открытое занятие по теме "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy_ekolyata_3.docx | 122.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Грицовский ЦО им. Д.С Сидорова»
Интегрированное занятие для детей 3-5 лет
на тему:
«Зимующие птицы»
Воспитатели: Гришкина Н.В.
Жарикова Р.Н.
Пояснительная записка
Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование и переключение детей на различные виды деятельности в течение занятия, помогает удерживать внимание детей, это повышает эффективность занятия, снимается утомляемость и перенапряжение, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. На занятии интегрированного характера происходит частая смена динамических поз. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Во время занятия применяются разнообразные виды детской деятельности, такие как прослушивание художественной литературы, и музыкальных произведений, элементы театральной деятельности, продуктивный вид деятельности –аппликация.
При подготовке к занятию проводилась предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке за птицами, беседы, чтение художественной литературы о зимующих птицах, игры на развитие внимания, зрительной памяти. Рассматривались иллюстрации зимующих птиц. Разучивались пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?», хороводная игра: «Воробей». Учитывая особенности мышления и восприятия детей дошкольного возраста, на занятии используется большое количество разнообразного наглядного материала и он распределен так, что дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.
Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников.
Цель:
- уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах.
- формировать экологическую культуру у детей;
- прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней
Задачи:
- Воспитательная: воспитывать интерес к деятельности; вызывать эмоциональный отклик. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, любовь к природе и птицам. Воспитание любви и заботы к птицам. Формирование нравственно-эстетических чувств к природе. воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам; воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.
- Развивающая: развивать воображение, любознательность, память и мышление детей; повышать речевую активность детей; развивать умение отвечать на вопросы; развивать зрительное восприятие.
- Образовательная: Уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, о питании. Закрепить строение птиц. Формировать умения и навыки наблюдения за птицами. Обогатить словарный запас детей словами - Шалун, Тихоня, Умница, Елочка
Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная, холодная, снежная. Уточнить и расширить словарь по теме. Закрепить представления о характерных признаках зимы. Совершенствование грамматического строя речи. Обогащение и активизация словаря по теме. Систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Методы воспитания и обучения: пояснение, показ, похвала, рассматривание иллюстраций, художественное слово, сравнение, анализ, сюрпризный момент, игровая ситуация, дидактическая игра, создание ситуации успеха.
Принципы воспитания и обучения:
- традиционные: принцип наглядности, доступности, сознательности и активности;
- развивающего обучения: принцип деятельности, взаимодействие со сверстниками и педагогом; интеграции (реализация в игровой, речевой, познавательной деятельности).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат: дети принимают заинтересованное участие в образовательном процессе; используют вербальные и невербальные средства общения; способны решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту; овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Нормативно-правовая основа:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред.
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.
Список литературы:
- Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-64с.
- Соломенникова О. А. Занятия по ознакомлению с природой во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-64с.
- . Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 80 с.
Материалы и оборудование: разрезные картинки, иллюстрации с изображением птиц, семена, клей – карандаш, обручи, шапочки с изображением птиц, лепбук «Зимующие птицы».
Связь НОД с другими образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
План:
1. Организационный момент
2. Мотивационно-целевой
3. Закрепление знаний
4. Подведение итогов занятия
Ход занятия:
Дети заходят в музыкальный зал и приветствуют гостей.
Игровое упражнение «Улыбка».
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Мы приглашаем вас в гости к своим верным друзьям. Вы пройдете по волшебной тропинке, в конце которой вас ждет сюрприз. Но чтобы до него дойти нужно очень постараться. Если вы готовы, тогда в путь.
(Дети под музыку «Гимн Эколят» подходят к героям «Эколята»: Шалун, Умница, Елочка, Тихоня. Дети рассматривают «героев», делают предположения о том, кто это)
Воспитатель: Ребята, а это наши друзья- Эколята. Эколята - это малыши-желуди и их подружка Елочка. Они родились в лесу, знают про него всё и о тех, кто в нём живёт. У них много друзей, а главные из них-птицы. Они берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут нам ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её, и много расскажут о птицах. Итак, давайте знакомиться.
Умница - в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет. Для встречи с вами Умница приготовила несколько разноцветных конвертов:
(На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц (снегирь – в красном конверте, синица – в желтом конверте, воробей – в коричневом конверте, голубь– в черном конверте).
Воспитатель: Интересно узнать, что там внутри? Тогда скорее их откроем. Предлагаю открыть сначала красный конверт. Как вы думаете, ребята, почему конверт был красный? Это подсказка нам, и высыпаем разрезанную картинку с изображением снегиря. Предложить детям старшей группы собрать целую картинку. Также с остальными конвертами.
Воспитатель: Что у вас получилось? А как называются птицы, которых вы собрали?
(ответы детей).
Воспитатель: А одним словом, как назвать этих птиц?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, зимующие. Почему они так называются – зимующие?
(ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились со сложным заданием!
Воспитатель: Знакомьтесь это, братишка Умницы-желудь Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Шалун все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик. Для встречи с вами Шалун передал нам следующее задание: загадать загадки о птицах.
1.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика (Синица).
- Кто это?
-Что вы знаете о ней? (Птица лесная, но зимой перебирается ближе к людям).
- Чем питается синица? (Зимой птица ест все: хлеб, зерна, сало, крупу).
Воспитатель: синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
2.Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(Снегири)
Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.
Дети отвечают на вопросы:
- Чем питаются снегири? (Питаются снегири семенами, почками растений и ягодами, из которых выклевывают семечки, птенцов они тоже кормят растительными кормами, насекомых в пищу яркие птицы почти не употребляют)
Воспитатель: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
3.Собирает он проворно
Горстью брошенные зерна,
И гнездится под карнизом
Наш любимый… (Голубь сизый)
Дети отвечают на вопросы:
- Голубь по размеру меньше или больше воробья?
- Чем питаются голуби? (Питается семенами растений, зерновыми культурами).
- Могут ли голуби передавать письма?
Воспитатель: голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе.
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами слушали рассказ про зимующих птиц, наши птички спрятались. Надо их найти (на магнитной доске спрятаны птицы, только лишь часть птички видно, надо по части определить целое. Спрятаны - синица, воробей, сорока, голубь, снегирь.) Молодцы, и с этим заданием справились. Теперь Шалун предлагает немного поиграть.
П/и «Бездомная птичка»
Воспитатель: Тихоня, младший брат-желудь, он носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит птиц, и всячески им помогает, особенно зимой. Птицам зимой и холодно, и голодно. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. Что же сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
( Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается? (ответы детей, лэпбук).
Воробьи – любят зернышки и хлебные крошки.
Синицы – питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство - это сало.
Снегири – едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
Голуби- питаются зернышками, хлебными крошками.
Воспитатель: Какие вы, умницы. А ещё Тихоня предлагает превратиться в его любимую птичку-синичку.
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица,
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок,
(прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень,
(прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири
(прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень!
(прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: мы познакомились с вами с лесными жителями, малышами–желудями - двумя братиками и сестренкой. А вы знаете, что у них есть подруга? Это веселая и общительная Ёлочка. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём. Ёлочка знает много стихов и рассказов о природе и предлагает нам послушать один из них.
Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам пережить лютую зиму.
Вам понравился рассказ?
- Как звали девочку и мальчика? ( Маша и Витя)
- Кого они нашли? (воробья)
- Как они помогли воробью? (положили в рукавичку и отнесли домой)
- Что сделал Витя? (кормушку)
- А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птичкам)
- А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)
- А как вы думаете, ребята сделали хороший поступок? (да)
Воспитатель: Зимующих птиц обязательно надо подкармливать, чтобы в морозы они не замерзли от холода (воспитатель показывает детям кормушку).
Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
Предлагаю выбрать из предметов, которые разложены на подносе (конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь) те которые можно положить в кормушку.
Воспитатель: у нас на участке висят кормушки, на прогулку мы возьмем семечек и насыплем в кормушки. А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Подвижная игра «Найди пару». Каждому ребенку одевается шапочка с изображением птицы. Звучит музыка. Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару.
(После игры, дети садятся за столы, на которых разложены заготовки для изготовления «пряников»: вырезанные круги из плотной бумаги небольшого диаметра, ленточка, клей-карандаш, различные семечки, пшено)
Совместная деятельность старших и младших детей, где старшие детям помогают младшим.
Воспитатель: Я предлагаю сделать нам самим угощение для птиц, в виде пряников. Перед вами лежат заготовки пряников. Мы их намажем клеем и выложим на них различные семечки и семена. Обратите внимание, что ленточка к прянику уже привязана, она нужна чтобы повесить пряник на веточку. Все пряник готов (показать образец)
Итог занятия.
Воспитатель:
- О каких птицах мы сегодня говорили? (о зимующих).
- Какие это птицы, давайте вспомним (голубь, сорока, воробей, синица).
- Чем нужно кормить птиц зимой и куда насыпать корм? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы. Предлагаю наши пряники взять с собой, когда пойдем на прогулку и развесим на деревья, на нашем участке.
Все птички, которые прилетят к нашим кормушкам, скажут вам спасибо за вашу доброту.
Воспитатель: нам очень понравились ваши угощения для птиц. Они очень обрадуются и скажут вам спасибо! Вы справились со всеми заданиями Эколят и они приготовили вам сюрприз (корзина с угощениями).
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Нам лениться не годится
Помните, ребята –
Руку в помощь протяни и природу сохрани!
Лес — богатство и краса — береги свои леса.
Скажите, пожалуйста, одним словом, мы должны наш лес …. (беречь!)
Воспитатель: на этом занятие закончено (дети выходят из зала под гимн Эколят).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"
Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».
В рамках дошкольного учреждения все педагоги нашего сада подготовили и провели показ открытых занятий Мною было показано интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром. Дети узнали м...
Конспект открытого занятия "Весенние заботы птиц"
занятия проводится для родителей воспитанников...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».
Конспект открытого занятияпо ознакомлению с окружающим миромво второй младшей группе.Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»....
Конспект открытого занятия "Имя твоё-птица в руке"
Конспект открытого занятия "Имя твоё - птица в руке" разработан для проведения с детьми в подготовительной группе. ...
Открытое занятие "Птицы зимой. Семечки для птиц"
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное", "Художественно-эстетическое творчество", "Физическое развитие"....
конспект открытого занятия "Почему летают птицы?"
Цель: Формирование у детей представления о птицах, как о живых существах со своими особенностями.Задачи:Задачи:Рассмотреть строение тела птицы, отметить наличие крыльев, хвоста, разных видов пер...