Программное содержание. Сформировать у детей представление о переходе водыиз жидкого состояния в твердое, о свойствах и принципах льда (холодный, твердый, гладкий, блестит, в тепле тает, превращаясь в воду). Познакомить детей еще с одним свойством воды – прозрачностью. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно охранять.
Методические приемы. Беседа, дидактическая игра, опыт.
Словарная работа. Прозрачная, хрупкий, раствориться.
Предварительная работа. Наблюдение за снегом, за дождем, за таянием снега в группе, загадки, стихи, чтение художественных произведений.
Материал. Пять банок, обернутых фольгой (в первой банке камень среднего размера, в другой камешки помельче, третья банка пустая, в четвертой – песок, в пятой вода).
Ход занятия.
Воспитатель проводит дидактическую игру на развитие слухового внимания «Что шумит?». Предлагает детям на слух определить, что находится в банках. Поочередно встряхивает банки. Дети определяют ее содержимое. Потом воспитатель вместе с детьми вспоминает уже известные им свойства воды и предлагает познакомиться с новым ее свойством, для чего необходимо сравнить воду в банках. Одинаковая вода в них? Чем отличается? Чтобы ответить на эти вопросы нужно опустить мелкие предметы в банку с чистой водой, а другую часть в банку с мутной, грязной водой. В какой банке они хорошо видны? Ответы детей. (Правильно, в той, где вода чистая, а в той, где вода грязная, их не видно).
Воспитатель обобщает ответы детей, значит чистая вода прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода непрозрачная.
Воспитатель предлагает детям назвать прозрачные предметы в группе (стекло окна, стакан, баночки, аквариум, и т. д.)
А где рыбкам хорошо жить, где вода чистая или в грязной воде? Ответы детей. Воспитатель: правильно – рыбкам хорошо в чистой воде, а в грязной воде они жить не смогут и погибнут.
Далее воспитатель спрашивает: прозрачная ли вода в кране? Что было бы, если бы из крана текла грязная, мутная вода? Дети рассказывают свои суждения. А в озере, речке, море, океане какая вода? Почему необходимо, чтобы там была чистая вода? (Погибнет все живое, если вода будет грязной). Подвижная игра «Мы - капельки».
Обобщив высказывания детей, воспитатель спрашивает: что будет с водой на морозе? Ответы детей. (Она превращается в лед). А что такое лед? Ответы детей (Лед – это замерзшая вода). Воспитатель напоминает, как наблюдали они, приносили две сосульки в помещение. Как потом видели, что сосульки уменьшались, превращаясь в воду. Следили, какая из сосулек растает быстрее: большая или маленькая. И мы знаем теперь, что разные по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Что происходит за снегом в помещении? Он тает и превращается в воду.
Воспитатель делает вывод: лед, снег – это тоже вода.
Далее воспитатель задает вопрос: что легче лед или вода? Пусть дети выскажут свои предположения: что будет со льдом, если его поместить в стакан с водой? Он утонет, будет плавать, может сразу раствориться? Выслушайте детей, а затем понаблюдайте (проведение опыта). Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Воспитатель просит назвать детей, какой лед? (холодный, гладкий, прозрачный). В тепле он превращается в воду (тает). Лед тяжелый, твердый. Воспитатель обращает внимание, что будет, если его ударить. Ответы детей. (Правильно, он расколется). Значит лед хрупкий.
Ребята, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.
Возьмите обычный песок из песочницы, растворится он в воде? (Ответы детей). А если мы возьмем сахарный песок? (Растворится). Что если бы, на дно аквариума мы положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Высказывания детей). Растворится ли в воде аквариума краска? (Конечно, почему вода становится цветной, потому что краска в ней растворяется).
Вывод: одни вещества растворяются в воде, другие нет.
Описание подвижной игры «Мы капельки» Надеть детям короны с рисунком капельки. Воспитатель надевает такую же корону с рисунком тучи. Она тучка-мама, а дети – ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, прыгают вокруг нее, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков несколько). Потом по команде воспитателя ручейки соединяются вместе (двойные ручейки, образуя реку. Река впадает в океан – дети делают широкий круг. Мама-тучка напоминает им, что они капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче.