1. Обсуждение реального события | - Здравствуйте ребята! Я недавно побывала в лаборатории, которая находится в городе Екатеринбурге. Вы знаете, что такое лаборатория? Верно, в лаборатории проводят исследования, опыты и эксперименты. А вы знаете, люди, какой профессии там работают? Ученые – исследователи. Я наблюдала за тем, как они проводят исследования и эксперименты, могу вам рассказать и показать. - А может вы сами хотели бы стать исследователями? Я предлагаю вам вместе со мной пройти в нашу лабораторию.
| - воспитатель знакомится с детьми - инициирует общее обсуждение - эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание - задает вопросы, стимулирующие процесс мышления
| - отвечают на вопросы - рассказывают - объясняют | - эмоционально – положительный настрой - речевая активность - возникновение интереса - включение детей в совместную деятельность |
|
2. Планирование совместной деятельности | - Но сначала необходимо надеть спецодежду. Для чего нам нужны халаты, шапочки и очки? Напомню правила безопасности: каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другим, запрещается пробовать вещества на вкус. - Ну вот, мы готовы, приглашаю всех за столы. Перед вами два мешочка. Возьмите каждый мешочек по очереди и исследуйте их, что вы чувствуете? Вы можете определить, что, в каком мешочке лежит? Опишите, какой на ощупь каждый мешочек. Что в каждом из них находится, как вы думаете? - Совершенно верно – вещество сыпучее и мелкое.
| - задает вопросы, стимулирующие к активной постановке цели - стимулирует к принятию предложения - эмоционально включает в действие
| - выражают свое мнение по вопросу - принимают предложение - дети присаживаются за столы - активно включаются в деятельность - высказывают свои предположения - активно отвечают на вопросы
| - закрепление правил безопасности - развитие любознательной инициативы детей - эмоциональное принятие предложения
|
|
3. Практическая деятельность
| - Предлагаю вам, проверить, что в них, и правильно ли вы определили их содержимое на ощупь. Высыпьте содержимое каждого мешочка в отдельную тарелочку. Рассмотрите и скажите, правы вы были или нет. Какой мы можем сделать вывод? Да, очень трудно определить на ощупь через ткань, что в мешочках. Почему? - А вы знаете, почему сахар называют – сахарный песок? Из чего состоят эти вещества? Какой из этого сможем сделать вывод? - Совершенно верно, песок и сахар состоят из крупинок, песчинок. - Ребята, мы с вами нашли сходство, а сейчас попробуем найти отличия. Возьмите лупы и рассмотрите крупинки каждого вещества, обратите внимание на их форму. В чем отличие между крупинками сахара и песка? Чтобы уточнить, возьмите и пальчиками прощупайте по несколько крупинок и песчинок. Что чувствуете? Делаем вывод: крупинки сахара похожи на кристаллики, они острые, а у песка песчинки гладкие. Крупинки сахара крупнее, чем у песка. - Ребята, вы знаете, что произойдет с сахаром и песком, если смешать с водой? Налейте в прозрачный стакан воды, добавьте ложку сахара и размешайте. Что произошло? Совершенно верно – он растворился. - Как вы думаете, песок тоже растворится? Давайте проверим. Возьмите другой прозрачный стакан и повторите те же действия. Что произошло? - Какой можно сделать вывод? Да, совершенно верно сахар растворяется в воде, песок не растворяется, а оседает. - Ребята, какой эксперимент мы можем еще провести? Есть предложения? Посмотрите, на ваш набор исследователя, на столе находятся маленькие формочки, предлагаю проверить, держат эти вещества форму или нет. - Скажите, пожалуйста, песок всегда держит форму? Конечно, чтобы песок держал форму, он должен быть сырым. Ребята, а сахар может держать форму, если в него добавить воды? Хотите узнать? В оставшийся песок и сахар добавьте воду в одинаковом количестве и перемешайте. Сколько воды нужно налить, как вы думаете? Да, не много, а почему? Переложите массу в отдельные формочки, представьте, что вы в песочнице делаете «куличики», используйте подложку. Что у вас получилось? - А почему так получилось? Совершенно верно, песок мокрый держит форму, а сахарный «куличик» разваливается. Почему? Сахар растворяется, он растворимый. - Имеют ли запах эти вещества? Понюхайте, сначала сахар, потом песок. Делаем вывод: песок имеет запах, сахар – не имеет запах. У песка запах становится сильнее при смешивании с водой. - Ребята, скажите, пожалуйста, можно эти вещества употреблять в пищу? Конечно, песок не употребляем, он относится к природным материалам. В природе он уже в готовом виде, нужно только его собрать, а вот сахар изготавливают, и он относится к пищевым продуктам. Вы знаете, из чего делают сахар? Какие блюда из них можно приготовить? | - четко озвучивает инструкции по проведению экспериментов - задает вопросы, стимулирующие к активной постановке цели - эмоционально включает в действие - наблюдает за действиями детей, корректирует - развивает познавательные функции у детей - активизирует у детей любознательность
| - активно участвуют в практической деятельности - выражают собственные мысли по вопросу - активное обсуждение происходящего во время экспериментов - выдвигают свои предположения - делают выводы - эмоционально – положительно реагируют на любой результат - правильно используют предметы – помощники - соблюдают правила безопасности - проявляют аккуратность в работе
| - сформировано представление детей о свойствах песка и сахара - знают сходства и отличия между этими веществами - обогащение словаря - элементарные аналитические умения - познавательная активность на высоком уровне - умение общаться с взрослыми и сверстниками
|
|
4. Постановка проблемного вопроса
| - Ребята, а где используют песок? Совершенно верно, для игр в песочницах, сейчас делают цветной песок для творчества, в строительстве, для укладки дорог, для изготовления стекла. Где мы можем увидеть много песка? Верно в пустыне или на пляже, дно некоторых водоемов тоже может быть покрыто песком. - Почему вода держится в большом количестве на поверхности и не впитывается в песок? Кто – ни будь может сказать? Хотите узнать, почему так происходит?
| - задает вопросы, стимулирующие процесс мышления - активизирует у детей любознательность - принятие приглашения к дальнейшей работе
| - выражают свое мнение по вопросу - предположения детей по поводу возникших вопросов - активно проявляют любознательность | - обогащение словаря - проявление любознательности - активизация речи - проявление знаний и предположений
|
|
5. Получение новых знаний
| - Предлагаю провести следующий эксперимент. Подойдите, пожалуйста, к емкости с водой (центр воды и песка). Дно покрыто толстым слоем песка, наливаем аккуратно немного воды, чтобы покрыло песок. Посмотрите, вода ушла в песок. Сейчас добавляем еще воды. Посмотрите, что происходит? Вода остается на поверхности песка. Как вы думаете, почему? Верно, песок пропускает воду, но не всю, вода склеивает песчинки между собой, и лишней воде некуда деваться. Песчинки – это очень твердые частицы, поэтому не впитывают в себя воду.
| - эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание и деятельность - активизирует внимание и любознательность -формирует представление о свойстве песка - проницаемость | - выражают свое мнение по вопросу - активно проявляют любознательность - дети проявляют внимательность и сосредоточенность - проявляют положительную эмоциональность от увиденного и от своего участия | - познавательное общение -самостоятельные умозаключения - изложение различных точек зрения - проявление любознательности |
|
6. Сопоставление результатов исследования
| - Ребята, давайте вспомним результаты наших исследований и сделаем вывод. Расскажите, что вы сегодня узнали. Совершенно верно. Песок и сахарный песок одинаковы на ощупь, состоят из мелких частиц – крупинок и песчинок, их объединяет одно свойство – сыпучесть. Сахар имеет свойство растворяться в воде, песок не растворяется. Песок пропускает небольшое количество воды, воду не впитывает, потому что состоит из твердых частиц. Песок имеет запах, сахар – нет. Оба вещества осязаемы и видимы. Сахар применяется в пищу, песок – нет.
| - активизирует процесс мышления путем вопросов - активизирует процесс умозаключения - активизирует речь - с уважением принимает все предположения - демонстрирует картинки
| - активно включаются в общение - активизация знаний - объясняют - анализируют - делают выводы - знакомятся с картинками | -проявление процесса мышления и умственных способностей -активное участие в подведении итогов - самостоятельное умозаключение - представление о символах, обозначающих свойства - сформировано представление о веществах |
|
7. Работа в подгруппах: оформление стенда
| - Ребята, мы сегодня очень хорошо поработали. Как вы думаете, получились из нас ученые - исследователи? Почему? Я с вами полностью согласна, мы провели необходимые опыты, сделали выводы, мы были настоящими исследователями. - Вы хотели бы рассказать об этом своим друзьям? Я предлагаю вам оформить «веревочную» ширму, разделитесь на две команды. - Одна команда с одной стороны ширмы развешивает, используя прищепки те картинки и символы, которые относятся к свойствам песка. Вторая команда выполняет те же действия, но о свойствах сахара. Эту ширму вы сможете показать своим друзьям и рассказать о каждом свойстве. - К сожалению, мне пора с вами прощаться. Большое спасибо, мне понравилось с вами работать. До свидания.
| - знакомит с стендом - инициирует обсуждение - вовлекает детей в совместную деятельность - вводит элемент новизны - предлагает использовать прищепки - организует, советует - проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов - наблюдает за детьми во время выполнения задания | - рассказывают, объясняют - анализируют - обсуждают иллюстративный материал - делают выбор - активно включаются в совместную со сверстниками деятельность - оформляют стенд - дети осуществляют контроль (взаимоконтроль)
| - умеют проводить самоанализ - самостоятельная деятельность детей - применение приобретенных знаний - проявление интереса к предстоящей деятельности - правильное расположение картинок на стенде - принимают замечания друг друга в ходе работы - уважительное взаимоотношение |
|