Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Термометр. Измерение температуры»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шуваева Ольга Николаевна

знакомство детей с различными видами термометров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл знакомство с термометрами15.34 КБ
Файл konspekt_opytno.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Термометр. Измерение температуры»                                                                                                                Воспитатель:  Шуваева О.Н.

Программное содержание:

- познакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы;

- развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности;

- активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы;

- упражнять в подборе антонимов к прилагательным и глаголам;

- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе;

Материал к занятию:

«Волшебная» коробка», термометры: водный, воздушный, комнатный, медицинский (электронный и ртутный).  Карточки с изображением термометров без цифр, 2 тазика с водой (холодная и горячая, карточки для игры «Скажи наоборот».

Ход занятия:

- Ребята, сегодня я принесла в группу нашу волшебную коробочку. Как вы думаете, что в ней может быть? (ответы детей)

- Давайте посмотрим. (Открывают коробку)

- Здесь какие-то слова (термометр, градусник).

- Как вы думаете, что такое термометр, градусник? (приборы для измерения температуры)

- Это название одного прибора или разных? (одного прибора).

- Как расшифровать слова термометр, градусник? (термо- температура, метр- измерение; градусник- измеряют градусы)

- С заданием справились, давайте посмотрим, что появилось в нашей коробочке (открывают-лежат два термометра).

Рассматривают какие термометры (уличный, комнатный).

- Что внутри термометров? (окрашенный спирт)

- Как действует термометр если тепло, холодно? (спирт расширяется, поднимается по трубке, сужается- опускается)

Д/игра «Похожи - отличаются» (сравнение уличного и комнатного термометров)

Предлагаю серию опытов

- Где температура воздуха ниже и почему? (дети отмечают температуру воздуха на улице и в группе, делают вывод, что на улице температура воздуха ниже).

Почему в группе теплее, чем на улице (защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, лампы влияют).

1 опыт – Посмотрим, действительно ли лампы могут обогревать воздух (настольную лампу включить + термометр) – отмечают температуру на начало опыта и на конец.

2 опыт – Подышали на ладошку. Тепло или нет. ?

Вывод: Лампы и наше дыхание влияют на температуру воздуха в группе.

Что влияет на температуру воздуха на улице? (время года, солнце, ветер и т. д.)

- У меня в руках термометры с разной температурой воздуха (карточки с изображением термометров)

Задание: Определите температуру воздуха и подберите время года, какое подходит к температуре. (Дети определяют, выбирают карточки со временем года, объясняют).

- 20° - зима

0° - поздняя осень, может быть, начало зимы и т. д.

- В какой стране у нас всегда плюсовая температура? (Африка)

- Где  у нас всегда холодно? (Север, Северный полюс)

Физминутка (релаксация). Под музыку.

Пока отдыхали, термометры сломались, стерлись цифры (термометры на карточках)

- Сейчас каждый индивидуально вписывает цифры на своем термометре.

- Ну что же цифры вписали, теперь надо выполнить задание, нужно определить температуру воздуха и отметить на термометрах.

Задание 1: Вышли мы гулять, было 0°. Пока гуляли, похолодало на 5°. Какая стала температура воздуха к концу прогулки (Дети отмечают красным карандашом)

Задание 2: Вышли мы гулять, было 0°. Пока гуляли, потеплело на10°. Какая стала температура воздуха к концу прогулки (Дети отмечают красным карандашом)

Посмотрим, может быть в коробке появился еще термометр.

Достали водный термометр – рассматривают.

Можно ли воздушным термометром определить температуру воды? (Нет. Лопнет). Рассматривают, что защищает водный термометр.

Опыт: У меня в двух тазиках вода

Давайте определим температуру воды с помощью термометра.

В одном тазике какая вода? (теплая)

В другом – холодная.

В какой воде столбик будет опускаться к 0°? (холодной). Делают опыт.

(И в горячей и в холодной столбик поднимается выше нуля, почему)

Что происходит при температуре 0° (вода превращается в лед).

Вывод: какую бы холодную воду не налили, температура будет выше 0°.

При 0° вода превращается в лед, а если будет 100°, что произойдет с водой? (закипит)

Опыт: Нальем в чашку и блюдце горячей воды. Где быстрее остынет? (Предположения детей).

Пока остывает, поиграем. Д/и «Скажи наоборот»

Растаял – замерз

Здоровый – больной

Холодно – тепло, жарко

Высокая – низкая

Остыл – нагрелся

Поднялся – опустился

Проверяют опыт. Почему быстрее остыла вода в блюдце? (широкое, чашка – узкая.

Вывод: В широкой посуде вода остывает быстрее.

С какими термометрами еще не познакомились? (медицинские)

Давайте посмотрим в коробке. (Смотрят в коробке Два вида термометров)

-  Какие это термометры? (медицинские)(Ртутный и электронный.)

Рассматривают термометры. Сравнивают. Повторяют  правила пользования термометрами.

Д/и «Хорошо – плохо» (правила безопасности при использовании ртутного).

Делают вывод: С какими термометрами познакомились. Принцип действия у всех одинаковый. (расширение - сужение).



Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Термометр. Измерение температуры»                                                                                                                Воспитатель:  Шуваева О.Н.

Программное содержание:

- познакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы;

- развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности;

- активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы;

- упражнять в подборе антонимов к прилагательным и глаголам;

- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе;

Материал к занятию:

«Волшебная» коробка», термометры: водный, воздушный, комнатный, медицинский (электронный и ртутный).  Карточки с изображением термометров без цифр, 2 тазика с водой (холодная и горячая, карточки для игры «Скажи наоборот».

Ход занятия:

- Ребята, сегодня я принесла в группу нашу волшебную коробочку. Как вы думаете, что в ней может быть? (ответы детей)

- Давайте посмотрим. (Открывают коробку)

- Здесь какие-то слова (термометр, градусник).

- Как вы думаете, что такое термометр, градусник? (приборы для измерения температуры)

- Это название одного прибора или разных? (одного прибора).

- Как расшифровать слова термометр, градусник? (термо- температура, метр- измерение; градусник- измеряют градусы)

- С заданием справились, давайте посмотрим, что появилось в нашей коробочке (открывают-лежат два термометра).

Рассматривают какие термометры (уличный, комнатный).

- Что внутри термометров? (окрашенный спирт)

- Как действует термометр если тепло, холодно? (спирт расширяется, поднимается по трубке, сужается- опускается)

Д/игра «Похожи - отличаются» (сравнение уличного и комнатного термометров)

Предлагаю серию опытов

- Где температура воздуха ниже и почему? (дети отмечают температуру воздуха на улице и в группе, делают вывод, что на улице температура воздуха ниже).

Почему в группе теплее, чем на улице (защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, лампы влияют).

1 опыт – Посмотрим, действительно ли лампы могут обогревать воздух (настольную лампу включить + термометр) – отмечают температуру на начало опыта и на конец.

2 опыт – Подышали на ладошку. Тепло или нет. ?

Вывод: Лампы и наше дыхание влияют на температуру воздуха в группе.

Что влияет на температуру воздуха на улице? (время года, солнце, ветер и т. д.)

- У меня в руках термометры с разной температурой воздуха (карточки с изображением термометров)

Задание: Определите температуру воздуха и подберите время года, какое подходит к температуре. (Дети определяют, выбирают карточки со временем года, объясняют).

- 20° - зима

0° - поздняя осень, может быть, начало зимы и т. д.

- В какой стране у нас всегда плюсовая температура? (Африка)

- Где  у нас всегда холодно? (Север, Северный полюс)

Физминутка (релаксация). Под музыку.

Пока отдыхали, термометры сломались, стерлись цифры (термометры на карточках)

- Сейчас каждый индивидуально вписывает цифры на своем термометре.

- Ну что же цифры вписали, теперь надо выполнить задание, нужно определить температуру воздуха и отметить на термометрах.

Задание 1: Вышли мы гулять, было 0°. Пока гуляли, похолодало на 5°. Какая стала температура воздуха к концу прогулки (Дети отмечают красным карандашом)

Задание 2: Вышли мы гулять, было 0°. Пока гуляли, потеплело на10°. Какая стала температура воздуха к концу прогулки (Дети отмечают красным карандашом)

Посмотрим, может быть в коробке появился еще термометр.

Достали водный термометр – рассматривают.

Можно ли воздушным термометром определить температуру воды? (Нет. Лопнет). Рассматривают, что защищает водный термометр.

Опыт: У меня в двух тазиках вода

Давайте определим температуру воды с помощью термометра.

В одном тазике какая вода? (теплая)

В другом – холодная.

В какой воде столбик будет опускаться к 0°? (холодной). Делают опыт.

(И в горячей и в холодной столбик поднимается выше нуля, почему)

Что происходит при температуре 0° (вода превращается в лед).

Вывод: какую бы холодную воду не налили, температура будет выше 0°.

При 0° вода превращается в лед, а если будет 100°, что произойдет с водой? (закипит)

Опыт: Нальем в чашку и блюдце горячей воды. Где быстрее остынет? (Предположения детей).

Пока остывает, поиграем. Д/и «Скажи наоборот»

Растаял – замерз

Здоровый – больной

Холодно – тепло, жарко

Высокая – низкая

Остыл – нагрелся

Поднялся – опустился

Проверяют опыт. Почему быстрее остыла вода в блюдце? (широкое, чашка – узкая.

Вывод: В широкой посуде вода остывает быстрее.

С какими термометрами еще не познакомились? (медицинские)

Давайте посмотрим в коробке. (Смотрят в коробке Два вида термометров)

-  Какие это термометры? (медицинские)(Ртутный и электронный.)

Рассматривают термометры. Сравнивают. Повторяют  правила пользования термометрами.

Д/и «Хорошо – плохо» (правила безопасности при использовании ртутного).

Делают вывод: С какими термометрами познакомились. Принцип действия у всех одинаковый. (расширение - сужение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект по экспериментированию в подготовительной группе "Термометр и температура"

План конспект по эксперементированию в подготовительной группе...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Экспериментирование в подготовительной группе "Термометры и температура"

Цель: Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Задачи:познакомить детей с понятием  «температура»;форм...

Конспект НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности «Опасная свеча»

Конспект НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИв подготовительной  группе по опытно-экспериментальной деятельности                «Опасная...