Кружок по экологии "Юный эколог"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_ekologii_yunyy_ekolog.docx | 133.55 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №29 «Елочка»
Принято На педсовете №4 От «30» мая 2016 год | Утверждаю заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС №29 «Елочка» ____________________Т.В. Корнеенко От «_____»________________2016 год |
ПРОГРАММА
КРУЖКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
РАЗРАБОТЧИК: ДЕГТЯРЕНКО Е.Е.
1. Содержание
№ | наименование | страницы |
1 | Содержание программы | 2 |
2 | Паспорт программы | 3 |
3 | Пояснительная записка | 3 |
3.1 | Цели и задачи программы | 4 |
3.2 | Планируемые результаты | 6 |
3.3 | Объем образовательной нагрузки | 6 |
4 | Содержание программы «Юный эколог» | 7 |
5 | Организационно – педагогические условия | 15 |
5.1 | Учебный план | 15 |
5.2 | Расписание занятий | 16 |
5.3 | Календарный учебный график | 19 |
5.4 | Программно – методическое обеспечение | 21 |
5.5 | Материально – техническое обеспечение | 21 |
6 | мониторинг | 22 |
7 | Список литературы | 26 |
2. Паспорт программы
Наименование программы | Программа дополнительной образовательной услуги экологической направленности «Юный эколог» |
Основания для разработки программы |
|
Заказчики программы | МАДОУ города Нижневартовска ДС №29 «Елочка», родители (законные представители) |
Составитель программы | Воспитатель Дегтяренко Елена Евгеньевна |
Цель программы | Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента. |
Задачи программы |
|
3.Пояснительная записка
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе.
Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое образование школьников, студентов» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников».
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям
Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.
3.1. Цели и задачи программы
Цель: Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы , с включением регионального компонента.
Задачи:
- обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;
- формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Принципы:
Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. В обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
Регионализм. В работе по ознакомлению с окружающим миром необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение)
Интеграция. Наиболее эффективно задачи познавательного развития решаются в случае интегрированного подхода, Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов, презентаций, чтение художественной литературы
Гуманность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
Деятельность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности.
Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.
Системность Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности способствует и умственному развитию детей в целом.
Методы реализации программы:
• Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
• Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
• Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
• Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Направления реализации программы:
• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)
3.2.Планируемые результаты
Дети будут знать:
• Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).
• О трёх стадиях развития живых организмов.
• О природно-климатических зонах Земли и Югры.
• Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).
• О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.
• О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.
Дети будут иметь представления:
• О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
• О Солнечной системе и её планетах.
• Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).
• О возникновении жизни на Земле.
Дети будут уметь:
• С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.
• Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.
• Объяснять экологические зависимости.
• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
3.3. Объем образовательной нагрузки
Сроки реализации программы –3года
Программа рассчитана на 4 занятия в месяц
Продолжительность занятия
Средняя группа – 20 минут
Старшая группа – 25 минут
Подготовительная группа - 30 минут
Форма обучения – подгрупповая, индивидуальная
Количество детей в подгруппе – 12 человек
группы – средняя, старшая, подготовительная
занятия проводятся вне основной образовательной деятельности
4. Содержание программы.
Работа по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста состоит из следующих разделов:
1. Растительный мир
2. Животный мир
3. Природные явления
Календарно – тематическое планирование для детей от 4 до 5 лет (1 год обучения)
№ | тема | цель |
1 раздел «Растительный мир» | ||
1 | «Что нам осень подарила» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. |
2 | «Осеннее дерево» | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. |
3 | «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. |
4 | «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. |
5 | «Растения зимой» | Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. |
6 | «Ёлочка – красавица» | Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. |
7 | «Защитите ель и сосну» | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна. |
8 | «Русская березка» | Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. |
9 | «Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. |
10 | «Растения весной» | Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. |
11 | «Огород на окошке» | Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность. |
12 | «Цветущий сад» | Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства. |
Итого по 1 разделу «Растительный мир» - 12 занятий | ||
2 раздел «Животный мир» | ||
1 |
| Дать представление о домашних птицах (курица, утка, гусь). Как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей (птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам. |
2 | «Перелётные птицы» | Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. |
3 | «Кто живёт в реке» | Познакомить детей с представителями водных животных. Показать их особенности. |
4 | «Крот» | Дать детям представление об особенностях внешнего вида, строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни |
5 | «Волк и лиса - лесные хищники» | Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время: живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно. Формировать у детей представление о приспособленности хищников к добыванию пищи. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных |
6 | «Зачем зайчику другая шубка?» | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе |
7 | «Котенька - коток и его друзья» | Дать первоначальное представление о домашних животных (корова, коза, лошадь), навыках, чем питаются. Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим. |
8 | «Зимующие птицы» | Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. |
9 | «Воробьишко» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. |
10 | «Наши четвероногие друзья – собака» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. |
11 | «Встречаем птиц» | Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) |
12 | «Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. |
Итого по 1 разделу «Животный мир» - 12 занятий | ||
3 раздел «Природные явления» | ||
1 | «Речные и морские камни» | Формировать представление о том, что камни могут быть не только на земле, но и в реках и в морях. Развивать у детей познавательный интерес. Развивать сенсорные ощущения. |
2 | «Ваза с яблоками» | Продолжать знакомить детей со свойствами глины. Формировать представление о её использовании. |
3 | «Осень в белые туманы» | Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. |
4 | «Сколько знаю я дождей» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. |
5 | «Плыли по небу тучки» | Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. |
6 | «Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. |
7 | «Мороз – удивительный художник» | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. |
8 | «Наблюдение за сезонными изменениями» | формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы. |
9 | «Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). |
10 | «Песочные фантазии» | Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей |
11 | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. |
12 | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. |
Итого по 1 разделу «Природные явления» - 12 занятий |
Календарно – тематическое планирование для детей от 5 до 6 лет (2 год обучения)
№ | тема | цель |
1 раздел «Растительный мир» | ||
1 | «Как растения готовятся к зиме» /целевая прогулка/ | Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. |
2 | «Цветущие растения» | Закрепить названия 4-5 цветущих растений Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. Уточнить части растений и их функции |
3 | «Во саду ли, в огороде»» | Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение) .Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. |
4 | «Кто главный в лесу?» | Учить распознавать 5-6 деревьев, 3-4 кустарника; Закрепить, главное звено в лесу – растение; Уточнить последствия уничтожения деревьев; Воспитывать бережное отношение к лесу. |
5 | Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку – красавицу наших лесов» | Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его; Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. |
6 | «Чудо – ягодка» | Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых. Их среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) пользе. |
7 | «Сладкие и кислые, есть и ядовитые» | Познакомить с лекарственными и ядовитыми растениями, ролью каждого организма в природе, их место в пищевых цепочках, правилами обращения с незнакомыми растениями, формировать умение различать ядовитые растения |
8 | «Когда береза плачет». | Дать детям представление о сокодвижении, почему это происходит и в какое время года. Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону. Закрепить представление детей о том, что растениям необходимы: тепло, свет, вода, земля. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание жить в союзе с природой. |
9 | «Великие путешественники» | Обобщить представления о комнатных растениях, дать представление о светолюбивых и теневыносливых растениях, закреплять умения ухода за комнатными растениями |
10 | «Тайны необыкновенных листьев». | Учить детей дифференцировать хвойные породы деревьев - сосна обыкновенная и ель сибирская: выделять особенности цвета, длины, расположения на побегах хвоинок этих деревьев. Развивать навыки исследовательской деятельности детей. Упражнять в схематической зарисовке «тайн» хвоинок. Поддерживать устойчивый интерес детей к познанию живого мира природы. |
11 | «Как рождаются кедровые шишки» | познакомить детей с сосной сибирской (кедровой) как цветущим и масличным деревом. Способствовать установлению детьми причинно-следственных связей между явлениями в природе. Воспитывать осознанное отношение детей к природным живым существам, понимая ценность жизни каждого из них. |
12 | «Берегите первоцветы» | Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам. Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; Особенности строения и назначения всех органов |
Итого по 1 разделу «Растительный мир» - 12 занятий | ||
2 раздел «Животный мир» | ||
1 | «Поможем дождевому червю найти дом» | Закрепить знания: почва как верхний слой земли. Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы. |
2 | «Сравнение диких и домашних животных» | Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде |
3 | «Сравнение рыб и лягушек» | Закреплять представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки. Формировать обобщенное представление: рыбы –водные обитатели, лягушки –и воды и суши. |
4 | «У воды и на воде» | Учить детей замечать сезонные изменения на водоемах; Закреплять знания: водоем как среда обитания животных и растений. |
5 | «Как животные проводят зиму в лесу?» | Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения в жизни животных. |
6 | «Житель Севера – снегирь» | Расширять знания детей о жизни снегирей, их повадках, способах передвижения. Познакомить детей с разнообразием поведения птиц в соответствии со временами года. Воспитывать заботливое отношение к птицам. |
7 | «В гостях у северных животных». | Продолжать знакомить детей с животными Севера. Закрепить знания о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Учить различать животных по внешнему виду, месту обитания. Развивать речь, внимание, память; интерес к жизни животных. Воспитывать любовь и понимание к животным и желание им помочь в трудное время. |
8 | «Олень - житель леса» | Формировать представление детей о животных, которые живут в нашем крае. Дать новые знание об олене: внешнем виде, образе жизни, какую пользу приносит для людей, живущих на севере, чем питается. Расширить знания о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы. |
9 | «Медведь» | Способствовать расширению представления о жизни животных проживающих в тайге. Познакомить детей с медведем: его повадками, местах обитания, чем питается, как добывает себе пищу. Воспитывать интерес к животному миру нашего края и бережного отношения к нему. |
10 | «Сова Совушка – мудрая головушка» | Расширять знания детей о жизни совы в лесу, о ее повадках и способах передвижения: ведет ночной образ жизни, у нее прекрасное зрение, чуткий слух. Развивать интерес к произведениям устного народного творчества, умение отгадывать загадки, заучивать эти произведения. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы. |
11 | «Особенности жизни зверей весной» | Учить замечать особенности жизни зверей весной. Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных |
12 | «Этот удивительный мир насекомых» | Уточнить многообразие насекомых. Сезонные изменения в жизни насекомых. |
Итого по 1 разделу «Животный мир» - 12 занятий | ||
3 раздел «Природные явления» | ||
1 | «Я и природа» | Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/ |
2 | «Осенние явления в неживой природе» | Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями; Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. |
3 | «Солнце – большая звезда» | Дать представление о Солнце как о звезде. Уточнить знания о строении солнечной системы. |
4 | «Почему бывают разные времена года» | Солнце – источник света и тепла. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Роль Солнца в жизни человека. |
5 | «Знакомим детей с почвой» | Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»; Загрязнение почвы, возможные последствия; Необходимость охраны почвы. |
6 | «Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода» | Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара; Уточнить состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара) |
7 | «Что мы знаем о воздухе» | Систематизировать знания о свойствах воздуха. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. |
8 | «Как рождается ветер» | Дать представление о движении воздуха (ветре) Роль ветра в природе и жизни человека. |
9 | «Белый снег, пушистый» | Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). |
10 | «Пройдет зима холодная…» | Обобщение знаний детей о зиме; Зависимость всего живого от условий окружающей среды. |
11 | «Береги живое» | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. |
12 | «Песок, камни, глина» | Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. |
Итого по 1 разделу «Природные явления» - 12 занятий |
Календарно – тематическое планирование для детей от 6 до 7 лет (3 год обучения)
№ | тема | цель |
1 раздел «Растительный мир» | ||
1 | «Луг – экосистема» | Закрепить правила поведения в природе; Учить находить связь растений с насекомыми. Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений |
2 | «Ягодка – брусничка». | Формировать представление детей о природе родного края, его особенностях, экологических проблемах. Научить детей относить растения к живым существам. Познакомить с растением, которое приспособилось жить в суровых условиях – ягодой брусникой. Развивать способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления. |
3 | «Полезные свойства клюквы» | Формировать представление детей о природе родного края, его особенностях, экологических проблемах. Научить детей относить растения к живым существам. Познакомить с растением, которое приспособилось жить в суровых условиях – ягодой клюквой .Развивать способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления. |
4 | «Пихта» | Познакомить детей с пихтой, с хвойным растением, которое занесено в Красную книгу. Способствовать установлению детьми причинно-следственных связей между явлениями в природе. Воспитывать осознанное отношение детей к природным живым существам, понимая ценность жизни каждого из них. |
5 | «Березонька русская» | Обогащать знания детей о березе, ее лекарственных свойствах. Познакомить детей со свойствами бересты через детское экспериментирование. Воспитывать бережное отношение к березе. |
6 | «Тайны грибного царства» | Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. |
7 | «Хоровод деревьев» | Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина) .Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. |
8 | «Зеленая аптека» | Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. |
9 | «Хлеб всему голова» | Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании; Учить понятию «Культурные растения»; Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу; |
10 | «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения» | Показать зависимость роста комнатных растений от условий. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. |
11 | «Размножение растений» | Учить пересаживать комнатные растения. Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями) |
12 | «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду» | Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Зависимость роста растений от условий окружающей среды. Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить. |
Итого по 1 разделу «Растительный мир» - 12 занятий | ||
2 раздел «Животный мир» | ||
1 | «На бабушкином дворе» | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. |
2 | «Летят перелетные птицы…» | Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Связь птиц со средой обитания. Заботливое отношение к птицам |
3 | «Кто обитает в воде?» | Знакомство с представителями водных животных и растений, их приспособленностью к жизни в водной среде. |
4 | «О животных, которых не любят» | Знакомство с некоторыми представителями земноводных, рептилий. Их отличительные черты. Уточнить значение внешних особенностей в жизни животных. |
5 | «Животные жарких стран» | Приспособление животных к жизни в природных условиях; Дать первоначальное представление о пустыне. Приспособление всего живого к погодным условиям пустыни |
6 | «Почему белые медведи не живут в лесу?» | Приспособление животных к жизни в природных условиях; Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены |
7 | «Норка» | Продолжать знакомить детей с животными Севера. Закрепить знания о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Учить различать животных по внешнему виду, месту обитания. Развивать речь, внимание, память; интерес к жизни животных. Воспитывать любовь и понимание к животным и желание им помочь в трудное время. |
8 | «Лиса» | Формировать представление детей о животных, которые живут в нашем крае. Расширить знания о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы. |
9 | «Лесной доктор – дятел». | Расширять знания детей о жизни лесного доктора – дятла, особенностях строения тела (лазанье по деревьям, длинны крепкий клюв). Уничтожая вредных насекомых, дятлы приносят большую пользу лесному хозяйству. Познакомить детей с разными «профессиями» дятла. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы. |
10 | «Житель Севера – глухарь». | Расширять знания детей о жизни глухаря, его повадках, способах передвижения. Познакомить детей с разнообразием поведения птиц в соответствии с временами года. Учить детей выполнять аппликацию глухаря из геометрических фигур. Воспитывать заботливое отношение к птицам. |
11 | «Лесной житель - клёст. | Расширять знания детей о жизни клёста, их повадках, способах передвижения. Познакомить детей с разнообразием поведения птиц в соответствии с временами года. Воспитывать заботливое отношение к птицам. |
12 | «Путешествие в Елизаровский заповедник» | Обобщить знания детей о пернатых друзьях наших лесов. Дать понятие о заповедниках, для чего люди создают заповедники, нужны ли они, кто живёт в заповедниках. Почему люди стараются сберечь редких животных. Познакомить детей с Красной книгой. |
Итого по 1 разделу «Животный мир» - 12 занятий | ||
3 раздел «Природные явления» | ||
1 | «Путешествие в страну Осень» | Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. |
2 | «Вода и её загрязнение» | Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; Закрепить знания исследование воды человеком. Необходимость экономии воды. Вода и ваше здоровье. |
3 | «Приборы – помощники» | Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. |
4 | «Как солнце жизнь дает земле» | Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. |
5 | «Куда бежит река Обь» | Познакомить с разными видами водоемов, с тем как образуются реки формировать экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов |
6 | «Воздух – дом птиц и зверей» | Дать представление о воздухе как среде обитания живых организмов, закреплять знания о летающих животных (птицы, насекомые, звери) |
7 | «Подземная кладовая» | Познакомить с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека, для чего добывают нефть и газ, занятие в форме беседы. |
8 | «Зимушка - зима» | Уточнить сезонные изменения в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Воспитывать бережное отношение к окружающему мир |
9 | Как увидеть и услышать воздух. | Закрепить понятие «воздух» опытно-экспериментальным путём. |
10 | «Земля – живая планета» | Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей. Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. |
11 | «Весна – красна» | Учить видеть сезонные изменения в природе. Взаимосвязь живой и неживой природы. Весенние работы на огороде, в саду, поле. |
12 | «Мы туристы» | Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. |
Итого по 1 разделу «Природные явления» - 12 занятий |
5. Организационно – педагогические условия
5.1. Учебный план
№ | Наименование работы | месяц | Количество занятий |
1 год обучения | |||
1 | Растительный мир | сентябрь - май | 12 |
2 | Животный мир | сентябрь - май | 12 |
3 | Природные явления | сентябрь - май | 12 |
2 год обучения | |||
1 | Растительный мир | сентябрь - май | 12 |
2 | Животный мир | сентябрь - май | 12 |
3 | Природные явления | сентябрь - май | 12 |
3 год обучения | |||
1 | Растительный мир | сентябрь - май | 12 |
2 | Животный мир | сентябрь - май | 12 |
3 | Природные явления | сентябрь - май | 12 |
5.2. Расписание занятий
Дни недели | Время проведения |
1-3 неделя, понедельник | 15.30 – 16.00 |
2-4 неделя понедельник | 16.00 – 16.30 |
5.3. Календарный учебный план
№ | месяц | Этапы работы | тема | Количество занятий |
1 год обучения | ||||
1 | сентябрь - май | Растительный мир | «Что нам осень подарила» «Осеннее дерево» «Цветы на участке осенью» «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» «Растения зимой» «Ёлочка – красавица» «Защитите ель и сосну» «Русская березка» «Солнышко на травке» «Растения весной» «Огород на окошке» «Цветущий сад» | 12 |
2 | Сентябрь - май | Животный мир | «Курочка - Ряба и ее соседи» «Перелётные птицы» «Кто живёт в реке» «Крот» «Волк и лиса - лесные хищники» «Зачем зайчику другая шубка?» «Котенька - коток и его друзья» «Зимующие птицы» «Воробьишко» «Наши четвероногие друзья – собака» «Встречаем птиц» «Божья коровка» | 12 |
3 | сентябрь - май | Природные явления | «Речные и морские камни» «Ваза с яблоками» «Осень в белые туманы» «Сколько знаю я дождей» «Плыли по небу тучки» «Снежный хоровод» «Мороз – удивительный художник» «Наблюдение за сезонными изменениями» «Наблюдение за снегом и льдом» «Песочные фантазии» «К нам весна шагает быстрыми шагами» «Что такое облака, дождь, гроза?» | 12 |
2 год обучения | ||||
1. | Сентябрь - апрель | Растительный мир | «Как растения готовятся к зиме» «Цветущие растения» «Во саду ли, в огороде»» «Кто главный в лесу?» Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку – красавицу наших лесов» «Чудо – ягодка» «Сладкие и кислые, есть и ядовитые» «Когда береза плачет». «Великие путешественники» «Тайны необыкновенных листьев». «Как рождаются кедровые шишки» «Берегите первоцветы» | 12 |
2. | Сентябрь -май | Животный мир | «Поможем дождевому червю найти дом» «Сравнение диких и домашних животных» «Сравнение рыб и лягушек» «У воды и на воде» «Как животные проводят зиму в лесу?» «Житель Севера – снегирь» «В гостях у северных животных». «Олень - житель леса» «Медведь» «Сова Совушка – мудрая головушка» «Особенности жизни зверей весной» «Этот удивительный мир насекомых» | 12 |
3. | Сентябрь - май | Природные явления | «Я и природа» «Осенние явления в неживой природе» «Солнце – большая звезда» «Почему бывают разные времена года» «Знакомим детей с почвой» «Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода» «Что мы знаем о воздухе» «Как рождается ветер» «Белый снег, пушистый» «Пройдет зима холодная…» «Береги живое» «Песок, камни, глина» | 12 |
3 год обучения | ||||
1. | Сентябрь - май | Растительный мир | «Луг – экосистема» «Ягодка – брусничка». «Полезные свойства клюквы» «Пихта» «Березонька русская» «Тайны грибного царства» «Хоровод деревьев» «Зеленая аптека» «Хлеб всему голова» «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения» «Размножение растений» «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду» | 12 |
2. | Сентябрь - май | Животный мир | «На бабушкином дворе» «Летят перелетные птицы…» «Кто обитает в воде?» «О животных, которых не любят» «Животные жарких стран» «Почему белые медведи не живут в лесу?» «Норка» «Лиса» «Лесной доктор – дятел». «Житель Севера – глухарь». «Лесной житель - клёст. «Путешествие в Елизаровский заповедник» | 12 |
3. | Сентябрь - май | Природные явления | «Путешествие в страну Осень» «Вода и её загрязнение» «Приборы – помощники» «Как солнце жизнь дает земле» «Куда бежит река Обь» «Воздух – дом птиц и зверей» «Подземная кладовая» «Зимушка - зима» Как увидеть и услышать воздух. «Земля – живая планета» «Весна – красна» «Мы туристы» | 12 |
5.3. Календарный учебный график
1 год обучения
тема | месяцы | ||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | |
1 раздел Растительный мир | |||||||||
«Что нам осень подарила» | 1 | ||||||||
«Осеннее дерево» | 1 | ||||||||
«Цветы на участке осенью» | 1 | ||||||||
«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» | 1 | ||||||||
«Растения зимой» | 1 | ||||||||
«Ёлочка – красавица» | 1 | ||||||||
«Защитите ель и сосну» | 1 | ||||||||
«Русская березка» | 1 | ||||||||
«Солнышко на травке» | 1 | ||||||||
«Растения весной» | 1 | ||||||||
«Огород на окошке» | 1 | ||||||||
«Цветущий сад» | 1 | ||||||||
2 раздел Животный мир | |||||||||
«Курочка - Ряба и ее соседи» | 1 | ||||||||
«Перелётные птицы» | 1 | ||||||||
«Кто живёт в реке» | 1 | ||||||||
«Крот» | 1 | ||||||||
«Волк и лиса - лесные хищники» | 1 | ||||||||
«Зачем зайчику другая шубка?» | 1 | ||||||||
«Котенька - коток и его друзья» | 1 | ||||||||
«Зимующие птицы» | 1 | ||||||||
«Воробьишко» | 1 | ||||||||
«Наши четвероногие друзья – собака» | 1 | ||||||||
«Встречаем птиц» | 1 | ||||||||
«Божья коровка» | 1 | ||||||||
«Речные и морские камни» | 1 | ||||||||
3 раздел Природные явления | |||||||||
«Ваза с яблоками» | 1 | ||||||||
«Осень в белые туманы» | 1 | ||||||||
«Сколько знаю я дождей» | 1 | ||||||||
«Плыли по небу тучки» | 1 | ||||||||
«Снежный хоровод» | 1 | ||||||||
«Мороз – удивительный художник» | 1 | ||||||||
«Наблюдение за сезонными изменениями» | 1 | ||||||||
«Наблюдение за снегом и льдом» | 1 | ||||||||
«Песочные фантазии» | 1 | ||||||||
«К нам весна шагает быстрыми шагами» | 1 | ||||||||
«Что такое облака, дождь, гроза?» | 1 | ||||||||
Итого занятий: | 36 |
2 год обучения
тема | месяцы | ||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | |
1 раздел Растительный мир | |||||||||
«Как растения готовятся к зиме» | 1 | ||||||||
«Цветущие растения» | 1 | ||||||||
«Во саду ли, в огороде»» | 1 | ||||||||
«Кто главный в лесу?» | 1 | ||||||||
Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку – красавицу наших лесов» | 1 | ||||||||
«Чудо – ягодка» | 1 | ||||||||
«Сладкие и кислые, есть и ядовитые» | 1 | ||||||||
«Когда береза плачет». | 1 | ||||||||
«Великие путешественники» | 1 | ||||||||
«Тайны необыкновенных листьев». | 1 | ||||||||
«Как рождаются кедровые шишки» | 1 | ||||||||
«Берегите первоцветы» | 1 | ||||||||
2 раздел Животный мир | |||||||||
«Поможем дождевому червю найти дом» | 1 | ||||||||
«Сравнение диких и домашних животных» | 1 | ||||||||
«Сравнение рыб и лягушек» | 1 | ||||||||
«У воды и на воде» | 1 | ||||||||
«Как животные проводят зиму в лесу?» | 1 | ||||||||
«Житель Севера – снегирь» | 1 | ||||||||
«В гостях у северных животных». | 1 | ||||||||
«Олень - житель леса» | 1 | ||||||||
«Медведь» | 1 | ||||||||
«Сова Совушка – мудрая головушка» | 1 | ||||||||
«Особенности жизни зверей весной» | 1 | ||||||||
«Этот удивительный мир насекомых» | 1 | ||||||||
3 раздел Природные явления | |||||||||
«Я и природа» | 1 | ||||||||
«Осенние явления в неживой природе» | 1 | ||||||||
«Солнце – большая звезда» | 1 | ||||||||
«Почему бывают разные времена года» | 1 | ||||||||
«Знакомим детей с почвой» | 1 | ||||||||
«Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода» | 1 | ||||||||
«Что мы знаем о воздухе» | 1 | ||||||||
«Как рождается ветер» | 1 | ||||||||
«Белый снег, пушистый» | 1 | ||||||||
«Пройдет зима холодная…» | 1 | ||||||||
«Береги живое» | 1 | ||||||||
«Песок, камни, глина» | 1 | ||||||||
Итого занятий: | 36 |
3 год обучения
тема | месяцы | ||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | |
1 раздел Растительный мир | |||||||||
«Луг – экосистема» | 1 | ||||||||
«Ягодка – брусничка». | 1 | ||||||||
«Полезные свойства клюквы» | 1 | ||||||||
«Пихта» | 1 | ||||||||
«Березонька русская» | 1 | ||||||||
«Тайны грибного царства» | 1 | ||||||||
«Хоровод деревьев» | 1 | ||||||||
«Зеленая аптека» | 1 | ||||||||
«Хлеб всему голова» | 1 | ||||||||
«Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения» | 1 | ||||||||
«Размножение растений» | 1 | ||||||||
«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду» | 1 | ||||||||
2 раздел Животный мир | |||||||||
«На бабушкином дворе» | 1 | ||||||||
«Летят перелетные птицы…» | 1 | ||||||||
«Кто обитает в воде?» | 1 | ||||||||
«О животных, которых не любят» | 1 | ||||||||
«Животные жарких стран» | 1 | ||||||||
«Почему белые медведи не живут в лесу?» | 1 | ||||||||
«Норка» | 1 | ||||||||
«Лиса» | 1 | ||||||||
«Лесной доктор – дятел». | 1 | ||||||||
«Житель Севера – глухарь». | 1 | ||||||||
«Лесной житель - клёст. | 1 | ||||||||
«Путешествие в Елизаровский заповедник» | 1 | ||||||||
3 раздел Природные явления | |||||||||
«Путешествие в страну Осень» | 1 | ||||||||
«Вода и её загрязнение» | 1 | ||||||||
«Приборы – помощники» | 1 | ||||||||
«Как солнце жизнь дает земле» | 1 | ||||||||
«Куда бежит река Обь» | 1 | ||||||||
«Воздух – дом птиц и зверей» | 1 | ||||||||
«Подземная кладовая» | 1 | ||||||||
«Зимушка - зима» | 1 | ||||||||
Как увидеть и услышать воздух. | 1 | ||||||||
«Земля – живая планета» | 1 | ||||||||
«Весна – красна» | 1 | ||||||||
«Мы туристы» | 1 | ||||||||
Итого занятий: | 36 |
5.4. Программно – методическое обеспечение.
Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы разработана и кем утверждена |
«Юный эколог» | Программа ДПОУ | Н. А. Рыжова Программа «Наш дом – природа» 1. Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Блок занятий «Я и природа» - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005 2. Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина, камни» - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005 3. А. А. Плешаков «От земли до неба: атлас – определитель» - М.: Просвещение, 2010 4. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом - М.: ТЦ «Сфера», 2001. 5. Л.В. Ковинько. Секреты природы - это так интересно!- М.: 2004 |
5.5. материально – техническое обеспечение
дидактические, настольно - печатные игры по воспитанию экологической культуры.
Набор плакатов из серии «Животные», «Птицы», «Растения», «Овощи фрукты», «Природные явления», «Живая и неживая природа»
Схемы, модели, алгоритмы.
Мини - лаборатория (различные емкости воронки, микроскоп, лупы и т.д.)
природный материал (шишки, камни, мох, куски коры и древесины).
календарь природы, модель календаря природы,
уголок цветов, (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки),
Научно – познавательная литература.
DVD диски с фильмами.
Магнитофон, телевизор, мультимедийная система.
6. Мониторинг
Для отслеживания динамики достижений детей 2 раза в год проводится диагностика:
первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений
детей проводится в сентябре (начало месяца) , 7дней
итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае (начало месяца) , 7 дней.
Условные обозначения:
Высокий уровень – критерии проявляются в полной степени (3 балла)
Средний уровень – критерии просматриваются, но имеют фрагментальный характер (2 балла)
Низкий уровень – критерии отсутствуют, либо выражены слабо (1 балл)
Диагностический инструментарий по экологическому развитию.
1.Представления о природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.
Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь), солнце, автомобиль, самолёт.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
- Как ты догадался, что всё это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?
- Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Задание №2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Материал. Дидактическая игра «Что, где растёт?»
Методика. С ребёнком проводится игра «Что, где растёт?»
Задание №3.
Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 1.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 2.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.
Задание №5.
Цель. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.
Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание №6.
Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №7.
Цель. Выяснить имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?
Задание №8.
Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?
Задание №9.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
2.Отношение к природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.
Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.
Задание №2.
Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами
(труд в природе).
Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира. Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту. | Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен. Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года. | Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое. Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности. Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями. |
7.Список литературы
1. Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Блок занятий «Я и природа» - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005
2. Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина, камни» - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005
3. А. А. Плешаков «От земли до неба: атлас – определитель» - М.: Просвещение, 2010
4. Л.В. Ковинько. Секреты природы - это так интересно!- М.: 2004
5. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
6. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
7.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
8. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.
9. Нифонтова С. Н. , Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
10. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.
11. Планета – наш дом: Учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995. – 288 с. + Прилож. / 96 с./, ил.
12. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
13. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. – 128 с.
14. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил.
15. Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн.: «Асар», 1999. – 112 с.
16. Занимательное природоведение. – М., Омега, 1997. – 256 с.: ил.
17. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада.– М.: Просвещение, 1981. 80с
18. Разбесов О. К. Твой аквариум. – М.: Просвещение, 1980.
19. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита: Изд-во За б ГПУ, 2002.
20. Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРУЖОК ПО ЭКОЛОГИИ « Друзья природы»
КРУЖОК ПО ЭКОЛОГИИ "Друзья природы" (цель, задачи, перспективный план)...
кружок "Юный эколог"
План кружка...
Кружок "Юный эколог"
Кружок " Юный эколог" разработан для детей старшей группы. В нём представлены различные темы на один день в неделю....
Кружок "Юный эколог"
Цели и задачи экологического кружка· подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;·...
Кружок по экологии.
Вы слыхали о воде?Говорят она везде.В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кране.Как сосулька замерзает,Паром в чайник заползаетБез неё нам не умыться,Не наесться, не напиться.Смею вам я доложитьБе...
Кружок по экологии"Цветик-семицветик"
Я составила и написала рабочую программу кружка по экологическому воспитанию. В программе расписаны цели и задачи по месяцам....
кружок по экологии"Друзья природы"
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В на...