Технологическая карта НОД "Интересные исследования"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Мошкова Марина Леонидовна

Ребенка интересует все: космос, история Земли, динозавры, и др. Детям нравится находиться в центре поиска и исследований, постоянно задают вопросы. Дети хотят получать информацию, знания, так и появилась идея удовлетворить любопытство детей посредством познавательно-исследовательской деятельносьти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конструкт НОД71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «Интересные исследования»

Возрастная группа: дети от 6 до 7 лет.

Форма НОД: Занятие-исследование.

Форма организации: подгрупповая.

Средства:

раздаточный материал (приложение 1): набор тематических картинок (песок и сахар под микроскопом, строительные работы, изображение стекла, добыча песка, сахарный тростник, сахарная свекла, продукты питания с добавлением сахара);

набор картинок – символов (приложение 2) (сыпучий – не сыпучий, растворимый – не растворимый, используется в пищу – не используется, имеет – не имеет запаха, видимый – не видимый, держит – не держит форму, осязаемый);

экспериментально – исследовательский набор (приложение 3) на каждого ребенка: мешочки – 2 шт. на каждого ребенка (сахар и песок), бутылочка с теплой водой, ложечки, одноразовая креманка – 2 шт., пластиковый прозрачный стакан – 2 шт., подложка, маленькие формочки – 2 шт., лупа;

специальная – одежда (приложение 4): белый халат с эмблемой на каждого ребенка, одноразовая шапочка, защитные очки;

оборудование (приложение 5): емкость для игр с водой и песком, детские ведра для воды или бутылки из - под молока, стол для каждого ребенка, «веревочная» ширма с прищепками.

ЗАДАЧИ образовательной программы

1. Актуализировать знания детей о профессии – ученый – исследователь

2. Закрепить представления детей о свойствах веществ: песок и сахар.

3. Формировать у детей умение сравнивать, обобщать, делать умозаключения и выводы.

4. Развивать мышление, самостоятельность, активизировать речь.

5. Развивать любознательно-познавательную активность.

6.Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу при совместной деятельности и эмоционально – положительное отношение к любому результату эксперимента.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1. Дети проявляют познавательную активность.

2. Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

3.Дети проявляют положительные эмоции и чувства при достижении поставленной цели.

4. Дети обладают положительными личностными качествами: целеустремленностью, аккуратность, усидчивость.

Этапы

деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия детей,

выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1. Обсуждение реального события

- Здравствуйте ребята! Я недавно побывала в лаборатории, которая находится в городе Екатеринбурге.  Вы знаете, что такое лаборатория? Верно, в лаборатории проводят исследования, опыты и эксперименты. А вы знаете, люди, какой профессии там работают? Ученые – исследователи. Я наблюдала за тем, как они проводят исследования и эксперименты, могу вам рассказать и показать.

- А может вы сами хотели бы стать исследователями? Я предлагаю вам вместе со мной пройти в нашу лабораторию.

- воспитатель знакомится с детьми

- инициирует общее обсуждение

 - эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание

- задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

- отвечают на вопросы

- рассказывают

- объясняют

- эмоционально – положительный настрой

- речевая активность

- возникновение интереса

- включение детей в совместную деятельность

2. Планирование

совместной деятельности

- Но сначала необходимо надеть спецодежду. Для чего нам нужны халаты, шапочки и очки? Напомню правила безопасности: каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другим, запрещается пробовать вещества на вкус.

- Ну вот, мы готовы, приглашаю всех за столы. Перед вами два мешочка. Возьмите каждый мешочек по очереди и исследуйте их, что вы чувствуете? Вы можете определить, что, в каком мешочке лежит? Опишите, какой на ощупь каждый мешочек. Что в каждом из них находится, как вы думаете?

- Совершенно верно – вещество сыпучее и мелкое.

- задает вопросы, стимулирующие к активной постановке цели

- стимулирует к принятию предложения

- эмоционально включает в действие

- выражают свое мнение по вопросу

- принимают предложение

- дети присаживаются за столы

- активно включаются в деятельность

- высказывают свои предположения

- активно отвечают на вопросы

- закрепление правил

безопасности

- развитие любознательной инициативы детей

- эмоциональное принятие предложения

3. Практическая деятельность

   - Предлагаю вам, проверить, что в них, и правильно ли вы определили их содержимое на ощупь. Высыпьте содержимое каждого мешочка в отдельную тарелочку. Рассмотрите и скажите, правы вы были или нет. Какой мы можем сделать вывод? Да, очень трудно определить на ощупь через ткань, что в мешочках. Почему?

- А вы знаете, почему сахар называют – сахарный песок?

Из чего состоят эти вещества? Какой из этого сможем сделать вывод?

- Совершенно верно, песок и сахар состоят из крупинок, песчинок.

 - Ребята, мы с вами нашли сходство, а сейчас попробуем найти отличия. Возьмите лупы и рассмотрите крупинки каждого вещества, обратите внимание на их форму. В чем отличие между крупинками сахара и песка? Чтобы уточнить, возьмите и пальчиками прощупайте по несколько крупинок и песчинок. Что чувствуете? Делаем вывод: крупинки сахара похожи на кристаллики, они острые, а у песка песчинки гладкие. Крупинки сахара крупнее, чем у песка.

- Ребята, вы знаете, что произойдет с сахаром и песком, если смешать с водой? Налейте в прозрачный стакан воды, добавьте ложку сахара и размешайте. Что произошло? Совершенно верно – он растворился.

- Как вы думаете, песок тоже растворится? Давайте проверим. Возьмите другой прозрачный стакан и повторите те же действия. Что произошло?

- Какой можно сделать вывод? Да, совершенно верно сахар растворяется в воде, песок не растворяется, а оседает.

- Ребята, какой эксперимент мы можем еще провести? Есть предложения? Посмотрите, на ваш набор исследователя, на столе находятся маленькие формочки, предлагаю проверить, держат эти вещества форму или нет.

- Скажите, пожалуйста, песок всегда держит форму? Конечно, чтобы песок держал форму, он должен быть сырым. Ребята, а сахар может держать форму, если в него добавить воды?   Хотите узнать? В оставшийся песок и сахар добавьте воду в одинаковом количестве и перемешайте. Сколько воды нужно налить, как вы думаете? Да, не много, а почему?  Переложите массу в отдельные формочки, представьте, что вы в песочнице делаете «куличики», используйте подложку. Что у вас получилось?

- А почему так получилось? Совершенно верно, песок мокрый держит форму, а сахарный «куличик» разваливается. Почему? Сахар растворяется, он растворимый.

- Имеют ли запах эти вещества? Понюхайте, сначала сахар, потом песок. Делаем вывод: песок имеет запах, сахар – не имеет запах. У песка запах становится сильнее при смешивании с водой.

- Ребята, скажите, пожалуйста, можно эти вещества употреблять в пищу? Конечно, песок не употребляем, он относится к природным материалам. В природе он уже в готовом виде, нужно только его собрать, а вот сахар изготавливают, и он относится к пищевым продуктам. Вы знаете, из чего делают сахар? Какие блюда из них можно приготовить?

- четко озвучивает инструкции по проведению экспериментов

- задает вопросы, стимулирующие к активной постановке цели

- эмоционально включает в действие

- наблюдает за действиями детей, корректирует

- развивает познавательные функции у детей

- активизирует у детей любознательность

- активно участвуют в практической деятельности

- выражают собственные мысли по вопросу

- активное обсуждение происходящего во время экспериментов

- выдвигают свои предположения

- делают выводы

- эмоционально – положительно реагируют на любой результат

 - правильно используют предметы – помощники

- соблюдают правила безопасности

- проявляют аккуратность в работе

- сформировано представление детей

 о свойствах песка и сахара

- знают сходства и отличия между этими веществами

- обогащение словаря

- элементарные аналитические умения

- познавательная активность на высоком уровне

- умение общаться с взрослыми и сверстниками

4.

Постановка проблемного вопроса

 - Ребята, а где используют песок? Совершенно верно, для игр в песочницах, сейчас делают цветной песок для творчества, в строительстве, для укладки дорог, для изготовления стекла. Где мы можем увидеть много песка? Верно в пустыне или на пляже, дно некоторых водоемов тоже может быть покрыто песком.

- Почему вода держится в большом количестве на поверхности и не впитывается в песок? Кто – ни будь может сказать?  Хотите узнать, почему так происходит?

- задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

- активизирует у детей любознательность

- принятие приглашения к дальнейшей работе

- выражают свое мнение по вопросу

- предположения детей по поводу возникших вопросов

- активно проявляют любознательность

- обогащение словаря

- проявление любознательности

- активизация речи

- проявление знаний и предположений

5. Получение новых знаний

         - Предлагаю провести следующий эксперимент. Подойдите, пожалуйста, к емкости с водой (центр воды и песка). Дно покрыто толстым слоем песка, наливаем аккуратно немного воды, чтобы покрыло песок. Посмотрите, вода ушла в песок. Сейчас добавляем еще воды. Посмотрите, что происходит? Вода остается на поверхности песка. Как вы думаете, почему?  Верно, песок пропускает воду, но не всю, вода склеивает песчинки между собой, и лишней воде некуда деваться. Песчинки – это очень твердые частицы, поэтому не впитывают в себя воду.

- эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание и деятельность

- активизирует внимание и любознательность

-формирует представление о свойстве песка - проницаемость

- выражают свое мнение по вопросу

- активно проявляют любознательность

- дети проявляют внимательность и сосредоточенность

- проявляют положительную эмоциональность от увиденного и от своего участия

- познавательное общение

-самостоятельные умозаключения

- изложение различных

точек зрения

- проявление любознательности

6.

Сопоставление результатов исследования

- Ребята, давайте вспомним результаты наших исследований и сделаем вывод. Расскажите, что вы сегодня узнали. Совершенно верно. Песок и сахарный песок одинаковы на ощупь, состоят из мелких частиц – крупинок и песчинок, их объединяет одно свойство – сыпучесть. Сахар имеет свойство растворяться в воде, песок не растворяется. Песок пропускает небольшое количество воды, воду не впитывает, потому что состоит из твердых частиц. Песок имеет запах, сахар – нет. Оба вещества осязаемы и видимы. Сахар применяется в пищу, песок – нет.

- активизирует процесс мышления путем вопросов

- активизирует процесс умозаключения

- активизирует речь

- с уважением принимает все предположения

- демонстрирует картинки

- активно включаются в общение

- активизация знаний

- объясняют

- анализируют

- делают выводы

- знакомятся с картинками

-проявление процесса мышления и умственных способностей

-активное участие в подведении итогов

- самостоятельное умозаключение

- представление о символах, обозначающих свойства

- сформировано представление о веществах

7.

Работа в подгруппах: оформление стенда

- Ребята, мы сегодня очень хорошо поработали. Как вы думаете, получились из нас ученые - исследователи? Почему? Я с вами полностью согласна, мы провели необходимые опыты, сделали выводы, мы были настоящими исследователями.

- Вы хотели бы рассказать об этом своим друзьям? Я предлагаю вам оформить «веревочную» ширму, разделитесь на две команды.

- Одна команда с одной стороны ширмы развешивает, используя прищепки те картинки и символы, которые относятся к свойствам песка. Вторая команда выполняет те же действия, но о свойствах сахара. Эту ширму вы сможете показать своим друзьям и рассказать о каждом свойстве.

- К сожалению, мне пора с вами прощаться. Большое спасибо, мне понравилось с вами работать. До свидания.

- знакомит с стендом

- инициирует обсуждение

- вовлекает детей в совместную деятельность

- вводит элемент новизны

- предлагает использовать прищепки

- организует, советует

- проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов

- наблюдает за детьми во время выполнения задания

- рассказывают, объясняют

- анализируют

- обсуждают иллюстративный материал

- делают выбор

- активно включаются в совместную со сверстниками деятельность

- оформляют стенд

- дети осуществляют контроль (взаимоконтроль)

 - умеют проводить самоанализ

- самостоятельная деятельность детей

- применение приобретенных знаний

- проявление интереса к предстоящей деятельности

-  правильное расположение картинок на стенде

- принимают замечания друг

 друга в ходе

работы

- уважительное взаимоотношение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»

Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности.  Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни...