей природных богатств Кузбасса .
- Формировать у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.
- Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
- Использовать совместный труд родителей и детей на участках детского сада (уборка, строительство горок, посадка цветов, деревьев и т.д.), совместные турпоходы, организацию экологических, традиционных народных и православных праздников.
- Наблюдение, изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому, социальному воспитанию дошкольников.
- Сформированность у воспитанников позитивной жизненной доминанты, социально- нравственных представлений в соответствии с нормами человеческой морали; знакомство детей и их родителей с природоохранной деятельностью в поселке, районе и укрепление связей ДОГ и семьи в деле социально-экологического воспитания ребенка - одно из ведущих направлений программы "Школа социально-экологических наук"
Особенности реализации программы.
Структура программы:
Разработанные занятия, объединенные общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический цикл.
Каждый такой цикл, включает 2-3 "рабочих" занятия, экскурсию или тематическое интегрированное занятие (живопись, музыка, поэзия).
Сезонный блок (а их 4:осень, зима, весна, лето) обычно завершается (или открывается) праздником. Развлечением, театральной постановкой или кукольным спектаклем.
Структура занятий:
Разминка: игры или тренинги на развитие памяти, внимания, воображения, речи, мышления.
Основное занятие: игра, викторина, исследование, решение поставленной задачи в группах, презентация работы. Смена видов деятельности сопровождается, физминуткой.
Рефлексия.
Режим проведения занятий:
Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение и обобщение материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач.
- Блок "Яйские посиделки" - п.г.т.Яя!"
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с природными особенностями родного поселка, обобщение и систематизацию знаний детей о заповедных природных уголках района. Предусмотрено ознакомление с основными традициями земледельцев, связанными с празднованием Покрова. В этом блоке проходит первое занятие по теме здоровьесбережения: «Школа Здоровячка». В дальнейшем занятия этого цикла присутствуют в каждом блоке. Их наполняемость зависит от сезона и конкретных воспитательных задач, выдвигаемых педагогом на том или ином этапе работы по программе. Кроме того, в этом блоке рекомендовано проведение таких мероприятий, как:
Диагностика знаний детей о родном поселке.
Консультирование родителей о социально-экологическом воспитании в семье.
Экскурсия в парк.
Кукольный спектакль-сказка "Кто как к зиме готовится" ( в постановке взрослых и детей)
Выставка детских рисунков "Я люблю свой поселок!"
Тематическое интегрированное занятие "Батюшка Покров, не будь суров"
Организация семейного "капустника"
Оформление папки-передвижки "Осенние праздники. Отмечаем всей семьей"
- Блок "Знай, люби и сохраняй"
Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей об особенностях животного мира Кузбасса и Яйского района. Дать представления о климатических и погодных условиях нашего района. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса. Рекомендованы также такие виды работы, как:
Экологическая акция "Рождественский букет", "Кормушка"
Развлечение совместно с родителями "Как на масляной неделе"
Выпуск информационного буклета "Наш поселок в вопросах и ответах"
Конкурс социально-экологических рисунков-плакатов "Береги природу родного края!"
- Блок "Я - мыслитель"
Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Этот блок можно назвать «блоком проектов», так как именно эта форма организации работы с дошкольниками позволит привлечь к участию в исследовательской деятельности и родителей воспитанников. Темы проектов, как и вопросы, подлежащие исследованию, воспитатель подбирает индивидуально, с учетом подготовленности ребенка, его личностных качество, интересов, а так же пожеланий родителей.
- Блок "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!"
Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе занятий происходит ознакомление с традициями празднования Троицы, Яблочного Спаса -значимых не только православных, но и земледельческих праздников. Это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды работы, как:
Социально-Экологическая акция "Наша клумба".
Развлечение совместно с родителями "Берёзкины именины".
Выпуск информационного буклета "Будь здоров".
Конкурс экологических рисунков-плакатов "Наш дом-планета Земля!".
Экскурсия в церковь для освящения яблок.
"Семейный поход".
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.
Программа социально-экологического воспитания и образования "Школа социально-экологических наук" рассчитана на детей старшего, подготовительного к школе возраста- 5-7лет.
Сроки реализации программы.
Изложение материала рассчитано на один год и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по основам социально-экологических знаний.
Формы и режим занятий.
Занятия по программе "Школа социально-экологических наук" начинаются с третьей декады сентября месяца. Первые недели сентября - адаптационные, практические занятия с детьми не проводятся.
Для детей подготовительной группы занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 30 мин. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность.
Формы занятий, планируемых по каждой теме различны. Используются следующие формы занятий:
- Игра
- Беседа
- Экскурсия
- Конкурс
- Наблюдение
- Экспериментальная деятельность
- Акция
- Выставка
- Викторина
- Лабораторное занятие
- Открытое занятие
- Практическое занятие
- Презентация
Планируемые результаты освоения детьми
программы "Школа социально-экологических наук".
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К семи годам ребёнок:
- знает животный и растительный мир своего поселка, района. Владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Кемеровской области;
- проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям
- любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;
- стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;
- привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
- обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;
- знает природоохранные объекты в районе; “
- знаком с основными календарными народными и православными праздниками, относящиеся к труду и быту земледельцев: "Яблочный Спас", "Масленица", "Вербное Воскресенье", "Пасха", "Троица", "День Земли", "Шумят Сибирские Березки", "День птиц", "День посадки деревьев", "Всемирный день охраны окружающей среды".
Формы представления результатов:
- Уровень социально-экологических знаний у детей можно проверить различными способами: наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок, КВН, викторины и т.д.
- Оценка знаний об окружающем мире.
- Полнота знаний - соотношение объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала.
- Осознанность- степень осмысленности знаний и их применения в ситуации общения ребёнка с окружающим миром.
- Доказательность- умение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знания и опыт.
- Глубина- умение устанавливать связи и зависимости.
- Оценка отношения к окружающему миру.
- Осознанность, проявляющаяся в оценке объяснении своих и чужих поступков с позиции имеющихся социально-экологических представлений.
- Действительность, проявляющаяся в умении видеть состояние растения, животных, стремлении оказать необходимую помощь.
- Направленность, проявляющаяся в познавательном интересе к получению информации, в стремлении воспринимать красоту окружающего мира, в стремлении следовать социально -экологически обоснованным нормам и правилам.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
В ходе реализации программы "Школа социально-экологических наук" планируются следующие формы подведения итогов:
- Открытые занятия с элементами проектной деятельности. С социально-экологическими проектами воспитанники ДОГ.
- Социально-Экологические акции: "Мои добрые дела", "Земля", "Птичья столовая", "Первоцвет" и др.
- Социально-Экологические спектакли - "Не рвите цветы", "Репка", "Путешествие в зимний лес", "Как зима с весной встретились", "Путешествие в осенний лес", "Наши зеленные друзья".
- Выпуск социально-экологической газеты ДОГ "У сороки на хвосте-вести".
- Рисование на социально-экологическую тематику.
- Досуги, социально-экологические, народные праздники и т.п.
- Совместные занятия с детьми и родителями, походы, экскурсии
Учебно - тематический план.
Учебно-тематический план по программе "Школа социально-экологических наук"
№ п/п | Наименование разделов, блоков. | Темы. | Количество занятий. |
I блок. | "Яйские посиделки -п.г.т. Яя!" | Приметы осени. | 3 |
Наш парк. | 1 | ||
Батюшка Покров, не будь суров. | 4 | ||
Знакомые незнакомцы. | 2 | ||
Школа Здоровячка. | 2 | ||
10 |
№ п/п | Наименование разделов, блоков. | Темы. | Количество занятий. |
II блок. | "Знай, люби и сохраняй" | Животный мир нашего района. | 4 |
Рождественский букет. | 1 | ||
Птичья столовая. | 1 | ||
Что такое заповедник? | 4 | ||
Как на масляной неделе. | 1 | ||
Школа Здоровячка. | 3 | ||
12 |
№ п/п | Наименование разделов, блоков. | Темы. | Количество занятий. |
III блок. | " Я-мыслитель." | Живое-неживое. | 3 |
Верба-вербочка. | 1 | ||
Птичья столовая. | 2 | ||
Наши друзья-растения. | 1 | ||
Путешествие по сказкам. | 4 | ||
Это интересно знать. | 1 | ||
Школа Здоровячка. | 4 | ||
12 |
№ п/п | Наименование разделов, блоков. | Темы. | Количество занятий. |
IVблок. | «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!»
| Березкины именины. | 2 |
Волшебница-водица. | 2 | ||
Солнечный секрет. | 2 | ||
Ветер, ветер, ты могуч! | 3 | ||
Путешествие по сказкам. | 1 | ||
Яблочный Спас-яблочки припас. | 1 | ||
Школа Здоровячка. | 5 | ||
16 |
Итоговые занятия.
(январь) Зимний социально-экологический праздник с элементами театрализации;
(август) Социально-Экологический КВН "Мы защитники природы!";
В работе с дошкольниками по их социально-экологическому воспитанию и обучению рекомендован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. социализацию и экологизацию различных видов деятельности ребенка;
Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку;
предложенные материалы используется с учетом конкретных условий организации работы, индивидуальных особенностей воспитанников. Допускается избирательное использование материала, замена тех или иных видов работы на равнозначные по содержанию.
Методическое обеспечение.
1) Учебные и методические пособия по программе
(см. список литературы).
2) Материалы из опыта работы:
a) физкультминутки, загадки;
б) конспекты занятий;
в) экологические викторины;
г) социально-экологические досуги, праздники;
д) дидактические игры;
е) диагностические карты, анкеты;
ж) компьютерные презентации на темы: "Мой поселок", "Вода", "Воздух", "Заповедные места", "Песок", "Глина", "Советы для здоровья" и др.
Литература.
1. Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство" Санкт-Петербург "Детство-пресс" 2010 г. под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной.
2. Программа "Наш дом – природа" Блок занятий "Я и природа" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005
3. Программа "Наш дом – природа" Блок занятий "Волшебница вода" М., Линка-Пресс, 1997.
4. Программа "Наш дом – природа", Блок занятий "Воздух – невидимка" М., Линка-Пресс, 1997.
5. Программа "Наш дом – природа", "Что у нас под ногами" Блок занятий "Песок. Глина. Камни" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005
6. Программа "Наш дом – природа", "Почва – живая земля", Блок занятий "Почва" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005
7. Праздник волшебной воды. Дошкольное воспитание, №8, 1994.
8. В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
9. Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
10. В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, №8, 1995.
11. Предъявите экологический паспорт. Обруч, №2, 1997.
12. Законы природы на дачном участке. Обруч, №2, 1997.
13. Экологический проект "Дерево". Обруч, №2, 1997.
14. Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание, №7, 1997.
15. Знакомим детей с почвой. Дошкольное воспитание, №4, 1998.
16. Опыты с песком и глиной. Обруч, №2, 1998.
17. Программа "Наш дом – природа". Дошкольное воспитание, №7, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...
Программа по экологии "Путешествие в природу"
Программа направлена на познавательно-речевое развитие детей, доминирующей образовательной областью является «Познание». Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возр...
Программа по экологии
Экологическое воспитание- это более широкое, многогранное направление в дошкольной педагогике, оно ставит своей задачей не только знакомить детей с природой, и привитие к ней береж...
Рабочая программа по экологии "Юный эколог"
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
Рабочая программа по экологии "Юный эколог" в старшей и подготовительной группе
Разработана рабочая программа по экологии на год...
Программа по экологии "Юные экологи"
программа по дополнительному образованию, расчитанная на 2 года с детьми старшей и подготовительной группы....
Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог».
Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог». Воспитатель Т. Н. Бабинцева...