Проект "Русская изба"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Таланова Людмила Ивановна

Цель:  формирование представлений у детей о русском крестьянском быте, уважении к русской народной культуре.

Задачи:

1. Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названием и назначением.

2. Дать им представление об истории быта русского народа.

3. Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.

4. Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, трудолюбие).

5. Развивать чувственное познание и эстетическое восприятие красоты, окружающего мира предметов и быта.

6. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

7. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2.docx41.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русская изба»

Актуальность:

    Данный проект актуален потому что в настоящее время жители самых разных регионов нашей страны стали проявлять всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого.

     Если знакомить дошкольников с историей и культурой нашей родины, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Возрастная группа: вторая младшая.

Цель:  формирование представлений у детей о русском крестьянском быте, уважении к русской народной культуре.

Задачи: 

1. Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названием и назначением.

2. Дать им представление об истории быта русского народа.

3. Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.

4. Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, трудолюбие).

5. Развивать чувственное познание и эстетическое восприятие красоты, окружающего мира предметов и быта.

6. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

7. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс.

Срок реализации: 3месяца.

Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Вид проекта: исследовательский, творческий, долгосрочный.

Взаимодействие с социумом: сотрудники библиотеки.

В процессе реализации проекта прогнозируется:

- дети получат знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;

- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

- дети приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

- будут изготовлены некоторые предметы русской избы;

- будет создан мини-музей «Русская изба».

- воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

№ п/п

Мероприятия

Интеграция областей

Срок проведения

Ответственные

Практичес-кое прило-жение

I этап - целеполагание

1

Чтение сказки «По щучьему велению» (приобщать детей к русской культуре, учить следить за развитием сюжета, сопоставлять прочитанное с иллюстрациями, отвечать на вопросы по содержанию)

Речевое развитие

7.12.2015

Воспитатель

Книга с иллюстра-циями

2

Рассматривание иллюстраций в книгах с русскими народными сказками (учить внимательно рассматривать иллюстрации, вызвать эмоциональный отклик на рисунки)

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

декабрь 2015

Воспитатель

Книги на книжной полке

3

НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (знакомить с народной игрушкой, вызвать радость от рассматривания расписной игрушки, обратить внимание на узор на игрушке, учить выделять и называть отдельные элементы узора и их цвет)

Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

16.12.2015

Воспитатель

Альбом с дымковской росписью

4

Чтение потешек и колыбельных (учить внимательно слушать, понимать смысл, находить персонажей и фрагменты прочитанного на иллюстрациях)

Художественно-эстетическое развитие, познава-тельное развитие

декабрь 2015

Воспитатель

Книги на книжной полке

5

Чтение сказок (приобщать детей к русской культуре)

Социально-коммуникативное развитие

декабрь 2015

Воспитатель

Книги на книжной полке

II этап – разработка проекта

6

Изучение информации интернет-ресурсов

с 7.12.2015

Воспитатель

7

Оформление наглядного материала для родителей

декабрь 2015

Воспитатель

Папка-передвижка

8

Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба»

декабрь 2015

Воспитатель

9

Подбор экспонатов для будущего музея и изучения жизни на Руси

декабрь 2015

Воспитатель, родители

Экспонаты для музея

10

Создание альбомов с иллюстрациями о жизни на Руси для рассматривания детям

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

декабрь 2015

Воспитатель, родители

11

Наблюдение за созданием макетов мебели русской избы (печь, люлька, ухват, кочерга) (формирование интереса к жизни в старину, к старинным атрибутам, к народным ценностям)

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

декабрь 2015

Воспитатель

Коробки, краски, клей, бумага

12

Создание русских народных нарядов детям

Познавательное развитие

декабрь 2015

Родители

13

Создание сундука (рассматривание предметов старины, ознакомление детей с сундуком и его содержимым)

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

11.01.2016

Воспитатель

Экспонаты будущего музея

14

Совместное изготовление лоскутного одеяла в люльку (развитие тактильного восприятия, совместное составление одеяла, приобщение детей к созданию необходимых материалов)

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

12.01.2016

Воспитатель

Кусочки ткани

III этап – выполнение проекта

15

НОД: Аппликация «Украсим коврик» (учить располагать полоски чередуя их по цвету, закреплять умение намазывать клеем всю форму, развивать чувство ритма, воспитывать самостоятельность)

Художественно-эстетическое разви-тие, познавательное развитие)

11.01.2016

Воспитатель

Картинки ковриков русской избы

16

Физкультминутка «Самовар»

Речевое развитие, физическое развитие

январь 2016

Воспитатель

Самовар, баранки

17

Д/и «В русской избе» (продолжать расширять представления детей о русской избе и ее обстановке).

Социально-коммуникативное развитие

январь 2016

Воспитатель

Настольно-печатная игра

18

Беседа на тему: «Что такое русская изба?»

(познакомить детей с жилищем русского народа; расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке).

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

13.01.2016

Воспитатель

Альбом с иллюстраци-ями, слайды, проектор

19

НОД: Лепка «Ухват» (учить лепить предмет состоящий из двух частей, вылепленных из удлиненных кусков пластилина, закреплять умение раскатывать пластилин продольными движениями ладоней и соединять детали)

Художественно-эстетическое развитие

13.01.2016

Воспитатель

Ухват

20

НОД: Чтение художественной литературы «Гуси-лебеди» (познакомить со сказкой, вызвать желание послушать ее еще раз, отметить атрибуты старины)

Речевое развитие

14.01.2016

Воспитатель

Иллюстра-ции к сказке

21

Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта» (познакомить детей с предметами быта (стол, лавки,  люлька, сундук и др.), формировать представления о предметах домашнего обихода, их названиями и назначением).

Социально-коммуни-кативное развитие, познавательное развитие

14.01.2016

Воспитатель

Слайды и картинки

22

НОД: «Как печку топили» (дать детям представления о пользе и вреде огня, познакомить со свойствами огня, воспитывать чувство осторожности и самосохранения).

Социально-коммуни-кативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

15.01.2016

Воспитатель

Макет печки, щепки, спички, презентация «Печка»

23

П/и «Ручеек» (продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе)

Физическое развитие

январь-февраль 2016

Воспитатель

24

Игровая ситуация «Уложим дочку спать» (учить самостоятельно организовывать игру, продолжать знакомство с предметами русского быта, побуждать включать в игру пение колыбельных)

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

18.01.2016

Воспитатель

Люлька, кукла

25

НОД: Конструирование «Стол и лавочки» (постройка по образцу воспитателя, называя основные детали постройки и их цвета)

Художественно-эстетическое развитие

18.01.2016

Воспитатель

Лавочка, стол

26

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» (учить следить за развитием сюжета, сопоставлять прочитанное с иллюстрациями, прививать интерес к устному народному творчеству)

Речевое развитие

18.01.2016

Воспитатель

Книга с ил-люстрациями

27

Слушание русских народных песен (вызывать у детей интерес к музыке, желание подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения, вызвать положительные эмоции)

Художественно-эстетическое развитие

январь-февраль 2016

Воспитатель

Диски с музыкой

28

Беседа «В гости к бабушке Варварушке» (знакомить детей с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком, развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним).

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

19.01.2016

Воспитатель

Альбомы с иллюстраци-ями

29

НОД: Рисование «Украсим сарафан» (закреплять умение рисовать предметы состоящие из нескольких частей, проводить прямые линии в разных направлениях, отрабатывать умение рисования ватными палочками)

Художественно-эстетическое развитие

20.01.2016

Воспитатель

Картинки русского народного сарафана

30

Пальчиковая игра «У Маланьи»

Социально-коммуникативное развитие

январь 2016

Воспитатель

31

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам (вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунки, учить отражать в речи знания о русской избе и ее устройстве)

Социально-коммуни-кативное развитие, художественно-эстетическое развитие

январь-февраль 2016

Воспитатель

Книги из книжного уголка

32

Заучивание потешек (продолжать знакомить детей с культурой русского народа, формировать интерес к ней;  учить выразительно повторять текст).

Речевое развитие

январь 2016

Воспитатель

Книги на книжной полке

33

НОД: «Старинная русская игрушка» (дать детям представление о том, чем в старину играли)

Познавательное развитие

22.01.2016

Воспитатель

Иллюстра-ции, слайды

34

Рассматривание иллюстраций к любимым сказкам (побуждать детей пересказывать отдельные эпизоды наиболее понравившихся сказок, развивать связную речь)

Речевое развитие

22.01.2016

Книги с ил-люстрациями, дидактичес-кие игры по сказкам

35

Загадки о предметах быта (закреплять знания детей о предметах русского быта; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь.)

Познавательное развитие, речевое развитие

25.01.2016

Воспитатель

36

НОД: Аппликация «Изба» (учить располагать полоски – «бревна» друг за другом, сверху располагать крышу, закреплять умение намазывать клеем всю форму, воспитывать самостоятельность)

Художественно-эстетическое развитие

25.01.2016

Воспитатель

Рисунок избы

37

Слушание и пение колыбельных (учить пропевать мелодии по образцу, без напряжения, развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма)

Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие

январь-февраль 2016

Воспитатель

Музыкаль-ные произ-ведения

38

НОД: Лепка «Бусы» (закреплять умение лепить предметы округлой формы, упражнять в приемах прикрепления на основу, закреплять знание основных цветов)

Художественно-эстетическое развитие

27.01.2016

Воспитатель

Настоящие бусы

39

Игра-забава «Карусель» (учить детей кружить в парах, тройках, держась за руки, обогащать двигательный опыт; развивать вестибулярный аппарат, координацию движений)

Физическое развитие

27.01.2016

Воспитатель

Зонт с лентами

40

НОД: Чтение художественной литературы «Лиса и заяц» (познакомить детей со сказкой, помочь понять смысл произведения)

Речевое развитие

28.01.2016

Воспитатель

Картонный театр «Лиса и заяц»

41

Работа с иллюстрированными альбомами (расширять представления детей о жизни на Руси, закреплять название предметов старины)

Речевое развитие, познавательное развитие

28.01.2016

Воспитатель

Альбомы с иллюстраци-ями

42

Д/и «Составь лоскутное одеяло» (развивать творческие способности детей посредством формирования их познавательных интересов о лоскутной мозаике)

Познавательное развитие

ферваль 2016

Воспитатель

Дидактическая игра

43

НОД: «Хозяйкины помощники» (показ детям предметов обихода – коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской и др., рассказ об их предназначении)

Познавательное развитие

29.01.2016

Воспитатель

44

Чтение русской народной сказки «Петух и лиса» (продолжать учить следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы по содержанию сказки, обогащать словарный запас)

Речевое развитие

29.01.2016

Воспитатель

45

Наблюдение за изготовлением тряпичной куклы (формировать интерес к народной игрушке, дать представление о возможности изготовления игрушки своими руками; развивать игровые умения детей)

Познавательное развитие

01.02.2016

Воспитатель

Кукла

46

НОД: Конструирование «Лесенка к избушке» (обучать детей накладыванию детали одну на другую, прикладывать друг к другу, формировать умение детей правильно называть детали конструктора : кирпичик, кубик.

Художественно-эстетическое развитие

01.02.2016

Воспитатель

Схема и рисунок лесенки

47

С/р игра «Приготовим угощенье всем на удивление» ( формировать игровые умения детей, учить объединять несколько взаимосвязанных действий в единый сюжет; учить играть вместе, развивать диалогическую речь)

Социально-коммуникативное развитие

02.02.2016

Воспитатель

Наборы посуды, продуктов

48

НОД: Рисование «Украсим кокошник» (учить детей сочетать округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями, закреплять умение отжимать лишнюю краску о край банки, развивать самостоятельность и творчество)

Художественно-эстетическое развитие

03.02.2016

Воспитатель

Кокошники, книга с русскими народными костюмами

49

Варежковый театр «Колобок» (продолжать учить следить за развитием сюжета, учить высказывать свои впечатления об увиденном)

Речевое развитие

03.02.2016

Воспитатель

Варежковый театр

50

Физкультминутка «Матрешки»

Физическое развитие

февраль 2016

Воспитатель

51

Инсценировка сказки «Теремок» (поддерживать интерес к театрализованной деятельности, учить сопровождать движения речью и песенками, передавать характер героев).

Речевое развитие

04.02.2016

Воспитатель

Маски героев сказки

52

НОД: «Русские народные музыкальные инструменты» (познакомить детей с музыкальными инструментами (бубен, ложки, колокольчик, трещотка) и их звучанием; вызвать у детей эмоциональную отзывчивость на звучание русских народных музыкальных инструментов и интерес к народному творчеству)

Художественно-эстетическое развитие

05.02.2016

Воспитатель

Бубен, ложки, трещотки, колокольчик

53

П/и «Сова» (развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ, учить двигаться легко, свободно; воспитывать выдержку, внимание, проявлять творчество).

Физическое развитие

февраль

Воспитатель

54

Заучивание потешки «Как у нашего кота» (Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой)

Речевое развитие

08.02.2016

Воспитатель

Игрушка кошка

55

НОД: Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло» (создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков, освоение понятия часть и целое)

Художественно-эстетическое развитие

08.02.2016

Воспитатель

Лоскутное одеяло

56

Показ сказки «Волк и семеро козлят» (приобщение к народному творчеству, учить передавать образ персонажа в мимике и интонации, пополнять словарь)

Речевое развитие

09.02.2016

Воспитатель

Театр деревянных фигурок

57

НОД: Лепка «Баю-бай, засыпай» (моделирование образов спящих детей, лепка в стиле пеленашек: туловище – овал, голова – шар)

Художественно-эстетическое развитие

10.02.2016

Воспитатель

Запеленован-ная кукла

58

Д/и «Составь узор (по мотивам дымковской росписи)» (учить детей составлять узоры из элементов дымковской росписи, формировать способности к творческому созданию и комбинированию элементов в композиции).

Познавательное развитие

февраль

Воспитатель

Дидактическая игра

59

НОД: Заучивание потешки «Петушок» (помочь детям запомнить текст, учить выразительно, читать его)

Речевое развитие

11.02.2016

Воспитатель

Фигурка петушка

60

Подпевание частушек (учить подпевать мелодии по образцу, без напряжения, развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма)

Художественно-эстетическое развитие

январь-февраль 2016

Воспитатель

Музыкаль-ные произ-ведения

61

НОД: «Освещение жилища на Руси» (формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться; дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня)

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

12.02.2016

Воспитатель

Альбом с иллюстрациями, свечка, масляная лампа

62

Чтение русских народных сказок (продолжать знакомить с произведениями русского народного творчества, отвечать на вопросы по содержанию сказки, побуждать проговаривать отдельные слова и фразы из сказок)

Речевое развитие

февраль 2016

Воспитатель

Книги на книжной полке

63

НОД: Конструирование «Заборчик для садика Матрешки» (учить ставить кирпичик на длинную узкую грань, потом на короткую узкую и так чередуя по кругу кирпичики)

Художественно-эстетическое развитие

15.02.2016

Воспитатель

Иллюстра-ции с забо-ром

64

Театрализованная игра «Танцы под русские народные песни» (развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения)

Художественно-эстетическое развитие

февраль 2016

Воспитатель

65

Рассматривание альбома с декоративно-прикладным творчеством (учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя)

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

16.02.2016

Воспитатель

Альбомы декоративно-прикладного исскуства

66

С/р игра «Семья»: «Уложим деток спать» (учить самостоятельно организовывать игру, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, развивать сюжет на основе имеющихся знаний и опыта, побуждать включать колыбельные в игру)

Социально-коммуникативное развитие

16.02.2016

Воспитатель

67

П/и «Огуречик, огуречик» (учить выполнять игровые действия, развивать ловкость, скорость).

Физическое развитие

февраль

Воспитатель

68

НОД: Рисование «Колобок покатился по дорожке» (создание образа колобка на основе круга или овала, дорожки - на основе волнистой линии)

Художественно-эстетическое развитие

17.02.2016

Воспитатель

Иллюстра-ции сказки «Колобок»

69

Создание игровой ситуации для развития самостоятельной игровой деятельности детей (формировать навыки самостоятельной игры, разнообразие действий, умение вступать в диалог с воспитателем, детьми, воспитывать доброжелательные отношения)

Социально-коммуникативное развитие

18.02.2016

Воспитатель

70

НОД: «На бабушкином подворье» (развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных и птицах, научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных домашних животных и домашнюю птицу, сформировать представление о том какая от них польза).

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

19.02.2016

Воспитатель

Фигурки и картинки домашних птиц и животных

IV этап – подведение итогов

71

НОД: Аппликация «Матрешка для мамы» (учить аккуратно наклеивать детали аппликации, развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира)

Художественно-эстетическое развитие

22.02.2016

Воспитатель

Матрешки

72

Систематизация собранной информации

февраль

Воспитатель

73

Оформление мини-музея «Русская изба в группе с детьми и родителями»

24-26 февраля

Воспитатели, дети, родители

Презентация мини-музея «Русская изба»

74

Создание огорода на окне «У бабули в огороде»

Познавательное развитие

24-26 февраля

Воспитатель

75

Итоговое мероприятие: развлечение «В гости к бабушке»

Художественно-эстетическое развитие

29 февраля 2016

Воспитатели, музыкальный руководитель

     Выводы: 

     Долгосрочный проект «Русская изба» был успешно реализован. Были выполнены исследовательские и творческие задачи. Дети активно и заинтересованно принимали участие в реализации проекта.

     Активную деятельность проявили и родители, они ответственно сотрудничали в создании альбомов, подборе материалов, средств для знакомства детей со старинной и создания мини-музея, оснащении развивающей среды.

     Активное сотрудничество и помощь проявили сотрудники библиотеки в подборе исторического материала о традициях, быте русского народа.

     Исходя из реализованного проекта и полученных результатов, можно сделать вывод о том, что у детей  сформировались представления о русском крестьянском быте, устройстве русской избы.

     В процессе работы над проектом были реализованы все поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...