Научно-исследовательский проект "Песок. Глина. Камни"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Проект участвовал в конкурсе научно-исследовательских проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oglavlenie_1.docx11.82 КБ
Файл prilozhenie_1.docx15.29 КБ
Файл prilozhenie_2.docx15.29 КБ
Файл prilozhenie_3.docx15.29 КБ
Microsoft Office document icon proekt_soderzhanie.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Описание проекта………………………………….…………………….1-4 стр.

I Этап проекта:

Подготовительный……………………………………………………….5 стр.

II Этап проекта:

Основной………………………………………………………………….5-6 стр.

III Этап проекта:

Заключительный………………………………………………………….7 стр.

Вывод……………………………………………………………………...8-9 стр.

Приложение к Проекту



Предварительный просмотр:

Экспериментирование с песком

Эксперимент №1 «Из чего состоит песок»

Материалы: стаканчик с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зернышек, песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Эксперимент №2 «Влажный песок»

Материалы: стаканчики с песком, вода.

Ход эксперимента:

В емкости с песком наливаем воду из стаканчиков и размешиваем песок ложечками.

  • Какой стал песок?

Вывод: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Так песок используют в строительстве.

Экспериментирование с глиной и песком

Эксперимент №1 «Из чего состоит глина»

Материалы: глина, емкость для глины.

Ход эксперимента:

Рассматриваем глину невооружённым глазом, и под микроскопом частичку глины.

Вывод: глина состоит из мягких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Эксперимент№2 «Водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины»

Материалы: стаканчик с водой, два стаканчика – с песком и глиной.

Ход эксперимента: Аккуратно наливаем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим как водичка впитывается быстро или медленно? Часть воды остается на глине.

Эксперимент №3 «Песок и глина не имеют запаха»

Материалы: стаканчики с песком и глиной

Ход эксперимента:

Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? Нет.

Эксперимент №4 «Мокрый песок и глина»

Материалы: мокрый песок и глина.

Ход эксперимента:

Берем мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.

Экспериментирование с камнями

Эксперимент №1 «Из чего состоят камни»

Материалы: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите два камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаги.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Жюри конкурса познавательно-исследовательских проектов

Старший методист Е.В. Коломийцева             /________/__________________/

Старший воспитатель С.В. Орлова                  /________/__________________/

Старший воспитатель Л.В. Костина                /________/__________________/

Педагог-организатор М.В. Груздева               /________/__________________/

Воспитатель  Н.Н. Щеблякова                        /________/__________________/

Комментарии:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Экспериментирование с песком

Эксперимент №1 «Из чего состоит песок»

Материалы: стаканчик с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зернышек, песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Эксперимент №2 «Влажный песок»

Материалы: стаканчики с песком, вода.

Ход эксперимента:

В емкости с песком наливаем воду из стаканчиков и размешиваем песок ложечками.

  • Какой стал песок?

Вывод: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Так песок используют в строительстве.

Экспериментирование с глиной и песком

Эксперимент №1 «Из чего состоит глина»

Материалы: глина, емкость для глины.

Ход эксперимента:

Рассматриваем глину невооружённым глазом, и под микроскопом частичку глины.

Вывод: глина состоит из мягких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Эксперимент№2 «Водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины»

Материалы: стаканчик с водой, два стаканчика – с песком и глиной.

Ход эксперимента: Аккуратно наливаем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим как водичка впитывается быстро или медленно? Часть воды остается на глине.

Эксперимент №3 «Песок и глина не имеют запаха»

Материалы: стаканчики с песком и глиной

Ход эксперимента:

Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? Нет.

Эксперимент №4 «Мокрый песок и глина»

Материалы: мокрый песок и глина.

Ход эксперимента:

Берем мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.

Экспериментирование с камнями

Эксперимент №1 «Из чего состоят камни»

Материалы: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите два камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаги.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Жюри конкурса познавательно-исследовательских проектов

Старший методист Е.В. Коломийцева             /________/__________________/

Старший воспитатель С.В. Орлова                  /________/__________________/

Старший воспитатель Л.В. Костина                /________/__________________/

Педагог-организатор М.В. Груздева               /________/__________________/

Воспитатель  Н.Н. Щеблякова                        /________/__________________/

Комментарии:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Экспериментирование с песком

Эксперимент №1 «Из чего состоит песок»

Материалы: стаканчик с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зернышек, песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Эксперимент №2 «Влажный песок»

Материалы: стаканчики с песком, вода.

Ход эксперимента:

В емкости с песком наливаем воду из стаканчиков и размешиваем песок ложечками.

  • Какой стал песок?

Вывод: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Так песок используют в строительстве.

Экспериментирование с глиной и песком

Эксперимент №1 «Из чего состоит глина»

Материалы: глина, емкость для глины.

Ход эксперимента:

Рассматриваем глину невооружённым глазом, и под микроскопом частичку глины.

Вывод: глина состоит из мягких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Эксперимент№2 «Водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины»

Материалы: стаканчик с водой, два стаканчика – с песком и глиной.

Ход эксперимента: Аккуратно наливаем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим как водичка впитывается быстро или медленно? Часть воды остается на глине.

Эксперимент №3 «Песок и глина не имеют запаха»

Материалы: стаканчики с песком и глиной

Ход эксперимента:

Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? Нет.

Эксперимент №4 «Мокрый песок и глина»

Материалы: мокрый песок и глина.

Ход эксперимента:

Берем мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.

Экспериментирование с камнями

Эксперимент №1 «Из чего состоят камни»

Материалы: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите два камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаги.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Жюри конкурса познавательно-исследовательских проектов

Старший методист Е.В. Коломийцева             /________/__________________/

Старший воспитатель С.В. Орлова                  /________/__________________/

Старший воспитатель Л.В. Костина                /________/__________________/

Педагог-организатор М.В. Груздева               /________/__________________/

Воспитатель  Н.Н. Щеблякова                        /________/__________________/

Комментарии:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Вид проекта:

По продолжительности: кратковременный.

По количеству участников: фронтальный.

По характеру контактов: в рамках ДОО.

Участники:

  • дети старшей группы № 5 ГБОУ Школы № 2088 (Дошкольное отделение: Грайвороновская, д. 18, корп.3)
  • родители детей;
  • воспитатели: Никульникова Ю.М., Грицкевич Е.В., Ахмедова Р.Г.

Тип проекта: Реализация ФГОС, интеграция образовательных областей  (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие).

Сроки реализации проекта: 30.01.-17.02.2017

Актуальность проекта:

         В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников.

Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

Благодаря проекту «Песок.Глина.Камни» ребенок получает возможность ставить себе новую, все более сложную цель. Знакомство детей с песком, глиной, камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Гипотеза:

Таким образом, реализуя  проект «Песок.Глина.Камни», у детей расширятся представления о разнообразии объектов неживой природы, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.

Объект проекта:

Дети группы № 5 дошкольного отделения.

Предмет проекта:

Компоненты неживой природы (песок, глина, камни)

Цели проекта:

Способствовать интеллектуальному и творческому развитию детей, расширять горизонты окружающего мира в процессе формирования интереса к компонентам неживой природы.

Задачи проекта: 

Образовательные:

1. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.

2. Учить детей классифицировать песок, глину, камни по происхождению.

3. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:

1. Развивать умение сравнивать и анализировать.

2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

3. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

4. Развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Пути реализации:

  • Познавательные беседы
  • Экологические занятия
  • Рассматривание объектов неживой природы
  • Просмотр видеоматериалов
  • Чтение художественной литературы
  • Игровая деятельность дошкольников
  • Художественно – творческая деятельность с детьми
  • Исследовательская деятельность

Предполагаемые результаты:

  • Повышение уровня экологических знаний дошкольников по циклу «Песок, глина, камни»
  • Совершенствование педагогического мастерства педагогов, использование инновационных технологий в экологическом воспитании детей и в работе с родителями воспитанников.

I этап: Подготовительный этап

До начала реализации проекта была проведена следующая работа:

  • сбор фотографий с объектами неживой природы;
  • подбор иллюстраций с изображением неживой природы ;
  • подбор художественной литературы;
  • подготовка презентации, наглядного материала;
  • подбор игр;
  • подбор музыкального репертуара, мультфильмов об объектах неживой природы
  • написание сценария к итоговому мероприятию: Презентация проекта «Песок.Глина.Камни»
  • подготовка к продуктивной деятельности: Песочная церемония «Радуга в бутылке» с участием детей и членов жюри конкурса проектов

II этап: Основной этап

  1. Взаимодействие с детьми

Период

Тема

Содержание

30.01-03.02.2017

Знакомство с песком

«Наш дом – природа». Цель: Знакомство с такими компонентами неживой природы, как песок, их свойствами.

Худ. Литература: Л. Квитко «На песке», С. Маршак «Желтая страница», М.Т. Грабенко «Песочная страна», В. Хауф «Рассказ о Калифе-Аисте», Г. Люшнин «Песчаный дом»

Экспериментирование с песком: Эксперимент №1, №2 (см. приложение к Проекту)

06.02.-10.02.2017

Знакомство с глиной (сравнения с песком)

«Наш дом – природа» (продолжение). Цель: Познакомить с особенностями глины, ее свойствами. Сравнить, чем глина отличается от песка. Определить, как свойства этих веществ проявляются в повседневной жизни (наблюдения на прогулке). Рассматривание иллюстраций, фотографий, разнообразных предметах из глины (народные промыслы, посуда древних людей).

Худ. Лит-ра: Д. Родари «Чипполино», Русские народные сказки «Гуси-Лебеди», «Три поросенка», «Лиса и Журавль», «Горшочек каши», «По щучьему велению»

Экспериментирование с глиной: Эксперимент №1, №2, №3 (см. приложение к Проекту)

13.02.-17.02.2017

Знакомство с камнями

«Живые камни» Цель: Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать камни по разным признакам. Сбор коллекции украшений из камней для выставки «Сокровища гномов».

Худ. Лит-ра: В. Кудрявцева «Алмазная гора», П.П. Бажов «Хозяйка Медной Горы», П.П. Бажов «Серебряное копытце», И.Н. Рыжова «О чем шептались камешки», В. Волков «Волшебник изумрудного города»

Экспериментирование с камнями: Эксперимент № 1, №2, №3 (см. Приложение к Проекту)

  1. Взаимодействие с родителями
  1. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье».
  2. Консультация для родителей «Формирование у детей бережного отношения к родной природе».
  3. Помощь родителей в сборе иллюстраций, фотографий, украшений из камня для выставки «Сокровища гномов»

III Этап: Заключительный этап

  • Выставка украшений, изделий из камня «Сокровища гномов»
  • Показ презентации, фильма  «Живая, неживая природа»
  • Участие педагога с детьми в экспериментировании на протяжении всего проекта
  • Участие воспитателей и детей в Песочной церемонии «Цветные узоры»

Вывод

Мир меняется, каким он будет – во многом зависит от нас и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни.

Экономические, социальные, экологические и другие проблемы, вставшие не только перед нашей страной, но и перед всем человечеством, по всей сути имеют общий корень и могут быть сведены к общей проблеме – проблеме человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг.

Что определяет, характеризует человека и общество, прежде всего? Его культура! В приложении к человеку это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека и есть отражение его внутреннего мира.

Отсюда следует, что многочисленные современные проблемы нашей жизни связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека. Поэтому в деле экологического воспитания и образования вопросы культуры должны стоять на первом месте.

Одной из главных задач культурно – экологического воспитания является задача, решение которой выразится в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, человека с человеком, что обеспечит его выживание и развитие. Эта задача полностью согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Таким образом, в ходе реализации данного проекта мы предположили, что дети не только узнают о разных видах песка и глины, названиях камней и их внешнем виде, но также их полезных качествах. Путем исследования мы познакомились с миром песка, глины и камней, особенностями их происхождения, использование их человеком. В ходе проектной деятельности дети узнали много новых слов – понятий и названий , пополнили свой словарный запас. В процессе работы естественным образом происходило развитие познавательных процессов. Особую значимость сыграли коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по теме недели "Природные материалы" (песок, глина, камни)

Информирование родителей по теме недели. Рекомендовать родителям поиграть, провести опыты с детьми....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «СРАВНЕНИЕ ПЕСКА, ГЛИНЫ, КАМНЕЙ»

Вид деятельности: познавательно-исследовательскаяЦель: Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств различных материалов.Интеграция образовательных областей: «Познани...

Познавательно-исследовательский проект "Песок. Глина. Камни"

Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными...

Песок, глина, камни

Проект по экспериментальной деятельности "Песок, глина, камни"...

Песок, глина, камни

Проект исследовательской деятельности "Песок, глина, камни"...

Сценарий ООД по познавательному развитию в старшей группе «Природный материал – песок, глина, камни»

Сценарий занятия по ознакомлению с природой в старшей группе с применением квест-технологий....