Конспект ООД "Поговорим о злаках"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия для детей подготовительной группы по познавательно-речевому развитию. Дети знакомятся со злаковыми культурами: ячменём,пшеницей,рисом,гречихой,просом, рожью, кукурузой. В экспериментальной деятельности превращают зерно в муку, находят отличия и сходства у пшеницы и ржи. Из соломки изготавливают аппликацию колоска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_pogovorim_o_zlakah.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по познавательно - речевому развитию детей подготовительной группы
Тема: «Поговорим о злаках»
Разработала воспитатель Хорошева Анжелика Викторовна
Цель: Формировать представлений детей о злаковых культурах
Задачи: Образовательные: расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, условиях произрастания, использовании зерновых в пищу; обогатить представления о свойствах и различиях пшеницы и ржи через организацию экспериментальной деятельности; учить анализировать, сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивающие: обогащать словарный запас, развивать связную речь детей: учить составлять коллективный рассказ по предложенной схеме; развивать речевое дыхание, мелкую моторику кистей рук; совершенствовать дикцию, артикуляцию; формировать чувство ритма и координацию слов с движением.
Воспитательные: продолжать воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, пекарям, бережное уважение к хлебу; аккуратность в работе, эстетический вкус; активизировать внимание и память
Оборудование: картинки овощей, фруктов, цитрусовых, ягод,злаков; образцы зёрен злаковых (просо, овёс, гречиха, рис, ячмень, пшеница, рожь, кукуруза); силуэты кастрюль; шапочки «соль», «сахар», «крупа», «молоко», зеркальце на каждого ребёнка; колосья пшеницы; зёрна ржи и пшеницы; кофемолка; воздушные шарики с мукой внутри на каждого ребёнка; модель колоска с зёрнами на липучках; мнемотаблица «Как хлеб на стол пришёл»; «травянчик» - игрушка; колоски; образец для аппликации из соломки «Колосок»; соломенные части деталей для аппликации; чёрный картон; клей - карандаш; салфетки; клеёнки
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций на тему «Хлеб», просмотр презентаций «Труд хлебороба», рассматривание круп, знакомство с аппликацией из соломки.
- Организационный момент « Кроссворд»
Воспитатель: Ребята, разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего занятия
1. Шарик голубой, домик наш родной
Планета любимая моя, называется она...(земля)
2. Там булки растут и батоны,
Баранок и бубликов тонны,
Похоже на жёлтое море
Шумящее хлебное...(поле)
3. Это - с носиком пушинки,
Это - горсточка зерна.
Тут - горошек, там - крупинки
Что же это?...(семена)
4. Он по полю быстро ходит,
Косит хлеб, зерно молотит,
Веет, да в машину грузит,
Засыпает хлеб он в кузов -
Убирает урожай, в поле трудится...(комбайн)
5. В воде растёт, уборки ждёт.
Годен для каши, ест его Маша.
Годен для плова, ест его Вова. ( рис)
Дети отгадывают загадки и вписывают буквы в клеточки кроссворда.
Читают слово «злаки»
Воспитатель: Поговорим сегодня о злаках. Как вы думаете, что это такое?
( ответы детей). Злаки - это растение со стеблем и колосом на конце, в котором находятся зёрна.
Поговорим о злаках,
Что в полях у нас растут.
Из крупы их варят каши,
Из муки блины пекут.
Рожь и пшеница за обедом
Кормят нас душистым хлебом.
- Основная часть Д/у «Что лишнее?»
На магнитной доске картинки овощей, фруктов, цитрусовых, ягод, злаковых
Воспитатель: Дети, определите, что не является злаками (дети перечисляют и называют вид, например: слива - фрукт ) На доске остаются картинки злаковых культур: рис, гречиха, просо,рожь, пшеница, кукуруза, ячмень, овёс и образцы зёрен. Педагог и дети рассматривают их.
В каком виде используют злаковые в пищу? (каши, хлебобулочные изделия,кондитерские изделия...)
Дидактическая игра «Злак - крупа - каша»
На магнитной доске силуэты кастрюль с разной крупой. Детям раздаются крышки от кастрюль с теми же крупами. Дети накрывают кастрюлю соответствующей крышкой и определяют злак - крупа - каша:
Пшеница - пшеничная - манная(пшеничная мука)
Овёс - овсяная - овсяная (геркулесовая)
Просо - пшённая - пшённая
Рис - рисовая - рисовая
Гречиха - гречневая - гречневая
Ячмень - ячменная - перловая (ячневая)
Кукуруза - кукурузная - кукурузная
Рожь - ржаная мука.
Дыхательная гимнастика
«Каша кипит»
Сидя. Одна рука на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в лёгкие. При выдохе громко произнести звук «ф-ф-ф» повторить 3-4 раза
«Вдыхаем вкусный аромат каши»
Вдох носом, пауза, выдох ртом повторить 3-4 раза
Воспитатель: Ребята, вы все знаете как сварить кашу. Давайте повторим правила приготовления этого полезного блюда в игре.
Игра - хоровод «Ты горшочек наш вари!»
Выбираются дети, которые будут «молоком», «солью», «сахаром», «крупой». На них надеваются соответствующие шапочки. Остальные дети - «горшочек». Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребёнок выходит в середину круга. Когда в центе круга будут все ингредиенты каши, дети берутся за руки и ведут внутри «горшочка» свой хоровод
- 1. Раз, два и три - ты горшочек наш вари
- Молоко мы нальём, до кипенья доведём.
- 2. Раз, два и три - ты горшочек наш вари
- Кашу нужно посолить, да и сахар положить.
- 3. Раз, два и три - ты горшочек наш вари
- И крупу не забываем, ложкой дружно мы мешаем.
- 4. Раз, два и три - ты горшочек наш вари
- Каша преет «пых» - «пых» - «пых»
- Для друзей и для родных.
- 5. Мы все дружно поедим и гостей всех угостим
- Каша вышла просто класс - мы старались все для ВАС!
- (Движения соответствуют тексту песни)
Артикуляционная гимнастика (с зеркалом на каждого ребёнка)
Воспитатель Отгадайте загадку:
Этот зверь грызун ужасный,
Для людей он не опасный,
На щеках его мешки -
Хлеб в них носят ... (хомяки)
«Хомяк прячет зёрнышки за щёку»
Языком давить стараюсь,
В щёку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
(Упираться кончиком языка то в левую, то в правую щёку)
«Хомячок-толстячок»
Хомячок надует щёчки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щёки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
Показать какие толстые щёки у хомяка, который несёт в норку запасы зерна (надуть обе щеки). Хомячок высыпал зерно в норке (втянуть обе щеки)
Воспитатель Проговариваем скороговорку:
Хомяк не хочет в зимний холод
Ходить, испытывая голод.
Экспериментальная деятельность «Превращение зерна в муку»
Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию. Рассмотрите колос. Как располагаются зёрна? Какой они формы, цвета? Чем отличаются зёрна пшеницы от зёрен ржи? Какая структура стебля? Какая пшеничная мука? Обратите внимание какой у нас получился «травянчик»(педагог показывает пророщенный ранее овёс - игрушка).Как вы думаете какие факторы нужны, чтобы овёс пророс? (свет, воздух, вода, почва).
А теперь попробуем превратить зёрна ржи в муку. (Педагог на кофемолке перемалывает зёрна до муки). Где используют пшеничную и ржаную муку? (пекут хлеб, пироги, блины, торты, делают квас, макаронные изделия, изготавливают поделки из солёного теста). А ещё делают игрушки из муки -- Капитошки . (Педагог раздаёт каждому ребёнку воздушный шарик с мукой внутри)
Пальчиковая гимнастика «Капитошка»
Возьмём в ладошки Капитошку
И потрём его слегка,
Разглядим его улыбку,
Помассируем бока.
С Капитошкой мы играем,
Меж ладошками катаем.
Мнём, щипаем, разминаем.
Мячик в блинчик превращаем.
Домик сделаем в ладошках,
Жить в нём будет Капитошка!
Д/у «Подбери слово»
Воспитатель: Ребята, из чего состоит колос? (из стебля, колоса с зерном, листьев, корня). Из зёрен делают муку и пекут хлеб. Давайте подберём разные слова к слову «хлеб». Вы называете слово и прикрепляете зёрнышко к стеблю. Хлеб какой? ( вкусный, аппетитный, чёрствый, бородинский, ароматный, домашний, ржаной, вкусный, зажаренный и т.д.) Молодцы вот у нас и получился колосок!
Составление рассказа по мнемотаблице «Как хлеб на стол пришёл»
Мнемотаблица состоит из схематических рисунков. Педагог предлагает каждому ребёнку составить 2-3 предложения по каждому рисунку последовательно
Д/у «Угадай сказку по строчкам »
Воспитатель: В каких сказках встречаются соломенные персонажи или предметы?
Воспитатель читает отрывки из сказок. Дети отгадывают название произведения. Проверяют правильность ответа просмотром слайдов.
(Сказки: «Бычок-смоляной бочок», «Соломенная Масленица», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Три поросёнка», «Волшебник Изумрудного города»).
Воспитатель показывает солому и задаёт вопрос: Где раньше и в настоящее время используют люди солому? ( постройка крыш домов, набивали солому в лапти, корм и подстилка скоту, соломенные куклы для детей). А ещё из соломы делают красивые картины. Предлагаю и вам поработать с соломкой.
Аппликация из соломки «Колосок»
Педагог предлагает сделать аппликацию из заранее заготовленных соломенных форм в виде колоска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Злаки"
Папка с рабочим материалом к проекту "Злаки" в подготовительной к школе группе...
Пословицы и поговорки о фруктах, овощах, злаках и ягодах
Народные пословицы и поговорки- часть духовного наследия, которое досталось нам от наших предков. Это- народная мудрость, накопленная в течение многих веков. Пословицы и поговорки- прекрасный материал...
Перспективный план в подготовительной группе Тема: «Злаки, хлеб»
Задачи: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, и люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке...
Конспект логопедического занятия на тему: «Словарная работа: Злаки. Труд взрослых осенью на полях».
Конспект логопедического занятия предназначен групповой работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.Цель занятия: Уточнение обобщения «злаки»; развитие и активизация словарного запаса дете...
Проект «Народные приметы русского и татарского народа о хлебе и злаках»
Краткая аннотация проекта Любая национальная культура –это прежде всего культура рода, семьи, в которой вырос ребен...
Проект «Ознакомление детей старшей группы со злаками»
"Ознакомление детей старшей группы со злаками"Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.Цели: приобщить детей к истории русского народа.Задачи:Развивающие:• Развивать сенсорные нав...
Конспект НОД в старшей группе "Злаки"
Цель: познакомить детей со злаковыми культурами.Задачи: учить распознавать растения по характерным признакам; воспитание уважения к труду хлебороба и уточнение знаний о других профессиях людей, которы...