Проект "Русская изба"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Цель: формирование представлений у детей о русском крестьянском быте, уважении к русской народной культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названием и назначением.
2. Дать им представление об истории быта русского народа.
3. Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.
4. Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, трудолюбие).
5. Развивать чувственное познание и эстетическое восприятие красоты, окружающего мира предметов и быта.
6. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
7. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2.docx | 41.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Русская изба»
Актуальность:
Данный проект актуален потому что в настоящее время жители самых разных регионов нашей страны стали проявлять всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого.
Если знакомить дошкольников с историей и культурой нашей родины, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Возрастная группа: вторая младшая.
Цель: формирование представлений у детей о русском крестьянском быте, уважении к русской народной культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названием и назначением.
2. Дать им представление об истории быта русского народа.
3. Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.
4. Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, трудолюбие).
5. Развивать чувственное познание и эстетическое восприятие красоты, окружающего мира предметов и быта.
6. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
7. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс.
Срок реализации: 3месяца.
Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Вид проекта: исследовательский, творческий, долгосрочный.
Взаимодействие с социумом: сотрудники библиотеки.
В процессе реализации проекта прогнозируется:
- дети получат знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
- дети приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
- будут изготовлены некоторые предметы русской избы;
- будет создан мини-музей «Русская изба».
- воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
№ п/п | Мероприятия | Интеграция областей | Срок проведения | Ответственные | Практичес-кое прило-жение |
I этап - целеполагание | |||||
1 | Чтение сказки «По щучьему велению» (приобщать детей к русской культуре, учить следить за развитием сюжета, сопоставлять прочитанное с иллюстрациями, отвечать на вопросы по содержанию) | Речевое развитие | 7.12.2015 | Воспитатель | Книга с иллюстра-циями |
2 | Рассматривание иллюстраций в книгах с русскими народными сказками (учить внимательно рассматривать иллюстрации, вызвать эмоциональный отклик на рисунки) | Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие | декабрь 2015 | Воспитатель | Книги на книжной полке |
3 | НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (знакомить с народной игрушкой, вызвать радость от рассматривания расписной игрушки, обратить внимание на узор на игрушке, учить выделять и называть отдельные элементы узора и их цвет) | Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие | 16.12.2015 | Воспитатель | Альбом с дымковской росписью |
4 | Чтение потешек и колыбельных (учить внимательно слушать, понимать смысл, находить персонажей и фрагменты прочитанного на иллюстрациях) | Художественно-эстетическое развитие, познава-тельное развитие | декабрь 2015 | Воспитатель | Книги на книжной полке |
5 | Чтение сказок (приобщать детей к русской культуре) | Социально-коммуникативное развитие | декабрь 2015 | Воспитатель | Книги на книжной полке |
II этап – разработка проекта | |||||
6 | Изучение информации интернет-ресурсов | с 7.12.2015 | Воспитатель | ||
7 | Оформление наглядного материала для родителей | декабрь 2015 | Воспитатель | Папка-передвижка | |
8 | Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба» | декабрь 2015 | Воспитатель | ||
9 | Подбор экспонатов для будущего музея и изучения жизни на Руси | декабрь 2015 | Воспитатель, родители | Экспонаты для музея | |
10 | Создание альбомов с иллюстрациями о жизни на Руси для рассматривания детям | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | декабрь 2015 | Воспитатель, родители | |
11 | Наблюдение за созданием макетов мебели русской избы (печь, люлька, ухват, кочерга) (формирование интереса к жизни в старину, к старинным атрибутам, к народным ценностям) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | декабрь 2015 | Воспитатель | Коробки, краски, клей, бумага |
12 | Создание русских народных нарядов детям | Познавательное развитие | декабрь 2015 | Родители | |
13 | Создание сундука (рассматривание предметов старины, ознакомление детей с сундуком и его содержимым) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | 11.01.2016 | Воспитатель | Экспонаты будущего музея |
14 | Совместное изготовление лоскутного одеяла в люльку (развитие тактильного восприятия, совместное составление одеяла, приобщение детей к созданию необходимых материалов) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | 12.01.2016 | Воспитатель | Кусочки ткани |
III этап – выполнение проекта | |||||
15 | НОД: Аппликация «Украсим коврик» (учить располагать полоски чередуя их по цвету, закреплять умение намазывать клеем всю форму, развивать чувство ритма, воспитывать самостоятельность) | Художественно-эстетическое разви-тие, познавательное развитие) | 11.01.2016 | Воспитатель | Картинки ковриков русской избы |
16 | Физкультминутка «Самовар» | Речевое развитие, физическое развитие | январь 2016 | Воспитатель | Самовар, баранки |
17 | Д/и «В русской избе» (продолжать расширять представления детей о русской избе и ее обстановке). | Социально-коммуникативное развитие | январь 2016 | Воспитатель | Настольно-печатная игра |
18 | Беседа на тему: «Что такое русская изба?» (познакомить детей с жилищем русского народа; расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке). | Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие | 13.01.2016 | Воспитатель | Альбом с иллюстраци-ями, слайды, проектор |
19 | НОД: Лепка «Ухват» (учить лепить предмет состоящий из двух частей, вылепленных из удлиненных кусков пластилина, закреплять умение раскатывать пластилин продольными движениями ладоней и соединять детали) | Художественно-эстетическое развитие | 13.01.2016 | Воспитатель | Ухват |
20 | НОД: Чтение художественной литературы «Гуси-лебеди» (познакомить со сказкой, вызвать желание послушать ее еще раз, отметить атрибуты старины) | Речевое развитие | 14.01.2016 | Воспитатель | Иллюстра-ции к сказке |
21 | Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта» (познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.), формировать представления о предметах домашнего обихода, их названиями и назначением). | Социально-коммуни-кативное развитие, познавательное развитие | 14.01.2016 | Воспитатель | Слайды и картинки |
22 | НОД: «Как печку топили» (дать детям представления о пользе и вреде огня, познакомить со свойствами огня, воспитывать чувство осторожности и самосохранения). | Социально-коммуни-кативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие | 15.01.2016 | Воспитатель | Макет печки, щепки, спички, презентация «Печка» |
23 | П/и «Ручеек» (продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе) | Физическое развитие | январь-февраль 2016 | Воспитатель | |
24 | Игровая ситуация «Уложим дочку спать» (учить самостоятельно организовывать игру, продолжать знакомство с предметами русского быта, побуждать включать в игру пение колыбельных) | Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие | 18.01.2016 | Воспитатель | Люлька, кукла |
25 | НОД: Конструирование «Стол и лавочки» (постройка по образцу воспитателя, называя основные детали постройки и их цвета) | Художественно-эстетическое развитие | 18.01.2016 | Воспитатель | Лавочка, стол |
26 | Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» (учить следить за развитием сюжета, сопоставлять прочитанное с иллюстрациями, прививать интерес к устному народному творчеству) | Речевое развитие | 18.01.2016 | Воспитатель | Книга с ил-люстрациями |
27 | Слушание русских народных песен (вызывать у детей интерес к музыке, желание подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения, вызвать положительные эмоции) | Художественно-эстетическое развитие | январь-февраль 2016 | Воспитатель | Диски с музыкой |
28 | Беседа «В гости к бабушке Варварушке» (знакомить детей с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком, развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним). | Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие | 19.01.2016 | Воспитатель | Альбомы с иллюстраци-ями |
29 | НОД: Рисование «Украсим сарафан» (закреплять умение рисовать предметы состоящие из нескольких частей, проводить прямые линии в разных направлениях, отрабатывать умение рисования ватными палочками) | Художественно-эстетическое развитие | 20.01.2016 | Воспитатель | Картинки русского народного сарафана |
30 | Пальчиковая игра «У Маланьи» | Социально-коммуникативное развитие | январь 2016 | Воспитатель | |
31 | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам (вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунки, учить отражать в речи знания о русской избе и ее устройстве) | Социально-коммуни-кативное развитие, художественно-эстетическое развитие | январь-февраль 2016 | Воспитатель | Книги из книжного уголка |
32 | Заучивание потешек (продолжать знакомить детей с культурой русского народа, формировать интерес к ней; учить выразительно повторять текст). | Речевое развитие | январь 2016 | Воспитатель | Книги на книжной полке |
33 | НОД: «Старинная русская игрушка» (дать детям представление о том, чем в старину играли) | Познавательное развитие | 22.01.2016 | Воспитатель | Иллюстра-ции, слайды |
34 | Рассматривание иллюстраций к любимым сказкам (побуждать детей пересказывать отдельные эпизоды наиболее понравившихся сказок, развивать связную речь) | Речевое развитие | 22.01.2016 | Книги с ил-люстрациями, дидактичес-кие игры по сказкам | |
35 | Загадки о предметах быта (закреплять знания детей о предметах русского быта; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь.) | Познавательное развитие, речевое развитие | 25.01.2016 | Воспитатель | |
36 | НОД: Аппликация «Изба» (учить располагать полоски – «бревна» друг за другом, сверху располагать крышу, закреплять умение намазывать клеем всю форму, воспитывать самостоятельность) | Художественно-эстетическое развитие | 25.01.2016 | Воспитатель | Рисунок избы |
37 | Слушание и пение колыбельных (учить пропевать мелодии по образцу, без напряжения, развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма) | Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие | январь-февраль 2016 | Воспитатель | Музыкаль-ные произ-ведения |
38 | НОД: Лепка «Бусы» (закреплять умение лепить предметы округлой формы, упражнять в приемах прикрепления на основу, закреплять знание основных цветов) | Художественно-эстетическое развитие | 27.01.2016 | Воспитатель | Настоящие бусы |
39 | Игра-забава «Карусель» (учить детей кружить в парах, тройках, держась за руки, обогащать двигательный опыт; развивать вестибулярный аппарат, координацию движений) | Физическое развитие | 27.01.2016 | Воспитатель | Зонт с лентами |
40 | НОД: Чтение художественной литературы «Лиса и заяц» (познакомить детей со сказкой, помочь понять смысл произведения) | Речевое развитие | 28.01.2016 | Воспитатель | Картонный театр «Лиса и заяц» |
41 | Работа с иллюстрированными альбомами (расширять представления детей о жизни на Руси, закреплять название предметов старины) | Речевое развитие, познавательное развитие | 28.01.2016 | Воспитатель | Альбомы с иллюстраци-ями |
42 | Д/и «Составь лоскутное одеяло» (развивать творческие способности детей посредством формирования их познавательных интересов о лоскутной мозаике) | Познавательное развитие | ферваль 2016 | Воспитатель | Дидактическая игра |
43 | НОД: «Хозяйкины помощники» (показ детям предметов обихода – коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской и др., рассказ об их предназначении) | Познавательное развитие | 29.01.2016 | Воспитатель | |
44 | Чтение русской народной сказки «Петух и лиса» (продолжать учить следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы по содержанию сказки, обогащать словарный запас) | Речевое развитие | 29.01.2016 | Воспитатель | |
45 | Наблюдение за изготовлением тряпичной куклы (формировать интерес к народной игрушке, дать представление о возможности изготовления игрушки своими руками; развивать игровые умения детей) | Познавательное развитие | 01.02.2016 | Воспитатель | Кукла |
46 | НОД: Конструирование «Лесенка к избушке» (обучать детей накладыванию детали одну на другую, прикладывать друг к другу, формировать умение детей правильно называть детали конструктора : кирпичик, кубик. | Художественно-эстетическое развитие | 01.02.2016 | Воспитатель | Схема и рисунок лесенки |
47 | С/р игра «Приготовим угощенье всем на удивление» ( формировать игровые умения детей, учить объединять несколько взаимосвязанных действий в единый сюжет; учить играть вместе, развивать диалогическую речь) | Социально-коммуникативное развитие | 02.02.2016 | Воспитатель | Наборы посуды, продуктов |
48 | НОД: Рисование «Украсим кокошник» (учить детей сочетать округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями, закреплять умение отжимать лишнюю краску о край банки, развивать самостоятельность и творчество) | Художественно-эстетическое развитие | 03.02.2016 | Воспитатель | Кокошники, книга с русскими народными костюмами |
49 | Варежковый театр «Колобок» (продолжать учить следить за развитием сюжета, учить высказывать свои впечатления об увиденном) | Речевое развитие | 03.02.2016 | Воспитатель | Варежковый театр |
50 | Физкультминутка «Матрешки» | Физическое развитие | февраль 2016 | Воспитатель | |
51 | Инсценировка сказки «Теремок» (поддерживать интерес к театрализованной деятельности, учить сопровождать движения речью и песенками, передавать характер героев). | Речевое развитие | 04.02.2016 | Воспитатель | Маски героев сказки |
52 | НОД: «Русские народные музыкальные инструменты» (познакомить детей с музыкальными инструментами (бубен, ложки, колокольчик, трещотка) и их звучанием; вызвать у детей эмоциональную отзывчивость на звучание русских народных музыкальных инструментов и интерес к народному творчеству) | Художественно-эстетическое развитие | 05.02.2016 | Воспитатель | Бубен, ложки, трещотки, колокольчик |
53 | П/и «Сова» (развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ, учить двигаться легко, свободно; воспитывать выдержку, внимание, проявлять творчество). | Физическое развитие | февраль | Воспитатель | |
54 | Заучивание потешки «Как у нашего кота» (Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой) | Речевое развитие | 08.02.2016 | Воспитатель | Игрушка кошка |
55 | НОД: Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло» (создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков, освоение понятия часть и целое) | Художественно-эстетическое развитие | 08.02.2016 | Воспитатель | Лоскутное одеяло |
56 | Показ сказки «Волк и семеро козлят» (приобщение к народному творчеству, учить передавать образ персонажа в мимике и интонации, пополнять словарь) | Речевое развитие | 09.02.2016 | Воспитатель | Театр деревянных фигурок |
57 | НОД: Лепка «Баю-бай, засыпай» (моделирование образов спящих детей, лепка в стиле пеленашек: туловище – овал, голова – шар) | Художественно-эстетическое развитие | 10.02.2016 | Воспитатель | Запеленован-ная кукла |
58 | Д/и «Составь узор (по мотивам дымковской росписи)» (учить детей составлять узоры из элементов дымковской росписи, формировать способности к творческому созданию и комбинированию элементов в композиции). | Познавательное развитие | февраль | Воспитатель | Дидактическая игра |
59 | НОД: Заучивание потешки «Петушок» (помочь детям запомнить текст, учить выразительно, читать его) | Речевое развитие | 11.02.2016 | Воспитатель | Фигурка петушка |
60 | Подпевание частушек (учить подпевать мелодии по образцу, без напряжения, развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма) | Художественно-эстетическое развитие | январь-февраль 2016 | Воспитатель | Музыкаль-ные произ-ведения |
61 | НОД: «Освещение жилища на Руси» (формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться; дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня) | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | 12.02.2016 | Воспитатель | Альбом с иллюстрациями, свечка, масляная лампа |
62 | Чтение русских народных сказок (продолжать знакомить с произведениями русского народного творчества, отвечать на вопросы по содержанию сказки, побуждать проговаривать отдельные слова и фразы из сказок) | Речевое развитие | февраль 2016 | Воспитатель | Книги на книжной полке |
63 | НОД: Конструирование «Заборчик для садика Матрешки» (учить ставить кирпичик на длинную узкую грань, потом на короткую узкую и так чередуя по кругу кирпичики) | Художественно-эстетическое развитие | 15.02.2016 | Воспитатель | Иллюстра-ции с забо-ром |
64 | Театрализованная игра «Танцы под русские народные песни» (развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения) | Художественно-эстетическое развитие | февраль 2016 | Воспитатель | |
65 | Рассматривание альбома с декоративно-прикладным творчеством (учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя) | Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие | 16.02.2016 | Воспитатель | Альбомы декоративно-прикладного исскуства |
66 | С/р игра «Семья»: «Уложим деток спать» (учить самостоятельно организовывать игру, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, развивать сюжет на основе имеющихся знаний и опыта, побуждать включать колыбельные в игру) | Социально-коммуникативное развитие | 16.02.2016 | Воспитатель | |
67 | П/и «Огуречик, огуречик» (учить выполнять игровые действия, развивать ловкость, скорость). | Физическое развитие | февраль | Воспитатель | |
68 | НОД: Рисование «Колобок покатился по дорожке» (создание образа колобка на основе круга или овала, дорожки - на основе волнистой линии) | Художественно-эстетическое развитие | 17.02.2016 | Воспитатель | Иллюстра-ции сказки «Колобок» |
69 | Создание игровой ситуации для развития самостоятельной игровой деятельности детей (формировать навыки самостоятельной игры, разнообразие действий, умение вступать в диалог с воспитателем, детьми, воспитывать доброжелательные отношения) | Социально-коммуникативное развитие | 18.02.2016 | Воспитатель | |
70 | НОД: «На бабушкином подворье» (развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных и птицах, научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных домашних животных и домашнюю птицу, сформировать представление о том какая от них польза). | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | 19.02.2016 | Воспитатель | Фигурки и картинки домашних птиц и животных |
IV этап – подведение итогов | |||||
71 | НОД: Аппликация «Матрешка для мамы» (учить аккуратно наклеивать детали аппликации, развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира) | Художественно-эстетическое развитие | 22.02.2016 | Воспитатель | Матрешки |
72 | Систематизация собранной информации | февраль | Воспитатель | ||
73 | Оформление мини-музея «Русская изба в группе с детьми и родителями» | 24-26 февраля | Воспитатели, дети, родители | Презентация мини-музея «Русская изба» | |
74 | Создание огорода на окне «У бабули в огороде» | Познавательное развитие | 24-26 февраля | Воспитатель | |
75 | Итоговое мероприятие: развлечение «В гости к бабушке» | Художественно-эстетическое развитие | 29 февраля 2016 | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Выводы:
Долгосрочный проект «Русская изба» был успешно реализован. Были выполнены исследовательские и творческие задачи. Дети активно и заинтересованно принимали участие в реализации проекта.
Активную деятельность проявили и родители, они ответственно сотрудничали в создании альбомов, подборе материалов, средств для знакомства детей со старинной и создания мини-музея, оснащении развивающей среды.
Активное сотрудничество и помощь проявили сотрудники библиотеки в подборе исторического материала о традициях, быте русского народа.
Исходя из реализованного проекта и полученных результатов, можно сделать вывод о том, что у детей сформировались представления о русском крестьянском быте, устройстве русской избы.
В процессе работы над проектом были реализованы все поставленные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"
Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"
Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....