НОД познавательной направленности "Муравьиная семейка"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
«Организация образовательного процесса
в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
включение детей в познавательную деятельность»
Аникьева Светлана Петровна,
воспитатель
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 16 «Тополек»
г. Енисейск
2016 г.
Пояснительная записка
Занятие на тему «Муравьиная семейка» разработано для детей 3-4 лет в рамках КТП «Скоро лето».
Характеристика группы: В группе 23 воспитанника. Есть дети, которым только будет 4 года и есть, которым уже давно 4 года.
В группе мальчиков 12, девочек 11. Внимание у детей неустойчивое. Большинство детей хотят заниматься интересными делами, но не все и не всегда умеют сами их находить. Воспитанники могут создавать конструкции из различных материалов по собственному замыслу, удерживая их функциональное назначение. Взаимодействие друг с друг происходит пока по инициативе взрослого, дети отвечают на вопросы, отзываются на просьбы, умеют попросить о помощи. Проявляют готовность посочувствовать, пожалеть. Объекты природы интересны детям как объекты для игры, а не познания. Обсуждая различные события (явления природы) пытаются находить и приводить самостоятельные аргументы. Умеют выделять характерные свойства объектов и явлений.
Образовательная работа с детьми осуществляется по общеобразовательной программе дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек».
Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие построено на основе имеющегося детского опыта)
• Принцип активности (поддерживаются детские интересы и инициативы)
• Принцип доступности (соответствует возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности (образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослого и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка)
Тип занятия: интегрированное.
Цель занятия: Расширение представлений об объектах живой природы (муравей), формирование доброжелательного отношения к ним.
Задачи:
· Активизировать собственный опыт детей, создавая ситуации, где возникает диалог, в ходе которого дети узнают друг от друга что-то новое для себя; создавать ситуации принятия собственных решений, выбора.
· Налаживать игровое познавательное взаимодействие со взрослым и сверстниками.
· Поддерживать интерес к совместной деятельности, направлять внимание детей друг на друга.
· Создавать условия для овладения детьми приемами группировки, нахождения общего и отличного;
· Создавать ситуации для освоения способов соединения деталей для создания целостной конструкции.
· Активизировать проявление эмоциональных состояний и отношений к происходящему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovr.urok_2016_anikeva_s.p._.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация образовательного процесса
в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
включение детей в познавательную деятельность»
Аникьева Светлана Петровна,
воспитатель
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 16 «Тополек»
г. Енисейск
2016 г.
Пояснительная записка
Занятие на тему «Муравьиная семейка» разработано для детей 3-4 лет в рамках КТП «Скоро лето».
Характеристика группы: В группе 23 воспитанника. Есть дети, которым только будет 4 года и есть, которым уже давно 4 года.
В группе мальчиков 12, девочек 11. Внимание у детей неустойчивое. Большинство детей хотят заниматься интересными делами, но не все и не всегда умеют сами их находить. Воспитанники могут создавать конструкции из различных материалов по собственному замыслу, удерживая их функциональное назначение. Взаимодействие друг с друг происходит пока по инициативе взрослого, дети отвечают на вопросы, отзываются на просьбы, умеют попросить о помощи. Проявляют готовность посочувствовать, пожалеть. Объекты природы интересны детям как объекты для игры, а не познания. Обсуждая различные события (явления природы) пытаются находить и приводить самостоятельные аргументы. Умеют выделять характерные свойства объектов и явлений.
Образовательная работа с детьми осуществляется по общеобразовательной программе дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек».
Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие построено на основе имеющегося детского опыта)
• Принцип активности (поддерживаются детские интересы и инициативы)
• Принцип доступности (соответствует возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности (образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослого и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка)
Тип занятия: интегрированное.
Цель занятия: Расширение представлений об объектах живой природы (муравей), формирование доброжелательного отношения к ним.
Задачи:
- Активизировать собственный опыт детей, создавая ситуации, где возникает диалог, в ходе которого дети узнают друг от друга что-то новое для себя; создавать ситуации принятия собственных решений, выбора.
- Налаживать игровое познавательное взаимодействие со взрослым и сверстниками.
- Поддерживать интерес к совместной деятельности, направлять внимание детей друг на друга.
- Создавать условия для овладения детьми приемами группировки, нахождения общего и отличного;
- Создавать ситуации для освоения способов соединения деталей для создания целостной конструкции.
- Активизировать проявление эмоциональных состояний и отношений к происходящему.
Реализуемые направления развития ребенка:
Социально-коммуникативное: включение ребенка в общение со взрослым и детьми доступными средствами;
Речевое: участие детей в диалоге, желание высказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, обогащение словаря (муравейник - возможно для кого-то из детей это новое слово).
Познавательное: расширение представлений об окружающем мире – о насекомых, их месте обитания - через активизацию детского опыта.
Методы и приемы достижения цели:
- прием эмоциональной заинтересованности – музыкальное сопровождение, проблемно-игровые ситуации;
-игровой прием (дидактическая игра; проблемно-игровые ситуации);
-наглядно-практический метод (наличие предмета исследования );
-словесный метод (вопросы к детям, проговаривание вместе с детьми, ситуативный диалог);
-смена детской деятельности;
-смена тембра и звука голоса педагогом;
-удерживание паузы педагогом;
-подыгрывание детям (удивиться, показать, что не знаю);
-незаметное «подбрасывание» предметов;
-использование художественных средств речи (загадка);
- прием сравнения, аналогии;
- сознательное внесение одного предмета для всех (банка с муравьями);
- использование ТСО.
Оборудование: изображения насекомых (муравьи) с разноцветными прищепками, неоформленный и обобщенный материал, необходимый для строительства домиков, банка с муравьями, ТСО.
Структурные компоненты занятия - технологическая карта.
Этап занятия | Задачи этапа | Методы, приемы, формы, | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результаты |
Психологический настрой. | Организовать внимание детей. Создать атмосферу психологического комфорта, эмоционального настроя. | Музыкальное сопровождение. Беседа по содержанию песенки. Заинтересованное внимание к высказываниям детей. | Создает условия для прослушивания песенки. Организует диалог детей и взрослого. Выясняет вместе с детьми о ком и о чем песенка. | Слушают песенку, включаются в диалог с воспитателем. | Внимание детей привлечено. Состоялось восприятие содержания песенки, введение в тему деятельности |
Мотивационно-побудительный | Вызвать желание детей участвовать в деятельности. | Внесение в предметную среду группы ярких объектов, новых для детей. Использование художественных средств речи (загадка). Удержание паузы. Создание проблемно-игровой ситуации. | Занимает позицию режиссера: организует познавательное пространство группы. Занимает позицию заинтересованного наблюдателя: наблюдает за действиями детей с картинками, (при необходимости обращает внимание детей на объекты); задает выясняющие и уточняющие вопросы. | Обращают внимание на новые объекты, свободно с ними действуют (рассматривают), включаются в диалог с педагогом. | У детей появилось желание подействовать, «поиграть» с картинками. |
Практическая деятельность | Организовать детское обследование «муравьев». Выяснить, что дети уже знают о муравье. Создавать условия для выдвижения детских гипотез и простейших умозаключений, поддерживать любые детские высказывания и рассуждения по содержанию деятельности. Поощрять самостоятельные открытия детей в области познания окружающего мира. Поддерживать эмоциональные проявления детей. Поддерживать детский интерес сменой деятельности. Инициировать эмоциональные проявления к явлениям природы (гроза, дождь, солнышко, щебет птиц…) | Наглядно-практический метод (наличие предмета исследования у каждого ребенка). Дидактическая игра на классификацию. Прием сравнения, аналогии. Создание проблемно-игровой ситуации. Использование звуков природы. Ситуативный разговор. Свободное общение с детьми. Сознательное внесение одного предмета для всех детей (банка с муравьями). | Организует и направляет действия детей, направляет детей друг на друга. Организует дидактическую игру. Инициирует проговаривание действий, признаков, названий, выдвижение гипотез и проговаривание умозаключений, внимательно их выслушивая и обращая внимание других детей на эти высказывания. Переключает и привлекает внимание детей на звуки природы, к явлению природы, создает ситуацию выяснения (что за явление, каковы его последствия для окружающих, что мы чувствуем, когда они происходят), организует детское продуктивное взаимодействие в группах. Привлекает внимание к новому объекту (банка с муравьями) и организует детские рассуждения о ее содержимом. Организует переход к следующей деятельности. | Дети включаются в деятельность: рассматривают картинки насекомых, рассуждают и выдвигают в отношении их свои предположения, принимают проблемно-игровую ситуацию и включаются в игровое взаимодействие. Действуют с неоформленным и обобщенным материалом. | Дети направлены к своему опыту, включены в практическую деятельность с картинками, включены в игровое познавательное взаимодействие. |
Рефлексия | Инициировать эмоциональное отношение детей к живым объектам (муравьи) | Вопрос к детям: что вы чувствуете к муравьям в банке. | Предлагает детям высказаться, задает уточняющие вопросы, заинтересованно выслушивает и поддерживает их высказывания и эмоциональные проявления. | Проявляют эмоциональное отношение к живым объектам (муравьям). | Состоялась мотивация к следующей деятельности. |
Сценарный план занятия
Ход занятия в соответствии с этапами | Действия воспитателя и детей |
| Воспитатель организует внимание детей, создает условия для прослушивания песенки. (Звучит песенка «Про муравья»). Педагог организует ситуативный разговор, выясняет о ком и о чем песенка. |
| Усиливая впечатления детей, воспитатель предлагает отгадать загадку (про муравья), и при необходимости обращает внимание детей на внесенные картинки, (если дети сразу не догадаются и сами не заметят картинки), предлагает выбрать себе понравившуюся и ждет детских действий (предлагает рассмотреть, кто на них изображен, обратить внимание на их сходство или отличия, дает возможность немного поиграть с ними и д.т.). После этого сразу организует проблемно-игровую ситуацию : «Муравьи разбежались по группе, а мой муравьишка хочет домой, в свою семейку». Давайте найдем моему муравью и всем остальным свои семейки. (муравьи разные по цвету и прикреплены к разноцветным прищепкам) |
|
(Создает проблемную ситуацию) Предлагает выяснить, какая семья самая большая, а какая маленькая. Направляет интерес детей друг на друга, задает выясняющие и уточняющие вопросы в зависимости от сложившихся ситуаций. Дети различными способами объединяют, считают, сравнивают и измеряют семьи, объясняя свои действия, делают выводы. Выслушиваются все детские варианты ответов.
Дети включаются в общее дело (в группах и индивидуально) .
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию Тема: «Солнышкина семейка» Старший дошкольный возраст
Конспект непосредственно образовательная деятельностьпо познавательно - речевому развитию Тема: «Солнышкина семейка» Старший дошкольный возраст...
презентация к конспекту непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию Тема: «Солнышкина семейка» Старший дошкольный возраст
Презентация к конспектунепосредственно образовательная деятельностьпо познавательно - речевому развитию Тема: «Солнышкина семейка» Старший дошкольный возраст...
Познавательное развитие" Петушок и его семейка"
Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие»во второй группе раннего возраста на тему:«Петушок и его семейка»...
Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию для родителей с детьми старшей группе №7 «Дружная семейка», 1 часть ТЕМА: « Путешествие в царство геометрических фигур».
Задачи:1.Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).2.Учить решать логические з...
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Солнечная семейка»
Уточнить имеющиеся у детей знания о Солнечной системе, помочь детям различить понятия «звезда», «планета», «спутники». Дать понятия о вращении Земли и солнечном зат...
во второй группе раннего возраста №1 «Теремок» по познавательному развитию на тему: «Петушок и его семейка»
Продолжать формировать умение, называть домашних птиц.Закреплять и углублять знания о птицах: различать части тела, кто как кричит, чем питаются.Формировать умение раскатывать комочек теста между ладо...
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в группе раннего возраста «Петушок и его семейка».
Учить детей узнавать на картинке и в игрушках домашних птиц ( петушок, курица) и их детенышей (цыпленок) и называть их....