Научно-исследовательский проект "Песок. Глина. Камни"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Проект участвовал в конкурсе научно-исследовательских проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oglavlenie_1.docx | 11.82 КБ |
prilozhenie_1.docx | 15.29 КБ |
prilozhenie_2.docx | 15.29 КБ |
prilozhenie_3.docx | 15.29 КБ |
proekt_soderzhanie.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Описание проекта………………………………….…………………….1-4 стр.
I Этап проекта:
Подготовительный……………………………………………………….5 стр.
II Этап проекта:
Основной………………………………………………………………….5-6 стр.
III Этап проекта:
Заключительный………………………………………………………….7 стр.
Вывод……………………………………………………………………...8-9 стр.
Приложение к Проекту
Предварительный просмотр:
Экспериментирование с песком
Эксперимент №1 «Из чего состоит песок»
Материалы: стаканчик с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его.
- Из чего состоит песок? (зернышек, песчинок)
- Как выглядят песчинки?
- Похожи ли песчинки одна на другую?
Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Эксперимент №2 «Влажный песок»
Материалы: стаканчики с песком, вода.
Ход эксперимента:
В емкости с песком наливаем воду из стаканчиков и размешиваем песок ложечками.
- Какой стал песок?
Вывод: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Так песок используют в строительстве.
Экспериментирование с глиной и песком
Эксперимент №1 «Из чего состоит глина»
Материалы: глина, емкость для глины.
Ход эксперимента:
Рассматриваем глину невооружённым глазом, и под микроскопом частичку глины.
Вывод: глина состоит из мягких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Эксперимент№2 «Водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины»
Материалы: стаканчик с водой, два стаканчика – с песком и глиной.
Ход эксперимента: Аккуратно наливаем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим как водичка впитывается быстро или медленно? Часть воды остается на глине.
Эксперимент №3 «Песок и глина не имеют запаха»
Материалы: стаканчики с песком и глиной
Ход эксперимента:
Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? Нет.
Эксперимент №4 «Мокрый песок и глина»
Материалы: мокрый песок и глина.
Ход эксперимента:
Берем мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.
Экспериментирование с камнями
Эксперимент №1 «Из чего состоят камни»
Материалы: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите два камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаги.
- Как вы думаете, что это сыплется?
- Возьмите лупы, рассмотрите это
- Как мы получили песок?
- Как в природе появляется песок?
Вывод: ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Жюри конкурса познавательно-исследовательских проектов
Старший методист Е.В. Коломийцева /________/__________________/
Старший воспитатель С.В. Орлова /________/__________________/
Старший воспитатель Л.В. Костина /________/__________________/
Педагог-организатор М.В. Груздева /________/__________________/
Воспитатель Н.Н. Щеблякова /________/__________________/
Комментарии:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Экспериментирование с песком
Эксперимент №1 «Из чего состоит песок»
Материалы: стаканчик с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его.
- Из чего состоит песок? (зернышек, песчинок)
- Как выглядят песчинки?
- Похожи ли песчинки одна на другую?
Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Эксперимент №2 «Влажный песок»
Материалы: стаканчики с песком, вода.
Ход эксперимента:
В емкости с песком наливаем воду из стаканчиков и размешиваем песок ложечками.
- Какой стал песок?
Вывод: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Так песок используют в строительстве.
Экспериментирование с глиной и песком
Эксперимент №1 «Из чего состоит глина»
Материалы: глина, емкость для глины.
Ход эксперимента:
Рассматриваем глину невооружённым глазом, и под микроскопом частичку глины.
Вывод: глина состоит из мягких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Эксперимент№2 «Водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины»
Материалы: стаканчик с водой, два стаканчика – с песком и глиной.
Ход эксперимента: Аккуратно наливаем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим как водичка впитывается быстро или медленно? Часть воды остается на глине.
Эксперимент №3 «Песок и глина не имеют запаха»
Материалы: стаканчики с песком и глиной
Ход эксперимента:
Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? Нет.
Эксперимент №4 «Мокрый песок и глина»
Материалы: мокрый песок и глина.
Ход эксперимента:
Берем мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.
Экспериментирование с камнями
Эксперимент №1 «Из чего состоят камни»
Материалы: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите два камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаги.
- Как вы думаете, что это сыплется?
- Возьмите лупы, рассмотрите это
- Как мы получили песок?
- Как в природе появляется песок?
Вывод: ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Жюри конкурса познавательно-исследовательских проектов
Старший методист Е.В. Коломийцева /________/__________________/
Старший воспитатель С.В. Орлова /________/__________________/
Старший воспитатель Л.В. Костина /________/__________________/
Педагог-организатор М.В. Груздева /________/__________________/
Воспитатель Н.Н. Щеблякова /________/__________________/
Комментарии:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Экспериментирование с песком
Эксперимент №1 «Из чего состоит песок»
Материалы: стаканчик с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его.
- Из чего состоит песок? (зернышек, песчинок)
- Как выглядят песчинки?
- Похожи ли песчинки одна на другую?
Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Эксперимент №2 «Влажный песок»
Материалы: стаканчики с песком, вода.
Ход эксперимента:
В емкости с песком наливаем воду из стаканчиков и размешиваем песок ложечками.
- Какой стал песок?
Вывод: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Так песок используют в строительстве.
Экспериментирование с глиной и песком
Эксперимент №1 «Из чего состоит глина»
Материалы: глина, емкость для глины.
Ход эксперимента:
Рассматриваем глину невооружённым глазом, и под микроскопом частичку глины.
Вывод: глина состоит из мягких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Эксперимент№2 «Водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины»
Материалы: стаканчик с водой, два стаканчика – с песком и глиной.
Ход эксперимента: Аккуратно наливаем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим как водичка впитывается быстро или медленно? Часть воды остается на глине.
Эксперимент №3 «Песок и глина не имеют запаха»
Материалы: стаканчики с песком и глиной
Ход эксперимента:
Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? Нет.
Эксперимент №4 «Мокрый песок и глина»
Материалы: мокрый песок и глина.
Ход эксперимента:
Берем мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.
Экспериментирование с камнями
Эксперимент №1 «Из чего состоят камни»
Материалы: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите два камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаги.
- Как вы думаете, что это сыплется?
- Возьмите лупы, рассмотрите это
- Как мы получили песок?
- Как в природе появляется песок?
Вывод: ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Жюри конкурса познавательно-исследовательских проектов
Старший методист Е.В. Коломийцева /________/__________________/
Старший воспитатель С.В. Орлова /________/__________________/
Старший воспитатель Л.В. Костина /________/__________________/
Педагог-организатор М.В. Груздева /________/__________________/
Воспитатель Н.Н. Щеблякова /________/__________________/
Комментарии:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Вид проекта:
По продолжительности: кратковременный.
По количеству участников: фронтальный.
По характеру контактов: в рамках ДОО.
Участники:
- дети старшей группы № 5 ГБОУ Школы № 2088 (Дошкольное отделение: Грайвороновская, д. 18, корп.3)
- родители детей;
- воспитатели: Никульникова Ю.М., Грицкевич Е.В., Ахмедова Р.Г.
Тип проекта: Реализация ФГОС, интеграция образовательных областей (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие).
Сроки реализации проекта: 30.01.-17.02.2017
Актуальность проекта:
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников.
Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Благодаря проекту «Песок.Глина.Камни» ребенок получает возможность ставить себе новую, все более сложную цель. Знакомство детей с песком, глиной, камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.
Гипотеза:
Таким образом, реализуя проект «Песок.Глина.Камни», у детей расширятся представления о разнообразии объектов неживой природы, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.
Объект проекта:
Дети группы № 5 дошкольного отделения.
Предмет проекта:
Компоненты неживой природы (песок, глина, камни)
Цели проекта:
Способствовать интеллектуальному и творческому развитию детей, расширять горизонты окружающего мира в процессе формирования интереса к компонентам неживой природы.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
2. Учить детей классифицировать песок, глину, камни по происхождению.
3. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
1. Развивать умение сравнивать и анализировать.
2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
3. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
4. Развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Пути реализации:
- Познавательные беседы
- Экологические занятия
- Рассматривание объектов неживой природы
- Просмотр видеоматериалов
- Чтение художественной литературы
- Игровая деятельность дошкольников
- Художественно – творческая деятельность с детьми
- Исследовательская деятельность
Предполагаемые результаты:
- Повышение уровня экологических знаний дошкольников по циклу «Песок, глина, камни»
- Совершенствование педагогического мастерства педагогов, использование инновационных технологий в экологическом воспитании детей и в работе с родителями воспитанников.
I этап: Подготовительный этап
До начала реализации проекта была проведена следующая работа:
- сбор фотографий с объектами неживой природы;
- подбор иллюстраций с изображением неживой природы ;
- подбор художественной литературы;
- подготовка презентации, наглядного материала;
- подбор игр;
- подбор музыкального репертуара, мультфильмов об объектах неживой природы
- написание сценария к итоговому мероприятию: Презентация проекта «Песок.Глина.Камни»
- подготовка к продуктивной деятельности: Песочная церемония «Радуга в бутылке» с участием детей и членов жюри конкурса проектов
II этап: Основной этап
- Взаимодействие с детьми
Период | Тема | Содержание |
30.01-03.02.2017 | Знакомство с песком | «Наш дом – природа». Цель: Знакомство с такими компонентами неживой природы, как песок, их свойствами. Худ. Литература: Л. Квитко «На песке», С. Маршак «Желтая страница», М.Т. Грабенко «Песочная страна», В. Хауф «Рассказ о Калифе-Аисте», Г. Люшнин «Песчаный дом» Экспериментирование с песком: Эксперимент №1, №2 (см. приложение к Проекту) |
06.02.-10.02.2017 | Знакомство с глиной (сравнения с песком) | «Наш дом – природа» (продолжение). Цель: Познакомить с особенностями глины, ее свойствами. Сравнить, чем глина отличается от песка. Определить, как свойства этих веществ проявляются в повседневной жизни (наблюдения на прогулке). Рассматривание иллюстраций, фотографий, разнообразных предметах из глины (народные промыслы, посуда древних людей). Худ. Лит-ра: Д. Родари «Чипполино», Русские народные сказки «Гуси-Лебеди», «Три поросенка», «Лиса и Журавль», «Горшочек каши», «По щучьему велению» Экспериментирование с глиной: Эксперимент №1, №2, №3 (см. приложение к Проекту) |
13.02.-17.02.2017 | Знакомство с камнями | «Живые камни» Цель: Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать камни по разным признакам. Сбор коллекции украшений из камней для выставки «Сокровища гномов». Худ. Лит-ра: В. Кудрявцева «Алмазная гора», П.П. Бажов «Хозяйка Медной Горы», П.П. Бажов «Серебряное копытце», И.Н. Рыжова «О чем шептались камешки», В. Волков «Волшебник изумрудного города» Экспериментирование с камнями: Эксперимент № 1, №2, №3 (см. Приложение к Проекту) |
- Взаимодействие с родителями
- Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье».
- Консультация для родителей «Формирование у детей бережного отношения к родной природе».
- Помощь родителей в сборе иллюстраций, фотографий, украшений из камня для выставки «Сокровища гномов»
III Этап: Заключительный этап
- Выставка украшений, изделий из камня «Сокровища гномов»
- Показ презентации, фильма «Живая, неживая природа»
- Участие педагога с детьми в экспериментировании на протяжении всего проекта
- Участие воспитателей и детей в Песочной церемонии «Цветные узоры»
Вывод
Мир меняется, каким он будет – во многом зависит от нас и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни.
Экономические, социальные, экологические и другие проблемы, вставшие не только перед нашей страной, но и перед всем человечеством, по всей сути имеют общий корень и могут быть сведены к общей проблеме – проблеме человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг.
Что определяет, характеризует человека и общество, прежде всего? Его культура! В приложении к человеку это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека и есть отражение его внутреннего мира.
Отсюда следует, что многочисленные современные проблемы нашей жизни связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека. Поэтому в деле экологического воспитания и образования вопросы культуры должны стоять на первом месте.
Одной из главных задач культурно – экологического воспитания является задача, решение которой выразится в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, человека с человеком, что обеспечит его выживание и развитие. Эта задача полностью согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Таким образом, в ходе реализации данного проекта мы предположили, что дети не только узнают о разных видах песка и глины, названиях камней и их внешнем виде, но также их полезных качествах. Путем исследования мы познакомились с миром песка, глины и камней, особенностями их происхождения, использование их человеком. В ходе проектной деятельности дети узнали много новых слов – понятий и названий , пополнили свой словарный запас. В процессе работы естественным образом происходило развитие познавательных процессов. Особую значимость сыграли коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по теме недели "Природные материалы" (песок, глина, камни)
Информирование родителей по теме недели. Рекомендовать родителям поиграть, провести опыты с детьми....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «СРАВНЕНИЕ ПЕСКА, ГЛИНЫ, КАМНЕЙ»
Вид деятельности: познавательно-исследовательскаяЦель: Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств различных материалов.Интеграция образовательных областей: «Познани...
«Природный материал-песок, глина, камни»-конспект НОД по ознакомлению с природой, старшая группа
Конспект НОД для старшей группы, ознакомление с природой...
Познавательно-исследовательский проект "Песок. Глина. Камни"
Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными...
Песок, глина, камни
Проект по экспериментальной деятельности "Песок, глина, камни"...
Песок, глина, камни
Проект исследовательской деятельности "Песок, глина, камни"...
Сценарий ООД по познавательному развитию в старшей группе «Природный материал – песок, глина, камни»
Сценарий занятия по ознакомлению с природой в старшей группе с применением квест-технологий....