Конспект ООД "Поговорим о злаках"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия для детей подготовительной группы по познавательно-речевому развитию. Дети знакомятся со злаковыми культурами: ячменём,пшеницей,рисом,гречихой,просом, рожью, кукурузой. В экспериментальной деятельности превращают зерно в муку, находят отличия и сходства у пшеницы и ржи. Из соломки изготавливают аппликацию колоска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pogovorim_o_zlakah.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательно - речевому развитию детей   подготовительной группы

Тема: «Поговорим о злаках»

Разработала воспитатель Хорошева Анжелика Викторовна

Цель: Формировать представлений детей о злаковых культурах

Задачи: Образовательные:  расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, условиях произрастания, использовании зерновых в пищу; обогатить представления о свойствах и различиях пшеницы и ржи через организацию экспериментальной деятельности; учить анализировать, сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

         Развивающие: обогащать словарный запас, развивать связную речь детей: учить составлять коллективный рассказ по предложенной схеме; развивать речевое дыхание, мелкую моторику кистей рук; совершенствовать дикцию, артикуляцию; формировать чувство ритма и координацию слов с движением.

         Воспитательные: продолжать воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, пекарям, бережное уважение к хлебу; аккуратность в работе, эстетический вкус; активизировать внимание и память

Оборудование: картинки овощей, фруктов, цитрусовых, ягод,злаков; образцы зёрен злаковых (просо, овёс, гречиха, рис, ячмень, пшеница, рожь, кукуруза); силуэты кастрюль; шапочки «соль», «сахар», «крупа», «молоко», зеркальце на каждого ребёнка; колосья пшеницы; зёрна ржи и пшеницы; кофемолка; воздушные шарики с мукой внутри на каждого ребёнка; модель колоска с зёрнами на липучках; мнемотаблица «Как хлеб на стол пришёл»; «травянчик» - игрушка; колоски; образец для аппликации из соломки «Колосок»; соломенные части деталей для  аппликации; чёрный картон; клей - карандаш; салфетки; клеёнки

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций на тему «Хлеб», просмотр презентаций «Труд хлебороба», рассматривание круп, знакомство с аппликацией из соломки.

  1. Организационный момент « Кроссворд»

Воспитатель:  Ребята, разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего занятия    

   1. Шарик голубой, домик наш родной

     Планета любимая моя, называется она...(земля)

   2. Там булки растут и батоны,

 Баранок и бубликов тонны,

 Похоже на жёлтое море

 Шумящее хлебное...(поле)

   3. Это - с носиком пушинки,

     Это - горсточка зерна.

     Тут - горошек, там - крупинки

     Что же это?...(семена)

   4. Он по полю быстро ходит,

     Косит хлеб, зерно молотит,

     Веет, да в машину грузит,

     Засыпает хлеб он в кузов -

     Убирает урожай, в поле трудится...(комбайн)

  5. В воде растёт, уборки ждёт.

Годен для каши, ест его Маша.

Годен для плова, ест его Вова. ( рис)

Дети отгадывают загадки и вписывают буквы в клеточки кроссворда.

Читают слово «злаки»

Воспитатель:  Поговорим сегодня о злаках. Как вы думаете, что это такое?

( ответы детей). Злаки - это растение со стеблем и колосом на конце, в котором находятся зёрна.

Поговорим о злаках,

Что в полях у нас растут.

Из крупы их варят каши,

Из муки блины пекут.

Рожь и пшеница за обедом

Кормят нас душистым хлебом.

  1. Основная часть                                        Д/у «Что лишнее?»    

На магнитной доске картинки овощей, фруктов, цитрусовых, ягод, злаковых

Воспитатель:  Дети, определите, что не является злаками (дети перечисляют и называют вид, например: слива - фрукт ) На доске остаются картинки злаковых культур: рис, гречиха, просо,рожь, пшеница, кукуруза, ячмень, овёс и образцы зёрен. Педагог и дети рассматривают их.

В каком виде используют злаковые в пищу? (каши, хлебобулочные изделия,кондитерские изделия...)

Дидактическая игра «Злак - крупа - каша»

На магнитной доске силуэты кастрюль с разной крупой. Детям раздаются крышки от кастрюль с теми же крупами. Дети накрывают кастрюлю соответствующей крышкой и определяют злак - крупа - каша:

Пшеница - пшеничная - манная(пшеничная мука)

Овёс - овсяная - овсяная (геркулесовая)

Просо - пшённая - пшённая

Рис - рисовая - рисовая

Гречиха - гречневая - гречневая

Ячмень - ячменная - перловая (ячневая)

Кукуруза - кукурузная - кукурузная

Рожь - ржаная мука.

 Дыхательная гимнастика

«Каша кипит»

Сидя. Одна рука на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в лёгкие. При выдохе громко произнести звук «ф-ф-ф» повторить 3-4 раза

«Вдыхаем вкусный аромат каши»

Вдох носом, пауза, выдох ртом повторить 3-4 раза

Воспитатель: Ребята, вы все знаете как сварить кашу. Давайте повторим правила приготовления этого полезного блюда в игре.

Игра - хоровод «Ты горшочек наш вари!»

Выбираются дети, которые будут «молоком», «солью», «сахаром», «крупой». На них надеваются соответствующие шапочки. Остальные дети - «горшочек». Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребёнок выходит в середину круга. Когда в центе круга будут все ингредиенты каши, дети берутся за руки и ведут внутри «горшочка» свой хоровод

  1. 1. Раз, два и три - ты горшочек наш вари
  2. Молоко мы нальём, до кипенья доведём.
  3. 2. Раз, два и три - ты горшочек наш вари
  4. Кашу нужно посолить, да и сахар положить.
  5. 3. Раз, два и три - ты горшочек наш вари
  6. И крупу не забываем, ложкой дружно мы мешаем.
  7. 4. Раз, два и три - ты горшочек наш вари
  8. Каша преет «пых» - «пых» - «пых»
  9. Для друзей и для родных.
  10. 5. Мы все дружно поедим и гостей всех угостим
  11. Каша вышла просто класс - мы старались все для ВАС!
  12. (Движения соответствуют тексту песни)

Артикуляционная гимнастика (с зеркалом на каждого ребёнка)

Воспитатель   Отгадайте загадку:

             Этот зверь грызун ужасный,

             Для людей он не опасный,

             На щеках его мешки -

             Хлеб в них носят ... (хомяки)

«Хомяк прячет зёрнышки за щёку»

Языком давить стараюсь,

В щёку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

(Упираться кончиком языка то в левую, то в правую щёку)

«Хомячок-толстячок»

Хомячок надует щёчки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щёки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Показать какие толстые щёки у хомяка, который несёт в норку запасы зерна (надуть обе щеки). Хомячок высыпал зерно в норке (втянуть обе щеки)

Воспитатель  Проговариваем скороговорку:

             Хомяк не хочет в зимний холод

             Ходить, испытывая голод.

Экспериментальная деятельность «Превращение зерна в муку»

Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию. Рассмотрите колос. Как располагаются зёрна? Какой они формы, цвета? Чем отличаются зёрна пшеницы от зёрен ржи? Какая структура стебля? Какая пшеничная мука? Обратите внимание какой у нас получился «травянчик»(педагог показывает пророщенный ранее овёс - игрушка).Как вы думаете какие факторы нужны, чтобы овёс пророс? (свет, воздух, вода, почва).

А теперь попробуем превратить зёрна ржи в муку. (Педагог на кофемолке перемалывает зёрна до муки). Где используют пшеничную и ржаную муку? (пекут хлеб, пироги, блины, торты, делают квас, макаронные изделия, изготавливают поделки из солёного теста). А ещё делают игрушки из муки -- Капитошки . (Педагог раздаёт каждому ребёнку воздушный шарик с мукой внутри)

Пальчиковая гимнастика «Капитошка»

Возьмём в ладошки Капитошку

И потрём его слегка,

Разглядим его улыбку,

Помассируем бока.

С Капитошкой мы играем,

Меж ладошками катаем.

Мнём, щипаем, разминаем.

Мячик в блинчик превращаем.

Домик сделаем в ладошках,

Жить в нём будет Капитошка!

Д/у «Подбери слово»

Воспитатель: Ребята, из чего состоит колос? (из стебля, колоса с зерном, листьев, корня). Из зёрен делают муку и пекут хлеб. Давайте подберём разные слова к слову «хлеб». Вы называете слово и прикрепляете зёрнышко к стеблю. Хлеб какой? ( вкусный, аппетитный, чёрствый, бородинский, ароматный, домашний, ржаной, вкусный, зажаренный и т.д.) Молодцы вот у нас и получился колосок!

Составление рассказа по мнемотаблице «Как хлеб на стол пришёл»

Мнемотаблица состоит из  схематических рисунков. Педагог предлагает каждому ребёнку составить 2-3 предложения по каждому рисунку последовательно

Д/у «Угадай сказку по строчкам »

Воспитатель: В каких сказках встречаются соломенные персонажи или предметы?

Воспитатель читает отрывки из сказок. Дети отгадывают название произведения. Проверяют правильность ответа просмотром слайдов.

(Сказки: «Бычок-смоляной бочок», «Соломенная Масленица», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Три поросёнка», «Волшебник Изумрудного города»).

 Воспитатель показывает солому и задаёт вопрос: Где раньше и в настоящее время используют люди солому? ( постройка крыш домов, набивали солому в лапти, корм и подстилка скоту, соломенные куклы для детей). А ещё из соломы делают красивые картины. Предлагаю и вам поработать с соломкой.

Аппликация из соломки «Колосок»

Педагог предлагает сделать аппликацию из заранее заготовленных соломенных форм в виде колоска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Злаки"

Папка с рабочим материалом к проекту "Злаки" в подготовительной к школе группе...

Пословицы и поговорки о фруктах, овощах, злаках и ягодах

Народные пословицы и поговорки- часть духовного наследия, которое досталось нам от наших предков. Это- народная мудрость, накопленная в течение многих веков. Пословицы и поговорки- прекрасный материал...

Перспективный план в подготовительной группе Тема: «Злаки, хлеб»

Задачи: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, и люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке...

Конспект логопедического занятия на тему: «Словарная работа: Злаки. Труд взрослых осенью на полях».

Конспект логопедического занятия предназначен групповой работы с  детьми, имеющими общее недоразвитие речи.Цель занятия: Уточнение обобщения «злаки»; развитие и активизация словарного запаса дете...

Проект «Народные приметы русского и татарского народа о хлебе и злаках»

Краткая аннотация проекта                Любая национальная культура –это прежде всего культура рода, семьи, в которой вырос ребен...

Проект «Ознакомление детей старшей группы со злаками»

"Ознакомление детей старшей группы со злаками"Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.Цели: приобщить детей к истории русского народа.Задачи:Развивающие:• Развивать сенсорные нав...

Конспект НОД в старшей группе "Злаки"

Цель: познакомить детей со злаковыми культурами.Задачи: учить распознавать растения по характерным признакам; воспитание уважения к труду хлебороба и уточнение знаний о других профессиях людей, которы...