Конспект непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию Тема: «Солнышкина семейка» Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Муравкина Ольга Владимировна

Конспект непосредственно образовательная деятельность

по познавательно - речевому развитию  Тема: «Солнышкина семейка» Старший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тест44.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №16 Красногвардейского района СПб

Конспект непосредственно образовательная деятельность

по познавательно - речевому развитию

Тема: «Солнышкина семейка»

Старший дошкольный возраст

/с использованием ИКТ/

                     

 

                                     Составлен  воспитателем:

Муравкиной Ольгой Владимировной

Санкт-Петербург

2015 г.

Конспект непосредственно образовательная деятельность

по познавательно - речевому развитию с использованием ИКТ

Тема: «Солнышкина семейка»

Старший дошкольный возраст

Цель

Формирование первоначальных представлений детей о строении Солнечной системы.

Задачи

Образовательная

 Дать детям представления о строении Солнечной системы

Развивающая 

Формировать у детей способность делать умозаключения;

Развивать предпосылки абстрактного мышления.

Формировать умение отвечать полным распространённым предложением из 4-5 слов;

Развивать речь «доказательство»; использовать сложноподчиненные предложения с союзом «потому что»

Расширять словарный запас за счёт слов: Галактика, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон;  активизация словаря за счёт слов: Солнечная система, вращается, вечное движение.

Воспитательная 

Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности.

Оборудование 

Шарики, привязанные на нитки для каждого из детей;

Картинки, где допущены ошибки в изображении Солнечной системы;  

“Мыльные пузыри”;

Атрибуты для создания ситуации: мяч и обручи;

Изображение звёздного неба;

Интерактивная доска, ноутбук, презентация «Солнечная система»

Предварительная работа

 Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии на тему «Космос»;

Рассказ воспитателя о Солнечной системе и планетах;

Беседа на тему «Космос»;

Разучивание пальчиковой игры «Юпитер»;

Отгадывание загадок;

 Проведение опыта с шарами.

Ход НОД

- Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по Солнечной системе, но сначала я хочу рассказать вам сказку, послушайте.

     В одном небесном доме жила женщина и было у нее девять детей, которых мать нежно любила. Дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит, прибежали только семь. Где же еще двое? И давай повсюду их разыскивать! А детки заигрались,

забыли, что их мама ждет. И так каждый день: то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница, решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание девять непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находиться возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всего от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы - солнышка по кругу девять планет и никуда убежать от него не могут (воспитатель на ковролине выкладывает модель “Солнечная система” при рассказывании сказки).

- Ребята, давайте убедимся, что в сказке ничего не перепутано и вокруг Солнца вращаются не больше и не меньше, а именно 9 планет (Воспитатель показывает по очереди на каждую из планет, а дети вслух хором их считают).

Слайд №2: В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там девять различных планет.
А солнце – звезда в самом центре системы
И притяжением связаны мы.

Солнце-светило клокочет вулканом, 
Бурлит, как кипящий котел, непрестанно, 
Протуберанцы взлетают фонтаном, 
Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце-звезда пре огромнейший шар 
Свет излучает, как будто пожар. 
Ну а планеты тот свет отражают, 
Солнце-светило они обожают!

Много планет вокруг Солнца летают. 
Может быть, люди на них обитают? 

- Чем же удерживает Солнце все девять планет вокруг себя? Понять это поможет нам такой опыт.

Опыт: Воспитатель предлагает детям взять в руки шарики на нитках. Дети играют роль Солнца, а шарики – планеты. Воспитатель сначала предлагает детям вращать шарики, а затем остановить движение. Пока шарики движутся, они вращаются по кругу и не падают. Как только движение прекращается, шарики падают. Таким образом, одним из условий вращения планет вокруг Солнца, является их вечное движение. 

- Давайте вспомним нашу сказку. Во что превратила волшебница Галактика непослушных детей?(Шары) Верно, в шары. Вы уже знаете, что Солнце – шар. Оказывается, и планеты имеют такую же форму – все они похожи на шары. Давайте сами попробуем воспроизвести фигуры, имеющие форму шара; чтобы каждый из вас смог создать собственную “планету”. Для этого мы с вами используем… мыльные пузыри (Дети становятся в круг и по очереди выдувают прозрачные шары-“планеты”). 

- Динамическая пауза “Ракета”

А сейчас мы с вами, дети        Маршируют по    кругу.

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,              Поднимаются на носки, тянут руки

                                                           вверх, сомкнув их.

А потом руки вниз        .            Опускают руки.

Раз, два, потянись                       Вновь тянутся вверх.

Вот летит ракета ввысь!               Бегут по кругу на носочках.
В. Волина

- Внимательно посмотрите теперь на изображение Солнечной системы и сравните размеры планет и Солнца. (Слайд №2) Что вы можете сказать?(Ответы детей) Конечно, Солнце по размеру гораздо больше, чем планеты.

- Давайте найдём самую маленькую планету. Представляете, наиболее послушным ребенком оказался самый маленький - мальчик по имени Меркурий(Слайд № 3). Видите, он находится ближе всех к своей маме.

 Меркурий - ближайшая к Солнцу планета. 
Жара нестерпима! Изжарит в котлету! 
Повернута к Солнцу одной стороной, 
С другой - страшный холод и мертвый покой. 
В честь бога торговли имеет названье, 
Да нет атмосферы - вот наказанье!
 


- Повторите название планеты (Дети хором повторяют - Меркурий) Назовите на какой звук начинается слово Меркурий. А сейчас найдите соответствующую букву и поместите ее на ковролин. ( Дети находят букву и помещают её на ковролине)

- Слайд №4: Вторая планета называется - Венера. Она сплошь затянута облаками и здесь очень жарко. Повторите название планеты (Дети хором повторяют - Венера) Назовите на какой звук начинается слово Венера. А сейчас найдите соответствующую букву и поместите ее на ковролин. ( Дети находят букву и помещают её на ковролине)

- Название третей планеты мы с вами узнаем, если отгадаем такую загадку:

Эта планета – любимый наш дом!
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна! Моря, океаны,
Цветы и деревья там, разные страны.
И Солнце сияет с зари до заката.
Что за планета скажите, ребята?

(планета Земля)

- Слайд №5:Правильно – это планета любимый наш дом. Почему наша планета так выглядит? (Дети объясняют, что из космоса наша планета кажется голубой, так как на ней очень много воды и поэтому она голубого цвет). Давайте вместе повторим название планеты (Дети хором повторяют - Земля) Назовите на какой звук начинается слово Земля. А сейчас найдите соответствующую букву и поместите ее на ковролин. ( Дети находят букву и помещают её на ковролине)

 - Слайд №6:Обратите внимание на следующую планету, она имеет характерный красноватый цвет и видна на небе, как красноватая звездочка. Название этой планеты Марс. 

  Марс красноватый на Землю глядит, 
Многих смущает его внешний вид. 
Имя имеет в честь бога войны.

В здешних «морях» нет ни капли воды. 
Может, помогут полярные льды? 
Шапки полярные есть изо льда, 
Только из них не струится вода. 
Лед это, видно, совсем не простой. 
Нет в нем воды, говорят, лед сухой.

 Климат на Марсе засушлив, суров. 
Трудно дышать, хоть зови докторов! 
Слишком его атмосфера легка. 
Жизни на нем не нашли мы пока.

- Это четвёртая планета.  Назовите на какой звук начинается слово Марс. А сейчас найдите соответствующую букву и поместите ее на ковролин. ( Дети находят букву и помещают её на ковролине)

- Познакомимся мы с вами еще с одной планетой. Видите, вот она. (Воспитатель показывает на заранее подготовленный мяч, лежащий на полу). По-моему, этой планете чего-то не хватает. А именно колец! Если мы поместим вокруг нее кольца, то она станет похожа на планету … Сатурн. Слышали о такой? Так давайте добавим ей кольца (Дети по очереди набрасывают обручи на мяч). 

Слайд №7: Там в ожерелье жемчужных колец 
Тускло мерцает Сатурн молодец. 
Назван он так в честь бога судьбы, 
Только не слышит людской он мольбы. 
Нет атмосферы и вечно зима. 
Жизни там нет. Ведь кромешная тьма!

Колечко Сатурна - загадка природы - 
Серебряный свет восхищает народы. 

- Молодцы. Давайте вместе повторим название планеты (Дети хором повторяют - Сатурн)  Назовите на какой звук начинается слово Сатурн. А сейчас найдите соответствующую букву и поместите ее на ковролин. ( Дети находят букву и помещают её на ковролине)

-Ребята, теперь посмотрим на планету, которая расположена между Марсом и Сатурном. Какая она по размеру? Правильно - это самая большая планета и она состоит из жидкости и газа. Планета эта носит название Юпитер. 

Слайд №8: Юпитер - царь планет! 
В тельняшке облаков 
Вращаться не спешит - 
Уж нрав его таков! 
Двенадцать на Земле, 
А здесь лишь год пройдет! 
Уж очень он тяжел 
И медленно плывет.

А на груди его 
Есть «красное пятно». 
Откуда появилось? 
Пока не решено! 
А если б мы с тобой 
Вдруг оказались там, 
То весил бы ты там 
Полсотни килограмм! 
А наступить ногой 
Так просто невозможно, 
Ведь жидкая планета, 
И утонуть в ней можно!

- Назовите на какой звук начинается слово Юпитер. А сейчас найдите соответствующую букву и поместите ее на ковролин. ( Дети находят букву и помещают её на ковролине)

- Что ж, посчитаем теперь, сколько у нас осталось неопознанных планет. (ответы детей) Из девяти планет нам осталось назвать только три. Это самые удаленные от Солнца планеты, а значит... на них очень холодно. Людям очень мало  известно об этих планетах. Называются они так: Уран, Нептун и самый далекий– Плутон.(Слайды №9,10,11)

Здесь холодные миры. 
Света нет и нет жары. 
Вечная зима и ночь... 
Захотелось сразу прочь.

Скован льдом Уран, Нептун, 
И на Плутоне колотун! 
Без атмосферы, по всему, 
Жить невозможно никому!

Планеты прекрасны, но жизни там нет. 

- Назовите на какой звук начинается слова Уран, Нептун, Плутон. А сейчас найдите соответствующую букву и поместите ее на ковролин. ( Дети находят буквы и помещают их на ковролине)

- Игра «Что перепутал художник»Взгляните, ребята, на картинки, на них художник изобразил Солнечную систему, но, возможно, допустил при этом ошибки. (Воспитатель демонстрирует картинки с изображением Солнечной системы, где допущены ошибки: 1. Солнце изображено меньших размеров, чем планеты. 2. Вокруг Солнца вращаются не 9, а 7 планет. 3. Все планеты расположены на одном расстоянии от Солнца. 4. некоторые планеты имеют вытянутую, веретенообразную форму).

-Молодцы. Давайте вспомним названия планет, начиная от Солнца.

Пальчиковая игра «Юпитер»: Слайд №12

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре ~ Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним ~ Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

- Подведение итога: В заключении давайте вспомним что интересного вы узнали? (Ответы детей: познакомились с Солнечной системой,) С какими планетами вы познакомились? Кто может назвать их? Молодцы. Мне понравилось как вы работали. Не забудьте рассказать о путешествии по Солнечной системе дома.

Литература:

1.Комплексные занятия, старшая группа, Н.В. Лабодина, Волгоград «Учитель», 2012 г.

2.Энциклопедия дошкольника, Н.Н. Малофеева, М. «Росмен», 2007 г.

3.Комплексные занятия по развитию речи, учебное пособие, Г.Я. Затулина, Педагогическое общество России, М., 2007 г.

4.Скоролупова О.А. Покорение космоса.- 2- е изд.- СМ.: ООО «Издательство    Скрипторий 2003», 2006 – 80с.;

5.http://internetua.com/fotoblog--udivitelnie-snimki-marsa 

6.http://ru.wikipedia.org/wiki/Солнечная_система 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической недели «Дикие животные»

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической нед...

Сценарий непосредственно- образовательной деятельности познавательно- речевой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Летняя прогулка

Задачи: закрепить знания детей о лете и летних месяцах, обобщить знания о растениях леса и луга, о насекомых.Закрепить произношение звука «р» в скороговорках, учить образовывать слова при ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком».

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста: «Дидактические упражнения "Хоккей», «Кафе»

Планируемый результат: активность в продуктивной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы, умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и...