Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию
«Удивительные свойства воздуха» в старшей группе
Автор:
Сорокина Галина Николаевна
Воспитатель высшей
квалификационной категории
д/сад №5 «Аленушка»
с. Лад-Балка
Красногвардейского района
Ставропольского края
Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
Активизировать речевую деятельность.
Закреплять и расширять словарный запас детей.
Воспитывать культуру общения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с воздухом.
Образовательная область «Физическое развитие»
Содействовать физическому развитию и оздоровлению детей путем включения дыхательной гимнастики в воспитательно-образовательную работу.
Формировать физиологически правильное дыхание с помощью дыхательной гимнастики, укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Методы и приемы: Беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, дыхательная гимнастика, загадка, сюрпризные моменты.
Словарная работа: Лаборатория, невидимый, прозрачный, ноздри, живая природа, неживая природа.
Предварительная работа: Беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, изготовление вееров, наблюдения за погодой, ветром.
Материалы и оборудование: Полиэтиленовые пакеты, зубочистки, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, карточки-обозначения, емкости с измельченными продуктами (апельсин, чеснок, лук, яблоко, огурец), салфетки, повязки для глаз по количеству детей, фартуки по количеству детей, воздушные шарики, шкатулка, лодочки , емкость с водой, карточки для д/игры «Кому нужен воздух?»
Ход образовательной деятельности
Вос-ль: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Вос-ль: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Доброе утро!
Вос-ль: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Шкатулка)
Вы хотите узнать, что у неё внутри? (Открывает шкатулку)
Дети: Шкатулка, она пустая, в ней ничего нет.
Вос-ль: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух.
Вос-ль: Правильно, это воздух. Вот сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Какой воздух, для чего нам с вами нужен воздух? Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? (Одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории.
Вос-ль: Сегодня я, как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И так приступим. Делаем глубокий вдох… и затем выдохнем. Для чего нам с вами нужен воздух?
Дети: Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Вос-ль: Можем ли мы его увидеть?
Дети: Нет, он невидим.
Вос-ль: Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (Руками обводит группу.) Попробуйте его поймать (Дети ловят руками воздух). Не получается?
Опыт №1 «Поймай воздух».
Вос-ль: Я предлагаю поймать его с помощью пакетов (Дети подходят к столу, где лежат пакеты, берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
Вос-ль: Что произошло с пакетами? (Они надулись, стали выпуклыми, упругими.)
Вос-ль: Что в них находится?
Дети: Воздух.
Вос-ль: Пакеты наполнены воздухом. Какой он? Опишите его.
Дети: Прозрачный, невидимый, бесцветный.
Вос-ль: А как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек (Воспитатель прокалывает зубочисткой все пакеты с воздухом). Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?
Дети: Воздух
Вос-ль: Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Воздух есть вокруг нас. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них. Первая карточка – «Воздух невидимый, бесцветный, он прозрачный» (Ребенок прикрепляет на доску карточку-обозначение)
Вос-ль: Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Кто знает, какого они цвета? (Ответы детей)
Вос-ль: А как называются эти шарики?
Дети: Воздушные
Вос-ль: А вы знаете, почему они так называются?
Дети: Потому что внутри шариков есть воздух.
Вос-ль: А откуда воздух появился в шариках?
Дети: Он там появился, когда шарик надували.
Вос-ль: Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим.
Опыт № 2. «Увидим воздух»
Вос-ль: Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки. Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели?
Дети: Пузырьки воздуха.
Вос-ль: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?
Дети: Нет.
Вос-ль: Почему?
Дети: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
Вос-ль: С помощью трубочки и стаканчиков с водой мы с вами увидели воздух. А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность (наверх)?
Дети: Потому что воздух легче воды.
Вос-ль: В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас. Но как он к вам попадает?
Дети: Через нос и рот.
Вос-ль: Правильно, все люди дышат через нос и рот. Ребята, давайте покажем, как мы дышим.
Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко
(медленный вдох-выдох на 4 сек).
Подыши одной ноздрей,
Подыши другой ноздрей –
И к тебе придет покой
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю).
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз).
Давайте поставим карточку-обозначение «Воздух легче воды. Воздух можно увидеть. Воздух внутри нас» (Воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).
Опыт № 3. «Узнай по запаху»
Вос-ль: Ребята, а имеет ли воздух запах? Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха) Верно, если воздух чистый, он не имеет запаха. А теперь вдохните ртом воздух, лизните его. Какого он вкуса? (Без вкуса) Правильно, чистый воздух — без вкуса и запаха. Ставим карточку-обозначение «Воздух не имеет вкуса и запаха» (Воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).
Вос-ль: А сейчас давайте поиграем.
Игра «Узнай по запаху»
Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (Апельсина, лимона, духов, чеснока, яблока).
Вос-ль: Вы замечательно справились. Что вы чувствовали?
Дети: Воздух имеет запах того вещества, продукта, который использовали в помещении. Запах передается по воздуху и мы его чувствуем.
Вос-ль: Ребята, это движение воздуха. Воздух сам не имеет запаха, но, двигаясь, может переносить запахи.
Физкультминутка.
Ветер веет над полями,
И качается трава.
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот.
Опыт №4 «Лодочка»
Цель: Показать, что воздух обладает силой.
Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы: «Почему она плывет?», «Что ее толкает?», «Откуда появляется ветерок?».
Дети: Лодка плывет, если на нее дуешь.
Вос-ль: Правильно. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.
Вос-ль: Что происходит с корабликом, если нет ветра?
Дети: Он не плывёт.
Вывод. Человек выдувает воздух, он толкает лодочку. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.
Опыт №5 «Имеет ли воздух форму?»
Вос-ль: Давайте проведем еще один опыт. У меня на столе лежат воздушные шары. Надуйте шарики (Дети надувают шары).
Посмотрите, мы наполнили шары воздухом. Какие у вас шары по форме? (Разные). Форму чего принял воздух? (Форму шара).
Сделайте вывод, имеет ли воздух свою форму?
Дети: Воздух не имеет своей формы. Он принимает (приобретает) форму того предмета, в который мы его помещаем.
Вос-ль: Это еще один фокус воздуха. Посмотрите, каким символом мы будем это обозначать.
Опыт №6 «Кому нужен воздух?»
Вос-ль: Для чего нужен воздух? Зажмите, пожалуйста, нос. Сколько мы так можем пробыть? Смогли бы мы жить без воздуха? Воздухом дышит все живое, без воздуха мы не смогли бы жить.
Д/и «Кому нужен воздух?».
Вос-ль: Я буду произносить предметы из живой и неживой природы. Нужно будет поднять руки вверх, если этому предмету нужен воздух, если же воздух этому предмету не нужен, вам нужно опустить руки вниз. Итак, готовы? Начинаем: Кошка, камень, дерево, сапог, медведь, цветок, стол, кузнечик, дети.
Вос-ль: Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют): дереву, цветку, кошке, медведю, кузнечику, детям. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют: камню, сапогу, столу), называется неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим карточкам еще одну: «Воздух нужен всему живому» (Воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).
Итог занятия
Игра «Раз, два, три – свойство воздуха назови!»
(Воспитатель показывает схемы-карточки на доске, а ребята называют свойство воздуха)
- Воздух бесцветный и прозрачный (воздух не имеет цвета)
- Воздух окружает нас повсюду
- Воздух не имеет своего запаха - только передает чужие запахи
- Воздух внутри нас - человек дышит воздухом
- Воздух не имеет своей формы
- Воздух невидимый
- Воздух обладает силой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе "Домик для Гномика"
Задачи:Обучающие– познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, назначением, учить сравнивать свойства камней и ваты, результат сравнения обозначать словами (тяжелый- легкая, тве...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Умка ищет маму" в средней группе.
Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Умка ищет маму" в седней группе....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с использованием "блоков Дьенеша" младшая группа
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ ....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с использованием лэпбука в старшей группе «Волшебная книга – «Весна»
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с использованием лэпбука в старшей группе «Звездочки»«Волшебная книга – «Весна» Выполнила воспитатель: С...
конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с бумагой, через создание проблемных ситуаций.Задачи:Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предм...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей ОВЗ в старшей группе: «Нет Краше Родины нашей!»
Цель: формировать патриотические и гражданские чувства у детей старшего дошкольного возраста....