НОД "Загадочный мир стекла"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
НОД в средней группе «Загадочный мир стекла».
Вид НОД: познавательно-исследовательская деятельность
Цель:
Дать детям представление о стекле.
Задачи.
Обучающие задачи:
Уточнить и расширить представление детей о свойствах стекла, как рукотворном материале.
Познакомить с историей происхождения стекла, опытным путем определить качество стекла.
Развивающие задачи:
Содействовать развитию познавательных процессов.
Развивать наблюдательность, интерес к опытно-исследовательской деятельности.
Развивать речь детей, пополнять словарный запас.
Воспитательные задачи:
Формировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений.
Воспитывать бережное отношение к результатам труда.
Оборудование:
проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, предметы из стекла: ваза, стаканы, тарелка, баночки, аквариум, стеклянные шарики, очки, стеклянные сувениры; костер, пеньки, гуашь, кисточки, палочки, вода, столы, стулья.
Этап занятия | Содержание | Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
1.Организационно – мотивационный момент 1.1.Организационный момент 1.2.Работа с наглядным материалом, выполнение заданий 1.3. Рассказ воспитателя | Воспитатель обращается к детям: - Ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Слайд 1.Входящий звонок. Слайд 2. Незнайка: Здравствуйте, ребята! У меня очень интересная и игра, которая называется «Рукотворный мир человека и мир природы». Только вот все картинки у меня случайно перепутались. Помогите правильно определить картинки, относящиеся к знаку «человек» и «природа»? Воспитатель: Мы с удовольствием тебе поможем. Правда, ребята? Воспитатель: Девочки называют картинки с предметами, которые сделал человек (значок «Человек»), а мальчики картинки, которые относятся к миру природы (значок «Природа»). Незнайка: Какие вы молодцы! Все картинки правильно разделили. Спасибо! Воспитатель: Ребята, а у меня что в руке? -Правильно, это стекло. Как вы думаете, к какому значку его можно отнести? Слайд 3. (Человек. Природа.) Воспитатель: -Конечно, же, стекло придумал человек. А вы хотите узнать о свойствах стекла? Тогда я приглашаю вас в загадочный мир стекла. Пойдемте со мной. Слайд 4. -Были времена - когда человек не знал, что такое стекло. Когда-то, давным-давно мореплаватели Слайд 5. пристали к одному песчаному берегу и решили развести костёр, чтобы согреться и приготовить пищу. Обычно, они обкладывали костёр камнями, чтобы он дольше горел, но камней поблизости не было и тогда они обложили костёр камнями из соды и мела, которые у них были на корабле. А когда утром проснулись, то увидели на песке между камнями соды и мела блестящие камушки-капельки. Так впервые люди получили стекло. Подойдите, поднимите камни? -Какие они? -Как они образовались? -В настоящее время стекло изготавливают вот так. Посмотрите. Слайд 6. | Приветствуют гостей. Слушают воспитателя, здороваются c Незнайкой, Предполагаемый ответ: да. Играют в игру. Предполагаемый ответ: стекло. Предполагаемый ответ: его делает человек. Подходят костру, присаживаются возле кострища на пенёчки. Слушают. Дети находят блестящие стеклянные капельки и рассматривают их. Предполагаемые ответы: красивые, гладкие, блестящие; из мела и соды. Смотрят видео фильм. | Организует детей. Обыгрывает ситуацию, мотивирует детей на дальнейшую деятельность. Объясняет задание. Показывает стекло. Ведет детей к костру. Рассказывает легенду. Задает наводящие вопросы. Показывает видео фильм «Как изготавливают стекло?». | Выход на середину зала Видео звонок, игра «Рукотвор ный мир человека и мир природы» |
2.Основная часть 2.1. Беседа. 2.2 Физкультминутка «Стеклодувы» 2.3. Практическая деятельность. 2.3.1 Рассматривание выставки. 2.3.2. Проведение исследований. Опыт 1 Опыт 2 Опыт 3 Опыт 4 Опыт 5 Опыт 6 Опыт 7 Опыт 8 2.3.4. Рефлексия. | Воспитатель: Люди, которые делали стеклянные предметы, назывались стеклодувы. Слайд 7. А знаете почему? Потому, что стеклодувы путем выдувания горячей стеклянной массы создают разнообразные предметы. Давайте посмотрим, на работу стеклодува? Слайд 8. -Ребята, а вы хотели бы потрудиться стеклодувом? Попробуем! Управляя раскалённой каплей, Облачая в форму вещество, Создавая лебедя иль цаплю, Стеклодув в любое существо Жизнь вдохнёт. И вот уже воркует (дети, изображают движения животных) Пара сизокрылых голубей, И кокетливо уже гарцует Рыжий конь, и шустрый воробей Червяка, схватив, вспорхнул на ветку, А за ним охоту кот ведёт… Стеклодув-он как кудесник редкий- Хоть кого на свет произведёт. - Ребята посмотрите, на выставке представлены работы стеклодува, назовите их. А какие предметы из стекла вы знаете, только не повторяйтесь!? Как называются предметы сделанные из стекла? А почему на выставке нет игрушек из стекла? Молодцы! - Ребята, а какое оно стекло? Давайте его исследуем. Проходите в лабораторию и садитесь за столы. Прежде чем преступить к работе мы должны запомнить главное правило обращения со стеклом. Помоги нам Незнайка. Слайд 9. Незнайка: Со стеклом будь осторожен - Ведь оно разбиться может. А разбилось – не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, брат-совок И для мусора бачок- Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут. Воспитатель: Перед вами стаканы, сделанные из стекла Слайд 10. Потрогайте, какие они на ощупь? (по щелчку выставляется символ) - Приложите стакан к щеке. Какой он. (по щелчку выставляется символ) -Ребята, возьмите стакан в руку, сожмите его. Получается? Почему? Стекло какое мягкое ли твердое? (по щелчку выставляется символ) -Положите предметы в стакан. Вы их видите? Почему? (по щелчку выставляется символ) - Что может произойти, если стеклянный предмет упадёт. - Значит стекло какое? (по щелчку выставляется символ) Ребята, а вы знаете, что у стекла есть голос и оно может звучать. Постучите по стакану палочкой и послушайте, как он звучит. У теперь попробуем простучать знакомую мелодию.Какой голос у стекла? - Значит какое стекло? (по щелчку выставляется символ) - А сейчас предлагаю вам попробовать самим поиграть на бокалах, готовы? Подходите к музыкальному столу. - На стеклянных бокалах играют музыканты-вертуозы, послушайте Тимофея Винковского (А. Вивальди «Времена года. Зима»). Слайд 11. - А теперь нас ждет творческая мастерская. Где мы будим рисовать ни на ватмане не на альбомных листах, а на стекле. - Ребята вам понравилось путешествовать в мире стекла? Какое у вас настроение? Радостное или грустное? Если вам все нравится то нарисуйте солнышко, если вам трудно – облачко. Прислушались к своему настроению? | Предполагаемый ответ: нет. Смотрят видео фильм. Предполагаемый ответ: да. Выполняют физминутку. Предполагаемый ответ: аквариум, окна, очки и т.д. Стеклянные. Могут разбиться. Дети рассаживаются за столы. Слушают. Предполагаемый ответ: Гладкие Холодный . Нет. Стекло твёрдое. Да. Стекло прозрачное. Стеклянный предмет разобьётся. Хрупкое Нет Стучат, стучат под мелодию. Звонкий. Звонкое. Подходят к столу. Играют на бокалах. Слушают игру на бокалах. Переходят. Садятся за столы. Рисуют гуашью | Задает наводящие вопросы. Показывает видео фильм «Стеклодувы». Показ и выполнение движений вместе с детьми. Предлагает рассмотреть стеклянные предметы. Задает вопросы. Активизирует внимание на видео Включает видео обращение Незнайки Задает наводящие вопросы, обращает внимание на изображение картинок- схем. Направляет деятельность | |
3.Заключительная часть. Итог. | - Наше путешествие в мир стекла подошло к концу. Что вы узнали о стекле? Оно какое, какие качества и свойства есть у стекла? - Стекло это рукотворный мир человека или мир природы? Слайд 12. Незнайка: На память о стекле я вам хочу оставить вот этот предмет, его части сделан из стекла. Кто знает, что это? Кто знает, какое свойство у микроскопа? Вот вы и посмотрите. А мне пора, поспешу друзьям рассказать все о стекле. До свидания ребята! | Предполагаемый ответ: повторяют качества и свойства стекла. Микроскоп. Микроскоп увеличивает предметы. Прощаются с Незнайкой. | Стимулирует детей Получает микроскоп от Незнайки | Коробка с микроскопом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на тему: "Свойства стекла"
Занятие проходило в группе, все материалы заранее подготовлены....
Витражное стекло
Роспись детей акриловыми красками по стеклу...
«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого
Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество это не только развлечение для ребенка, это ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...
Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование на стекле) в подготовительной группе "А вот и чудо на стекле."
Нетрадиционное рисование на стекле с детьми старшего дошкольного возраста. Увлекательное творчество с помощью своих пальчиков и пальчиковых красок + стекло. И это все, что вам понадобится для создания...
Учебно-исследовательская и творческая работа. Направление: Прикладное искусство. Роспись по стеклу. Тема работы: «ПАЛИТРА НА СТЕКЛЕ»
Проектная деятельность в детском садуПроектная деятельность в ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка п...
Мастер-класс по рисованию: гуашью на стекле "Волшебное стекло"
Введение: В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс р...
Эксперименты со стеклом. Свойства стекла.
Нам хотелось: больше узнать о свойстве стекла, так как оно играет важную роль в нашей жизни. Цель нашего исследования: доказать, что стекло имеет различные свойства....