Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Чудо-магнит»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Косенко Светлана Аведисовна

Экспериментально-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_chudo-magnit.docx52.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Голубая стрела» г. Туапсе

Занятие по экспериментальноисследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Чудо магнит»

Подготовила: Косенко Светлана Аведисовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Цель: Уточнить и расширить знания детей о магните. Закрепить умения детей получать новые знания в поисковой деятельности, делать выводы, выбирать способ действия.

Задачи:

  1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами магнитов.
  2. Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.
  3. Воспитывать интерес к экспериментированию.
  4. Активизация словаря (магнетизм, полюса, магнетит).

Предварительная работа:

  • Чтение сказок П.П. Бажова «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка».
  • Беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка»:
  • Что такое подземные богатства?
  • Из чего делают железо?
  • Что внутри шахты?

Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр:

«Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Подбери предмет», «Четвёртый лишний».

Методические приёмы:

  • демонстрация опытов воспитателем;
  • объяснение воспитателя;
  • фронтальный опыт детей;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • подведение итогов занятия;
  • мотивация «Лаборатория»;
  • Рефлексия «конверт со смайликами».

Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов, намагниченные скрепки с держателем (пинцетом) для нагревания над пламенем свеча; скрепки, пластины: деревянная, пластмассовая, картонная, стеклянная; колба с водой.

Демонстрационный материал:

  • демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка; свеча со спичками, предметы, изготовленные из разных материалов (пластмасс, камень , дерево, железо, стекло), глобус;
  • для мольберта фотографии «Магнетиты», «Применение постоянных магнитов»;
  • для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники).

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, расскажите какое у вас настроение?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель вместе с детьми: Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся                             И прекрасное настроение сохраним.

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон для нас принес посылку. Эта посылка от Незнайки который живет в цветочном городе. Давайте посмотрим, что в ней (достаёт письмо и читает его). «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. В своём городе я нашёл интересный камень, который упал мне на голову, он лежит в посылке в маленькой коробочке. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите мне ответ: результаты исследований. Для вас, ребята, я послал белые халаты и создал с помощью своего волшебства лабораторию, в которой вы будите знакомиться с этим камнем, проводить с ним опыты. Желаю вам удачи!».

Воспитатель: Ребята, нам предстоит сегодня стать на некоторое время учёными. Кто такие учёные?

Дети отвечают.

Воспитатель: Да, учёные - это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы и т.д. А вы хотите стать учеными?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ну, тогда ребята закрываем глаза крутимся вокруг себя три раза и оказываемся в волшебной лаборатории. (Дети проходят в лабораторию одевают халаты и шламы; воспитателъ вынимает камень из маленькой коробочки, дети его рассматривают и высказывают свои предположения).

Сейчас наша команда учёных будет исследовать волшебный камень магнит. Воспитатель: Если это магнит, то, какое его самое главное свойство?

Дети: Он притягивает к себе металл.

Воспитатель: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руки и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь?

Дети: Холодный, твёрдый, тяжёлый.

Воспитатель подводит к своему демонстрационному столу детей и указывает на предметы, сделанные из разных материалов {пластмассовые пластины, деревянные, каменные, стеклянные, железные).

Опыт №1 (Свойства магнита)

Воспитатель: Перед вами находится коробка с различными предметами из разного материала. По очереди поднесите магнит к этим предметам. Те предметы, которые притянутся к магниту, положите в желтый поднос, а которые не притянутся - в голубой поднос.

Воспитатель: К каким предметам притянется магнит?

Дети: Магнит притянется к железным предметам.

Воспитатель: А на какие предметы не действуют силы магнита? Из какого материала они сделаны?

Дети: пластмасс, дерево, камень, стекло.

Вывод: Дети отмечают, что действие магнита на дерево, бумагу, пластмасс, стекло исчезает.

Воспитатель (проверяет версию ребят): Значит, Незнайка в цветочном городе действительно нашёл магнит.

Дети присаживаются за столы.

ОПЫТ №2 «Магнитные полюса».

Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте прикоснемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Вывод: Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнит «северный» минус, а с другой - «южный» плюс. Если магнит отталкивает другой, то это одинаковые плюса, а если присоединяется то это разные полюса.

Воспитатель: Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

Дети: У нашей планеты Земля.

Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» - синим.

Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

Дети: Круглой.

Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети: Земля притягивает к себе всё.

Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом.

ОПЫТ №3 «Магнит преграды не боится».

Воспитатель: Мы узнали, что магнит имеет «северный» и «южный» полюса. Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, и воду. У вас на подносах лежат эти предметы.

Дети проводят опыты с листом бумаги, стеклом, пластмассой, водой.

Воспитатель: Скажите, всегда ли магнит сохраняет свою волшебную силу притяжения?

Вывод: Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и в воде не исчезает.

ОПЫТ №4 «Магнит превращает металл в себя».

Воспитатель: Ребята, у меня есть другие скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит?

Дети: Ваши скрепки притягивают наши скрепки.

Воспитатель: Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей).

Магнит - это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.

ОПЫТ №5 "Магнит огня боится".

Воспитатель с помощью держателя нагревает намагниченную скрепку над пламенем спиртовки или свечи и подносит к своей намагниченной скрепке.

Дети: отмечают, что намагниченные скрепки потеряли свою силу.

Вывод: Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они теряют свою силу притяжения. Магнит боится высокой температуры. Огонь отнимает у него магнетизм.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Каждому ребёнку на спину вешается синий квадрат, а на живот - красный. Они образуют круг и начинают ходить по кругу, а воспитатель находиться в середине круга.

Воспитатель: Когда я буду показывать красный квадрат - «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне, «северным полюсом» - спиной. Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваетесь ко мне животиками - «южными полюсами». Магнит боится огня, высокой температуры, поэтому, когда вы увидите свечу, то присаживаетесь на корточки и закрывайтесь руками. После физминутки воспитатель спрашивает о происхождении магнита, откуда люди его достают. Выслушивает ответы детей.                                                          Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое природные камни?    Дети: Эти камни создала природа.  Воспитатель: Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными (просит повторить). Вы с постоянными магнитами сегодня проводили разные опыты. Как можно назвать камни, которые делает человек, а не природа?                                                                      Дети: Это искусственные камни.

Воспитатель: Да. Значит, постоянные магниты - это, какие камни?

Дети: Постоянные магниты - это искусственные камни.

Воспитатель: А что мы можем сказать о магните из цветочного города. Дети: Это искусственный и постоянный магнит.

После этого воспитатель проводит опрос детей по картинкам.

Работа к карточками:

а) Выберите из двух картинок ту, на которой изображён природный камень магнит.

в) Выберите то, чего боится магнит.

г) В каком случае магниты будут «дружить»?

I

Воспитатель: Спасибо Незнайке из цветочного города за его посылку, за его задание для нас. Мы многое узнали про магнит. Теперь мы должны отправить наши полученные знания (указывает на опросные картинки и магнит из цветочного города).      Рефлексия

Мои юные учёные у вас у каждого в конверте ждет сюрприз, открываете конверт покажите этот сюрприз друг другу, это смайлики. Если вы считаете что вы справились с заданием, то поселите своего смайлика на верхнем этаже, а кто испытывал затруднение при выполнении задания, смайлики поселим этажом ниже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Новогодние игрушки»

Программное содержание:Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.Развивать творческие способности.Материалы, инструменты, ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «СЕКРЕТЫ АРТИСТА».

Важным условием духовной жизни человека являются глубокие  эстетические  чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве. О влиянии красоты написано ...

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Чудо магнит»

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом его свойствами.Сформировать пред...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Чудо магнит»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект открытого занятия по опытно – экспериментальной деятельности Подготовительной группе «Чудо – магнит

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Систематизировать знание о магните и овладении основами исследовательской деятельности...