Кружок по экологии «Гномики»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Срок реализации кружковой работы - 1 год.
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно).
Один раз в неделю (35 занятий в год) - для старшей подгруппы (5-6 лет).
12 детей (5-6 лет)
Структура программы «МЫ»
В программе три раздела:
1раздел «Живые…, какие мы?»
2 раздел «Как живые приспосабливаются к среде»
3 раздел «Мы нужны друг другу на Земле»
Каждый раздел включает блоки:
Знания
-растения и животные
-человек как живой организм и социальное существо
-ценность природы
-правила взаимодействия в природе
Отношение к природе.
Экологически ориентированная деятельность
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
1 Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);
2 Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
3 Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_gnomiki_st.gr_.docx | 270.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад №6 «Сказка»» а. Ассоколай Теучежского района Республики Адыгея
Рабочая программа по экологическому образованию детей
для старшей группы
«МЫ»
(программа экологического образования дошкольников)
Н.Н.Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А.Маркова, Т.А.Виноградова
на 2017-2018гг
«Гномики»
Воспитатели:
Гучетль Ф.К.
Гучетль А.Ж.
Список детей:
№ | Старшая подгруппа |
Анчек Ахмед | |
БогусАлим | |
Богус Султан | |
Гучетль Тимур | |
ГучетльАльбина | |
Емтыль Абрек | |
Евтых Милана | |
Евтых Тимур | |
МамийДарина | |
ТугузДарина | |
Четав Алина | |
ХутСатанай | |
Расписание:
Старшая подгруппа (1раз в неделю - пятница) | |||
пятница | 40 05 15 - 16 | 1 | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………..3-4
Структура программы……….……………………………………………..4
Ожидаемые результаты……………… ……………………………………4
Перспективный план……………………………………………….…....5-17 Список литературы………………………………………………………...18
Пояснительная записка:
Кружок «Гномики», реализует программу экологического образования дошкольников «МЫ» (Н.Н.Кондратьева, Т.А.Шиленок, Т.А.Маркова, Т.А.Виноградова), главной концепцией которой является единство:
Мы- это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.
Мы- это гуманный способ совместного проживания; это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.
Мы- это взрослые, осуществляющие экологическое образование детей.
Приобщение детей к экологической культуре, необходимо начинать с раннего возраста, так как детей легче всего научить, любить и охранять окружающую среду. Занимаясь в кружке, дети расширяют и углубляют представления о природе. Развивают навыки и умения по уходу за животными и растениями. При изучении тем, предусмотренных кружком, у детей развиваются познавательные и речевые умения, зрительная и слуховая память; внимание, восприятие. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, экологическое сознание.
Цели:
-воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
-формирование экологической воспитанности ребенка, основными проявлениями которого служат:
- доброжелательность к живым существам;
- эмоциональная отзывчивость на их состояние;
- интерес к природным объектам, стремление взаимодействовать с ними;
- желание и умение заботиться о живых существах.
Формирование экологической воспитанности предполагает решение следующих задач:
-развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценностях природы и правилах поведения в ней;
-формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
- накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Срок реализации кружковой работы - 1 год.
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно).
Один раз в неделю (35 занятий в год) - для старшей подгруппы (5-6 лет).
12 детей (5-6 лет)
Структура программы «МЫ»
В программе три раздела:
1раздел «Живые…, какие мы?»
2 раздел «Как живые приспосабливаются к среде»
3 раздел «Мы нужны друг другу на Земле»
Каждый раздел включает блоки:
Знания
-растения и животные
-человек как живой организм и социальное существо
-ценность природы
-правила взаимодействия в природе
Отношение к природе.
Экологически ориентированная деятельность
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Перспективный план работы кружка «Гномики»
для старшей возрастной группы
№ | Название темы (блока) | Содержание (тема, цели, задачи) | Формы работы |
Сентябрь, октябрь, ноябрь | |||
Блок «Правила взаимодействия в природе» 1 неделя сентября | Живая и неживая природа. Подвести детей к пониманию, что природа – это не только растительный и животный мир, но и неживая природа. Дать понятие «рукотворный мир». Закрепить умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Воспитывать желание быть полезным. | Наблюдение за деревьями и птицами. Работа со схемой «Живое– неживое»; Д.и. «Поиграем – отгадаем». | |
Блок «Растения» 2 неделя сентября | Лес – многоэтажный дом. Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. В лесу несколько этажей растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники, травы. На всех этажах леса и в почве обитают животные. | Дидактическая игра «Найди дерево по описанию». Рисование (сосна, береза, ель). | |
Блок «Растения» 3 неделя сентября | Растения – наши друзья. Закрепить представления о том, что растения – живые, используя модели. Способствовать обобщению представлений о растениях. Растения – это деревья, кусты, травы. Воспитывать желание помочь растениям, если им требуется помощь. | Схемы–модели: “Строение растения”, “Функции корня”; модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой. | |
Блок «Животные» 4 неделя сентября | Дикие животные нашего края. Расширить представления детей о диких животных леса нашей республики (лиса, заяц, белка, волк), показать роль покровительственной окраски в жизни животных, познакомить с приспособлением животных к среде обитания в разные времена года, дать представление о хищных и травоядных животных. | Картинки с изображением животных, календарь природы; Презентация «Времена года». | |
Блок «Растения» 1 неделя октября | «Комнатные растения» Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. | Артикуляционная гимнастика, игра «Найди растение», физкультминутка «цветы»; Д.и. «За каким растением спрятался гномик?» | |
Блок «Животные» 2 неделя октября | «Домашние животные» Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа о домашних животных; Загадки и стишки; Д.и. игра «Вспомни и назови». | |
Блок «Растения» 3 неделя октября | Рассматривание веток деревьев. Уточнять представления детей о деревьях, их строении, жизни в осенний и зимний период. Закреплять знания детей о том, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле. Воспитывать бережное отношение к деревьям зимой, любовь к природе родного края. | Д.и. «Магазин «Семена»» (семена деревьев). Дидактическая игра «С какой ветки детки?». Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке. | |
Блок «Птицы» 4 неделя октября | «Воробьишка». Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет?» Пальчиковая гимнастика «Эта птица…» Речевая игра «Кто же это?». | |
Блок «Ценность природы. Дождь» 1 неделя ноября | «Сколько знаю я дождей» Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. | Заучивание стихотворения «Дождик, дождик…». Наблюдение за погодой. | |
Блок «Знания. Облака» 2 неделя ноября | Облака Дать знания детям, какие бывают облака. Закрепить имеющиеся представления у детей о погоде. Расширять представления о круговороте воды. | Комплект карточек с изображениями погодных явлений. | |
Блок «Ценность природы. Осень» 3 неделя ноября | «Что нам осень подарила» Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» наблюдение, беседа «Что растет на грядке? | |
Блок «Правила взаимодействия в природе». 4 неделя ноября | Кто я, чем питается в лесу – Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме растений, животных; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. | Карточки с изображением животных, растений, птиц, насекомых, живущих в лесу. Натуральные предметы и муляжи: ягоды, орехи, грибы, мед, щавель, желуди. | |
Декабрь, январь, февраль | |||
Блок «Правила взаимодействия в природе. Почва». 1 неделя декабря | Почва – живая земля – Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; учить детей размышлять, формировать и обобщать результаты опытов; развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему миру; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности. | Изготовление модели «Слои почвы» (в стеклянной банке дети слой за слоем располагают глину, песок, чернозем). Картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь). | |
Блок «Человек как живой организм и социальное существо». 2 неделя декабря | «Если хочешь быть здоров» Цели: закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья; дать знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях; знакомить с правилами поведения при простудном заболевании. | Наблюдения за высотой облаков, за осадками, за снежным покровом. Находить взаимосвязь между температурой воздуха и осадками. | |
Блок «Правила взаимодействия в природе. Сезонные явления». 3 неделя декабря | «Снежинка» Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. | Наблюдения за продолжительностью светового дня, за температурой воздуха. Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, опыт «Снежинка». | |
Блок «Знания. Зима» 4 неделя декабря | Зима. Уточнить знания детей о природных явлениях; развивать мышление, память, способность к умозаключениям. | Картинки с изображением зимнего пейзажа. Аппликация «Овощи на зиму», «Консервируем фрукты», «Домик» и т.д. | |
Блок Знания. Человек, как живой организм и социальное существо. 2 неделя января | «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.). | Чтение художественной литературы. Заучивание «Я расту». | |
Блок «Земля» 3 неделя января | Планеты солнечной системы – Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной системы, о том, что Земля – уникальная планета, наш общий дом, который надо любить и беречь; развивать логическое мышление, фантазию; формировать интерес к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей. | Плакат( модель солнечной системы) Ширма «Круговорот воды в природе», географический атлас «Мир человека», Задача «Так было днем. Что произойдет ночью?». | |
Блок «Климатические условия на Земле» 4 неделя января | « Жизнь животных в разных климатических условиях (северный олень, верблюд)». Цель – познакомить детей с животным миром тундры, с его своеобразием, с животным миром пустыни и его своеобразием; дать представле6ние о том, что климатические условия влияют на образ жизни животных и их питание. Моделирование (Климатические условия»). | Рисование животных в различных климатических условиях. Создание моделей климатических условий. | |
Блок Экологически ориентированная деятельность 1 неделя февраля | Чистая вода – богатство страны. Цель: Закреплять представления детей о планете Земля. Расширять представления детей о видах, в которых существует вода в окружающей среде. Расширять знания детей о роли воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды. | Д.и. «Кому нужна вода?». Опыт: «Уводы нет вкуса, нет запаха». | |
Блок Отношение к природе 2 неделя февраля | Водоемы. Цель: Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. | Загадки-описания «Мы – водные животные». Опыт: «Вода испаряется» (Круговорот воды в природе). Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» | |
Блок Экологически ориентированная деятельность 3 неделя февраля | «Мастера без топора» Расширять представления детей о разнообразии птичьих гнёзд; познакомить со способами строительства гнёзд птицами; разъяснить правила поведения при обнаружении гнезда; воспитывать экологическую грамотность. | Беседа, рассматривание иллюстраций, практическая работа. | |
Блок Знания. Человек, как живой организм и социальное существо. 4 неделя февраля | «Глаза – зеркало души» - беседа о зрении и глазах. Познакомить с функциями органа зрения. | Беседа о правилах сохранения зрения. Гимнастика для глаз. Д.и. «Жмурки». Сюжетно-ролевая игра «На прием к офтальмологу». | |
Март, апрель, май | |||
Блок Отношение к природе. 1 неделя марта | «Как поссорились март и февраль» Цель: продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. Закреплять знания об изменениях в жизни животных и птиц. Развивать умения замечать нарастающие изменения в неживой природе. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне). | Е.Серова «Подснежник», Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», М.Исаковский «Пробилась зелень полевая…» «Бывает – не бывает», «Что перепутал художник?», «Сравни и найди отличия». | |
Блок Правила взаимодействия в природе. Воздух. 2 неделя марта | Тайна воздушного пузырька. Познакомить детей еще с одним веществом – воздухом. Раскрыть значение воздуха в жизни растений, животных и человека. Учить устанавливать причинно–следственные связи между состоянием живой природы и чистотой воздуха. Подвести к пониманию необходимости сохранения воздушной среды. | Презентация «Воздух и его свойства». Опыты с использованием вентилятора. | |
Блок Правила взаимодействия в природе. Туман. 3 неделя марта | «Туман» Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. | Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. Опыты с водой и паром. | |
Блок Знания. Человек, как живой организм и социальное существо. 4 неделя марта | «Человек – живой организм» Цель – подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них. | 1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека» 2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека 3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно» | |
Блок Правила взаимодействия в природе. 1 неделя апреля | Тайна зеленого листа. Расширять представления детей о значении листьев для растений и всего живого на Земле; познакомить с видоизменениями листьев в связи с условиями внешней среды; выявить причинную обусловленность природных явлений. | Беседа; опыт «Бережливые растения»; опыт «Как листья становятся питанием для растений?» | |
Блок Знания. Цветы 2 неделя апреля | «Для чего растениям цветы?» Познакомить детей со строением цветка, его функциями, видоизменениями; дать детям понятие «опыление»; учить различать условные знаки – символы, обозначающие цветок. | Демонстрация иллюстрации цветов; знакомство с цветком; игра «Цветок»; рисование условных обозначений; чтение стихотворения «Если я сорву цветок…» | |
Блок Весна. 3 неделя апреля | Весна (лес весной). Цель – закрепить знания о временах года; уточнить представление о Красной книге природы. | Аппликация «Разные времена года», «Лес весной». | |
Блок Экологически ориентированная деятельность 4 неделя апреля | « Друзья человека в мире животных» Цель – закрепить знания о полезных животных – друзьях человека; формировать правильное представление о роли, которую они играют в природе и в жизни человека; воспитывать бережное отношение к окружающей среде. | Составление рассказов о животных в семье. Фотогалерея «Семейный альбом» | |
Блок «Знания. Лето» 1 неделя мая | Лето. Сформировать представление о сезонных природных явлениях; развивать умения проводить аналогию между изменениями в неживой и живой природе; развивать фантазию, свободу детского восприятия и мышления. | Наблюдение за солнцем. Аппликация «Цветы на лугу» «Радуга», «Бабочка» и т.д. | |
2 неделя мая | «Цветущий сад» Цель – познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев. Продолжать устанавливать связи между условиями (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства. | 1. Наблюдение за яблоней. 2. Беседа «Почему цветут деревья», установить связь с погодными условиями. | |
Блок Ценность природы 3 неделя мая | «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности, связную речь детей. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. | Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами). Беседа о лекарственных травах. | |
Блок Знания. Птицы. 4 неделя мая | «Крылья, ноги и хвосты» Обобщить представления детей о многообразии и функциональном предназначении для птиц крыльев, ног и хвоста. Познакомить с видами и строением перьев, систематизировать представление детей о птицах. | Беседа «Для чего птицам крылья, ноги и хвост?». Рассматривание перьев, рассказ воспитателя, Д.и. «Крылья, ноги и хвост» |
Список литературы:
- МЫ. Программа экологического образования детей/ Н.Н./ Кондратьева и др. - 2-е изд., испр. и доп. – СПб. Детство-пресс, 2002 .
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. Сада: Кн. для воспитателей дет. сада / С.Н. Николаева– М.: Просвещение, 2001.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте/С.Н. Николаева – М: Просвещение, 1995
- Я познаю мир: Детская энциклопедия. Животные/ Авт.сост. П.Р Ляхов. Под общей ред. О.Г Хинн. – М.: АСТ, 2000.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./ Авт.сост. Л.А. Багрова Под общ. ред. О.Г. Хинн– М.: АСТ, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРУЖОК ПО ЭКОЛОГИИ « Друзья природы»
КРУЖОК ПО ЭКОЛОГИИ "Друзья природы" (цель, задачи, перспективный план)...
кружок "Юный эколог"
План кружка...
Кружок "Юный эколог"
Кружок " Юный эколог" разработан для детей старшей группы. В нём представлены различные темы на один день в неделю....
Кружок "Юный эколог"
Цели и задачи экологического кружка· подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;·...
Кружок по экологии.
Вы слыхали о воде?Говорят она везде.В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кране.Как сосулька замерзает,Паром в чайник заползаетБез неё нам не умыться,Не наесться, не напиться.Смею вам я доложитьБе...
Кружок по экологии"Цветик-семицветик"
Я составила и написала рабочую программу кружка по экологическому воспитанию. В программе расписаны цели и задачи по месяцам....
Кружок по экологии "Юный эколог"
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем матер...