Открытое занятие по образовательной области Познание в средней группе. Тема: "Экологический светофор"
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему
В открытом занятии по ОО Познание закрепляются знания о диких животных и их детенышах, о правилах поведения в природе и бережном отношении к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание | 30.03 КБ |
Консультация для воспитателей "Формы и методы экологического воспитания" | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №32 общеразвивающего вида городского округа
г. Нефтекамск
Открытое занятие
по образовательной области Познание
в средней группе.
Тема: "Экологический светофор"
Провела: воспитатель средней группы
Галиханова Р.Х.
Нефтекамск - 2017г.
Цель: воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Задачи: расширять представления детей о характерных признаках зимы. Закрепить знания о правилах поведения в природе, приёмов бережного отношения к ней. Формировать логическое мышление, устойчивость внимания. Учить отвечать на вопросы развёрнутой фразой, использовать доказательную речь. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, творчество. Воспитывать выдержку, проявлять терпение, дружеские качества.
Оборудования: макеты деревьев, игрушки резиновые и плюшевые (медведь, заяц, лиса, белка), бумбокс со светомузыкой, игрушечный светофор
Организационный момент
Воспитатель (концентрирует внимание детей):
Утром солнышко проснулось и ребятам улыбнулось,
Мы за ручки все возьмёмся, и друг другу улыбнемся.
Основная часть
В-ль: Ребята, я вас сегодня приглашаю в путешествие. А куда мы пойдем, узнаете, если разгадаете загадку.
Летом в шубе, а зимой раздетый.
(лес)
Дети: Лес
В-ль: Правильно. Это лес. Хотите увидеть волшебный лес? Тогда отправляемся в путешествие. Закройте глаза. Раз, два, три – повернись, в волшебном лесу окажись.
Ребята, посмотрите. Как же красиво в лесу!
Беседа
– Как вы думаете, в каком лесу мы оказались, какое время года? (Зима) Как вы узнали? Чем отличается зима от осени?
Дети: ответы детей
В-ль: Сейчас я вам прочитаю стихотворение Ивана Сурикова «Зима» (звучит тихая мелодия)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
В-ль: Вам понравилось стихотворение? О чем говорится в нем? Какой снег? Что происходит зимой с лесом?
Дети: Да. Про зиму. Снег белый, пушистый. Лес спит.
В-ль: Хотите снежки слепить?
Поиграем в игру.
«1,2,3,4, Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий,
Раз подбросим, два поймаем,
Три уроним и сломаем»
В-ль:
Ребята, посмотрите. Какие чудеса в лесу. СВЕТОФОР! Почему звери в лесу поставили светофор? (варианты ответа). Я думаю, скоро мы об этом узнаем.
–Тихо! Кто-то здесь рычит. Не шумите. Это может быть опасно. А я посмотрю, кто это рычит. Кто это? Как называют детеныша Медведя? А если их много? Как называется жилище медведя? Что делают медведи в берлоге зимой?
Дети: Медведь. Детеныша называют медвежонком. Если их много - медвежата. Жилище медведя - берлога. Медведи зимой спят.
В-ль: А почему же тогда он не спит? Спросим у него?
Медведь: Вы что расшумелись, спать мне не даёте?
В-ль: Ребята, он еще разговаривает. Точно мы в волшебном лесу оказались. В лесу можно громко разговаривать? Почему?
Дети: В лесу нельзя шуметь. А то можно распугать диких животных и птиц.
В-ль: Правильно, шум и громкая музыка мешает и пугает лесных жителей. Мы сейчас уложим медведя спать обратно в берлогу и больше не будем шуметь в лесу. Договорились?
Дети: Хорошо.
В-ль: Посмотрите, на светофоре загорелся красный свет. Вот почему светофор в лесу нужен. Когда кто-то нарушает правила поведения в лесу, загорается красный свет. Желтый – предупреждает. Зеленый – разрешает, что нужно сделать.
В-ль: Ой, ребята, под деревом лежит письмо. Прочитаем письмо? «ЕСЛИ РАЗГАДАЕТЕ ЗАГАДКУ, ТО УЗНАЕТЕ КТО ЗДЕСЬ ЖИВЕТ».
Зверь пушной живёт в дупле,
Любит там сидеть в тепле,
Хоть дупло совсем не грелка.
Зиму там проводит - (Белка)
Дети: Белка
В-ль: Правильно угадали. Это белка. Как называют детеныша Белки? А если их много? Где живет белка?
Дети: Детеныша белки называют бельчонок. Бельчата. Белка живет в дупле. В-ль: Белка такая красивая. Может сфотографируем ее? Как вы думаете можно фотографировать красоту зимнего леса?
Дети: варианты ответов.
В-ль: Правильно вы ответили. На светофоре загорелся зеленый свет. Значит мы правильно поступили.
В-ль: Ребята, тут на земле чьи-то следы? Как вы думаете, кто здесь ходил? Сейчас узнаем, кто же под кустом спрятался. Кто это? Как называют детеныша зайца? А если их много? Где живет заяц?
Дети: Это – заяц. Детеныша называют зайчонком. Зайчата. Заяц живет под кустом.
В-ль: Мне этот зайчик понравился. Я хочу его взять к себе домой. Пусть он у меня живет. Вот только я не знаю, правильно я поступлю. Вы как думаете, можно забирать диких животных домой? Почему?
Дети: Нет. Нельзя диких животных забирать домой. Они погибнут.
В-ль: Загорелся красный свет. Значит нельзя забирать диких зверей домой. Их родной дом – это лес.
В-ль: Ребята, кто то под деревом плачет. Это же лиса с перевязанной лапой. Что с тобой случилось, лиса?
Лиса: Я по лесу бежала и не заметила по снегом разбитую стеклянную банку. Вот и порезалась.
В-ль: Откуда в лесу стеклянные банки появились? (человек оставил мусор)
Ребята, можно в лесу оставлять мусор?
Дети: Нельзя.
В-ль: Нельзя, мусор надо собрать в мешок и взять с собой. Какой свет загорелся на светофоре?
Дети: Красный.
В-ль: Посмотрите, на дереве что-то висит. Что это?
Дети: Это кормушка.
В-ль: Для чего она нужна?
Дети: В кормушку зимой ложат корм для птиц, чтобы они не погибли от голода.
В-ль: Молодцы. Зимой трудно живётся птичкам. Надо их подкармливать. На светофоре загорелся желтый предупреждающий свет.
В-ль: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте в круг и закройте глаза. Раз, два, три – повернись и в группе окажись. (дети возвращаются в группу)
В-ль: Вот мы и в группе. Садитесь на свои места
Рефлексия
-Ребята, вам понравилось путешествие?
-Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем. (Нельзя шуметь, раскидывать мусор, забирать диких животных домой, трогать яйца птиц, надо подкармливать птиц, можно фотографировать)
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ, ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №32 общеразвивающего вида городского округа
г. Нефтекамск Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей
«Формы и методы
экологического воспитания».
Подготовила: воспитатель
средней группы Галиханова Р.Х.
Нефтекамск 2017г.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных организациях. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее.
Целью экологического воспитания является формирование у воспитанников экологических начал через привитие любви и уважения к природе.
Важными задачами являются:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
Экологическое воспитание дошкольников — это часть образовательного процесса, которая способствует развитию у воспитанников мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственного воспитания, то есть становления личности в целом.
Формы экологического воспитания – это
- занятия;
- походы и экскурсии;
- экологические праздники и досуги;
- ознакомление детей с природой в повседневной жизни;
- элементарная поисковая деятельность детей.
- Занятия.
Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с миром природы. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.
Первично-ознакомительный тип занятий
Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов или слайдов, рассказ воспитателя. Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом.
В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи.
Со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин, этому способствуют и некоторые, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений. Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой.
Обобщающий тип занятий
На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа.
Углубленно-познавательный тип занятия
Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией.
Комплексные занятия
Комплексные занятия – это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
- Походы и экскурсии.
Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Однако в нашей практике мы не можем использовать данную форму экологического воспитания, так как это связано с мерами безопасности.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с миром природы.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Например, экскурсии по экологической тропе, на приусадебный участок, в парки, скверы и т.д.
3. Экологические праздники и досуги.
Экологические праздники могут быть посвящены временам года,
урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.
Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.
4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.
Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с природным материалом: песком, глиной, льдом, листьями и т. д.
5. Элементарная поисковая деятельность воспитанников.
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте.
А теперь остановимся на методах экологического воспитания.
В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения:
- наглядные,
- практические,
- словесные.
При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов.
Практические методы - это игры (дидактические, подвижные, творческий), элементарные опыты и моделирование.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
Моя Консультация называется
«Формы и методы экологического воспитания». (Слайд 1)
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных организациях. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее. (Слайд 2)
Целью экологического воспитания является формирование у воспитанников экологических начал через привитие любви и уважения к природе. (Слайд 3)
Важными задачами являются:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
Экологическое воспитание дошкольников — это часть образовательного процесса, которая способствует развитию у воспитанников мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственного воспитания, то есть становления личности в целом. (Слайд 4)
Формы экологического воспитания – это
- занятия;
- походы и экскурсии;
- экологические праздники и досуги;
- ознакомление детей с природой в повседневной жизни;
- элементарная поисковая деятельность детей.
1. Занятия.
Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с миром природы. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения. (Слайд 5 )
Первично-ознакомительный тип занятий
Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. (Слайд 6) Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия. (Слайд 7) Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. (Слайд 8) Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов или слайдов, рассказ воспитателя. Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом.
(Слайд 9) В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи.
(Слайд 10) Со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин, этому способствуют и некоторые, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений. (Слайд 11) Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой.
Обобщающий тип занятий
На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа.
Углубленно-познавательный тип занятия
Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией.
Комплексные занятия
Комплексные занятия – это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. (Слайд 12)
2. Походы и экскурсии.
Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Однако в нашей практике мы не можем использовать данную форму экологического воспитания, так как это связано с мерами безопасности.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с миром природы.
(Сайд 13) Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Например, экскурсии по экологической тропе, на приусадебный участок, в парки, скверы и т.д. (Слайд 14)
3. Экологические праздники и досуги.
Экологические праздники могут быть посвящены (Слайд15) временам года,
(слайд 16) урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, (Слайд 17) праздники оздоровительного характера.
Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель. (Слайд 18)
4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.
Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, (Слайд19) организует разнообразные игры с природным материалом: песком, глиной, льдом, листьями и т. д. (Слайд20)
5. Элементарная поисковая деятельность воспитанников.
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. (Слайд21)
А теперь остановимся на методах экологического воспитания.
В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения:
- наглядные,
- практические,
- словесные.
При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы. (Слайд 22)
К наглядным методам относятся наблюдение,(Слайд23) рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов. (Слайд 24)
Практические методы - это игры (дидактические, (Слайд 25) подвижные, творческий), (Слайд26) элементарные опыты и моделирование. (Слайд 27)
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. (Слайд 28)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ»
Конспект разработан по технологии проблемного обучения....
Открытый показ образовательной области-Познание-по математике.
1.Работа со счетными палочками.2.Работа со счетными палочками Кюизенера.3.Дидактическая игра "Посчитай и ответь".4.Дидактическая игра на внимание "Отзовись"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познание» в средней группе По теме: «Зима в городе»
Управление общего образования Администрации Ртищевского Муниципального района Саратовской областиМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский с...
Открытая непосредственно- образовательная деятельность в образовательной области «Познание» в средней группе с использованием нетрадиционных техник рисования
Открытая непосредственно-образовательная деятельностьв образовательной области «Познание»в средней группес использованием нетрадиционных техник рисования( ТЫЧОК)...
Конспект НОД по области познания в подготовительной группе Тема: «Экологическое развитие детей посредством художественной деятельности. Техника кляксография.»
формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Расширение представлений о нетрадиционных видах художественной деятельно...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе Тема: «Экологический светофор зимой»
Под формированием основ экологической культуры дошкольника мы понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправ...